Студопедия Главная Случайная страница Задать вопрос

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Эстетическое воспитание




Ключевые слова и выражения Выписка из текста, связанная с ключевыми словами Пояснение цитаты с помощью анализа произведения искусства
Эстетическое воспитание    
Значение эстетического воспитания    
Функции эстетического воспитания    
Цели эстетического воспитания    
Задачи эстетического воспитания    
Средства эстетического воспитания    
Эстетическая потребность    
Эстетический вкус    
Требования к искусству: выработка определенных идей, нравственных норм, конкретного мировоззрения, стиля жизни познание мира; становление внутреннего мира человека, его духовной сферы и его психики; формирование ценностей, интересов, жизненных смыслов человека.    

 

МАТЕРИАЛЫ К ЗАДАНИЮ 1 (1и 2)

1.

ЗНАЧЕНИЕ КУРСА «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Все отчетливее выступает необходимость нового понимания мира и жизни, которое объединило бы человечество перед лицом общих проблем выживания и развития, формируя психологию общности и сотрудничества. В контексте общих социальных стратегий, направленных на оптимизацию общественного развития, важную роль играет система формирования человека, способного оказаться на высоте требований времени. Успех или неуспех любого начинания в истории культуры всегда упирался в проблему человека. В совокупности же черт и характеристик человека, способного обеспечить успех, не последнее место занимают его эстетические качества, уровень эстетической культуры. Этим объясняется то внимание, какое всегда придавалось эстетическому воспитанию, как ценностно-ориентированной комплексной педагогике, во всех гуманистических моделях развития общества.

И, как это ни странно, но именно сейчас проблема эстетического воспитания приобретает особо острую актуальность

Курс «Эстетическое воспитание детей с нарушениями речи» для будущих учителей-логопедов важен как в плане профессиональной подготовки к коррекционно-развивающей работе, так и в плане задач по самосовершенствованию.

Студентам необходимо четко понимать, что проблема эстетического воспитания — непреходяще актуальная проблема. Каждый исторический этап развития общества, формируя свой идеал, предъявляет к человеку свои, новые требования или модифицирует прежние, переориентируя человека в его оценках действительности. Входя составной и неотъемлемой частью в систему общего воспитания человека как направленного формирования общей модели его отношения к миру, эстетическое воспитание выступает его последним, "собирающим" и завершающим элементом, придающим законченность всей системе и в то же время как бы пропитывающим всю структуру ее истинно человеческим качеством содержания.

Поэтому сформировать эстетическое отношение — значит организовать наиболее полное, человечески ориентированное ценностное восприятие, помогающее освоению действительности и способное противостоять распространению всех видов эстетически неполноценной культуры, ущербных отношений, агрессии ложных, антигуманных ценностей. И, как это ни странно, но именно сейчас проблема эстетического воспитания приобретает особо острую актуальность.

Во-первых, мир предстал разъятым, раздернутым — разными научными и мировоззренческими и познавательными моделями; необходимо восстановление единой картины мира, что в известной мере вернуло бы человеку состояние психологической устойчивости. И это не в последнюю очередь может сделать именно эстетическое восприятие, позволяющее осуществиться целостному охвату мира в его единстве.

Во-вторых, выпячивание интеллекта, повсеместная компьютеризация (при всех ее безусловных достоинствах), приводящая к замещению переживания поиска истины процессом механического оперирования, обедняет человека эмоционально. Страдает при этом его способность полнокровно и адекватно понимать мир. Эстетическая культура помогает процессу восстановления единства души и единства картины мира — в их соответствии. Эстетическое восприятие, таким образом, позволяет собрать воедино расчлененную душу и фрагментированную реальность. Эстетическое связывает человека и мир на истинно человеческих началах. Восприятие красоты — духовно, ибо в ее формах проявляется дух, обнаруживая цель и смысл бытия через формы его красоты.

Таким образом, эстетическое воспитание, позволяющее человеку открыть многомерность собственного мира и многогранность мира внешнего, позволяющее ощутить себя в единстве с этим единым миром, необходимо человеку и особенно будущему педагогу. Особенно сейчас важно и актуально научить человека эстетически воспринимать мир и свою связь с ним, воспитать в нем потребность в красоте и способность видеть, узнавать, создавать ее, чтобы эту потребность он смог передать своим воспитанникам. Поэтому курс «Эстетическое воспитание детей с нарушениями речи» предусматривает большой теоретический материал о сущности эстетического воспитания как условия гармонизации разви­тия личности, её мироощущения и эстетического сознания, эстетического ос­воения реальности и искусства, овладения спецификой эстетической дея­тельности и общения.

Содержание курса включает в себя как теоретический материал, так и методические материалы для организации процесса эстетического воспитания детей с нарушениями речи в изобразительной деятельности и во время восприятия произведений искусства.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.

Среди средств эстетического воспитания главное место занимает ис­кусство как наибольшее, универсальное, концентрирующее в образно-эмоциональной форме интерпретацию всех эстетических сторон действи­тельности, природы, труда, познания, игры, отношений людей и самого чело­века. Поэтому в данном учебном курсе должное внимание уделяется следующим вопросам формирования художественной культуры личности: «искусство как явление культуры», «понятие искусства как феномена развития человеческого сознания от религиозно-мифологического к научному и эстетическому», «народное и классическое искусство как типы художественного творчества в системе культуры», «воспитательная функция искусства как одна из доминантных» и пр. В рамках данной учебной дисциплины изучаются требования к искусству: выработка определенных идей, нравственных норм, конкретного мировоззрения, стиля жизни и отношений; познание мира; становление внутреннего мира человека, его духовной сферы и его психики; формирование ценностей, интересов, жизненных смыслов человека. Кроме того, рассматриваются специфика природы художественного мышления и средства художественной выразительности. Пропорции, формы, цвето­вые сочетания, их динамика вызывают у человека эстетические переживания, чувств, радость открытия мира, формируют умение видеть, любить и ценить прекрасное и выразительное в каждом явлении.

Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. Если воспитательное значение других форм общественного сознания носит частный характер: мораль формирует — нравственные нормы, политика — политические взгляды, философия — мировоззрение, наука готовит из человека специалиста, то искусство, если не побояться тавтологии, готовит из человека человека (воздействует комплексно на ум и сердце, и нет такого уголка человеческого духа, который оно не могло бы затронуть своим влиянием). Искусство формирует целостную личность.

Пифагорейцы говорили, что искусство очищает человека. Аристотель разработал и ввел в эстетику категорию катарсиса — очищения посредством «подобных аффектов» (чувств). Показывая героев, прошедших через тяжкие испытания, искусство заставляет людей сопереживать им и этим как бы очищает внутренний мир зрителей и читателей. Катарсическая (очищающая) функция является важнейшим аспектом воспитательного воздействия искусства на личность. Воздействие искусства ничего общего не имеет с дидактическим нравоучительством и идет через эстетический идеал, который проявляется и в положительных, и в отрицательных образах. Искусство, как и наука, «сокращает нам опыты быстротекущей жизни». Художественное произведение позволяет пережить многие чужие жизни как свою и обогатиться опытом других людей, присвоить его, сделать его элементом своей биографии. В этом — источник воздействия искусства на целостную личность. Поэтому нам представляется важным включение вопросов психологии восприятия искусства в данный учебный курс. Психолого-педагогические основы воспитания средствами искусства раскрываются прежде всего через изучение влияния искусства на психику человека. Возможности искусства как способа формирования состояний, заключенных в художественном произведении; биологически обусловленная потребность в эмоциональном насыщении; специфика чувств, возбуждаемых искусством (гармоничность и возвышенность, структурность и целесообразность); психологические особенности восприятия искусства («отход от зрительно-звукового поля», очищение от страстей, страха и других отрицательных эмоций); характеристика эстетического восприятия – вот примерный перечень вопросов, необходимых для понимания механизма восприятия образов искусства.

Искусство передает опыт отношения к миру, умножая и расширяя реальный жизненный опыт личности. При этом раздвигаются хронологически ограниченные рамки опыта личности, живущей в определенную историческую эпоху, и человек обретает исторически многообразный опыт человечества; личность получает художественно организованный и отобранный, обобщенный и концентрированный, осмысленный и оцененный художником опыт.

Эстетическая функция — ничем незаменимая специфическая способность искусства: 1) формировать художественные вкусы, способности и потребности человека; 2) тем самым ценностно ориентировать его в мире; 3) пробуждать творческий дух, творческое начало личности, желание и умение творить по законам красоты. Искусство строит ценностное сознание человека, учит его видеть жизнь сквозь призму образности.

Эстетическое развитие личности проходит ряд этапов: эмоционально-стихийный, оценочно-образный, нормативно-традиционный, со-творческий, личностно-рефлексивный, творческий, политико-интегративный и др., опре­деляемые по преобладающему характеру эстетического сознания и отноше­ния. Первые три уровня отражают стадии возрастного становления от до­школьного детства до младшего подросткового периода, когда возникает опасность «застывания»; последующие уровни представляют в благоприят­ных условиях возможности дальнейшего эстетического развития.

Определив интересующий нас (в плане организации коррекционно- воспитательных занятий с детьми с нарушениями речи) этап эстетического развития, следует перейти к изучению специфики организации процесса эстетического воспитания, к методике организации и проведения изобразительной деятельности и деятельности по восприятию произведений искусства.

Эстетическое воспитание детей с нарушениями речи интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу детей, снижает остроту реагирования на стрессовые факторы у детей с повышенной чувствительностью, то есть оптимизирует их поведение, расширяет возможности совместной деятельности и общения детей.Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. Можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания. Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности. Таким образом, только четко осознав цели и задачи эстетического воспитания детей с нарушениями речи, мы можем определить и выбрать содержание, формы, методы и приемы коррекционно-воспитательного процесса.

Помимо развития эмоционально-чувственного внутреннего мира ребенка средствами искусства, изобразительная деятельность непосредственным образом влияет на речь ребенка. Данные электрофизических исследований прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Естественно, эти данные должны использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной речи ребенка.

Поскольку изобразительная деятельность детей играет особую роль в коррекционно-воспитательном процессе, то изучение возрастных особенностей и периодов детского изобразительного творчества следует рассматривать как необходимый этап психолого-педагогической подготовки будущего учителя-логопеда. Далее, изучая специфику организации изобразительной деятельности детей, необходимо уделять внимание педагогическим технологиям по организации психолого-педагогической диагностики (средствами рисунка или рисованными тестами), а также использованию сенсорных систем ребенка в различных видах изобразительной деятельности. Речь идет о формировании у студентов умений и навыков по организации занятий с различными арт-терапевтическими техниками, развивающими и психотерапевтическими играми и другими здоровьесберегающими технологиями на основе изобразительной деятельности.

2.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика — всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит?

В широком смысле слова под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.

Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении.

В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию. Его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром. Можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.

 

Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности. Исследователи отмечают, что, формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию её единства и стилистического родства, что, по мнению польского учёного И. Войнара, является необходимой предпосылкой её теоретического познания.

Вместе с тем, отдавая дань эстетическому воспитанию как специфическому способу развития «интеллектуальной ориентации», нельзя абсолютизировать гносеологический подход, что на практике может выразиться в сугубо просветительском понимании сущности и задач эстетического воспитания, к сведению последнего к художественному образованию, обучению. Научить индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности - это важное, но отнюдь не исчерпывающее всего комплекса задач в качестве специфической стороны любого вида творческой деятельности, поскольку именно развитие творческих способностей личности и следует считать в качестве главной задачи эстетического воспитания. Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства - всё это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты. Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяютследующие структурные компоненты эстетического воспитания:

эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.

 

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребёнок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра -первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребёнка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству.

Ребёнок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребёнка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребёнка идёт особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

 

Существенное значение в эстетическом воспитании ребёнка играет организация детского быта - чистоты, порядка, удобства, красоты, где всё соразмерно. Согласовано по цвету, форме, величине. Уже с 2-3 - летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, тем самым, утверждая их в понимании того, что красота — дело рук человеческих.

 

Эстетическое постижение предметов происходит через их форму, цвет, величину. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Способность анализировать и схватывать форму развивается с помощью и посредством предметного моделирования, конструирование, по картинам. В школьные годы происходит овладение сенсорно-чувственными приёмами постижения художественные и эстетических явлений, то есть приобретения умений, навыков воспитания и оценки, в обогащении эмоциональных реакций. Идёт накопление знаний о художественных и эстетических явлениях, овладение ценностными ориентирами, развитие личностных мотивов общения с эстетическими и художественными объектами, формируются эмоционально-психологические установки, оценочно-вкусовые представления, осваиваются многообразные способы образно-эмоционального мышления в художественной и эстетической сферах.

 

Оценивая роль эстетического воспитания в развитии подростков, в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности. В последующие возрастные этапы духовное и предметно-практическое освоение системы культурных ценностей, непосредственное участие в их создании продолжается. Отмечена прямая зависимость быстроты овладения специальностью, мастерством от культурно-эстетического уровня молодых рабочих, специалистов самых разных профилей.

Эстетическая и художественная культура — важнейшие составляющие духовного облика личности.От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворённость отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире «второй природы», то есть культуры.

 

Эстетические чувства пробуждают нравственные и интеллектуальные стремления в человеке. Известно, например, какую роль играет эстетическая мотивация в творческой деятельности выдающихся представителей самых разных профессий - учёных, инженеров и др. А. Эйнштейн, в частности, признавался, что эстетическое начало в его научном творчестве имело ничуть не меньшую значимость, чем логическое. Совершенно оправданным в этой связи выглядит утверждение, что открытие теории относительности явилось результатом работы не только интеллекта учёного, но и его эстетического чувства. С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры. Как отмечает П. Лафарг, «до настоящего времени мы находим неопровержимые доказательства артистического вкуса у ремесленников в храмах, кафедрах, мебели, памятниках, изделиях золотых дел мастеров, во всех тех произведениях, которые будят удивление у современных художников и носят на себе печать самобытности и оригинальности, даже в самых мелких деталях».

 

Значение эстетического и художественного развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Запас прочности при осуществлении реформ не в последнюю очередь определяется эстетическим потенциалом общества и живущих поколений. Именно данное обстоятельство чрезвычайно актуализирует проблему формирования эстетической и художественной культуры личности, создания для этого благоприятных условий. Важно оказывать эффективное противодействие обозначившейся тенденции вытеснения эстетической среды на второй план, на периферию осознаваемых задач. Это чревато весьма опасными последствиями - культурным оскудением жизни общества и духовным одичанием составляющих его индивидов. Никакие приобретения чисто материального порядка, на которых склонны сосредотачивать свое внимание нынешние реформаторы, естественно, не стоят такой цены. Более того, можно утверждать, что без существенного задействования эстетического фактора в осуществляемых преобразованиях, их социальная, человеческая эффективность будет ничтожно мала. Необходимо уже сегодня возникающие в нашей жизни «новшества» подвергать в этой связи беспристрастной нравственно -эстетической экспертизе.

 

На понятийном уровне эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. Своеобразный качественно - количественный сплав этих составляющих в духовной структуре личности выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи. Становление и развитие эстетической культуры личности — процесс поэтапный, протекающий под воздействием демографических, социальных и социально — психологических и др. факторов. В нем задействованы механизмы как стихийного, так и сознательного (целенаправленного) характера, определяемые в целом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эстетическими параметрами. В случае целенаправленного воздействия на личность, при соблюдении всех других условий и факторов организации и содержательного наполнения эстетического воспитания, в принципе, осуществимо приближение к высокой степени сформированное всех составляющих эстетическую культуру личности элементов.

 

Эстетическая культура личности в не меньшей степени проявляется в сфере быта, общественно-политической, досуговой и других формах жизнедеятельности. Она выступает существенным моментом общественной и индивидуальной жизни людей. Её внутренним механизмом является функционирование эстетического сознания личности, направленность которого выражается в системе эстетических отношений к разнообразным объектам среды через механизм восприятия, переживания, оценки, вкуса, идеала, взгляда, суждения.

 

С уровнем эстетической культуры связываются возможности адекватной ориентации личности в многообразной системе эстетических и художественных ценностей, соответствующей мотивации её эстетической позиции по отношению к ним, зависящей в свою очередь от таких характеристик, как развитость образного мышления, сформированностъ навыков анализа эстетических и художественных явлений в их структурной данности, в единстве внешних и внутренних параметров. Мера выражения этих навыков как раз и характеризует уровень её эстетической культуры.

 

Своеобразной разновидностью и, в известном смысле, доминантой эстетической культуры личности является её художественная культура, уровень которой зависит от степени художественной образованности, широты интересов в сфере искусства, глубины его понимания и развитой способности адекватной оценки художественных достоинств произведений. Все эти характеристики представлены в понятии художественного вкуса. Наиболее полно и непосредственно он реализуется в эмоционально-чувственном переживании воспринимаемого художественного объекта, в возникающем состоянии эстетического обладания им. Благодаря такому состоянию происходит включение духовного богатства истинных произведений искусства во внутреннюю духовную структуру личности, значительно обогащая её, расширяя горизонт чувствования и понимания явлений окружающей действительности, способствуя более глубокому осознанию смысла своего существования и неповторимости жизни.

 

Эстетическое переживание служит одновременно индикатором художественной ценности произведений искусства и в своей завершающей стадии выливается в эстетическую оценку или суждение вкуса. Таким образом, художественный вкус предстаёт в виде непосредственной способности личности к восприятию произведений искусства, эмоционально-чувственному переживанию их содержательно-формальных характеристик и, в конечном счёте, к мотивированной их оценке и суждению. Вместе с тем, было бы неверно ограничивать реальные проявления художественной культуры личности лишь сферой искусства, его восприятия, переживания и оценки. Художественное начало помимо искусства широко представлено в материальном производстве, в быту, реализуясь в форме красоты и образной выразительности создаваемых человеком предметов и вещей практически-утилитарного назначения. Не случайно, ещё В.В. Стасов отмечал: «Настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует уже лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простёрлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих жизнь. Народилось настоящее, не призрачное, народное искусство лишь там, где и лестница моя изящна, и комната, и стакан, и ложка, и чашка, и стол, и шкаф, и печка, и шандал, и так до последнего предмета. Там, наверное, будет значительна и интересна, по мысли и форме, и архитектура, и, вслед за нею, и живопись, и скульптура.

 

Художественная культура личности выступает важным фактором организации и самого процесса материально преобразующей деятельности, всей трудовой практики. Её нацеленность на творчество, на достижение художественно-образной выразительности создаваемых предметов, на искусность и мастерство позволяла в прошлом лучшим представителям ремесленного труда создавать подлинные шедевры, не уступающие по своим художественным достоинствам прекрасным произведениям высокого искусства. И сегодня, мастерство, художественное чутьё, сноровка и вдохновение позволяют современным простым труженикам достигать нередко замечательных результатов, дающих основание квалифицировать их труд как деятельность по законам красоты. Всё сказанное выше об эстетической и художественной культуре личности подводит нас к мысли о чрезвычайной важности целенаправленного её формирования в людях, о месте и роли эстетического и художественного воспитания в социальном воспроизводстве человека.

 

Эстетическое воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу детей, снижает остроту реагирования на стрессовые факторы у детей с повышенной чувствительностью, то есть оптимизирует их поведение, расширяет возможности совместной деятельности и общения детей.

 

Эстетическое воспитание,- процесс формирования и развития эсте­тической эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Один из универсальных аспектов куль­туры личности, обеспечивающий её рост в соответствии с социальным и пси­хофизическим становлением человека под влиянием искусства и многооб­разных эстетических объектов и явлении реальности. Эстетическое воспита­ние реализуется в системах образования различного уровня, приобретая пол­ноценность лишь при самообразовании, саморазвитии личности, подводящих к осознанию себя участником и субъектом эстетической деятельности. В бо­лее узком смысле, Эстетическое воспитание - в отличие от художественного воспитания - направление, содержание, формы воспитательной и методиче­ской работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и оценки.

 

Цели Эстетического воспитания и образования: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусст­ве или действительности; совершенствование эстетического сознания; вклю­чение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической (телесной) культуры.

Совокупность теоретических представлений об этическом воспитании образует особую область научных знания, отдельные положения которой имеют основания в философии, эстетике, педагогике, психологии, культуро­логии, искусствознании и литературоведении. Как синоним термина «Эсте­тическое воспитание» употреблялось понятие «художественное воспитание», которое в более строгом значении относится лишь к эстетико-воспитательному воздействию искусства.

Содержание понятий «Эстетическое воспитание» и «художественное воспитание» нередко отождествлялось, поскольку искусство, из сокровищницы которого каждая эпоха отбирает свой круг художественных произведений, получающих статус образцовых, всегда выступает влиятельным средством Эстетического воспитания и развития личности. Художественное воспитание, представляя собой, часть Эстетиче­ского воспитания, реализуется наиболее, полно в профессионально художе­ственном образовании, при специализации в области искусства, в творческой и художественно-педагогической деятельности. Оно осуществляется в про­филированных (музыкальных, хореографических, художественных) учебных заведениях.

 

Этическое воспитание направлено на содействие раскрытию диапазона эстетического сознания личности (чувственных оценок, вкусов, суждений, идеалов, ценностей, взглядов), её потребностей, эмоционально-чувственных., оценочных, эстетических отношений и их реализации в пове­дении, предпочтениях и деятельности (восприятии, оценивании, сотворчест­ве и самостоятельном, творчестве, рефлексии и анализе).

 

Эстетическая восприимчивость и отзывчивость углубляют развитие сенсорного восприятия, образного и логического мышления, творческих спо­собностей человека, которые позитивно влияют на характер самооценки, рефлексии, ориентации на ценности культуры.

Эстетическое развитие личности проходит ряд этапов: эмоционально-стихийный, оценочно-образный, нормативно-традиционный, со творческий, личностно-рефлексивный, творческий, политико-интегративный и др., опре­деляемые по преобладающему характеру эстетического сознания и отноше­ния. Первые три уровня отражают стадии возрастного становления от до­школьного детства до младшего подросткового периода, когда возникает опасность «застывания»; последующие уровни представляют в благоприят­ных условиях возможности дальнейшего эстетического развития.

 

Художественное (эстетическое) сознание - часть общественного сознания, одна из его форм, элемент структуры. Если подойти к нему в историческом плане, то можно сказать, что художественное сознание наряду с религиозным и нравственным относится к самой начальной стадии общественного сознания и, следовательно, представляет собой одну из самых его старых форм, непосредственно порожденных материальными условиями жизни. Не было еще ни правосознания, ни политического сознания, а зачатки художественного сознания уже были и отражались в наиболее раннем синкретизме, в мифологии, а тем более - в сохранившихся до нас наскальных изображениях первобытного человека.

 

Эволюция художественного сознания. В античном мире художественное сознание приобрело относительно самостоятельное значение, играя заметную роль в становлении и развитии личности. То, что оно на протяжении тысячелетий не было выделено теоретически, как правило, смешиваясь с художественным творчеством, ничуть не уменьшает его самостоятельной роли в истории. Например, в Древней Греции эстетическое понимание сливалось с философским. Ведь невозможно понять сущность искусства, игнорируя его эстетическую природу, связь с красотой, идеалом. Этот ценностный аспект вводит исследование искусства в сферу философии. Как правило, на практике эстетика выступает в качестве определенной философии искусства.

 

Эстетическое сознание - это та форма или часть общественного сознания, которая отражает все богатство эстетического отношения человека к миру и выражает его активное стремление к гармонии, совершенству, красоте, к идеалу прекрасного. В древности формировалось весьма расширенное представление о красоте: красивым признается благо, здоровье, богатство, почет - словом, все то, что полезно, пригодно и т.д. Здесь красота рассматривалась не столько в эстетическом, сколько в этическом и экономическом отношениях, как совершенство того или иного предмета или состояния. В эпоху Возрождения главное внимание было обращено не на выработку новых определений красоты, а на умение изображать правдиво красивые предметы. Высшая красота, по мнению мыслителей эпохи Ренессанса, это красота живой природы, хотя она не всегда лежит на поверхности.

Приблизительно с XVI века в реалистических учениях о красоте развиваются две основные тенденции. С одной стороны, ученые доказывают, что красота -проявление неисчерпаемого разнообразия природы. Гете видел начало красоты в природном совершенстве. С другой стороны, намечаются попытки свести красоту к одному свойству (идея о линии красоты, золотом сечении).

С моей точки зрения, трудно согласиться и с одним, и с другим суждениями, так как, во-первых, если красота - это самое естественное в мире явление, то в чем же тогда заслуга художника, который хочет привнести что-то свое в изображаемый им мир? И второе, как можно найти общее для всех красивых предметов, где же критерий этого идеального? Можно прочертить только мыслимую, условную линию между крайними параметрами художественного сознания. Самой существенной особенностью его, на мой взгляд, является эмоциональность. Вне ее не может сложиться ценностное отношение человека к миру. Итак, по одну сторону невидимой линии стоит определенная реальность, рожденная восприятием, а по вторую - эстетический идеал, являющийся результатом субъективных представлений человека о прекрасном. Такие звенья структуры эстетического сознания, как созерцание, восприятие, переживание, эмоции, чувства, наслаждение формируют чувственное отношение человека к миру. Взаимосвязь этих звеньев говорит о системности и структурности эстетического сознания.

В действии эстетического сознания большую роль играет память об эстетическом, его высшем выражении. Остановимся на специфике эстетической, художественной памяти.

Эстетическая память всегда предметна и конкретна, а художественная память также и образна. Эстетический вкус играет важную роль в эстетическом восприятии, как бы автоматически отбирая для памяти то, что отвечает эстетическим вкусам индивида, отбрасывая все, что противоречит ему.

Еще одно специфическое свойство художественного сознания -воображение. Оно обладает эмоциональной заразительностью и смыслом для каждого индивида. В воображении, отвечающем представлениям человека о прекрасном неизбежно возникновение образности, или конкретного представления. Воображение отражает, как правило, степень духовности личности.

 

Эстетическое воспитание выступает как условие гармонизации разви­тия личности, её мироощущения и эстетического сознания, эстетическое ос­воение реальности и искусства, овладения спецификой эстетической дея­тельности и общения.

Среди средств Эстетического воспитания главное место занимает ис­кусство как наибольшее, универсальное, концентрирующее в образно-эмоциональной форме интерпретацию всех эстетических сторон действи­тельности, природы, труда, познания, игры, отношений людей и самого чело­века. Специфика природы художественного мышления человека воплощает­ся в материале и языке образов.

 

Средства Эстетического воспитания охватывают все сферы жизни, ко­торые могут быть включены в педагогический процесс. Многообразие чувст­венно-эстетических свойств несёт в себе природа. Пропорции, формы, цвето­вые сочетания, их динамика вызывают у человека эстетические переживания, чувств, радость открытия мира, формируют умение видеть, любить и ценить прекрасное и выразительное в каждом явлении. Существенное влияние на настроение, поведение человека оказывает окружающая предметная среда. Эстетически организованная обстановка жизни, труда, общения повышает активность, результативность, творческий характер деятельности. Источни­ком и средством Эстетического восприятия может стать и трудовая деятель­ность, если она эстетически организована по законам красоты, отвечает по­требностям и склонностям человека, приносит удовлетворение, радость. Спортивная деятельность как средство Эстетического воспитания обладает большой эстетической привлекательностью, сочетает достижение физиче­ской красоты и духовного, нравственного развития, требует преодоления трудностей. Выпадение физической культуры и спорта из сферы системы Эс­тетического воспитания нарушает гармонию телесного и духовного развития человека

Показателем результативности Эстетического воспитания выступает уровень развития эстетического сознания учащихся и творческого отношения ко всему освоенному кругу эстетически ценных предметов, явлений, художе­ственных произведений. Сформированность этих качеств определяет высо­кую эстетическую культуру молодого человека и готовность творчески от­носиться к окружающей жизни, своему труду.

Эстетическое воспитание -(в широком смысле слова) превращение эстетической культуры общества в эстетическую культуру личности (Каган М.С.); система мероприятий, направленная на выработку и совершенствование в человеке способностей воспринимать, понимать, ценить прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве (согласно словарю);

целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способной воспринимать трагическое, комическое, безобразное наравне с прекрасным, жить и творить по законам красоты (Лихачёв).

Что же касается эстетического воспитания в узком смысле слова, то это деятельность, имеющая целью формирование эстетических потребностей и способности эстетической оценки - вкуса.

Значение эстетического воспитания. Почему высокий уровень эстетической культуры личности, её эстетическая воспитанность придают гармоничность человеческому бытию? Потому, что эстетическое начало, вносимое такой личностью во все формы её жизнедеятельности, объединяет их общими качествами совершенства, бескорыстия, духовности. Эстетический критерий определяет особую требовательность человека к тому, что и как он делает, что и как делают другие люди. Тем самым отношения между людьми становятся истинно человеческими, равно как их отношение к природе и к вещам.

Функции эстетического воспитания: Хотя вкус есть способность чувствовать, переживать, эмоционально улавливать красоту и другие эстетические качества явлений действительности и искусства, он связан с определённым уровнем сознания, понимания, осмысления человеком мира и своего к нему отношения. Поэтому эстетическое воспитание есть и формирование соответствующего «раздела» сознания личности - её эстетических взглядов, представлений, убеждений, идеалов. Поскольку эстетический вкус и эстетическое сознание личности находятся в самой тесной взаимосвязи, эстетическое воспитание требует целенаправленного воздействия на обе «подсистемы» эстетической культуры личности. Весьма существенное и ещё одно направление эстетического воспитания — практическое', речь идёт о формировании эстетических умений человека, то есть его способности действовать «и по законам красоты» в каждой сфере практики - в труде, в спорте, в общении с другими людьми. Эта способность формируется в течение жизни, в ходе передачи социального опыта, конкретно - в процессе научения человека мастерским, искусным, виртуозно-совершенным действиям в любой области его деятельности.

Наконец, приобщение личности к эстетической культуре общества осуществляется через её художественное воспитание, ибо искусство является сильным средством эстетического воздействия. Произведение искусства должно возбуждать радость общения с ним, высокое духовное наслаждение, даже если оно изображает страшные, уродливые стороны жизни, даже, если оно потрясает душу состраданием к несчастью, болью за трагическую судьбу героя.

Цель эстетического воспитания -всестороннее и гармоническое развитие личности человека: интеллектуальное, нравственное, физическое и эстетическое развитие.

Задачиэстетического воспитания:

1) целенаправленный процесс воздействия;

2) формирование целостности эстетического восприятия, идеала и вкуса;

3) развитие способностей к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Решающим средством воспитания художественного сознания личности на всех его уровнях - от вкуса до идеала — оказывается само искусство, опыт непосредственного общения с ним.

Художественная культура представляет собой относительно самостоятельный «слой» культуры, кристаллизующийся вокруг особой человеческой деятельности — художественного творчества. Художественная культура - явление сложное, многомерное, в ней могут быть выделены три «измерения»:

1) художественная культура представляет собой «всеобщее пространство» художественной деятельности, то есть охватывает все её разнообразные проявления — литературные и музыкальные, сценические и пластические, киноискусство и телевизионное искусство и т.д.;

2) художественная культура характеризуется общим для всего «мира искусств» духовным содержанием - определённым образным представлением о мире и человеке, а затем и творческим методом и художественным стилем, в которых эти представления воплощаются;

3) художественная культура имеет организационно-функциональное измерение, поскольку она представляет собой исторически изменчивый способ социальной организации всей художественной деятельности — художественного производства, потребления, критики, механизмов связи всех этих подразделений художественной культуры и управления ими.

Искусство формирует строй чувств и мыслей людей, это такая форма общественного сознания, которая носит не частный, а общий характер, формируя целостную личность.

Классика в искусстве в самом широком смысле -художественное наследие мировой и отечественной культуры, обладающее непереходящей эстетической ценностью; 2) совершенные произведения искусства, получившие признание как шедевры, сохраняющие значение художественного образца в истории искусства; 3) художественное наследие античности; 4) в искусствознании XX века понятие «классика» отнесено к искусству Возрождения, прежде всего высокого, в противоположность направлениям барочного и необарочного искусства; 5) искусство, которое характеризуют мера и гармония, содержательность в использовании средств выражения, отсутствие резких «перекосов» в сторону тематической или формально-выразительной доминанты.

В классике удерживаются в относительном равновесии противоположные устремления искусства: ориентация как на критерии объективной действительности, так и на субъективный замысел художника; «веления» материала, чувственно-изобразительной стороны художественного процесса и выражение внутренней идеи; духовно эмоциональная стихия и мыслительная сфера творчества.

Народное искусство - синтетическое по характеру искусство, изначально связанное с трудовой деятельностью человека и представляющее одновременно материальную и духовную культуру. Народность искусства - категория эстетики, выражающая совокупность взаимоотношений художественного творчества и народа.

Развитая художественная потребность вбирает в себя многие высшие человеческие потребности: в построении универсальной картины мира и познании тех его сторон и явлений, которые более всего интересуют человека; в самопознании и самосовершенствовании; в обсуждении кардинальных вопросов человеческого бытия; эстетическом и нравственном катарсисе; в общении и самовыражении; в развёртывании своих человеческих сил и способностей, в духовном обогащении. В этом комплексе доминирует и сообщает ему собственно художественный смысл побуждение удовлетворять названные потребности не путём пассивного усвоения готовых результатов умственной деятельности других людей, но путём соучастия открытия нового в мире, новых возможностей и способов его познания, объяснения, преобразования.

С точки зрения функциональной художественный вкусличности можно определить как её способность к самостоятельной квалификации ценностно неравнозначных продуктов художественного производства, к избиранию и предпочтению подлинных ценностей и неприятию мнимых.

Гуманизм — совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни.

Требования к искусству:

• выработка определённых идей, нравственных норм, конкретного мировоззрения, стиля жизни и отношений;

• познание мира;

• становление внутреннего мира человека, его духовной сферы и его психики;

• формирование ценностей, интересов, жизненных смыслов человека.

 

ЗАДАНИЕ 2. Выполнить таблицу-синтез «Эстетические системы в историческом пространстве»

Инструкция. Во вторую графу поместите необходимые цитаты из любых источников по истории искусства, пояснив позициив описании эстетических систем: природа, искусство и человеческие отношения(средства эстетического воспитания). В третьей графе приведите в качестве примеров для иллюстрирования различные произведения изобразительного искусства, но с учетом возможного их применения в коррекционно-воспитательном процессе с дошкольниками и младшими школьниками.

 







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 505. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.019 сек.) русская версия | украинская версия