Студопедия — Молодежь в социально-политической структуре общества
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Молодежь в социально-политической структуре общества






10.1. Молодежь в политической жизни общества. 10.2. Понятие поли­тической культуры. 10.3. Соотношение объективного и субъективного в политическом сознании молодежи. 10.4. Проблемы формирования политической культуры молодежи.

В социальной работе с молодежью важное значение имеет учет со­стояния и уровня политической культуры молодых людей, их места и роли в политической жизни общества, а также проблем политической социализации в условиях современных российских реалий и тенденций в молодежной среде.

 

10.1. Молодежь в политической жизни общества

 

Молодежь как особая социально-демографическая общность тре­бует всестороннего комплексного исследования в рамках специального молодежного направления. Для реализации этой задачи ученые многих специальностей гуманитарного профиля объединились в научное сооб­щество, учредив в 1997 г. Национальную академию ювенологии. Перед ювенологией встают такие вопросы, ответы на которые важны для об­щества, для выработки и принятия решений, а также для молодежи в целом и молодого человека в отдельности в поисках своего места в об­ществе и своего «Я». Ведь юность — особый период в жизни человека, неповторимый и переходный. Это период становления личности в фи­зическом, нравственном и социальном отношениях. В этом возрасте пе­ред человеком возникают проблемы поиска культурно-нравственного идеала, смысла и цели жизни, выработки своей собственной позиции, выбора профессии, подготовки к • семейной жизни и много других про­блем нередко с непредсказуемыми последствиями.

 

Проблема отцов и детей, взаимоотношения молодого поколения с обществом, страшим поколением — всегда актуальна. Не менее актуаль­ны и ответы на такие вопросы, как: что может современное поколение? за кем оно пойдет? как нынешнее поколение реагирует на современные события, политические решения? каковы его ценностные ориентации и предпочтения?

В этом отношении заслуживают внимания социологические опро­сы (Иванов С. П.) в рамках программ «Будущие лидеры России» и «Мо­лодежь выбирает будущее», проведенные в мае-июне 1996 г. и 27 марта 2000 г. (табл. 10.1). Среди участников анкетирования люди в возрасте 18-25 лет, из них мужчин — 41,4%, женщин — 58,6%, что в процентном отношении соответствует соотношению мужчин и женщин в России. Опрос проводился среди молодежи различных регионов Российской Федерации: Краснодарского края, республики Адыгея, республики Уд­муртия, Челябинской области, Ярославской области, Костромской об­ласти, Самарской области, Чувашской республики.

Иначе говоря, опрос приобрел репрезентативный характер и может служить основанием для серьезных выводов и принятия соответствую­щих политических решений в рамках молодежной политики (табл. 10. 1).

Таблица 10.1

 

Продолжение таблицы 10.1

Суждения     Согласен Скорее согласен Скорее не согласен Не согласен Затрудняюсь отве- тить
1996   1996   1996   1996   1996    
Выборы нужны только тем, кто стре­мится получить больше власти 20,0 35,5 30,0 29,0 22,1 16,5 18,6 9,5 9,3 9,5  
Выборы — это способ формирова- ния влапи в интересах народа 13,6 11,5 33,6 17,0 21,4 35,5 16,4 27,0 15,0 9,0  
                     
Политический деятель должен посту­пать в соответствии со своими убеждениями, даже если они расходятся с ожиданиями избирателей 13,7 19,5 12,9 17,5 27,1 17,5 27,1 31,0 19,3 14,5  
                     
В России надо навести жесткий по- рядок 19,3 39,0 35,0 32,5 17,1 5,5 17,9 7,0 10,7 16,0  
                     
Надо продолжить курс реформ, не- смотря на все трудности сегодняш- него дня 42,1 31,5 29,3 33,0 7,9 7,0 2,9 8,0 17,8 20,5  
                     
                     
Несмотря на все трудности последних пяти лет, жить стало лучше 18,6 10,5 26,4 26,5 15,0 20,5 20,0 31,5 20,0 11,0  
                     
                         

Как показывают сравнительные данные за пять лет (с 1996 по 2000 г.), в сфере оценочных суждений молодежи произошли существен­ные изменения в отношении доверия правительству. Так, суждение «Вы­боры — это один из способов обмана народа»: в 1996 г. было поддержано 30,0% молодежи, а в 2000 г. - 48,5%.

Возросло число тех, кто считает, что выборы нужны тем, кто стре­мится получить власть, — с 50 до 64,5%. Одновременно при недоверии к правительству изменилась и оценка необходимости ужесточить обязан­ности граждан — с 54,3 до 71,5%. Это, видимо, объясняется общей неста­бильностью политической ситуации, постепенным развитием граждан­ской и политической позиции. Отдельный интерес представляет сужде­ние молодежи о своем жизненном положении. Если верить ответам, то, несмотря на все трудности последних пяти лет, жить стало для ответив­ших лучше, и число таких увеличилось по сравнению с 1996 г. па 12%.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов эмоциональные реакции мо­лодых людей, их неопытность и другие факторы. Однако все выявлен-

 

ные в сравнительном анализе тенденции явно проявляются в позитив­ном плане: молодежь наращивает свою социальную, гражданскую и по­литическую активность. Динамику изменяющихся во времени проблем молодежи, ее политических пристрастий и ценностных ориентации сле­дует постоянно отслеживать для их учета в молодежной политике, в по­литическом воспитании нового поколения.

Кстати, в марте 2000 г. было проведено исследование электораль­ной активности молодежи. Оказалось, что в выборах Президента Рос­сийской Федерации не участвовало 26% от общего числа опрошенных, в то время как в 1996 г. — 36%.

Ниже приводится сравнительный анализ электоральной активнос­ти молодежи на выборах Президента РФ в 1996 и 2000 гг. (в %). Если на выборах в 1996 г. приняло участие около 70% опрошенных, то в 2000 г. — 78%, соответственно не приняли участия — 30 и 22%.

Изучение электорального поведения молодежи показывает, что мо­лодежь постепенно обретает гражданскую ответственность. Следует иметь в виду, что молодежь в качестве электората отличается впечатли­тельностью, внушаемостью, ведомостью. В то же время, исходя из лич­ностных особенностей возраста, молодежь имеет специфически выра­женные чаяния: стремление отстоять свою личность и ценностное от­ношение к своим личным правам. Общая неудовлетворенность полити­ческой ситуацией приводит нередко молодежь к резкому отчуждению от самой общественной жизни и к консолидации в свои возрастные груп­пы со специфическими формами жизнедеятельности, поиску смысла жизни вне политического поля, пассивному ожиданию социальной спра­ведливости и т. п.

Особый интерес представляет изучение места и роли молодежи в политической жизни общества. Политика, политическая жизнь — это сложная, иерархическая система, затрагивающая интересы всех соци­альных групп, общностей, политических партий, общественных органи­заций, объединений, каждого человека. Политическая жизнь представ­ляет собой специфическую сферу общественной жизни, касающуюся государственной власти, ее функций, институтов, способа осуществле­ния. Это сложное, многомерное, динамичное и изменчивое явление раз­ворачивается на определенном социальном пространстве, включающем политические отношения, институты и процессы, сознание людей, осва­ивающих мир политики, и осуществляется в определенное время. Взаи­модействие политических сил вокруг решения социальных проблем оп­ределяет содержание, формы и перипетии политической жизни. Люди познают политический мир на уровне теоретическом и чаще всего на

 

уровне своего житейского опыта. Главный вопрос, вокруг которого со­средоточивается политическая жизнь, — это борьба за власть. Полити­ческая жизнь многогранна и сложна, она протекает на различных уров­нях — от основного места жительства, учебы до политического руковод­ства государством и межгосударственными политическими делами. По­литика представляет собой неразрывное единство объективного (отно­шение классов, социальных групп, классов к государственной власти) и субъективного (деятельность субъектов политики по завоеванию, удер­жанию и использованию власти в тех или иных интересах).

В этой связи представляется важным всесторонний анализ соотно­шения молодежи с миром политики, с политической жизнью общества. Как нам кажется, важное теоретическое и практическое значение имеют такие проблемы, как отношение молодежи к политике, влияние полити­ки на молодежь, объектно-субъектные отношения, сущность и основные направления молодежной политики.

Молодежь как социально-демографическая общность (группа) не может быть вне политики, объективного мира политической жизни. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Существует образное выражение «Если ты не занимаешься политикой, то она зай­мется тобой». Молодежь, так или иначе, вовлекается в политический процесс, ощущает на себе позитивные или негативные последствия при­нимаемых политических решений государственной власти.

Различные политические силы могут использовать молодежь в своих интересах, особенно в период избирательной кампании. К тому же мно­гие объединения молоделси носят политический характер (неформаль­ные объединения или организации националистического, профашистс­кого и иных направлений). Да и различные виды коммерческой, пред­принимательской деятельности находятся под влиянием политики. Ув­лечение молодежи эстрадной музыкой тоже носит в определенном смыс­ле политический характер, поскольку содержание музыки и слов явля­ется политическим, социально-значимым.

Вхождение (врастание) молодежи в политическую жизнь можно све­сти к двум основным моделям. Согласно первой модели, развитой в кон­цепции Т. Гоббса, человек по своей природе неразумен, эгоистичен, не спо­собен совладать со своими страстями, и поэтому он должен подчиниться монопольной власти (модель «подчинения»). Суть второй, «модели ин­тереса» (А. Смит, Г. Спенсер), состоит в том, что интерес является тем социально-политическим механизмом, который приводит в движение политику. При этом человек делает только то, в чем видит свой интерес. Чем интереснее политика, тем большая часть молодежи участвует в ней.

 

Нельзя, конечно, абсолютизировать взаимосвязь молодежи и поли­тики. Формула «молодежь не может быть вне политики» не может быть представлена в виде жесткого «сцепления». Молодежь на том или ином отрезке времени в отношении к той или иной политике может быть и не включена в данную политическую жизнь или включена частично. Это может проявляться в аполитичности, индифферентности, конформиз­ме и т. д. Нередко, характеризуя молодежь, употребляют такие оценки, как «молчаливое поколение», «брошенная молодежь» и т. п. Данные со­циологических опросов подтверждают неутешительный диагноз: нынеш­няя российская молодежь в большинстве своем больна равнодушием, пассивностью. Это не может не волновать общество, политических ру­ководителей всех ветвей власти.

Отрицание политики — «Мы не интересуемся политикой», «Долой политику!» — другая крайность, наносящая немалый ущерб процессу политической социализации молодежи. Реальность же такова: некото­рое время человек может изолировать себя от политики, но такая изоля­ция для большинства молодых людей в значительной степени является искусственной и кратковременной.

Сами обстоятельства вовлекают молодых людей в ту или иную фор­му политической деятельности: выборы, участие в собраниях, митин­гах, забастовках, обсуждение законопроектов, решений правительства по жизненно важным вопросам (цены, стипендия, зарплата, безработи­ца и т. п.). Особенно политизируется человек, когда его интересы силь­но ущемляются, когда он испытывает пагубное влияние политики на собственную судьбу и жизненную позицию. Иначе говоря, от политики как объективной реальности никому и никогда не уйти, не зарыться в свою аполитичную «нору» частных интересов. Разрушается страна, и разрушаются частные «норы», независимо от их принадлежности. Раз­рушаются заводы, фабрики, шахты, колхозы, фермы, транспорт, наука, культура, образование, медицина, — все это и многое другое не может не задевать интересы молодых. Кому выгодна такая позиция? Прежде все­го власть имущим, которая всячески отстраняет от активной политичес­кой деятельности молодых людей. Политики пытаются нейтрализовать народ (особенно молодежь) аполитичностью, чтобы окончательно раз­вязать себе руки для продолжения антинародного политического курса. И так будет продолжаться до тех пор, пока не «проснется» от полити­ческой спячки народ и его наиболее активная часть молодежи. Как по­казывает реальная жизнь, более активно участвует в политической жиз­ни старшее поколение, которое лучше отличает правду от лжи, защища­ет то, что им завоевано, создано его трудом и талантом.

 

Полнокровной политической жизни не может быть без молодежи. Ведь настоящая политика — это судьба миллионов (политика без масс — политиканство). Молодежь в нашем российском обществе составляет значительную часть населения (по некоторым подсчетам — 25-33%). Иг­норирование интересов молодежи может привести (и приводит) к необ­ходимости борьбы молодежи за «свою» политику, а это неизбежно ведет к социально-политической конфронтации, а следовательно, к дестаби­лизации общества. Политика без молодежи — это политика без будуще­го, поскольку именно молодежь устремлена в будущее, да и жить в этом будущем молодежи. Наконец, политика без молодежи не может быть реализована в полной мере, она не может быть и эффективной, посколь­ку успех в ее осуществлении во многом зависит от активного участия в ней молодежи. Молодежь является своеобразным зеркалом общества, отражением его состояния (здорового или больного). Следовательно, политика должна отражать весь спектр сложной жизни с ее позитивной и негативной сторонами, с половозрастными гранями. Правда, это зер­кало может быть и кривым.

Соотношение между молодежью и политикой носит противоречи­вый характер. Оно может быть не только согласием, но и конфликтным. Это происходит в тех случаях, когда молодежь не приемлет данной по­литики, не понимает ее и отвергает нередко с негативистских позиций и тогда, когда политика не выражает насущные интересы молодежи, ее назревшие проблемы. Формы конфликтных ситуаций разнообразны. Это и «уход от политики» и незаинтересованность ею и т. п. Нестабильность идейных и психологических установок, дефицит социального опыта у молодых порождает стремление к необдуманным действиям, вплоть до асоциальных, преступных деяний и показной активности, к огульному отрицанию всего предшествующего развития и опыта старших поколе­ний. В зависимости от характера молодежного движения влияние его на политику может быть позитивным (конструктивным) и негативным (де­структивным).

В целом следует подчеркнуть, что нельзя односторонне подходить к соотношению между молодежью и политикой, избегая игнорирования и абсолютизации молодежи в политической жизни общества. Молодежь не может заменить влияние на политику всех слоев общества, хотя и без нее нет полнокровной политики. Длительное время (да и сейчас) наша молодежь была и остается в основном объектом политики. Общество создало некий стереотип «послушного» молодого поколения. Его фор­мула проста: довольствуйся тем, что есть, бери то, что предлагают, ду­май и делай так, как большинство. Молодежи не предоставляется само-

 

стоятельности, ибо она «натворит бог знает что». Преемственность иног­да понимается как повторение молодым поколением всего того, что ха­рактерно для старшего поколения, хотя, ради истины, следует напом­нить, что молодежи в советский период доверялись и большие дела: но­востройки, освоение целины и т. д.

Нередко молодежь является объектом манипуляций, пиаровских акций, политических игр. Отсутствие социального опыта делает ее удоб­ным объектом для обработки в духе исторического беспамятства. И тог­да молодые становятся спецотрядами, поступающими в распоряжение нацистов или неонацистов. Как объект политики молодежь проявляет себя в следующих «ипостасях»: в качестве «зрителя» политической игры, пассивно наблюдающего кто победит, обманет; «испытательного поли­гона» при проведении различного рода экспериментов, в том числе по­литических; «определенного камертона», по которому сверяется та или иная политика; «ведомого» в деятельности «ведущего» политика.

В условиях объявленного формирования в современной России де­мократического гражданского общества возрастают возможности пре­вращения молодежи в активного субъекта политики на всех этапах за­воевания, удержания и использования государственной власти. В чем это проявляется? Прежде всего, в активном участии молодежи в завое­вании (приобретении) власти путем участия в революционных событи­ях, в ходе выборов в государственные органы власти, путем выдвиже­ния своих молодых политических лидеров, которые, в отличие от стар­шего поколения не цепляются за свои уходящие привилегии и властные полномочия в разработке внутренней и внешней политики. Все это воз­можно, прежде всего, путем создания своих общественно-политических молодежных организаций, действующих легитимно и самостоятельно. Основная доля ответственности молодежи объективно лежит в сфере реализации политических решений, программ. Молодежь должна ори­ентироваться в правилах и механизмах политической игры, знать, какое место она хочет и может занять в этой игре. Только при этих условиях молодежь сможет стать полноправным субъектом политики. Особое место занимает проблема подготовки молодежных политических лиде­ров, способных принять активное участие в политической жизни обще­ства, в осуществлении властных полномочий. Как показывает истори­ческий опыт, наилучший вариант кадрового состава — в разумном соче­тании опытных и молодых работников. Это самая надежная гарантия и от косности, застоя, и от авантюризма, волюнтаризма.

В результате антикоммунистической пропаганды у молодежи формируется новая система ценностей, напоминающая перевернутую

 

пирамиду. Теперь дореволюционный период оценивается в большинстве своем положительно, а советский период — отрицательно.

Правда, по некоторым данным опросов студентов, советский пери­од оценивается неоднозначно. Если 49% опрошенных считают, что этот период был шагом назад в историческом развитии России, то почти столько же — 44,5% — полагают, что за это время страна стала могучей державой, а ее граждане обладали основными социальными правами и гарантиями. Большинство опрошенных (43%) хотело бы восстановле­ния в новых формах Союза республик, но это уже пройденный этап и возврата к нему быть не может.

Наибольшее число положительных оценок получила деятельность В. И. Ленина и М. С. Горбачева. Отрицательно оценили деятельность Н. С. Хрущева, Л. И. Брежнева, Б. Н. Ельцина. Правда, по другим опро­сам последнего времени отрицательную оценку получили, наряду с Б. Н. Ельциным, В. И. Ленин и И. В. Сталин.

Современная российская молодежь проходит становление, форми­рование политической культуры в очень сложных условиях ломки ста­рых ценностей и насаждения новых «демократических», «общечелове­ческих», «западных». Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в на­стоящее и будущее. Этим объясняется наличие большой палитры пред­почтений. Одни живут в прошлом, слушая рассказы старших о «прекрас­ном времени» и не воспринимая настоящее. Другие ведут себя агрессив­но ко всем нововведениям власти, занимаются поисками врага. Третьи, отчаявшись, потеряв веру в справедливость власти, политиков, уходят в «никуда» — пьянствуют, употребляют наркотики, превращаются в бом­жей, маргиналов, становятся на преступный путь, нарушая законы, пра­вовые нормы. Четвертые начинают искать «путь к Богу», вступают в различные секты, увлекаются мистикой и колдовством. Пятые понима­ют, что только самому можно добиться успеха в жизни, поскольку ждать от власти лучшей жизни бесполезно.

В этом отношении вызывают интерес данные опроса НИИКСИ при СПбГУ среди молодежи 18 городов Российской Федерации (всего было опрошено 2343 респондента). На вопрос: «К какому типу поколений Вы себя относите?» ответы распределились следующим образом: надежд — 50,1%, равнодушному — 10,2%, растерянному — 8,7%, скептическому — 8,4%, циничному — 5,8%, потерянному — 4,5%, «новых русских» — 2,6%, другому — 9,5%. Ни один не отнес себя к романтическому поколению, что было типично для молодых «шестидесятников». А вот последние данные опроса ВЦИОМ (2004). На вопрос «Российская молодежь — какая она?» были получены следующие варианты ответа: агрессивная —

 

50%, циничная — 40%, инициативная — 38%, образованная — 30%, тру­долюбивая — 8%, верная — 8%, патриотичная — 5%, искренняя — 3%, бескорыстная — 10%.

Интересные данные получены в результате всероссийского опроса (2004). На вопрос «Чего не хватает современной российской молодежи?» были получены ответы: воспитания — 28%, уважения к старшим — 24%, культуры — 20%, образования — 9%, патриотизма — 7%, предприимчи­вости — 4%, другого — 5%.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что современ­ная молодежь находится в поисках новых ценностных ориентации.

10.2. Понятие политической культуры

В социальной работе с молодежью важное значение имеет учет со­стояния и уровня политической культуры молодых людей, их места и роли в политической жизни общества, а также проблем политической социализации в условиях современных российских реалий и тенденций в молодежной среде.

В общей системе культуры особое место занимает политическая культура, в которой тесно взаимодействуют политика и культура. Сте­пень и характер такого взаимодействия определяются типом политичес­кой системы, политического режима и соответствующим типом циви­лизации. Политика активно влияет на культуру через выработку соот­ветствующей культурной политики, а культура определяет характер политики. Своеобразие политической культуры определяется особен­ностями сферы действия (политика, функционирование политической власти) и спецификой элементов, характеризующих данный вид куль­туры (политические представления и ценности, политические установ­ки и поведение). Без политической культуры невозможны ни качествен­ная оценка политических процессов, ни функционирование общества в целом. Политическая культура — это уровень и характер политических знаний, оценок, содержание и качество традиций, степень сознательно­го усвоения ценностей, норм, регулирующих политические отношения, а также характер и направленность деятельности и поведения. Полити­ческая культура находит свое выражение в деятельности государства, политических партий, движений, общественных организаций, объеди­нений, ассоциаций и отдельных граждан, в демократии, конституции, в системе правовых норм, в отношении к ним граждан страны.

Считается, что впервые термин «политическая культура» был вве­ден в научный оборот немецким философом И. Гердером в XVIII в. Хотя

 

следует заметить, что изучение феномена политической культуры, уяс­нение его смысла относятся к древнегреческому периоду. Уже в работах Платона, Аристотеля, Зенона Китайского и других мыслителей можно найти некоторые очень важные мысли о содержании этого явления об­щественной жизни. И в дальнейшем интерес к политической культуре не угасал. При этом высказывались различные точки зрения. В российс­кой политической литературе данное понятие встречается у историка В. И. Герье (70-е гг. XIX в.).

Систематизированное представление о политической культуре как составной части политологии сложилось лишь в середине XX в. Ос­новной вклад в становление и развитие теории политической культу­ры внесли Г. Алмонд, С. Верба, А. Липсет, Д. Пай, В. Нейман, М. Дюверже, Р. Роуз, М. Крозье и др. Большая работа в этом отношении про­делана и нашими отечественными учеными как советского, так и пост­советского периода. В настоящее время, по некоторым подсчетам, име­ется около 30 определений политической культуры. При этом одни ав­торы рассматривают ее слишком широко, включая в нее явления, выхо­дящие за ее пределы. Другие — слишком узко, как только разновидность духовной культуры.

Политическая культура, отмечает Г. Т. Тавадов (2000), это «лишь система политического опыта, знаний, установок, взглядов, стереотипов, концепций, образов поведения и функционирования политических субъектов, зрелость и компетентность граждан в оценках политических явлений; форма политической этики, поведения, поступков и действий людей». А. А. Федосеев и H. M. Сирота (2000) определяют политичес­кую культуру как комплекс относительно устойчивых представлений социальных общностей и отдельных индивидов о политике, политичес­ком, совокупность моделей поведения в сфере политических отноше­ний. Некоторые авторы в качестве составных элементов называют по­литические традиции, действующие нормы политической практики, кон­цепции и убеждения о взаимоотношениях между различными обще­ственно-политическими институтами. По мнению В. П. Пугачева (1993), политическая культура представляет собой обусловленный ценностны­ми представлениями человека о политических явлениях и воплощенный на практике кодекс его поведения или же стиль его деятельности как субъекта политической власти. Заслуживает внимания определение по­литической культуры как отвечающая общезначимым требованиям куль­туры политическая характеристика личности, социальной общности, интегрирующая политическую образованность, политическую созна­тельность и общественно-политическую деятельность: М. X. Фарушкин

 

(1991) включает в политическую культуру не все политическое созна­ние и политическое поведение, а лишь то устоявшееся, типичное, что характерно для политической жизни общества, что вошло в привычку.

В структурном отношении политическая культура включает элемен­ты (политический опыт, политическое сознание, политическое поведе­ние) и компоненты: идеологический — политическое знание, политичес­кие ценности, политическое убеждение, — и эмоционально-психологи­ческий — ориентация граждан на политические институты, норматив­ную систему, политические события, отдельные политические роли, дру­гие политические объекты.

В структуре политической культуры можно выделить три основных элемента: познавательный (когнитивный), который включает политичес­кие знания, способы политического мышления; поведенческий, представ­ляющий собой осознанное участие в обсуждении проектов государствен­ных документов, в голосовании, референдумах, формы и степень учас­тия в политической жизни; нравственно-оценочный {аксиологический), как определенное оценочное суждение и мнение о политических объек­тах, оценка деятельности властных структур, политических лидеров. В политической культуре важную роль играют и стереотипы, которые формируют чувство политической идентификации с группой, а также мифы — набор представлений, опирающихся главным образом на эмо­циональную почву. Важное место занимают политические символы, важ­нейшими из которых являются гербы, государственные флаги, гимны и др., отношение к которым характеризуют уровень и характер полити­ческой культуры.

Политическая культура — многофункциональное явление. В на­шей отечественной литературе существуют различные подходы к оп­ределению и классификации основных функций, выполняемых поли­тической культурой. Нет единства и в их перечне и приоритетности действий на том или ином периоде развития общества, в тех или иных условиях. Можно многочисленные функции политической культуры классифицировать по приоритетности, важности, сущности, содержа­нию, целевому назначению.

Во-первых, политическая культура выполняет (должна выполнять) ряд обязательных функций для любой политической системы. В каче­стве таких можно назвать регулятивную, коммуникативную, интегра-тивную. Во-вторых, некоторые функции, например, воспитательная, познавательная, нормативно-ценностная, напрямую связаны с опреде­ленным типом политического режима. В-третьих, отдельные функции могут иметь временный характер, действовать на определенном периоде

 

развития политической системы в зависимости от этапов властно-уп­равленческого цикла. В-четвертых, приоритетность функций может ме­няться в зависимости от переживаемого страной этапа развития и со­стояния дел в политической сфере, степени культуры населения. Напри­мер, в современных российских условиях наибольшую актуальность при­обретают такие функции, как интегративная, воспитательная (воспита­ние патриотизма, чувства долга, гражданственности, ответственности, порядка, дисциплины и т. п.), защитная (защита прав и свобод граждан, находящихся на обочине общественного процесса, отчужденных от по­литики и власти). В регулятивную функцию входит обеспечение компе­тентного воздействия граждан на политический процесс индивидуаль­но или через институты гражданского общества, достижение четкого вза­имодействия всех элементов политической системы.

Коммуникативная функция позволяет установить тесную связь, взаимодействие между участниками политического процесса как по вер­тикали в соответствии с иерархией политической системы, так и по го­ризонтали (взаимодействии элементов политической системы на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и дру­гих средств информации и языка общения между всеми элементами и агентами политического процесса, а также между различными поколе­ниями путем передачи накопленного политического опыта, традиций). Признаком бескультурья является стремление «отказаться от прошло­го» и стать «Иванами, не помнящими своего родства». Важна и прогно­стическая функция, призванная обеспечить предвидение возможных изменений политических процессов и их развитие в будущем. Возраста­ет роль и интегративной функции, предназначение которой состоит в достижении на базе общепринятых политико-культурных ценностей согласия, консенсуса. Функция адаптации и социализации выражает потребность человека в приспособлении к изменяющимся условиям, а функция идентификации способствует реализации потребностей чело­века через принадлежность к другой группе.

В западной политологии разработана типология политической куль­туры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге «Гражданская куль­тура». Патриархальный тип характеризуется отсутствием интереса к политике. Подданнический или авторитарный тип предполагает отстра­нение граждан от политики как самостоятельных ее субъектов. Активи­стский тип проявляется в активном участии граждан в политической жизни. Некоторые авторы применяют цивилизационный подход к оп­ределению типологии политических культур, как рыночный, этатистс­кий, демократический, тоталитарный, авторитарный. В каждой стране

 

формируется свой тип политической культуры. В частности, особый тип формируется в Российской Федерации, отличающийся многослойнос-тыо, гетерогенностью, антиномичностью.

В зависимости от различных субъектов в политической культуре различают соответствующие субкультуры, а также уровни (общества, социальных групп, отдельной личности). Основными показателями по­литической культуры личности являются: уровень общего образова­ния, интеллекта, общей культуры, уровень политических знаний, от­ношение к политике, степень участия в политической жизни, исполь­зуемые средства.

Важным показателем политической культуры выступает культура политических дискуссий, предполагающая умение слушать и слышать оппонента.

Определенный интерес представляет молодежный аспект полити­ческой культуры.

Особенности политической культуры молодежи обусловливаются ее важнейшими характеристиками как особой социально-демографичес­кой группы — возрастными, социальными, психологическими, нрав­ственно-этическими, физиологическими, биологическими, а также ус­ловиями, в которых она формируется и проявляет себя.

Прежде всего, необходимо определить основные критерии полити­ческого развития личности. В научной литературе предпринята попыт­ка свести их к некоторым основным показателям, таким, как наличие системы политических ценностей, норм, предпочтений, способность к разработке программы политического поведения, адекватной целям и условиям, степень активности участия в политической жизни, уваже­ние к другим взглядам и позиции, стабильность политических мотивов, способность ставить политические цели и добиваться их реализации, способность включить других в политическую деятельность, общий уро­вень культуры, интеллигентности и др.

Что касается отношения личности к власти, мотивов стремления к ней, то здесь возможны различные подходы. Обычно выделяют такие подходы, как автономное — власть ценится в силу каких-либо собствен­ных достоинств субъекта; инструментальное — власть ценится исходя из того, чего можно достичь, обладая ею; эгоцентричное — стремление реализовать свои интересы или близких людей; социоцентрическое — реализация интересов той или иной социальной общности, группы,

На формирование политической культуры оказывают влияние такие факторы, как макросреда (государство, классы, нации, культура), микро­среда (институционные общности, неформальные группы, отдельные

 

личности), внутренние (генетически заданные), внешние (целенаправ­ленные воздействия, случайные, спорадические воздействия) и др.

Если проследить динамику ценностных ориентации советских (рос­сийских) людей (молодежи), то можно выявить некоторые тенденции (табл. 10.2):

Таблица 10.2

Изменение общенациональных, идеологических, государственных, гражданских ценностей, целей поколений

Общенацио­нальные ценности До 1917г. 1917-1961 гг. 1961-1991 гг. С 1991 г.
Идеологические Православие Марксизм-ленинизм Марксизм-ленинизм Либерализм западно­го образца
Государственные Самодержавие Диктатура пролета­риата Руководство КПСС Демократия + мягкий тоталитаризм
Гражданские Отечество, народность Интернационализм Патриотизм «Общечеловеческие ценности, свободный человек»
Цели Самодержавная власть династии Романовых Построение социа­лизма Формирование ком­мунизма в основном Формирование граж­данского общества

Политическую культуру молодежи характеризуют ее специфичес­кие политические интересы и предпочтения.

Под политическими интересами мы понимаем то, что для молоде­жи имеет значение, важно в политической сфере и что служит причиной источником, побуждением, мотивом полити







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 1035. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия