Студопедия — Психоаналитические концепции культуры Фрейда, Юнга, Фромма
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Психоаналитические концепции культуры Фрейда, Юнга, Фромма






Несколько позднее Фрейд перешел к обоснованию целостной психоаналитической концепции. В 1910 г. вышла его работа «Тотемизм и экзогамия», а в 1913 г. - «Тотем и табу». Культурная антропология представлялась Фрейду одной из областей применения психоаналитической теории. Поэтому на протяжении своего творчества он неоднократно возвращался к проблемам происхождения экзогамии и религии.

Фрейд свел духовную культуру к индивидуальным проявлениям психики, да еще патологического характера. При этом внутренний мир человека, его «душа» подчинена индивидуальной наследственности и состоит в содержательном плане из смеси доисторической и индивидуальной травм, из страхов, неврозов и психологических защит. Культура есть продукт подавленной агрессивности и сексуального влечения, т. е. сублимация инстинктивных импульсов индивида к разрушению. Таким образом, в концепции Фрейда не может идти речь о коллективной психологии, психологии народов как некоторой интерсубъективной реальности, поскольку для него реален лишь мир патологического индивида-невротика. Другой реальности для него нет, и он все сводит к клиническому опыту общения с пациентами. Естественно, что Фрейда нельзя отнести к последователям культурно-исторического направления изучения психологии культур.

Концепцию культуры и происхождения религии Фрейда нередко называют «миф-теорией», поскольку она - плод свободных аналогий, не отягощенная фактическими доказательствами, превратившаяся в догму, доктрину. Сам Фрейд неоднократно именовал ее «научным мифом», «историческим романом», подчеркивая субъективность ее содержания. Но тем не менее она стала объяснительной концепцией, несмотря на то что в исходных пунктах опиралась на недостоверные данные.

Психоанализ и концепция культуры австрийского психиатра З.Фрейда представляет особый интерес в культурологии психоанализа. Фрейд не только использовал своё глубокое знание историко-философской традиции (Платон, Аристотель, И.Кант, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше), но и предложил собственную оригинальную, хотя и несколько эклектичную систему философской культурологии.

Зигмунд Фрейд подменил проблему смерти, тождественной ей по сути, но не уводящей в трансцендент проблемой рождения. Понятие «смерть» и «рождение» при этом действительно сливаются воедино, а задача культурологии в рамках классического психоанализа может быть обозначена как исследование трех важнейших этапов, рождения-смерти субстанциональной системы «человек-культура»:

1. Культура рождения вместе с первым прачеловеком как система его фобийных (фобия-страх) проекций, функционально распадающаяся на свод провоцирующих запретов и набор навязчивых ритуалов символического их нарушения.

2. Культура поворачивается своей продуктивной стороной, выступая в качестве отработанной веками программы вочеловечивания, символического ряда «древних соблазнов», приманок индивидуаций. Она пробуждает в поле памяти ребенка прадревние, архетипические переживания при помощи их символического реального или же фантазийного повторения в период раннего детства – в сказках, играх, сноведениях.

3. Культура проявляет себя исключительно репрессивно; целью её является защита общества от свободного индивида, отринувшего и биологические, и массовидные регуляторы, а средством – тотальная фрустрация, перегонка свободы в чувство вины и ожидания кары, толкающее индивида либо к обезличенности массовидных идентификаций, либо – к аутоагрессивной невротичности, либо – к агрессии направленной вовне, что усиливает культурное давление и усугубляет ситуацию. Юнга

Психоаналитическая концепция Юнга отличается от концепции Фрейда двумя чертами: отказом от пансексуализма и разработкой понятия о «коллективном бессознательном». Теория «бессознательного» занимает центральное место в психологии Юнга. Бессознательное вытеснено за порог сознательного и уходит своими корнями в глубь человеческой истории, обращаясь к скрытым в под- сознании инстинктам. «Коллективное бессознательное» – это родовая неосознаваемая память человечества, она передается по наследству и является, культурной основой человеческой психики. Познать бессознательное мы можем только по его следам, проявляющимся в сновидениях, произведениях искусства и литературы. В основе «коллективного бессознательного» лежат архетипы – модели и образы, составляющие человеческую психику и являющиеся источником мифологии. Архетипы нельзя осмыслить или адекватно выразить в языке, так как они являются лишь символами бессознательного. Бессознательное – это совокупность архетипов, собрание того, что было пережито человечеством. Предметом изучения Юнга были разные аспекты культуры: литература, мифология, религия, философия, мистические ритуалы. А сама история, по мнению Юнга, имеет общечеловеческий универсальный смысл.

Фромма

Фромм анализировал культуру прежде всего с точки зрения религии. Он начал свои труды с того, на чем остановился Фрейд, а именно – на сопоставлении неврозов и религии. Фромм делил религии на авторитарные и гуманистические. В авторитарной религии бог – символ власти и силы. Человек полностью находится во власти некой высшей силы, управляющей его судьбой. А в гуманистической религии, по мнению Фромма, на первом месте, наоборот, стоит человек, и основным для такой религии являются проблемы человека. Поэтому при такой религии целью человека является «достижение высшей силы» при помощи «самореализации, а не поклонения». Если в гуманистических религиях бог – символ того, что человек может достичь, то в авторитарных он – обладатель тех качеств, которыми человеку никогда не суждено обладать. Бог наделен такими чувствами, как любовь, справедливость, разум, а человек на его фоне «пуст и беден». Таким образом, Фромм выступал за борьбу с идолопоклонством, которое только тормозит современное развитие культуры.

11.Школа «Культура и личность»: Боас, Бенедикт, Мид

кУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ - предметная область междисциплинарных исследований на стыке этнографии и психологии, посвященная изучению культурных типов личности и ее этноспецифических психических черт.

Как и идеологи диффузионизма, Боас исходили из положений неокантианства — считал, что логический метод пригоден для естественных наук. В процессе исторического развития происходит замещение элементов культуры или взаимозамена, перестановка их в культурной композиции — а значит, в истории возможен только индивидуальный подход к явлениям. Исходя из этого положения Боас ставит задачу этнографического исследования: изучение совокупности явлений социальной жизни всего человечества в целом, а для этого надо изучить каждый народ мира и отразить его своеобразие.

Ввел понятие культурного релятивизма — представлялся как отсутствие общеуниверсальной общечеловеческой культуры морали. Боас считал, что научное обобщение социальных форм требует, чтобы исследователь освободился от всех оценок, основанных на собственной культуре (основанных на сравнении изучаемого общества со своим, родным, исследователю обществом). Объективное, строго-научное исследование возможно, если удастся войти в каждую культуру на ее собственной основе, если ученый разработает и поймет идеал каждого народа. По сути Боас провозглашал принцип всеобщей относительности всех морально-оценочных критериев.

Боас одним из первых обратил внимание на влияние традиций воспитания и образования на стабильность и изменчивость человеческих групп, государств, социальных слоев общества.

Ученики Боаса сформировали этнопсихологическое направление (Р.Бенедикт, М.Мид). Основные черты направления: идея разработки понятия личности как основного компонента развития общества. Особый интерес проявлялся к процессам формирования личности, ее развитию в раннем детстве.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 3661. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия