Студопедия — Проблемы межпоколенных взаимоотношений в современном обществе
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проблемы межпоколенных взаимоотношений в современном обществе






4.1. Нарративы взаимоотношений молодежи и общества. 4.2. О специ­фике социальных проблем молодежи. 4.3. Коммуникативные ресурсы отношений между представителями крайних возрастных групп (на примере родообщинных отношений рода Огана).

 

4.1. Нарративы взаимоотношений молодежи и общества

Нарратив — это одно из многих направлений мысли, фокус подхо­да к той или иной проблеме.

Взаимоотношения молодежи и старших поколений в различные исторические периоды и в разных социальных системах определялись нарративами отношения общества к молодежи. Рассмотрим наиболее распространенные нарративы.

Нарратив «Молодежь как проблема» При данном подходе в обще­стве преобладает отношение к молодым людям как к источнику соци­альных конфликтов, криминализации. Ответственность за напряженные взаимоотношения между поколениями полностью перекладывается на молодежь. В XX в. данный нарратив получил свое развитие в странах Запада с середины 50-х гг., когда исследователи впервые заговорили о блуждающих без дела по улицам городов бандах подростков, хулиганах. Данный процесс был тесно связан с осознанием молодежью себя как осо­бой социальной группы и сопровождался моральной неопределеннос­тью, страхом, что общество потеряет контроль над эмансипированной молодежью. Как отмечали западные социологи, подобный взгляд на мо­лодежь активно поддерживался средствами массовой информации, про­воцировавшими возникновение «моральных паник» (С. Коэн) в обще­стве по поводу молодежных проблем.

 

Подобные взаимоотношения поколений можно охарактеризовать как криминологические, так как в данных условиях любой молодой человек воспринимается как потенциально девиантная личность.

Крайней формой проявления данного нарратива является отноше­ние общества к молодежи как к угрозе. Такое отношение активизирует­ся в период пика моральных паник относительно проблем, связанных с молодежью, и выражается в неприятии ценностей молодого поколения, отторжении его идеалов. Наиболее ярко это проявилось во второй поло­вине 60-х гг. в связи с активизацией «нового левого» движения в США и странах Западной Европы. В качестве объекта общественного страха выступило студенчество, выдвигавшее экстремистские лозунги захвата власти в университетах, которые рассматривались как «слабое звено» современной демократии. В мае 1968 г. студенчество выступило в каче­стве реальной политической силы — произошел бунт студентов Пари­жа, они захватили власть в студенческих городках, громили аудитории, витрины магазинов, переворачивали автомобили, захватывали в каче­стве заложников профессоров и преподавателей. При этом восставшие студенты выдвигали требование большей свободы, равноправия сту­дентов и преподавателей, демократизации процесса управления уни­верситетом. Студентов Парижа поддержала молодежь многих запад­ных стран и США. Эти выступления заставили власти провести ре­формы системы высшего образования, значительно модернизировав и либерализовав их.

Нарратив «Молодежь как надежда общества, строитель светлого будущего». Согласно данному типу взаимоотношений поколений, полу­чившему развитие в рамках коммунистической идеологии в СССР и других социалистических странах, с молодыми людьми связываются самые лучшие идеи строительства будущего общества с гармоничным устройством.

В выступлении В. И. Ленина «Задачи союзов молодежи» в первые годы советской власти утверждалось, что каждый молодой человек есть прежде всего строитель коммунистического общества. Большое внима­ние в СССР уделялось «коммунистическому» воспитанию и образова­нию молодых людей. Исторический процесс понимался как передача наиболее прогрессивных достижений от одного поколения к другому. При этом советские культурологи и социологи игнорировали возмож­ность межпоколенческого конфликта на общественном уровне, так как считали, что в социалистическом обществе для всех поколений харак­терно поддержание идеологического и общественно-политического единства.

 

При наличии ряда положительных черт, таких, как мощная система образования и воспитания, данная идеология отношения к молодежи имела и ряд существенных недостатков. Самый главный состоит в том, что в лозунгах взрослые выступают в роли заложников молодых и, в целом, общество настоящего ставится в зависимость от общества «свет­лого будущего», тогда как в реальности наибольшим образом эксплуа­тировалась именно молодежь и ее будущее. Под лозунгами строитель­ства «светлого будущего» молодежь практически бесплатно работала на «стройках века» — ДнепроГЭС, БАМ и других, активно использовалась практика бесплатной работы молодежи в колхозах на сборе урожая. Та­ким образом происходила скрытая эксплуатация ресурсов молодежи.

Потребительский стиль молодежи. Потребление в данном контек­сте необходимо рассматривать в двояком смысле:

• как потребление реальное — физическое присвоение товаров;

• как символическое потребление товаров и услуг, связанных с раз-

личными формами проведения досуга.

В молодежной культуре эти две формы потребления тесно связаны друг с другом, объединенные понятием «стиля». В опубликованной в 1959 г. книге М. Абрамса «Подростковое потребительство» впервые на уровне социологического осмысления молодежная культура рассматри­валась не в контексте проблемного поведения, а в терминах особого «по­требительского стиля». Исследование Абрамса показало, что молодежь как особая потребительская группа отличалась от других возрастных групп особенностями своего потребительского выбора на рынке. Моло­дежь не просто тратит больше денег на модные вещи и услуги, но также приобретает специфически молодежную одежду и аксессуары. Часть удовольствия, которое они получают при подобных покупках, лежит в утверждении молодыми людьми своей идентичности, невзрослости. Причем стили потребления молодежи как из рабочей среды, так и вы­ходцев из среднего класса оказывались достаточно схожими. Подобной «бесклассовой» ситуацией в развитии молодежной культуры восполь­зовались средства массовой информации. Молодежь стала дорогим, про­даваемым через рекламу символом. В массовом сознании возникает и культивируется новый термин — «молодежный стиль жизни», который становится и предметом особого интереса социологов. В исследовани­ях, ориентированных на изучение сферы досуга и потребления, понятие «стиль жизни» является одним из центральных.

 

4.2. О специфике социальных проблем молодежи

 

Большинство отечественных исследователей (например, В, Т. Ли­совский, С. Н. Иконникова и др.) определяют специфику молодежных проблем через анализ «жизненного старта молодежи», характерного для подрастающего поколения: внебрачное состояние, отсутствие своего жилья и профессиональной квалификации, отсутствие достаточного жизненного опыта («неустойчивость мировоззрения»), относительно невысокий социальный престиж. К числу важнейших молодежных про­блем многие исследователи относят также:

• воспитание в соответствии с историческими нормами, укладом и традициями нации;

• получение нормативного образования и выбор профессии (специальности);

• социализация с учетом социально-экономических и политических условий в стране;

• определение смысла жизни.

Но следует заметить, такого рода проблемы могут быть свойствен­ны и другим возрастным группам. В современной России немало 40-50-летних одиноких мужчин и женщин без своего жилья, образования и профессиональной квалификации, востребованной на рынке труда и по­зволяющей достойное (нормативное) жизнеобеспечение. В условиях си­стемного кризиса у большинства взрослых также наблюдается «неус­тойчивое мировоззрение», асоциальное поведение (тяга к алкоголю, не­разборчивость в интимных связях, наркотизм и т. д.). Долгие годы соци-ологи-молодежники считали: если в качестве эмпирического объекта выступают школьники, студенты или молодые рабочие, то изучаемые явления и есть «суть молодежных поколений». Думается, что это не со­всем верный взгляд.

Молодежь и социальные проблемы ее жизнедеятельности облада­ют яркой спецификой и отличаются от подобных (схожих) проблем стар­шего поколения. Среди отличительных черт следует назвать:

• В молодежной популяции существует более тесная взаимосвязь между медико-биологическими (психофизиологическими) ха­рактеристиками субъекта (социально-демографической груп­пы) и параметрами его социальной жизнедеятельности, фор­мами, механизмами социализации и способами разрешения конфликтных ситуаций при вхождении в «мир взрослых от­ношений».

• Молодое поколение отличается именно своим набором, перечнем и иерархией социальных проблем, свойственных ему в большей мере, чем другим социальным группам и категориям населения. В прогностическом плане молодежные проблемы в значительно большей степени влияют на перспективы развития общества (его прогресс или регресс), чем противоречия, характерные для других возрастных групп (например, интенсивный рост пре­ступности среди несовершеннолетних в большей мере повлия­ет на нравственные нормы общества в перспективе, чем пре­ступность среди группы населения в возрасте 55-75 лет).

• Изначально подрастающее поколение обладает неопределенным, невысоким социальным статусом (правовым, экономическим, политическим и др.), что обуславливает многовариантность жизнедеятельности всех категорий молодого поколения (со­ставляющих их индивидов), а также порождает дополнитель­ные проблемные ситуации при адаптации представителей мо­лодежной популяции к реалиям окружающей жизни.

• В психологическом и социально-психологическом планах дети и

подростки в большей степени чувствуют, сопереживают свои неудачи, нерешенные вопросы, чем люди старшего возраста. Это происходит из-за недостатка жизненного опыта и повышенной эмоциональности, характерной для юного возраста, что значи­тельно снижает их способность цивилизованно разрешать кон­фликтные ситуации, встречающиеся в жизни, успешнее адап­тироваться к реалиям мира.

• Молодежные, юношеские и детские проблемы в большей степени связаны (детерминированы) с общими социальными пробле­мами, противоречиями общества. О культуре, цивилизованно­сти общества можно судить именно по отношению к данной группе населения, выступающей субъектом воспроизводства общественных отношений.

Важнейшие проблемы, составляющие основу междисциплинарных знаний о молодом поколении, можно объединить в следующие исследо­вательские сферы:

• взаимодействие общества и молодежи;

• характер отношений молодежи и государства;

• качество молодежи как критерий состояния и реформирования общества;

• молодое поколение и перспективный человеческий потенциал социума;

 

• молодое поколение и другие группы и слои общества: характер вза­имодействия. Кратко рассмотрим их суть.

(1) Перспективы общественного развития определяются «человеческим фактором», в том числе трудовым потенциалом (ресур­сами) общества. Молодое поколение — основной социальный ресурс развития общества, определяющий вектор социально-экономического развития.

(2) Качество будущего трудового потенциала — это качество молодого поколения сегодня. Успешное решение социально-эконо­мических вопросов напрямую зависит от качества нынешней молодежи, ее жизнеспособности в демографическом и медико-биологическом аспектах. Качество определяется образователь­ным, профессиональным, культурным уровнями, трудоспособ­ностью и гражданской зрелостью. Это, в свою очередь, актуа­лизирует проблему повышения качества молодежи в целом как будущего трудового потенциала реформируемого российского общества, где под качеством молодежи понимается целый ком­плекс психофизиологических, социальных, интеллектуальных и духовных потенций молодежной популяции, которые в силу известной закономерности определяют будущее социума.

(3) Значимой целью общества и государства является воспитание, образование и социализация молодежи как субъекта обществен­ного воспроизводства, формирование у нее таких свойств, ко­торые будут способствовать интенсивному общественному раз­витию, включая социально-экономическое, политическое, на­учно-техническое и духовно-нравственное. Каждое новое по­коление людей несет в себе два вида качеств и свойств, пред­ставленных по-разному. Одни можно отнести к «адаптивно-функциональным», другие — к «перспективно-воспроизводя­щим». От их соотношения в среде подрастающего поколения во многом зависит общественное развитие в целом. В реальной жизни формирование свойств обоих видов идет одновременно, но при необходимом доминировании одного из них. Если до­минирует процесс формирования «адаптивно-функциональ­ных» качеств, общественное развитие замедляется. В условиях системного кризиса необходимо активизировать, в первую оче­редь, формирование «перспективно-воспроизводящих» качеств и свойств. К ним следует отнести самостоятельность, ответ­ственность за судьбу отечества, реальную оценку своих возмож-

 

ностей, здоровый образ жизни, постоянное стремление к повы­шению образования и квалификации, профессиональную мо­бильность, быструю адаптацию к возможным негативным жиз­ненным переменам, повышенную творческую активность, вы­сокий уровень включенности в познавательную и трудовую деятельность, выраженный патриотизм. Развитие и поддержка названных свойств должны рассматриваться как процесс фор­мирования инновационного потенциала саморазвития социу­ма, так как именно они определяют в будущем высокое каче­ство экономически активной части населения — трудовых ре­сурсов общества.

(4) Развитие инновационных «перспективно-воспроизводящих» характеристик и свойств у молодого поколения может наибо­лее успешно осуществляться через социальную политику, реа­лизуемую в отношении молодого поколения. Молодежь может выступать не только как объект опеки и управления, но как ак­тивный субъект общественного воспроизводства. Молодое по­коление способно выступить условием и фактором социально-экономических перемен и инновационной силой. На это и дол­жна быть направлена политика общества и государства в отно­шении подрастающего поколения. В условиях системного кри­зиса центр тяжести социальной политики в отношении моло­дого поколения переносится на «самозащиту» — формирова­ние и развитие активной жизненной позиции, когда молодое поколение способно само решать достаточно большую часть своих социальных и экономических проблем.

 

4.3. Коммуникативные ресурсы отношений между представителями крайних возрастных групп (на примере родообщинных отношений рода Огана)

 

Процесс становления человека — это не только совершенствование биологических систем, обеспечивающих физическое развитие и функ­ционирование организма, но и эволюция познавательных способностей и формирование индивидуальности по мере приобретения жизненных навыков и умения вести себя.

Все большая часть общества задается вопросом: «Кто я?» или «Кто мои предки?». Этот вопрос в последнее время стал чаше звучать, потому что каждого индивида все больше волнует вопрос — какими генными задатками располагает его организм? Может быть, этот вопрос интересен,

 

исходя из соображений большей вероятности раскрытия собственных возможностей. Причина, думается, глубже, чем просто интерес: кажет­ся, здесь можно говорить об инстинкте человеком сохранения памяти о себе и любимых.

С другой стороны, эти вопросы стали жизненно значимыми и акту­альными из-за трансформации современного общества, которая повлекла за собой изменения социокультурных ценностей и социальных характе­ристик различных групп населения. По этой причине аксиологический аспект взаимоотношений поколений на данном этапе развития обще­ственных отношений оценивается как «важный» в контексте симбио-тичности тех возрастных групп, которые на шкале возрастной периоди­зации обозначены как крайние.

С другой стороны, это связано с тем, что демографические измене­ния и дестабилизация социальной ситуации в постсоветском простран­стве инициируют формирование толерантности межпоколенных взаи­модействий в семье. Такие изменения, конечно, можно было ожидать, поскольку современные престарелые люди во время Великой Отече­ственной Войны были детьми и свыше 55 лет общество живет без демог­рафических взрывов. С другой стороны, после развала социально обес­печенного строя общественных отношений не трудно было прогнозиро­вать степень напряженности социальной ситуации.

В настоящее время постановка задачи все больше меняется в сторо­ну толерантности межпоколенных взаимодействий в родственных свя­зях, поскольку семья представляет собой всего лишь первый и наиболее индивидуальный уровень отношений между отцами и детьми. За после­дние годы размеры и состав семьи меняется, родственные связи претер­певают не только демографические, но и культурные и социально-эко­номические изменения, которые влияют на внутрисемейные связи.

Вместе с тем очевидно, что указанные изменения создают не только проблемы, но и представляют новые возможности для конструирования отношений между различными поколениями, даже по разным ветвям одного рода. С этой целью исследование межпоколенных взаимоотно­шений на уровне нескольких поколений одного рода позволяет более полно оценить влияние на них родственных отношений.

Надо отметить, что в социологии традиционно рассматривать про­блему взаимоотношений поколений в рамках отношений между роди­телями и детьми. Но, по ходу развития социальных технологий, в после­днее время рассмотрение проблемы переходит на плоскость дедов и вну­ков. Сегодня актуализировалась потребность восполнения существую­щего дефицита в теоретических и методологических разработках новых

 

подходов к осмыслению межпоколенных взаимоотношении, в поиске оптимальных моделей позитивных отношении между детьми и пожи­лыми людьми, и дифференциация с родственниками других ветвей од­ного рода только делает исследование более полным. Немногочислен­ные исследования, посвященные анализу межпоколенных взаимоотно­шений детей и представителей третьего возраста, в совокупности с род­ственными узами других ветвей одного рода, в литературе носят в ос­новном доксографический характер, преимущественно с отсутствием представительных данных.

Аналитический обзор публикаций по проблеме межпоколенных вза­имоотношений также свидетельствует о том, что существует определен­ный дефицит исследований, посвященных изучению проблемы взаимо­отношений крайних возрастных групп. И если не развить уже формиро­вавшиеся коммуникативные практики, то даже особая эмоциональная связь между пожилыми людьми и внуками, камерное общение между ними на современном этапе развития общества могут быть утрачены. Представ­ляется актуальным анализ аксиологических аспектов взаимоотношений крайних возрастных групп с целью выявления возможных путей гармо­низации этих взаимоотношений, учитывая различные варианты их взаи­мозависимости и противостояния, согласия и противоречия.

Наряду с изложенным, возрастные социальные стереотипы в совре­менном обществе носят дискриминационный характер в отношении де­тей и пожилых людей, способствуют вытеснению их проблем на пери­ферию социальной политики и препятствуют установлению позитив­ных межпоколенных взаимоотношений. Эти стереотипы обостряются по мере увеличения продолжительности жизни, поскольку уже повсед­невными явлениями стали совместное проживание представителей не­скольких поколений одновременно под одной крышей или совместная работа в одной организации. Рост численности пожилого населения с одной стороны, дестабилизация и экономический кризис, с превраще­нием рынка в главный социальный регулятор, — с другой; существенно углубляется возрастная стратификация общества. Ослабление государ­ственного регулирования занятости, появление безработицы приводят к тому, что молодые люди начинают сталкиваться с серьезными пробле­мами трудоустройства, а пожилые люди, имея свои преимущества, бла­годаря опыту и особенностям труда, прежде всего рутинного, медленно выталкиваются на пенсию как утратившие эффективность. Однако мо­лодые люди находятся в лучшем положении, так как имеют некоторые стартовые преимущества, такие, как пластичность, свободу от репрес­сивно-уравнительных стереотипов, реальный запас дружественных форм

 

общения. Требования «трудовой этики», предполагающие доминирова­ние таких ценностей, как продуктивность и результативность, укоренен­ность в общественном сознании имиджа неполноценной старости при­водят к тому, что пожилые люди переживают социальные, культурные и эмоциональные стрессы. Знание возрастных особенностей, личный кон­такт способствуют формированию позитивного образа старости у детей, стимулирующему взаимное влияние крайних возрастных групп.

Отсюда можно сделать вывод о том, что выявление скрытых резер­вов положительного потенциала межпоколенных взаимоотношений осу­ществляется с помощью изучения родословных связей.

Социокультурная рефлексия взаимоотношений поколений предпо­лагает исследование аксиологических аспектов, коммуникативных прак­тик межпоколенных взаимоотношений, возрастных социальных стерео­типов и социальных антиподов детей к старению, старости, и, наоборот, старшего поколения к молодым. Социокультурный анализ взаимоотно­шений поколений и ветвей одного рода не только позволяет продемон­стрировать зависимость специфики отношении крайних возрастных групп от политических, социально-экономических факторов и культур­но-исторических концептов и установок общества, но и может способ­ствовать развитию позитивных межпоколенных, межродственных отно­шений, что является важным средством для уменьшения вероятности трагедий конкретных детских судеб, возможных сиротств, а также оди­нокой старости, не согретой заботой и любовью внуков.

В силу мультидисциплинарности проблема взаимоотношений по­колений и изучение родственных связей является объектом как социо­логии, демографии, психологии, педагогики, философии, так и, в немень­шей степени, генеалогии, хотя именно в этой области она изучена мень­ше всего, вероятно, по причине, что ей уделялось меньше всего внима­ния в советские времена.

Во времена «дикой» западной цивилизации, в дореволюционные времена, генеалогия была доступна лишь «сливкам» общества. В насто­ящее время она стала одним из самых массовых занятий в мире. К при­меру, в США данный вид занятия по масштабам применения уступает только садоводству.

Между тем для достижения удачи в деле обнаружения собствен­ных предков не обязательно быть профессиональным генеалогом. Как показано в работе, любая из следующих склонностей может предопре­делить приобретение индивидом навыков в генеалогии: любовь к исто­рии, запоминание подробностей, умение решать задачи, получение удо­вольствия от исследовательских работ.

 

Изучение данной проблемы иллюстрируем на примере исследова­ния конкретного рода. Во время исследования применялись такие мето­ды, как наблюдение, описание, неформализованное интервью, социоло­гический опрос, моделирование структурных форм.

В начале исследования не задавалась цель создания генеалогичес­кого древа. Работа преследовала одну цель — структурно представить схему родовых связей. Позже возникла идея показать соединяющие ли­ниями связи разной толщиной, в зависимости от принадлежности к раз­ным поколениям, затем разными цветами, что дает схеме форму дерева. Данный подход делает возможным употребление временного фактора, где с помощью сохранения данных о дате рождения, женитьбы (замуже­ства), кончины вырисовывается хронологическая структура рода. Имея в виду, что генеалогические деревья становятся все более востребованы, имеет смысл в будущем сделать сравнительный анализ данной схемы с традициями составлений подобных древ в разных странах.

Надо отметить, что венцом процесса исследования стала встреча представителей поколений 5 ветвей рода Огана «на пороге XXI века» в селе Ашотаван (место рождения родоначальника Огана) Сюникской гу­бернии Республики Армения 26 августа 2000 г.

Встреча показала, что произошло переосмысление устоявшихся го­дами понятий. Например, понятия «поколение» и «возраст» в результа­те проделанной работы стали несовместимыми. Пример данного рода показал, что представители одного поколения могут в возрастной стра­тификации находиться на расстоянии десятков лет. Принимая в основе понятия «поколение» принцип равной отдаленности (равное количество колен, или, как говорят у армян, — равное количество пуповин) от родо­начальника и в зависимости от очередности рождения первого поколе­ния, на примере рода Огана, старшему IV поколения исполнилось 65 лет, а младшему — всего 6 лет. Данное положение служит одним из ос­нований стратификации общества, позволяя проанализировать индиви­дуальное развитие, социально-возрастные процессы. Между тем, этот симбиоз понятий (это взаимодополнение или взаимоисключение) при­водит к тенденции стирания возрастных граней, актуализации биологи­ческого возраста как показателя физического и социального благополу­чия. Размывание традиционных представлений о жизненном цикле ак­центирует внимание на процессе самоопределения и творения самих себя вне постулированных возрастных торжеств.

При анализе традиций в изучении проблемы взаимоотношений представителей крайних возрастных групп выделяются основные на­правления:

 

• позитивистско-натуралистский вектор,направленный на поиск общих законов исторических изменений на одном и том же про­межутке времени (общих законов сосуществования современ­ников);

• романтически-гуманитарный вектор,ориентированный на поиск внутреннего единства каждого индивидуума, вне зависимости от его возраста, качественной определенности данной исто­рической эпохи;

• культурно-исторический вектор,для которого существенно не только хронологически одновременное существование группы людей, но общность их значимых социальных переживаний и деятельности.

Именно последнее направление предоставляет посылы для поиска различных форм межвозрастной кооперации.

Особенность исследования в армянской среде состоит в том, что для национальной традиции характерна положительная мотивированность в отношении пожилых людей, связанная с такой социальной единицей, как община, в которой опыт и знания предшествующих поколений при­знавались как опора жизни, а также пролонгированным существовани­ем многоколенных семей, способствующих консервации иерархических внутрисемейных отношений. Уважительное отношение к старикам, чут­кость и отзывчивость к ним младших членов семьи обусловливается осо­бенностями реализуемой ими социализирующей роли. Старики боль­ше, чем кто-либо другой из родственников, удовлетворяли духовные потребности детей: рассказывали им притчи, сказки, создавали различ­ные игровые ситуации, они поощряли активность детей в процессе их вхождения в жизнь взрослых, выполняли рутинные функции повсед­невной жизни (эти традиции показательны для многих народов).

Определенное влияние на качество представленного материала имела книга Н. Кезеряна «Генеалогия для армян», в которой показана вся дос­тупность и необходимость генеалогии в массовом применении, где под­робно дается культура составления родословной записи и, главное, по­желание включиться в это исследование (для вашего рода) сейчас, если его не начинали до вас.

Из проделанной работы выделим следующие выводы:

1. В широком спектре современных геронтологических исследова­ний — именно социокультурная перспектива анализа старости представляет объяснительную адекватность в контексте меж­поколенных отношений. Старость представляется в качестве основного звена механизма преемственности общественных

 

отношений, культуры, морали и опыта. Изменение информа­ционной составляющей межпоколенных коммуникаций (содер­жания, темпов, форм передачи знаний и опыта от поколения к поколению) не снимается с повестки дня, а подчеркивает зна­чимость эмоционально-нравственного воздействия старшего поколения на детей. С другой стороны, еще древнеримский врач и ученый Гален впервые обратил внимание на одиночество как одну из основных причин старения. Он советовал старым лю­дям жить в кругу своего семейства.

2. Аттитюды детей к старению и старости в современном обществе характеризуются негативным стереотипным восприятием пе­риода старости как конца жизни, сопровождающегося болез­нями, немощью, зависимостью. Образ пожилых людей конст­руируется, прежде всего, на основе, визуальных признаков (сто­матологические дефекты, морщинистая кожа, седые волосы), которые могут трансформироваться в брезгливое, неприязнен­ное отношение к старым людям. Негативное восприятие не рас­пространяется на взаимоотношения между детьми и их бабуш­ками и дедушками, что можно объяснить частыми позитивны­ми контактами в семье.

Используя как основу эти наблюдения, выделим компенсаторную основу практики межпоколенного взаимодействия между детьми и по­жилыми, которая может быть конкретизирована следующими положе­ниями:

• создание генеалогического древа, на котором ясно видны как связь между поколениями разных ветвей одного рода, так и роль, зна­чение, олицетворение пожилых дедов, соединяющих в единое целое всех двоюродных, троюродных и т. д. братьев и сестер;

• обеспечение конденсирования в социальном пространстве информации о возрастных особенностях, потребностях, нуждах, пред­почтениях;

• установление эмоциональных межличностных контактов как возможного механизма решения проблемы одиночества у пожи­лых людей и «эмоциональной тупости» у детей;

• перераспределение семейных функций в направлении снятия чрезмерной загруженности работающих членов семьи. Результаты проделанной работы обрисовывают следующие реко­мендации по новым коммуникативным ресурсам — это проведение ис­торического и социокультурного анализа генезиса межпоколенных вза­имоотношений на примере конкретного рода; выявление родовых связей,

 

родственных отношений и символических барьеров, препятствующих эффективному взаимодействию поколений; экспликации коммуника­тивных практик позитивных взаимодействий крайних возрастных групп — «дедушек (прадедушек) и внуков (правнуков)».

В перспективе необходимо исследовать следующие проблемы:

• структурировать форму родственных связей поколении рода на

примере генеалогического древа;

• рассмотреть историко-культурологический аспект взаимоотноше-

ний поколений;

• показать специфику межпоколенных отношений рода;

• раскрыть способы концептуализации старости как типа рациональности межпоколенных взаимодействий;

• проанализировать коммуникативные ресурсы межпоколенных взаимодействий в данном роде и влияние возрастных социальных стереотипов на межпоколенные взаимоотношения;

• эксплицировать практики позитивных взаимодействий нескольких поколений «дедушек (прадедушек) и внуков (правнуков)».

Вопросы для самоконтроля:

1. Специфика социологического подхода к изучению молодого поколения.

2. Мотивационная сфера сознания молодого человека.

3. Тенденции изменения мотивационной сферы молодежи.

4. Специфические отличия социальных проблем молодежи от проблем стар­шего поколения.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Дайте характеристики теоретических основ анализа категорий «возраст», «поколение».

2. Рассмотреть историко-культурологический аспект взаимоотношений поколений, показать специфику межпоколенных отношений в условиях транс­формации современного российского общества.

3. Раскрыть различные способы концептуализации старости как типа ра­циональности межпоколенных взаимодействий.

4. Проанализировать коммуникативные ресурсы межпоколенных взаимо­действий, рассмотреть влияние возрастных социальных стереотипов на межпо­коленные взаимоотношения.

5. Эксплицировать практики позитивных взаимодействий поколений «ба­бушки (дедушки) и внуки».

6. Определить динамику коррекционного воздействия образовательных межпоколенных программ.

7. Обобщить на основе современной отечественной и зарубежной литера­туры проблемы взаимоотношений поколений.

 

8. Определить основные тенденции изменения межпоколенных взаимоот­ношений в результате преобразования современного российского общества.

9. Самостоятельно рассмотреть и выделить основные коммуникативные практики межпоколенных взаимодействий.

Темы докладов и рефератов:

1. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска.

2. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации (поколенный подход).

3. Подросток в бизнесе: социализация или девиация?

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 1463. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия