Студопедия — Мой читатель 6 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Мой читатель 6 страница






Если только первые сторонники этой науки, кото­рой до сих пор занимались еще столь немногие, не за­блуждаются, эта самостоятельность ума ведет также и к самостоятельности характера, предрасположение ко­торого является, в свою очередь, необходимым услови­ем понимания наукоучения. Правда, эта наука,также


как и всякая иная, никого не может сделать праведным и добродетельным человеком; но она, если мы не очень ошибаемся, устраняет самое сильное препятствие к праведности. Кто в своем мышлении совершенно ото­рвался от всякого чуждого влияния и в этом отноше­нии вновь создал себя из самого себя, тот, без сомне­ния, не будет извлекать максимы поведения оттуда, откуда он отказался извлечь максимы знания. Он, без сомнения, не будет больше допускать, чтобы его ощу­щения относительно счастья и несчастья, чести и по­зора создавались под невидимым влиянием мирового целого, и не допустит увлечь себя тайным течениям его; он будет двигаться сам и на собственной почве искать и порождать основные импульсы этого движения.

Таково было бы влияние этого изучения, если обра­щать внимание на одну только научную форму его, даже если бы его содержание ничего не означало и не при­носило никакой пользы.

Но обратим внимание на это содержание. Эта сис­тема исчерпывает все возможное знание конечного ума исходя из его основных элементов и навеки уста­навливает эти основные элементы. Эти элементы мож­но до бесконечности разделять и по-иному составлять, и в этом отношении для жизни конечного существа имеется простор, но к ним абсолютно нельзя приба­вить ни одного нового. То, что в виде элементов не су­ществует в этом отображении, несомненно, противо­речит разуму. Наше наукоучение доказывает это кристально ясно всякому, кто только стал смотреть на него открытыми глазами. Поэтому с того момента, как наукоучение станет господствующим, т. е. как только им станут обладать все руководящие простым народом, который им никогда обладать не будет, — с этого мо­мента станут уже просто невозможными всякий выход за пределы разума, всякая мечтательность, всякое суе­верие. Все это будет выкорчевано. Всякий, кто примет участие в этом исследовании общей меры конечного разума, сумеет в каждый момент указать тот пункт, где неразумное выходит за пределы разума и противоре­чит ему. Он сумеет на месте истолковать это противо­речие всякому, кто только обладает здравым смыслом и у кого есть добрая воля быть разумным. Так обстоит дело с суждением в обычной жизни. Но не иначе об­стоит дело и в философии, где некоторые шатались около нас, предъявляли притязания, возбуждали вни­мание и вызывали бесконечную путаницу. Вся эта пу­таница будет уничтожена навсегда с того момента, как наукоучение станет господствующим. До сих пор фи­лософия хотела существовать и быть чем-то, но она сама толком не знала, чем, и это было даже одним из главных пунктов, относительно которых она вела спо­ры. Благодаря исследованию мерой всей области конеч­ного мышления и знания выясняется, какая часть этой области отходит к философии после того, как все ос­тальное или вообще сбрасывается со счетов, или уже занято другими науками. Подобно этому не будет иметь места и дальнейший спор по поводу особенных пунк­тов и положений, после того как все мыслимое будет доказано в научной последовательности созерцания и будет определено в нем. Да и вообще невозможны будут больше никакие ошибки, ибо созерцание никогда не ошибается. Наука, которая должна помочь всем другим проснуться от сна, с этого момента сама не будет боль­ше находиться в состоянии сна.

Наукоучение исчерпывает все человеческое знание в его основных чертах; оно подразделяет знание и раз­личает эти основные черты. В нем, поэтому, находит­ся объект всякой возможной науки, а тот способ, кото­рым необходимо трактовать этот объект, вытекает в нем из связи объекта со всей системой человеческого ума и из законов, которые действуют в этой области. Наукоучение говорит работнику науки, что он может знать и чего не может, о чем он может и должен спра­шивать, указывает ему последовательность исследова­ний, которые ему следует произвести, и учит его, как производить эти исследования и как вести доказатель­


ства. Таким образом, благодаря наукоучению устраня­ется и это слепое нащупывание и блуждание наук Каж­дое исследование, которое производится, решает воп­рос раз навсегда, ибо можно знать с уверенностью, правильно ли оно предпринято. Наукоучение обеспе­чивает благодаря всему этому культуру, вырвав ее из-под власти слепого случая и установив над ней власть рассудительности и правила.

Таковы успехи наукоучения, что касается наук кото­рые должны вмешиваться в жизнь и повсюду, где ими занимаются правильно, необходимым образом вмеши­ваются в нее, — косвенно, таким образом, также и что касается самой жизни.

Но на жизнь наукоучение воздействует также и не­посредственно. Хотя оно само по себе не является пра­вильным практическим способом мышления, филосо­фией жизни, поскольку ему не хватает для этого жизненности и напористости опыта, она все же дает полную картину опыта. Кто действительно обладает наукоучением, но в жизни, впрочем, не обнаруживает того способа мышления, который установлен в ней в качестве единственно разумного, и не действует соглас­но ему, тот, по крайней мере, не находится в заблужде­нии относительно самого себя, если только он сравни­вает свое истинное мышление с философским. Он знает, что он глупец, и не может избавить себя самого от этого. Далее, он в любую минуту может найти истин­ный принцип своей извращенности, точно также как и истинные средства своего исправления. При малейшем серьезном размышлении о самом себе он может узнать, от каких привычек он должен отказаться, и, наоборот, в чем ему нужно упражняться. Если из чистого филосо­фа он не станет одновременно и мудрецом, то вина за это лежит исключительно на его воле и на его лености, ибо улучшить волю и дать человеку новые силы не мо­жет никакая философия.

Так относится наукоучение к тем, кто может сам овладеть им. На тех же, кто к этому неспособен, оно воз­действует через посредство тех, кто ими руководит, т. е. через правителей и народных учителей.

Как только наукоучение будет понято и принято, го­сударственное управление, подобно другим искусствам и наукам, перестанет бродить на ощупь и проводить эксперименты, но подчинится надежным правилам и основоположениям, ибо эта наука дает подобного рода основоположения. Правда, она не может внедрить в правителей государств добрую волю или внушить им мужество воплощать то, что они признают правильным; но они, если человеческие отношения не изменятся к лучшему, с этого момента уже не смогут по крайней мере говорить, что не их вина в том, что человеческие отношения не изменяются к лучшему. Каждый, кто сам владеет этой наукой, сумеет сказать им, что они долж­ны делать; и если они все же не сделают этого, то они открыто предстанут перед всем миром как люди, кото­рым не хватает доброй воли. Таким образом, начиная с этого момента человеческие отношения смогут стать такими, что люди не только получат легкую возмож­ность стать любящими порядок и честными граждана­ми, но неизбежно должны будут стать ими.

Лишь после того, как эта задача будет решена, вос­питатели и народные учителя смогут успешно рабо­тать. Внешнее, не зависящее от них условие для дос­тижения их цели будет им предоставлено. Ловкость же, необходимая для достижения ее, зависит от них са­мих, ибо благодаря наукоучению их дело также будет лишено суеверий и ремесленной рутины и базиро­ваться на твердых правилах. Отныне они определенно будут знать, из чего им нужно исходить и как продви­гаться вперед.

Одним словом, благодаря принятию и всеобщему распространению наукоучения среди тех, кому оно тре­буется, весь человеческий род избавится от слепого слу­чая и от власти судьбы. Все человечество получит свою судьбу в свои собственные руки, оно станет подчинен­ным своей собственной идее, оно с абсолютной свобо­


дой сделает отныне из себя самого все, что только по­желает сделать.

Все то, что я только что утверждал, может быть стро­го доказано и вытекает просто из понятия наукоучения, как оно было установлено в этом сочинении. Таким образом, можно было бы поставить под вопрос лишь одно: может ли быть построено само это понятие. Это будут решать те, и только те, кто действительно пост­роит это понятие, кто осуществит для себя самого и изобретет, следуя за его творцом, то наукоучение, о ко­тором заявляют, что оно уже существует. Но данные обещания могут быть с успехом выполнены только в том случае, если наукоучением овладеют все те, кто воз­вышается над народом в качестве работников какой-либо науки или народных воспитателей, и вопрос об этом будут решать последующие эпохи. В настоящую же эпоху наукоучение желает только, чтобы его не от­вергли, не выслушав, дабы оно не впало опять в забве­ние; к большему оно и не стремится; оно надеется за­вербовать только немногих, которые смогли бы пере­дать его лучшей эпохе. Если только оно достигнет этого, то тем самым будет достигнута и цель как этого сочи­нения, так и прошлых и будущих сочинений автора.

 

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 426. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия