Студопедия — Часть 3. Речи судебные. - Причины несправедливых поступков, настроения,вызывающие эти поступки, люди, по отношению к которым эти поступкисовершаются - Что значит
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Часть 3. Речи судебные. - Причины несправедливых поступков, настроения,вызывающие эти поступки, люди, по отношению к которым эти поступкисовершаются - Что значит






Речи судебные. - Причины несправедливых поступков, настроения,вызывающие эти поступки, люди, по отношению к которым эти поступкисовершаются - Что значит поступать несправедливо? - Мотивы дурных поступков- порок и невоздержанность. - Поступки произвольные и непроизвольные. -Мотивы всей человеческой деятельности. - Понятие случайности,естественности, насильственности, привычности. -Совершаемое по соображению,под влиянием раздражения, под влиянием желания. Далее следует сказать о числе и природе тех положений, из которыхдолжно выводить умозаключения относительно обвинения и защиты. Здесь следуетобратить внимание на три пункта, какова природа и как велико число техпричин, в силу которых люди поступают несправедливо; под влиянием какогонастроения люди поступают несправедливо; по отношению к каким людям мыпоступаем несправедливо и в каком положении находятся эти люди. Итак,определим понятие несправедливости и разберем затем каждый из указанныхпунктов по порядку. Пусть поступать несправедливо значит намеренно вопреки закону причинятьвред другому лицу. Но есть два вида законов - частный и общий. Частным яназываю написанный закон, согласно которому люди живут в государстве, общим- тот закон, который признается всеми людьми, хотя он и не написан.Добровольно люди делают то, что они делают сознательно и без принуждения. Невсе то, что люди совершают добровольно, совершается ими намеренно, но все,что совершается ими намеренно, совершается ими добровольно, потому чточеловек никогда не находится в неведении относительно того, что он делаетнамеренно. Мотивы же, под влиянием которых мы добровольно причиняем вред ипоступаем несправедливо, - это порок и невоздержанность: когда мы обладаемодним или несколькими пороками, мы оказываемся несправедливыми именно поотношению к объекту порока, например, корыстолюбивый по отношению к деньгам,невоздержанный по отношению к телесным наслаждениям, изнеженный по отношениюко всему тому, что способствует лени; трус по отношению к опасностям (потомучто трусы под влиянием страха покидают своих товарищей в минуты опасности),честолюбец по отношению к почестям. Человек вспыльчивый поступаетнесправедливо под влиянием гнева; человек, страстно любящий победу,поступает так ради победы, человек мстительный - под влиянием мести, человекнеразумный - вследствие неведения того, что справедливо и что несправедливо,человек бесстыдный - вследствие презрения к доброй славе. Подобным жеобразом каждый из остальных людей оказывается несправедливым соответственносвоему пороку. Но все это ясно отчасти из того, что мы сказали одобродетелях, отчасти из того, что мы скажем о страстях. Остается сказать,ради чего, под влиянием какого настроения и по отношению к кому людипоступают несправедливо. Итак, предварительно разберем вопрос, к чемустремятся и чего избегают люди, принимаясь совершать несправедливости,потому что очевидно, что обвинитель должен выяснить, какие именно инасколько важные мотивы из тех, под влиянием которых люди поступаютнесправедливо по отношению к своим ближним, были у противника, азащищающийся - какие мотивы в данном случае отсутствовали. Все люди делают одно произвольно, другое непроизвольно, а из того, чтоони делают непроизвольно, одно они делают случайно, другое по необходимости;из того же, что они делают по необходимости, одно они делают по принуждению,другое - согласно требованиям природы. Таким образом все, что совершаетсяими непроизвольно, совершается или случайно, или в силу требований природы,или по принуждению. А то, что делается людьми произвольно и причина чеголежит в них самих, делается ими одно по привычке, другое под влияниемстремления, и при том одно под влиянием стремления разумного, другое-неразумного. Хотение есть стремление к благу, потому что всякий испытываетжелание лишь в том случае, когда считает объект своего желания благом.Стремления же неразумные - это гнев и страсть. Итак, все, что люди делают,они делают по 7 причинам: случайно, согласно требованиям природы, попринуждению, по привычке, под влиянием размышления, гнева и страсти.Бесполезно было бы присоединять сюда классификацию таких мотивов, каквозраст, положение и т. п., потому что если юношам свойственно бытьгневливыми или страстными, то они совершают несправедливые поступки не посвоей молодости, но под влиянием гнева и страсти. И не от богатства ибедности люди поступают несправедливо. Случается, конечно, бедным,вследствие их нужды, желать денег, а богатым, вследствие избытка средств,желать наслаждений, в которых нет необходимости, но и эти люди будутпоступать известным образом не от богатства или бедности, но под влияниемстрасти. Равным образом люди справедливые и несправедливые и все те,поступки которых объясняют их душевными качествами (s^Јiq), действуют подвлиянием тех же вышеуказанных мотивов - соображений рассудка или страсти,причем одни руководствуются добрыми нравами или страстями, а другие -нравами и страстями противоположного характера. Случается, конечно, что стакими-то душевными качествами связаны такие-то последствия, а с другими -другие: так у человека умеренного, именно вследствие его умеренности,правильные мнения и желания относительно наслаждений, а у человеканевоздержанного относительно того же мнения -противоположные. Вследствие этого следует оставить в стороне подобные классификации ирассмотреть, какие следствия связаны обыкновенно с какими душевнымисвойствами, потому что, если человек бел или черен, велик или мал, отсюданельзя еще выводить никаких заключений, если же, напротив, человек молод илистар, справедлив или несправедлив, то это уже разница. То же можно сказать иотносительно всего того, что производит разницу в нравах людей, какнапример, считает ли человек себя богатым или бедным, счастливым илинесчастливым. Но об этом мы будем говорить после, теперь же коснемсяостальных [ранее намеченных] вопросов. Случайным называется то, причина чегонеопределенна, что происходит не ради какой-нибудь определенной цели, и невсегда, и не по большей части, и не в установленном порядке. Все этоочевидно из определения понятия случайности. Естественным мы называем то,причина чего подчинена известному порядку и заключается в самой вещи, такчто эта вещь одинаковым образом случается или всегда, или по большей части.Что же касается вещей противоестественных, то нет никакой нужды выяснять,происходят ли подобные вещи сообразно с какими-нибудь законами природы, илипо какой-нибудь другой причине; может показаться, что причиной подобныхвещей бывает и случай. Насильственным называется то, что делается нами самими, но вопрекисвоему желанию и доводам рассудка. Привычным называется то, что люди делаютвследствие того, что часто это делали. По соображению [совершается] то, чтокажется нам полезным из перечисленных нами благ, или как цель, или каксредство, ведущее к цели, когда такая вещь делается ради приносимой еюпользы, потому что иногда и люди невоздержанные делают полезные вещи, но недля пользы, а ради удовольствия. Под влиянием раздражения и запальчивостисовершаются дела мести. Между местью и наказанием есть разница: наказаниепроизводится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, что утоляет его гнев.Что такое гнев, это будет ясно из трактата о страстях. Под влиянием желанияделается все то, что кажется нам приятным; к числу вещей приятных относитсяи то, с чем мы сжились и к чему привыкли, потому что люди в силу привычки судовольствием делают многое из того, что по своей природе не представляетничего приятного. Таким образом, в результате всего сказанного мы получаем, что все то,что люди делают сами собой, все это - или благо, или кажущееся благо, илиприятно, или кажется приятным. Но так как все то, что люди делают самисобой, они делают добровольно, а недобровольно они поступают не сами посебе, то все то, что люди делают добровольно, можно отнести к числудействительных или кажущихся благ, к числу вещей действительно приятных иликажущихся таковыми. К числу благ я отношу также избавление отдействительного или кажущегося зла, равно как и замену большего зла меньшим,потому что подобные вещи в некотором отношении представляются желательными;точно так же я причисляю к приятным вещам избавление от неприятного или отчего-нибудь кажущегося неприятным, или замену более неприятного менеенеприятным. Итак, следует рассмотреть полезные и приятные вещи, - сколько ихи каковы они. О полезном мы говорили раньше, говоря о речах, носящиххарактер совещательный; теперь поговорим о приятном. При этом достаточныминужно считать те определения, которые относительно каждого данного предметане представляются ни слишком неопределенными, ни слишком мелочными. ГЛАВА XI Определение удовольствия - Различные категории приятного. Определим удовольствие, как некоторое движение души и как быстрое иощутимое водворение ее в ее естественное состояние; неудовольствие жеопределим, как нечто противоположное этому. Если же все подобное естьудовольствие, то очевидно, что приятно и все то, что создает вышеуказанноенами душевное состояние, а все то, что его уничтожает или создает душевноесостояние противоположного характера, все это неприятно. Отсюда необходимоследует, что по большей части приятно водворение в своем природномсостоянии, и особенно в том случае, когда возвратит себе свою природу то,что согласно с ней происходит. [Приятны и] привычки, потому что привычноеуже как бы получает значение природного, так как привычка несколько подобнаприроде, понятие "часто" близко к понятию "всегда", природа же относится кпонятию "всегда", а привычка к понятию "часто". Приятно и то, что делаетсяне насильно, потому что насилие противно природе; на этом то основании всенеобходимое тягостно, и справедливо говорится, что всяка необходимость посвоей природе тягостна". Неприятны также заботы, попечения и усилия; все этопринадлежит к числу вещей необходимых и вынужденных, если только люди к нимне привыкли; в последнем случае привычка делает их приятными. Вещи, посвоему характеру противоположные вышеуказанным, приятны, поэтому к числувещей приятных относитс легкомыслие, бездействие, беззаботность, шутка исон, потому что ни одна из этих вещей не имеет ничего общего снеобходимостью. Приятно и все то, что составляет объект желания, потому чтожелание есть стремление к удовольствию. Из желаний одни неразумны, другиеразумны; к числу неразумных я отношу те желания, которые люди испытываютнезависимо от такого или другого мнения [о предмете желания], [сюдапринадлежат] желания, называемые естественными, каковы все желания,создаваемые нашим телом, например, желание пищи, голод, жажда и стремление ккаждому отдельному роду пищи; сюда же относятся желания, связанные спредметами вкуса, сладострастия, а также с предметами осязания, обоняния,слуха и зрения. Разумные желания те, которые являются под влиянием убеждения, потомучто мы жаждем увидеть и приобрести многие вещи, о которых мы слышали и [вприятности которых] мы убеждены. Так как наслаждение заключается виспытывании известного впечатления, а представление есть некоторого родаслабое ощущение, то всегда у человека, вспоминающего что-нибудь илинадеющегося на что-нибудь, есть некоторое представление о том, о чем онвспоминает или на что надеется; если же это так, то очевидно, что для людей,вспоминающих что-нибудь или надеющихся на что-нибудь, получаетсяудовольствие, так как в этом случае они испытывают известного рода ощущение.Таким образом, все приятное необходимо будет заключаться или в ощущениинастоящего удовольствия, или в припоминании удовольствия прошедшего, или внадежде на будущее удовольствие, потому что люди чувствуют настоящее,вспоминают о свершившемся и надеются на будущее. Из того, что людиприпоминают, приятно не только то, что было приятно, когда было настоящим,но и кое-что неприятное, если только то, что за ним последовало, было длянас вполне приятно. Отсюда и говорится: Приятно человеку, избегшему гибели, Вспоминать свои несчастия. И:... О прошлых бедах вспоминает охотно Муж, испытавший их много и долгобродивший на свете. Причина этому та, что приятно уже и самое отсутствие зла. А из того,чего мы ожидаем, нам приятно то, с присутствием чего связано или сильноеудовольствие, или польза, и притом польза, не соединенная с горем. Вообще жевсе то, присутствие чего приносит нам радость, доставляет нам обыкновенноудовольствие и тогда, когда мы вспоминаем такую вещь или надеемся на нее;поэтому приятно гневаться, как и Гомер сказал о гневе: Он в зарождении сладостней тихо струящегося меду, потому что мы негневаемся на того, кого считаем недоступным нашей мести, и на людей болеемогущественных, чем мы, мы или совсем не гневаемся, или гневаемся в меньшейстепени. С большею частью желаний связано некоторое удовольствие: мы испытываемего, или вспоминая, как наше желание было удовлетворено, или надеясь на егоудовлетворение в будущем; например, больные, мучимые жаждой в жару,испытывают удовольствие, и вспоминая о том, как они утоляли свою жажду впрошедшем, и надеясь утолить ее в будущем. Точно так же и влюбленныеиспытывают наслаждение, беседуя устно или письменно с предметом своей любви,или каким бы то ни было другим образом занимаясь им, потому что, живявоспоминанием во всех подобных состояниях, они как бы на самом деле ощущаютприсутствие любимого человека. И для всех людей любовь начинается тем, чтоони не только получают удовольствие от присутствия любимого человека, но и вего отсутствии испытывают наслаждение, вспоминая его, и у них являетсядосада на его отсутствие. И в горестях и в слезах есть также известного роданаслаждение: горечь является вследствие отсутствия любимого человека, но вприпоминании и некоторого рода лицезрении его, - что он делал и каков онбыл, -заключается наслаждение, поэтому справедливо говорит поэт: Так говорил и во всех возбудил он желание плакать. Приятна также месть, потому что приятно достигнуть того, не достигнутьчего тяжело. Гневаясь, люди безмерно печалятся, не имея возможностиотомстить, и, напротив, испытывают удовольствие, надеясь отомстить. Приятнои побеждать - и это приятно не только для людей, любящих победу, но и длявсех вообще, потому что в этом случае является мысль о собственномпревосходстве, которого более или менее жаждут все. Если приятна победа, тоотсюда необходимо следует, что приятны и игры, где есть место борьбе исостязанию, потому что в них часто случается побеждать; сюда относятся игрыв бабки, в мяч, в кости и в шашки. Точно то же можно сказать и о серьезныхзабавах: одни из них делаются приятными, по мере того как к ним привыкаешь,другие же сразу доставляют удовольствие, например, травля собаками и вообщевсякая охота, потому что где есть борьба, там есть место и победе; на этомосновании искусство тягаться по судам и спорить доставляет удовольствие тем,кто привык к подобному препровождению времени и имеет к нему способность. Почет и добрая слава принадлежат к числу наиболее приятных вещей,потому что каждый воображает, что он именно таков, каков бывает человекхороший, и тем более в том случае, когда [почести и похвала] воздаются состороны лиц, которых мы считаем правдивыми. В этом случае люди нам близкиезначат больше, чем люди нам далекие, и люди коротко знакомые и нашисограждане больше, чем люди нам чужие, и наши современники больше, чем нашипотомки, и разумные больше, чем неразумные, и многие больше, чем немногие,потому что есть больше основания считать правдивыми перечисленных намилюдей, чем людей им противоположных. Раз человек с пренебрежением относитсяк какой-нибудь категории существ (как, например, он относится к детям илиживотным), он не придает никакого значения почестям со стороны их и добройславе среди них, по крайней мере, ради самой этой славы, а если он и придаетэтим вещам значение, то ради чего-нибудь другого. Друг также принадлежит к числу приятных вещей, потому что, с однойстороны, приятно любить: никто, кому вино не доставляет удовольствия, нелюбит его; а с другой стороны -приятно также и быть любимым, потому что и вэтом случае у человека является мысль, что он хорош, а этого жаждут всеспособные чувствовать люди; а быть любимым значит быть ценимым ради самогосебя. Быть объектом удивления приятно уже потому, что с этим связан почет.Приятно также быть объектом лести, приятен и льстец, потому что он -кажущийся поклонник и друг. Приятно часто делать одно и то же, потому что,как мы сказали, все привычное приятно. Приятно также испытывать перемену,потому что перемены согласны с природой вещей, так как вечное однообразиедоводит до преувеличения (чрезмерности) раз существующее настроение, откудаи говорится: "Во всем приятна перемена". Вследствие этого приятно то, чтоявляется через известные промежутки времени - люди ли это, илинеодушевленные предметы, - потому что это производит некоторую переменусравнительно с настоящим; кроме того то, что мы видим через известныепромежутки времени, представляет некоторую редкость. По большей частиприятно также учиться и восхищаться, потому что в восхищении уже заключаетсяжелание [познания], так что предмет восхищения скоро делается предметомжелания, а познавать значит следовать закону природы. К числу приятных вещейотносится оказывание и испытывание благодеяний, потому что испытыватьблагодеяние значит получать то, чего желаешь, а оказывать благодеяние значитобладать и притом обладать в большей степени, чем другие, - а того и другоголюди добиваются. Так как приятно оказывать благодеяния, то приятно такжепоставить на ноги своего ближнего и, вообще говоря, приятно завершатьнеоконченное. Раз приятно учение и восхищение, необходимо будет приятно ивсе подобное этому, например, подражание, а именно: живопись, ваяние, поэзияи вообще всякое хорошее подражание, если даже объект подражания сам по себене представляет ничего приятного: в этом случае мы испытываем удовольствиене от самого объекта подражания, а от мысли (умозаключения), что это [тоесть, подражание] равняется тому [то есть, объекту подражания], так что тутмы имеем познание. Приятны также внезапные перемены, приятно и с трудомспастись от опасностей, - это приятно потому, что все подобное возбуждаетудивление. Так как приятно все согласное с природой, а все родственноесоответствует природе одно другого, то по большей части все родственное иподобное приятно; например, человек приятен для человека, лошадь для лошади,юноша для юноши, откуда произошли и поговорки, что сверстник веселитсверстника, что всякий ищет себе подобного, что зверь узнает зверя, и чтогалка всегда держится галки, - и все другие подобные пословицы. Так как всеподобное и родственное приятно одно для другого и так как каждый человекнаиболее испытывает это по отношению к самому себе, то все люди необходимобывают более или менее себялюбивы, - потому что эти условия [подобия иравенства] имеют наиболее близкие места по отношению к самому себе. А развсе люди себялюбивы, для всякого человека необходимо бывает приятно всесвое, например, свои дела и слова; поэтому-то люди по большей части любятльстецов и поклонников и бывают честолюбивы и чадолюбивы: ведь дети - нашисоздания. Приятно также завершить неоконченное дело, потому что оно в этомслучае уже становится нашим собственным делом. Так как очень приятна власть,то приятно казаться мудрым, так как основание власти в знании, а мудростьесть знание многих удивительных вещей. Кроме того, так как люди по большейчасти честолюбивые, то отсюда необходимо следует, что приятно порицать своихближних, приятно и властвовать. Приятно также человеку держаться того, в чемон, по своему мнению, превосходит сам себя, как говорит поэт: И к тому труду он привязывается, Уделяя ему большую часть каждого дня,В котором сам себя превосходит. Равным образом, так как шутки и всякое отдохновение - приятно, а равнои смех, то необходимо будет приятно и все, вызывающее смех, - и люди, ислова, и дела. Но вопрос о смешном мы рассмотрели отдельно в "Поэтике".Итак, вот что мы имели сказать о приятном. Что же касается неприятного, тоэто понятие станет ясным из положении противоположных высказанным. ГЛАВА XII Настроения, вызывающие несправедливые поступки. - Условия,благоприятствующие безнаказанности преступлений и проступков. Итак, вот причины, побуждающие людей поступать несправедливо. Теперьскажем о том, находясь в каком нравственном состоянии они поступаютнесправедливо, и по отношению к кому они так поступают. Люди поступают несправедливо, когда считают совершение данного поступкавозможным безотносительно, и возможным для себя; кроме того, когда думают,что их поступок останется необнаруженным, или что они не понесут за негонаказания в случае его обнаружения, или, наконец, что хотя они и понесут занего наказание, но оно будет менее значительно, чем выгода, котораяполучится от этого поступка или для них самих, или для их близких. Позднеемы скажем, что именно кажется возможным и невозможным, потому что этизамечания имеют значение для всех родов речей. Безнаказанно совершать несправедливые поступки считают для себянаиболее возможным люди, умеющие говорить, ловкие, имевшие много случаеввести подобную борьбу, люди, у которых много друзей и денег. Наиболеесильными люди считают себя в том случае, когда они сами удовлетворяютуказанным условиям; если же этого нет, то в том случае, если у них естьтакие друзья, слуги или сообщники; это дает им возможность совершатьнесправедливости, утаивать это и не нести за них наказания. [Надеяться наэто можно еще и в том случае], когда мы дружны с тем, кому наносим обиду,или с судьей: друзья, с одной стороны, не принимают предосторожностей отнесправедливостей, а, с другой стороны, мирятся, не давая делу доходить досуда. Что же касается судей, то они угождают тем, с кем они дружны, и илисовсем не взыскивают с них, или налагают незначительное наказание. Легко скрыть свою вину тем людям, качества которых идут вразрез свзводимыми на них обвинениями, например, человеку бессильному [легко скрытьпреступление], заключающееся в насилии, а человеку бедному и безобразному-прелюбодеяние. Легко также скрыть и то, что слишком явно и слишкомбросается в глаза, так как таких вещей люди не замечают, считаяневозможными. Точно так же [легко скрыть] преступление такой важности итакого сорта, какого никто не совершал, потому что таких вещей никто неостерегается: все остерегаются привычных преступлений, как это делают и поотношению к привычным болезням, но никто не принимает предосторожностейпротив того, чем никто никогда не страдал. [Легко также нападать на техлюдей], у которых или совсем нет врагов, или много их: в первом случаенападающий надеется остаться необнаруженным на том основании, что его жертване принимает никаких мер предосторожности, а во втором он остаетсянеобнаруженным, потому что нападение на людей, принявших оборонительноеположение, представляется со стороны данного человека делом невозможным, ивиновный в свою защиту может сказать, что он никогда не отважился бы наподобное дело. [Легко совершать преступления] и тем, кто может укрыться - благодаря лиспособу, которым совершено преступление, или месту, где оно совершено, илидля кого благоприятно слагаются обстоятельства. [На преступления решаютсятакже те люди], у которых есть возможность, в случае обнаруженияпреступления, избежать суда, или выиграть время, или подкупить судей, атакже те у которых, в случае наложения наказания, есть возможность избежатьприведения его в исполнение или добиться продолжительной отсрочки его;наконец, те, кому, вследствие крайней бедности, терять нечего. Кроме того [на преступления решаются те лица], которым выгоды отпреступления представляются очевидными, значительными или близкими, анаказание за него ничтожным, не верным или далеким. И те преступления, караза которые не равна получаемой от них выгоде, всегда находят исполнителя;такова, например, тирания; то же можно сказать о преступлениях, совершениекоторых влечет за собой осязательную выгоду, между тем как наказание за нихзаключается только в позоре. И, наоборот, [на преступление отваживаются] и втом случае, когда совершение его приносит некоторого рода славу, например,если удается разом отомстить за отца или за мать, как это удалось Зенону, анаказание за него заключается в денежной пене, изгнании или в чем-нибудьподобном. Люди поступают несправедливо под влиянием тех и других изуказанных мотивов и в том и другом из указанных настроений, но это - не однии те же люди, а лица совершенно противоположных характеров. [Решаются напреступления] еще и те, кому часто удавалось или скрыть свое преступление,или остаться безнаказанным, а также те, кто часто терпел неудачу, потому чтов подобных вещах, как и на войне, некоторые способны добиваться победы вочто бы то ни стало. [На преступление решаются] еще и в тех случаях, когданемедленно вслед за ним наступает удовольствие, а потом, уже позже,приходится испытывать нечто неприятное, или когда выгода близка, а наказаниеотдалено. В подобном положении находятся невоздержанные люди, аневоздержание может касаться всего, что составляет предмет наших желаний.[Преступление совершается] также и в тех случаях, когда, напротив, всенеприятное, связанное с преступлением, и наказание за него постигаетчеловека немедленно, а удовольствие и польза получаются лишь позже, но наболее продолжительное время; к такого рода вещам стремятся люди воздержанныеи более разумные. [Преступления совершаются также] теми людьми, у которых естьвозможность объяснить свой поступок случайностью, или необходимостью, илизаконом природы, или привычкой, - вообще в тех случаях, где есть возможностьдоказывать, что совершена ошибка, а не преступление. [Несправедливостьсовершается и в том случае], когда можно получить снисхождение. [Нанесправедливый поступок решаются] также люди нуждающиеся, причем нужда можетбыть двоякого рода: или в вещах необходимых, как у людей бедных, или в вещахизлишних, как у богатых. [На преступление решаются] также люди, имеющие илиочень хорошую, или очень дурную славу, первые в расчете на то, что на них непадет подозрение, вторые - в той мысли, что от этого слава их не ухудшится. Вот в каком настроении люди решаются на преступления. А люди и вещи,против которых направляются преступления, бывают обыкновенно таковы: ониобладают тем, чего у нас нет, - идет ли дело о чем-нибудь необходимом, или очем-нибудь, касающемся наслаждения. [Несправедливости совершаются] поотношению к людям как близким, так и далеким, так как в первом случае скорополучаешь, а во втором нельзя ожидать скорого мщения, например, в томслучае, если бы были обокрадены карфагеняне. [Обида причиняется такжелюдям], которые не принимают мер предосторожности, не берегутся, людямслишком доверчивым, потому что в этом случае легко укрыться от вниманиявсех, - а также людям беззаботным, потому что нужно быть человекомзаботливым, чтобы вести дело через суд, - людям совестливым, потому что онине способны вступать в спор из-за выгоды, - людям, которые, будучиоскорбленными многими, не доводили дело до суда, так как такие люди, попословице, легко, как мизийцы, становятся добычей, - людям, которые никогдане терпели оскорблений, или терпели их очень часто, потому что и те, идругие не принимают мер предосторожности, - первые, потому что полагают, чтоникто никогда их не оскорбит, а вторые, потому что, по их мнению, больше ужникто их не оскорбит. [Легко обидеть] также тех людей, которые оклеветаныили которых легко оклеветать, потому что такие люди обыкновенно не решаютсяначать процесс, боясь судей, и никому не могут внушить к себе доверия; такбывает с людьми, возбудившими всеобщую ненависть и зависть.[Несправедливости направляются] также против людей, против которых мы имеемчто-нибудь, - касается ли это их предков, или их самих, или их друзей, - зато, что они обидели или хотели обидеть нас самих, или наших предков, илилюдей нам близких, потому что, по пословице, злобе нужен только предлог.[Обижают] и врагов, и друзей, потому что первых обидеть легко, а вторыхприятно, [обижают] и тех, у кого нет друзей, кто не умеет ни красивоговорить, ни вести дело, потому что такие люди или не пытаются вести делочерез суд, или идут на мировую, или ничего не доводят до конца. [Частопоступают несправедливо с людьми], которым неудобно тратить время, добиваясьсуда или удовлетворения, каковы, например, чужеземцы и ремесленники, которыесобственными руками зарабатывают себе хлеб, потому что эти люди мирятся намалом и легко прекращают дело. [Несправедливость легко делается по отношениюк тем людям], которые сами поступали несправедливо во многом или именно втом, в чем теперь поступают несправедливо относительно их, так какнесправедливость почти не кажется несправедливостью, когда кому-нибудьпричиняется именно такая обида, какие он привык причинять другим, например,если кто-нибудь оскорбит человека, привыкшего оскорблять других.[Несправедливо поступают] также с теми людьми, которые обидели нас, илихотели обидеть, или хотят обидеть, или обидят; в этом случаенесправедливость заключает в себе нечто приятное и прекрасное и уже почти некажется несправедливостью. [Мы легко обижаем] также тех, унижение которыхбудет приятно или нашим друзьям, или тем, кому мы удивляемся, или коголюбим, или нашим повелителям, или вообще тем людям, от которых мы зависим иот которых можем получить какую-нибудь выгоду. [Мы совершаем такженесправедливости но отношению к тем людям], которых мы осудили и с которымипрервали сношения, как, например, поступил Каллипп по отношению к Диону,потому что и подобные поступки почти не кажутся несправедливыми. [Точно также поступаем мы и с теми людьми], которых если не мы, так другие обидят, таккак в этом случае кажется невозможным колебание; так, по преданию, поступилЭнесидем, который послал Гелону, поработившему какой-то город, коттабий,поздравляя его, что он предупредил его именно в том, что сам он, Энесидем,намерен был сделать. [Обида часто причиняется в тех случаях], когда это даетвозможность сделать много хорошего обиженным, потому что в этих случаяхискупление представляется делом легким, как говорил фессалиец Язон, чтодолжно иногда поступать несправедливо, чтобы иметь возможность совершатьмного справедливых дел. [Человек легко позволяет себе те несправедливые поступки], совершатькоторые вошло в привычку у всех, или у многих, потому что в этих случаяхесть надежда получить прощение. [Мы легко решаемся на похищение техпредметов], которые легко скрыть, а также тех, которые легко истрачиваются,таковы, например, съестные припасы; [сюда же относятся предметы], которымлегко придать другой вид, изменив их форму, цвет или состав, или предметы,которые во многих местах можно удобно спрятать; таковы вещи, которые можноили легко передвигать с места на место, или укрывать в маленькихпространствах, а также вещи, подобные которым в большом числе находились упохитителя. [Человек часто наносит другим такого рода оскорбления], окоторых потерпевшие лица стыдятся говорить, таково, например, бесчестье,наносимое нашим женам, или нам самим, или нашим сыновьям. [Часто также мысовершаем проступки], преследование которых путем суда могло бы показатьсяпростой страстью к сутяжничеству со стороны лица, начинающего процесс. Сюдаотносятся проступки маловажные и легко извиняемые. ГЛАВА XIII Двоякий способ определения справедливости и несправедливости. - Закончастный и закон общий. - Две категории несправедливых поступков. - Два роданеписанных законов. - Понятие правды. Вот приблизительно все соображения,которые можно представить относительно настроения тех людей, которыепоступают несправедливо, относительно тех лиц и вещей [против которыхнаправляются несправедливости] и относительно причин, [по которым онисовершаются]. Прежде всего разберем всякого рода поступки, согласные инесогласные со справедливостью. Понятие справедливости и несправедливости определяется двояким образом:согласно двум категориям законов и согласно людям, которых они касаются. Яутверждаю, что существует закон частный и закон общий; частным я называю тотзакон, который установлен каждым народом для самого себя; этот закон бываети писанный, и неписанный. Общим законом я называю закон естественный. Естьнечто справедливое и несправедливое по природе, общее для всех, признаваемоетаковым всеми народами, если даже между ними нет никакой связи и никакогосоглашения относительно этого. Такого рода справедливое имеет, по-видимому,в виду Антигона, утверждая, что вполне согласно со справедливостьюпохоронить, вопреки запрещению, труп Полиника, так как это относится кобласти естественной справедливости, которая возникла. Не сегодня и невчера; она вечно живет и никто не может сказать, откуда она явилась На такомже основании Эмпедокл запрещает умерщвлять всякое живое существо, такогорода поступок не может казаться справедливым в глазах одних и несправедливымв глазах других; но этот закон, обязательный для всех людей, имеет силу напространстве всего широкого эфира и неизмеримой земли. То же говорит и Алкидамант в своей "Мессенской речи". По отношению к лицам, против которых [совершаются преступления],[преступления] определяются двояко: то, что нужно делать и что не нужноделать, может касаться или всего общества, или одного из его членов;сообразно с этим и поступки, согласные с справедливостью и противные ей,могут быть двух родов: они могут касаться или одного определенного лица, илицелого общества; так человек, совершающий прелюбодеяние и наносящий побои,поступает несправедливо по отношению к одному определенному лицу, а человек,уклоняющийся от отбывания воинской повинности, поступает несправедливо поотношению ко всему обществу. Подразделив таким образом все несправедливыепоступки на поступки, касающиеся общества в его целом, и поступки,касающиеся одного или нескольких членов общества, возвратимся к вопросу, чтозначит быть объектом несправедливости. Быть объектом несправедливости значиттерпеть несправедливость со стороны лица, совершающего ее произвольно, таккак мы раньше определили совершение несправедливости, как нечтопроизвольное; так как объект несправедливого действия необходимо терпитобиду, и при том терпит ее против своего желания, а понятие обиды ясно изсказанного выше (ибо мы выше определили понятие добра и зла самого по себе),а также и понятие произвольного (мы сказали, что произвольно все то, чточеловек совершает, сознавал, что он делает). Таким образом, все поступки необходимо относятся или ко всему обществу,или к отдельному члену его, и совершаются человеком или при полном неведениии против желания, или добровольно и вполне сознательно, и из этих последнихпоступков одни совершаются преднамеренно, другие же под влияем аффекта. О гневе мы будем говорить в трактате о страстях, а о том, что людиделают преднамеренно и в каком состоянии они так поступают, об этом мысказали раньше. Так как часто люди, признаваясь в совершении известного поступка, непризнают известной квалификации поступка или того, чего касается этаквалификация, - например, человек утверждает, что он что-нибудь взял, но неукрал, или что он первый ударил, но не нанес оскорбления, что он скем-нибудь был в связи, но не совершал прелюбодеяния, что он совершил кражу,но не святотатство, потому что похищенное не принадлежало Богу, что онзапахал чужое, но не общественное поле, что он находился в сношениях сврагами, но не совершил измены, - имея в виду подобные случаи, следует такжеопределить, что такое кража, оскорбление, прелюбодеяние, для того чтобы бытьв состоянии выяснить истину, хотим ли мы доказать, что что-нибудь было, иличто чего-нибудь не было. Во всех подобных случаях вопрос идет о том, было ли известное действиенесправедливо и дурно, или нет: ведь в намерении заключается негодность инесправедливость человека, а такие выражения, как оскорбление и воровство,указывают на преднамеренность: не всегда ведь человек, нанесший удар другомучеловеку, причинил ему этим оскорбление, но лишь в том случае, если онсделал это с какой-нибудь целью, например, с целью обесчестить его илидоставить самому себе удовольствие, и не всегда человек, тайно взявшийчто-нибудь, совершил воровство, но лишь в том случае, когда он сделал это,желая







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 390. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия