Порядок действий. 1. Распределите среди любых шести игроков следующие роли:1. Распределите среди любых шести игроков следующие роли: 2 менеджера; 2 рабочих; персонаж, олицетворяющий покупательский спрос; представитель профсоюза, работник службы охраны природы, специалист по вопросам окружающей среды или любое другое лицо, которое занимается защитой рабочих и общества в целом от негативных факторов воздействия промышленности. Если участников много, то увеличьте число рабочих и тех, кто изображает покупательский спрос, а также добавьте еще одного менеджера. Все остальные участники являются потребителями. 2. Шесть главных персонажей сидят и стоят вокруг игрового стола, на котором лежит большая груда «Смарти». Заметьте, что игра работает лучше, когда люди стоят, поскольку им приходится в большей степени пользоваться невербальными методами общения, чтобы помешать соседям поедать «Смарти»; кроме того, они более явно реагируют на давление. 3. Двум «менеджерам» вручают все деньги (они выступают как партнеры) и большой пакет «Смарти» на случай, если «гору подточат» и придется пополнять запасы. 4. «Потребители» наблюдают за происходящим у стола, сидя или прохаживаясь в отдалении. 5. Стойка с напитками располагается в сторонке, мы же обычно выступаем как официанты, поскольку любим немного поучаствовать в событиях, но вы можете перепоручить эту задачу кому-нибудь из зрителей. 6. Объясните, что целями и задачами персонажей является следующее: — «Менеджеры» требуют, чтобы «рабочие» подготовили «Смарти» для себя и «потребителей» (сами менеджеры не едят, потому что их дело — реализовывать, а не потреблять этот «жалкий» товар). Им нужно решить, как оплачивать эту работу; приличная ставка — 10 пенсов за каждую сотню «Смарти». — «Рабочие» должны собрать столько «Смарти», сколько, по их мнению, будет реализовано, поднести контейнер к одному из «менеджеров» для проверки и после либо есть «Смарти» самим, либо предлагать их «потребителям». «Менеджеры», прежде чем выплатить соответствующую сумму за реализованное количество, должны внимательно следить за тем, чтобы ни одну «Смарти» не выкинули и не распорядились ею каким-то иным недозволенным способом: шоколадки должны быть съедены. Не исключено, что вам захочется самим проконтролировать этот процесс. Кроме того, можно попросить зрителей присмотреть за «правильным» потреблением шоколадок. Главной заботой «менеджеров» является максимальное потребление. В качестве вознаграждения за хорошую работу они могут пригласить «рабочих» и «потребителей» в буфет (по собственному почину пить могут только менеджеры, остальных нужно приглашать). — «Представитель профсоюза» (или работник службы охраны природы, или кто-то еще) получает доклад, в котором говорится, что в «Смарти» содержатся канцерогены. Они запрещает их есть до тех пор, пока не будет проведено тщательное исследование. На это время производственные линии должны быть остановлены. Главной заботой здесь является отсутствие продаж — Персонаж, символизирующий потребительский спрос, стремится как можно сильнее надавить на «рабочих» и «потребителей» с тем, чтобы они ели еще больше «Смарти»; этот субъект расхаживает вокруг и предлагает способы, которыми это можно сделать. «Рабочие» знают, что в случае недовольства начальства их могут легко уволить, поскольку много желающих готовы занять освободившиеся места. Разговаривать разрешается всем; могут формироваться любые союзы, группы влияния, и т. п.; любой может делать практически все что угодно в рамках представленных правил. Вы можете, по желанию, расписать каждую роль в отдельности, украсив их яркими штрихами и комментариями — так, что никто из игроков к началу игры не будет знать мотивов других персонажей. А можно пересказать сценарий, используя все свое красноречие. Мы, в свою очередь, думаем, что наиболее эффективным будет устно объяснить все каждому участнику. Что же действительно важно, так это мотивировать участников так, чтобы они с энтузиазмом исполнили свои роли. Поэтому вам нужно либо внести в эти роли соответствующие дополнения, либо произнести перед началом игры зажигательную речь. Наличие «Смарти» в любом случае прибавит вам убедительности, так как шоколадки всегда оказываются для игроков мощным мотивирующим фактором. Когда вы начнете игру, наверняка поднимется шум, и это хорошо. Вам нужно, чтобы «менеджеры» заставляли «рабочих» съедать и скармливать как можно большее количество «Смарти» — для роста объемов потребления они пускают в ход освежающие напитки, повышение жалованья, премии и прочие стимулы. Они могут устроить соревнование между двумя «рабочими» и т. д. В то же время «представитель профсоюза» или «работник службы охраны природы» выступает с мрачными предостережениями о вреде потребления шоколадок. Обычно все это кончается криками, к которым часто присоединяются зрители. Пусть игра развивается своим чередом. Возможны многие различные исходы. Может быть, все «Смарти» будут съедены или о них забудут в пылу споров. «Рабочие» и «потребители» могут прислушаться к «профсоюзному деятелю», который в результате победит и запретит «Смарти» (и может быть, даже заставит «менеджеров» предложить иной род деятельности), и т. д. Анализ:однажды, когда мы играли с группой преподавателей физкультуры, «рабочие», подчиняясь нажиму как «потребителей», так и «представителя профсоюза», отказались от «Смарти» и воспользовались листками из своих блокнотов для производства «шапок» с последующей «продажей» их «обществу по защите детей-инвалидов». Они сделали это при полной поддержке «администрации», которая согласилась платить им прежнюю зарплату, и в результате все закончили игру с бумажными шапками на головах. Иногда люди поддаются давлению «потребительского спроса» и поедают «Смарти» как можно скорее. «Рабочие» отказываются слушать предостережения, касающиеся вопросов здоровья, аргументируя это тем, что не могут позволить себе потерять работу. Случается, что группа влияния объединяется с «работником службы охраны природы» и заставляет «рабочих» «прекратить производство»; затем они проводят переговоры с «менеджерами» насчет укрепления мер безопасности и принимаются за работу сами, и т. д. Завершение: заключительная дискуссия наверняка будет оживленной. Такая реакция может служить основой для обсуждения темы власти. Кто кого контролирует? Почему? Как разные персонажи восприняли свои задачи? Как отнеслись к поведению персонажей потребители? Участники могут обсудить общественно-политические условия, в которых осуществляется власть, и степень контроля индивидов над этими условиями — что, в свою очередь, определяет уровень власти, которого они могут достичь.
|