Студопедия — Неправо и его причинная обусловленность
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Неправо и его причинная обусловленность






В научный оборот категорию «неправо» ввел Г.В. Гегель. Неправо обозначает состояние воли, демонстрирующей произвол. Неправо и право соотносятся друг с другом как парная категория зла и добра. Неправо для права – это своеобразная «рамочность», ценностно-смысловой фон, как и наоборот.

И в этом суть эвристического потенциала этой парной категории. Апологию неправа демонстрирует Н. Макиавелли (1469-1527). В своей работе «Государь» он полагает что для обеспечения функционирования авторитета власти следовать правовым нормам и неоправданно, и обременительно. Правовой нигилизм является формой выражения неправа. С точки зрения мыслителя, власть не самоцель, а средство сохранения цивилизации в условиях анархии и беспредела. Концепция Н. Макиавелли есть апология чрезвычайных средств в чрезвычайных обстоятельствах.

Апологию неправа культивируют и такие мыслители как Т. Мор и Т. Кампанелла. Оба полагают, что стабильный порядок выше всякого права, включая естественное право человека. При необходимости этот порядок можно обеспечивать и чрезвычайными средствами, когда государство заявляет о своем тоталитарном характере. Концепции Т. Мора и Т. Кампанеллы имели своих реальных прототипов в лице государства инков, где отсутствовала частная собственность, не существовало денег, не было торговли. Был закон, но не было права. В условиях абсолютной власти и правового нигилизма наказания следовали за малейшие прегрешения. Так было в Древнем Китае, когда легизм потеснил идеи конфуцианства и моизма.

В своем романе «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевский основательно аргументирует тезис о том, что абсолютная власть носит демонический характер. Но, разрушая сферу человеческого духа, она закладывает базу своей летальности (См.: Легенду о Великом Инквизиторе // Братья Карамазовы).

Абсолютная власть возможна только в условиях абсолютного неправа. Она порождает деспотизм, который вызывает только страх. Страх до определенного времени блокирует, но не уничтожает волю человека. В экстремальных условиях воля человека заявляет о себе как средство разрушения а не созидания.

Метафизику неправа исследует и Франц Кафка. По его мнению, тоталитарная система государственного правления в любой момент может предъявить обвинение любому гражданину. В этих условиях невиновность всего лишь иллюзия. Обвинить, осудить и предать смерти можно любого человека. (См.: Процесс // Роман, новеллы. М., 1965).

Мир неправа как крайнюю форму иррационализма изобразил А. Платонов. На страницах его повестей рождается образ «безжалостной к себе Родины», которая уничтожает все лучшее, чтобы создать свой тоталитарный Левиафан, которого можно только обожать и перед которым нужно преклоняться (См.: Котлован, Чевенгур // Платонов А. Избранное. Харьков, 1990).

Современная действительность в форме государственного произвола бюрократизма реанимировало «доосевое время», когда человек покорно принимал свою судьбу. «Левиафан» вершит свое «право», парализуя волю индивида и утверждая культ запретительной системы. Запрет и является визитной карточкой неправа.

В условиях тоталитаризма рушится культура, разрушается язык. Язык переживает состояние донормативного хаоса. Он уже не является душой культуры. Что касается личности в этих условиях, то она обретает статус маргинала. У нее отсутствует свое «Я», ибо оно лишено своей воли. Реальностью выступает отчуждение от всех, от всего и от самого себя, ибо личность принадлежит системе. Отчужденная личность напоминает нищих из картины П. Брейгеля «Слепые», которые не ведают, куда они движутся и не подозревают о своей неизбежной гибели.

Разрушая культуру, язык, духовную жизнь общества и духовный мир человека, неправо готовит условия самоуничтожения. Так реальность советского неправа подготовила почву развала тоталитаризма, в защиту которого не встал ни один из миллионов членов КПСС – авангарда советского народа, его наиболее организованной части.

Признаками неправа являются:

- особая ментальность с ориентиром на противостояние «своих» и «чужих»;

- абсолютная власть государства, олицетворением которой выступает бюрократизм;

- жесткая нормативизация всех сфер социальной жизни в форме тотального контроля не только за финансовыми потоками, но и за личной жизнью граждан;

- криминализация социума, что находит свое проявление в росте теневой экономики;

- авантюризм политики с ориентиром на принцип «цель оправдывает средства, победителя не судят»;

- распад правового сознания и культ правового невежества.

Если эти признаки имеют место в социальной реальности, то это прямое свидетельство, что неправо – это не миф, а злая реальность. Знать об этой реальности – это значит сделать первый шаг к ее устранению.

 


Библиография

Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб, 1998.

Бердяев Н.А. философия неравенства. М., 1990.

Бурда А. У основ государственного сознания. М., 1990.

Вехи. Из глубины. М., 1991.

Владимиров Е. Существенные черты истории философии права. СПб., 1908.

Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. - 524с.

Гойман В.И. Действие права (методологический анализ). М., 1992.

Гражданское общество, правовое государство и право ("Круглый стол" журналов "Государство и право" и "Вопросы философии") //Вопросы философии: М.: Наука, 2002. - N1. - С. 3-51.

Ильин И. А.О сущности православия. М., 1993.

Кальной И.И. Философия. Симферополь, 2003.

Кант И. Сочинения в 6-и т., т.4., ч. II. М., 1965.

Керимов Д.А. Основы философии права. М., 1992.

Кистяковский Б. А. Философия и социология права. М., 1998.

Коркунов Н.М. История философии права. СПб., 1908.

Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989.

Нерсесянц В. С. Философия права Гегеля М.: Юристъ, 1998.

Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. - М., 1998. - 647 c.

Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права. М., 1912.

Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.

Овчинникова З.Л. Философские проблемы государства и права. М., 1989.

Пермяков Ю.Е. Лекции по философии права. Самара, 1995.

Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. СПб., 1997.

Самигуллин В.К.. Право и неправо // Государство и право. М., 2002. №3

Таллер Р.И. Философия как логика и методология познания права. Саратов, 1989.

Тихонов Ю.В. Основы философии права. М., 1997.

Трубецкой Е.Н. История философии права. СПб., 1999.

Философский энциклопедический словарь /Ред. Е.Ф.Губский, Ред. Г.В.Кораблева, Ред. В.А.Лутченко. - М.: ИНФРА-М, 2002

Хёффе Отрид. Политика, право, справедливость. Основоположения критической философи права и государства. М., 1994.

Чаба Варга. Право: теория и философия. Будапешт., 1994.

Чичерин Б.Н. Политические мыслители древнего и нового мира. СПб., 1999.

Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900.

Шершеневич Г.Ф. Философия права. М., 1911.

Юркевич, П. Д.Історія філософії права. Філософія права. Філософський щоденник: Рукописна спадщина: Пер. з рос. та нім/ П. Юркевич. - 3-є вид. - К.: 2001

Ященко А.С. Философия права Вл. Соловьева. СПб., 1999.


Предисловие.

Глава № 1 Идея философии права и ее потенциал







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 493. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия