Студопедия — Природа как предмет философского и научного познания. Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Природа как предмет философского и научного познания. Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации.






Понятие «природа» - одно из наиболее широких понятий. Понятием «природа» охватывается все сущее, вся Вселенная и в этом смысле оно близко к понятию материи: можно сказать, что природа – это материя, взятая во всем многообразии ее форм.

Чаще же понятие «природа» употребляется в несколько более ограниченном и определенном смысле и обозначает всю совокупность естественных условий существования человека и человечества.

Противоположным понятием понятию «природа» является понятие «культура». Культура - нечто освоенное, возделанное, преобразованное человеком. Природа – то, что противостоит человеку, существуя по собственным, независимым законам.

Противоречивые взаимоотношения человека и природы являются источником различных позиций человека по отношению к природе, возникающих в истории человеческой мысли.

Природа может восприниматься как нечто уступающее культуре, нечто неоформленное, неорганизованное, неразумное и потому более низкое, чем культура. Такое отношение порождает позицию, в соответствии с которой человек подчиняет себе природу, господствует над ней.

Природа – понимается как образец совершенства, как нечто более высокое, превосходящее и культуру человека. Из этого следует, что человек должен учиться у природы и подчиняться ей.

Природа – царство слепых, стихийных сил, хаос, неподконтрольный человеческому пониманию.

Природа – царство, в котором господствует разумные законы, естественная необходимость и нет места случайности и т.д.

Таковы самые крайние, полярные точки воззрения человека на природу. И каждая из этих позиций находила реальное воплощение в ходе развития человеческой мысли и практических форм взаимодействия общества с природой.

Мифологическое отношение к природе

Мифологическое отношение к природе, основываясь на языческом понимании мира, демонстрирует наиболее идеальную модель гармонического сосуществования человека и природы.

Природный мир представлял собой жизненное пространство людей, обеспечивал их биологическое существование, так как каждый человек пользовался его дарами в форме собирательства и охоты.

Доминирующими в мифологическом сознании были 2 установки:

признание господства природы над человеком;

персонификация природных явлений.

Человек, будучи коммуникативным существом (общительным существом), распространял отношения общения на всю окружающую его природу. В этом «диалоге» природа выступала ведущей стороной, а человек – ее учеником. Природа являлась источником удивления и страха, так как ее жизнь воспринималась архаическим человеком как беспорядочная, дисгармоничная, не имеющая определенной формы для порождения своих разнообразных явлений. Человек ощущал господство природы над собой.

Становление самого человека осуществлялось в процессе формирования первобытных коллективов, основанных на принципах кровного родства. Поэтому и природная жизнь представляется по аналогии, т.е. в системе родственных отношений как наиболее естественных и понятных человеку, образующих космическое единство земли, неба, моря и подземного мира. В таком мире нет границ между «Я» и «не-Я»; человек воспринимал себя в виде живого организма, являющегося частью природного тела.

Природа часто мыслилась в человеческих формах: например, космос представлялся великаном, небесные тела – богами или героями и т.д. Различные сферы природы (леса, реки) олицетворялись духами-хозяевами.

Архаический человек не отделял себя от мира природы, что подтверждается магическим мышлением. Так, согласно принципам гомеопатической или имитативной магии, своими действиями он может повлиять на природный мир в хорошую или дурную сторону в зависимости от аналогичных качеств своей личности. Такая установка породила множество запретов и табу. Магическое слово было направлено на создание образа единого и неделимого целого, которое образуют общество и природа. Сама природа рассматривалась как великое общество – общество жизни, поэтому и вера в магию основывалась на глубоком убеждении в единстве жизни.

Для человека мир был не мертвой и не безмолвной вещью. Считалось, что мир может слышать и понимать, а, следовательно, если к силам природы обращаться должным образом, то они уже не могут не оказать помощи.

Античность

В период Античности природа трактуется как совершенный космос, противостоящий Хаосу. Это образец совершенства, средоточия мудрости и разумного начала, а взаимоотношения человека с природой, жизнь в согласии, в гармонии с ней – рассматриваются как самая желанная и благородная цель. Человек и Природа выступают здесь как единое целое.

Познавательное отношение к природе выражается в умном созерцании. Умное созерцание природы считалось наиболее адекватным путем к истине.

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 2176. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия