Студопедия — Римляне
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Римляне






Перед тем как перейти к остальным индоевропейцам железного века севернее Альп, давайте рассмотрим расовое положение языковых родственников кельтов – италиков, живших южнее этого барьера и сыгравших крайней важную роль в истории индоевропейской речи. Расовый вопрос в Италии почти так же сложен, как и в Греции, но недавняя работа Уотмо, параллельная работе Майрса, таким же образом делает его решение в равной степени возможным[393].

Мы были свидетелями добавления различных расовых элементов в Италии уже к началу бронзового века и на протяжении его. К неолитическому средиземноморскому субстрату добавились высокие, длинноголовые мегалитические завоеватели, пришедшие морским путем, а также брахицефалы-динарцы с Восточного Средиземноморья. В конце бронзового века население культуры полей погребений пересекло Альпы с севера и поселилось в северной Италии. Некоторые из них построили поселения типа terremare (свайные строения, стоявшие на сухой земле) в долине реки По, а их потомки или другие, подобные им, построили поселения у Виллановы в области Болоньи и вплоть до Лациума. Это население культуры полей погребений пришло скорее из Центральной Европы, нежели из более близкого швейцарского центра. Италийские языки, как и кельтские, без особых сомнений, были привнесены сюда населением культуры полей погребений. Как и кельтские, они разошлись на формы P и Q: окский и умбрский составили P-форму, а латинский и фалискский – Q-форму. Сам латинский в своей исторической форме был смешением италийского Виллановы с этрусским и измененным греческим, а также в него вошли древние средиземноморские слова, включая названия растений[394]. Неиталийские добавления свидетельствуют о влияниях, дошедших до древних римлян, а его общий италийский характер на протяжении его истории удостоверяет упорство римлян в сохранении ядра собственной речи в течение веков этрусского превосходства.

Мы знаем сравнительно мало о расовом составе древнего италийского населения в доримские времена. Два черепа, оба умеренной величины, из Ремеделло[395] принадлежат долихоцефалам; один из них, определенно мужчина, имеет рост 168 см. Два древних римлянина[396] были такими же долихоцефалами такого же размера и пропорций, как и многие из нордических групп к северу от Альп; а третья часть из дореспубликанского кладбища Корнето-Тарквиния, которая может быть определена более точно, напоминает небольшую римскую серию из восьми черепов христианского Рима, датируемых от I до IV вв. н.э. [397]Эти девять мужских черепов метрически идентичны средним значениям латенских кельтов в Богемии и галлов и галло-римлян из Марны. В каждом случае обнаруживается та же самая мезоцефальная, лепторинная форма.

Исторически римляне, должно быть, были продуктом смешения италийцев-северян Виллановы с этрусками и их предшественниками неолита и бронзового века[398]. Небольшой черепной материал, имеющийся в наличии, в полной мере указывает на северное направление и в той степени, в какой его можно использовать, подтверждает родство между кельтами и италиками. С другой стороны, добавление мезоцефалов-этрусков с динарскими и средиземноморскими элементами не сильно изменило древнюю кельтоподобную италийскую метрическую форму.

Древние римляне, судя по бюстам их потомков в дни Августа и по описаниям, как правило, были не очень высокими, но часто имели крупное телосложение. Их черепа были уплощены сверху и округлыми по сторонам, как и у кельтов. Черты лица включали известный «римский» нос, который мог быть частично унаследован от этрусков. В целом, известные скульптуры Цезаря, Августа и других, хотя и ненадежные с точки зрения точных измерений, указывают на то, что в почете была форма головы от мезоцефальной до брахицефальной. Их тип лица не является родным для средиземноморского бассейна, а более естественен на севере. Тем не менее, римляне считали кельтов, завоевавших Италию, высокими и светловолосыми; из этого следует, что у римлян светловолосость, включая рыжеволосость, должна была быть достоянием меньшинства[399].

Более подробную информацию можно получить, изучая останки римлян, умерших далеко от дома на колониальной имперской службе. Например, офицер Теодориан шестого легиона, расквартированного в Йорке, происходил из небольшого города Номентум в Лациуме. Трое других, также похороненных в Йорке, тоже были римлянами[400]. Все четверо принадлежат к одному типу, и они очень похожи: долихо– и мезоцефалы, с низкими сводами, низкими, широкими лбами, сильно выраженными орлиными носами и короткими, широкими, квадратными лицами. Черепа двух других чисто римских офицеров из Бата и Глочествера такие же, как и череп из Линкольна[401].

Группа из восьми римских черепов из Рейнцаберна на Рейне[402] принадлежит настоящим римлянам из Италии. Эти черепа такие же, как и британские, и почти тождественны восьми мужским черепам из Рима христианского периода, а также древним римлянам из Корнето-Тарквиния. Эти разбросанные свидетельства из различных мест, хотя и немногочисленные, так похожи, что мы должны заключить, что римляне, хотя и были смешанными, составляли характерный локальный или национальный физический тип по преимуществу италийского происхождения, тесно связанный с кельтским.

Однако италики не были единственными индоевропейцами, завоевавшими Италию с севера. Лигурийцы, от которых у нас нет точных скелетных останков, возможно, вторгались из Галлии, и, вероятно, раньше италиков. На восточном берегу Итальянского полуострова и в долине реки По в древние доисторические и исторические времена жили различные племена иллирийцев, в особенности венеты. К иллирийской группе могли принадлежать люди, захороненные на кладбище Новилара на центральном адриатическом побережье[403] около восьмого века до н.э., одновременно с населением культуры Вилланова. Этот могильник принадлежал племени под названием пикены (Piceni), в VII и VI вв. создавшем высокую культуру и позднее пришедшем в упадок, подчинившись Риму.

Сомнения в их этническом происхождении могут быть частично рассеяны изучением их физических останков. Серия из 18 мужских и 13 женских черепов однородная долихоцефальная, с низким средним черепным указателем у мужчин 71,2; черепа с высоким сводом, узколицые и лепторинные. Эта серия очень похожа на серию гальштатских иллирийцев далеко на севере, а рост 165,5 см у мужчин достаточно высокий для подтверждения этого. Говорили ли они или нет на иллирийском языке, они принадлежали к иллирийскому расовому типу, и иллирийское завоевание северо-восточной Италии в расовом смысле является несомненным.

 

 

Скифы

Чем кельты были для Западной Европы, тем скифы и их родственники стали примерно в то же время для гладких степей на востоке. Путешествуя верхом, нося штаны и спя в крытых повозках, они быстро распространились по лугам Восточной Европы и запада Центральной Азии, перемещаясь так искусно, что Дарий со своей армией не мог поймать их, и исчезли с лица Восточной Европы почти так же быстро, как и появились. Как и кельты, они были как ослепительными, так и мимолетными. Но, в отличие от кельтов, их образу жизни, прекрасно приспособленному к лугам, по которым они скитались, было суждено надолго пережить их отличительные особенности как народа.

Около 700 г. до н.э. скифы впервые замечены в Северном Причерноморье[404]. Их владения простирались от севера Дуная и востока Карпат через плодородные равнины востока Центральной Европы и южной России до Дона. Предполагается, что именно отсюда они вытеснили загадочных киммерийцев. Хотя Дон был их восточной границей, за ним жили другие группы кочевого населения, по культуре близкие к скифам. Они включали в себя сарматов, их ближайших восточных соседей, которые были, согласно Геродоту, результатом массовых браков скифских юношей с амазонками. Речь сарматов, очевидно, несколько отличалась от речи скифов из-за включения амазонских слов и амазонского произношения. Далее за сарматами жили массагеты, а за ними – саки. Однако слово «саки» использовалось персами как общий термин, включающий все кочевые народы к северу от Иранского нагорья в Туркестане.

По одежде, оружию, способам передвижения, жилым помещениям и общности материальной культуры эти народы создали протяженную культурную зону от Карпат до Китая. Стало обычным рассматривать скифов как народ азиатского происхождения, создавший эту высшую и специализированную форму пастушеского кочевничества в Центральной Азии и принесший ее с собой в Восточную Европу. Поборники этой школы полагают, что скифы были монголоидами и пользовались каким-то алтайским языком. Другая школа утверждает, что по физическому типу они были европеоидами и говорили на иранском языке, а происхождение их культуры связывает их с областями к востоку от Каспия.

Мы не знаем, на каком языке говорили скифы, и кажется маловероятным, что точная принадлежность их языка будет когда-либо точно установлена. Однако их географическое положение и их связь с древними персами делает иранскую гипотезу очень правдоподобной. Эта теория подтверждается также изучением языка осетин – современного кавказского народа, которые, как предполагают, является наследниками алан – одной из ветвей сарматов. Их язык определенно иранский.

Хотя общий образ жизни скифов напоминает в значительной степени образ жизни поздних гуннов, тюрок и монголов, не стоит искать скифские культурные черты у этих более поздних народов, говорящих на алтайских языках, которым можно приписать сравнительно недавнее сибирское происхождение. Они включают в себя юрту или складной дом с крышей из войлока и тюркско-монгольский тип шаманизма. Без сомнения, тюрки и монголы почти полностью позаимствовали скифский культурный стиль, но они добавили к нему элементы своего собственного, отражавшего их древние привычки и образ жизни. Некоторые черты объединяют скифов с их северными соседями финнами; среди них можно упомянуть о бане (sweat bath).

Собственно скифы обладали типом феодальной организации, возглавляемой царем, который правил четырьмя провинциями, каждая из которых имела местного правителя. Эти скифские цари погребались в царских могилах в области, которую греки называли страной Герр, находившейся у излучины Днепра возле Никополя. Независимо от того, где умер скифский монарх, его останки с большими церемониями и с большим количеством человеческих жертвоприношений размещались в погребальной камере под громадным холмом, воздвигаемым для этой цели. Богатство погребений и общий обычай самосожжения вдовы вместе с трупом мужа напоминают древних шумеров и древних египтян. Шумерское происхождение этого скифского обычая довольно вероятно.

Область погребений скифских царей возбуждала значительную активность как охотников за сокровищами, так и археологов. У скифов определенно было представление, что в этом месте их цари находились дома, и, хотя и не стоит подчеркивать это слишком сильно, кажется, что это расположение могло отражать их представление о первоначальном месте обитания скифов или по крайней мере их царей. Таким же образом монголы в более поздние времена хоронили своих мертвых в ограниченной области в Алтайских горах, которую они считали святой землей.

В первом столетии до н.э. сарматы проникли на запад, пересекли Дон и изгнали скифов из их прежних домов. Около 200 г. н.э. готы отвоевали скифскую страну у сарматов и в свою очередь восприняли многое из скифско-сарматской культуры, став великолепными наездниками и научившись жить в повозках. Аланы были единственной ветвью сарматов, сохранившей свою целостность перед лицом германского натиска. Между Доном и Волгой они создали великое царство, достигнув Кавказа, включая большую часть северо-западного Туркестана. Между 350 и 374 гг. н.э. аланское царство уничтожили гунны. Некоторые из алан отправились на запад с гуннами, другие сопровождали вандалов до Северной Африки, а небольшая часть, как уже было сказано, сохранилась на Кавказе как осетины.

Хотя этих иранцев (если скифы и сарматы на самом деле были иранцами) в южной России и по всему региону их азиатских владений заменили говорящие на алтайских языках народы, этот процесс занял какое-то время, и иранские языки долгое время удерживались в Кашгарии и в оазисах русского Туркестана. Нет сомнений, что скифы и их родственники были не уничтожены, а поглощены и ассимилированы.

Изучая расовый тип скифов, нужно помнить, что наш главный исторический источник Геродот не считал их однородной группой. Они состояли из внутреннего клана, называемого царскими скифами или истинными скифами, которые составляли знать и вождей, и целой группы кочевых племен, которых сплачивали царские скифы. Геродот также ясно дает понять, что у скифов было много рабов. Только царские скифы не имели рабов, нанимая скифских юношей в качестве охраны и принося их в жертву в своих могилах. Таким образом, погребения царских скифов должны содержать относительно чистый скифский элемент.

Не следует думать, что скифы и их рабы были единственными обитателями юго-восточной Европы по время последних семисот лет до н.э. и первых двухсот лет н.э. Геродот упоминает скифов-пахарей, которые, вероятно, были каким-то древним оседлым народом или народами, оставшимися под скифским владычеством как поставщики зерновых. Мы должны помнить, что большую часть скифской территории люди обрабатывали уже с неолитических времен.

 

Рис. 29. Скифы с вазы из Куль-Оба. Перерисовано с Minns, E. H., Scythians and Greeks, p. 201, Fig. 94.

 

Даже без изучения скелетных свидетельств не может быть больших сомнений, что скифы и сарматы в своей основе, если не полностью, были европеоидами, и ни в коем случае не монголоидами. Единственное определенное описание скифов, данное в античной литературе, – это описание Гиппократа, который называл их белокожими и тучными, но отец медицины использовал это обозначение для доказательства одной из своих природных теорий. В более поздние времена алан описывали как имеющих золотые волосы.

К счастью, мы не ограничены только письменными источниками. Сами скифы под влиянием могущественных греческих колоний на северном берегу Черного моря, и особенно в Крыму, создавали отчетливый тип реалистического искусства в золотых барельефах. Эти изображения включают в себя некоторое количество портретов скифов в очень реалистичных и жизненных позах. Они демонстрируют определенный тип мужчин с сильной бородой, длинными волосами с выступающим, часто выпуклым, носом. Надбровные дуги умеренно развиты, глаза глубоко посажены. Эти лица поразительно напоминают типы, обычные для современных северо-западных европейцев, сильно контрастируя с определенно ближневосточными типами, изображаемыми в искусстве шумеров, вавилонян и хеттов. Таким образом, их лица определенно нордические, а телосложение выглядит часто плотным и включающим сильные мышцы, но это впечатление может создаваться из-за одежды, включающей мешковатые штаны и куртки с длинными рукавами. Остроконечные шапки и длинные волосы делают невозможным составить мнение о форме головы, но это не является необходимым, так как скоро мы обнаружим ее по черепному материалу. Персидские портреты саков демонстрируют точно такой же тип, нарисованный последователями совершенно другой школы живописи, и, следовательно, этот тип не может быть необоснованной условностью.

В антропометрической литературе достаточно данных для реконструкции скифо-сарматского типа или типов черепа. Самая большая группа из 77 скифских черепов из курганов Бессарабии, которая была одним из любимых скифских пастбищ во время расцвета их господства, находится в собрании Доничи[405] (см. приложение I, кол. 37), и ее можно использовать как основную серию. Пятьдесят семь черепов этой серии неоднородны и состоят из двух типов, длинноголового и круглоголового, и первый составляет большинство.

Среднее значение этих скифских черепов демонстрирует, что они были мезоцефалами с умеренными размерами черепа, но малой высотой свода. Эти средние значения в действительности почти идентичны кельтским сериям из Франции и с Британских островов. Они напоминают унетицкие и гальштатские черепа так же, как кельтские серии напоминают эти последние. Далее, они метрически идентичны уже изученным черепам Минусинской области южной Сибири, которые могут быть их современниками.

Одна из особенностей этих скифских черепов – это низкомезенный верхний лицевой указатель, ниже указателя кельтов или минусинского населения. Однако Доничи показал, что этот низкий верхний лицевой указатель в основном связан с брахицефальным элементом в этой группе, и то же верно в отношении многих хамеконхных и мезоринных черепов. Таким образом, если не принимать во внимание брахицефальный элемент, то эти черепа становятся более узколицыми и узконосыми и больше подходят к центральноевропейской нордической категории. Другие серии скифских черепов из южной России и Кавказа демонстрируют те же самые общие характеристики, что и серия Доничи, но в большинстве случаев они чисто долихоцефальные, что ведет к предположению о том, что брахицефальный элемент в румынских черепах, возможно, по крайней мере частично имеет местное происхождение[406].

Другие собрания скифских черепов варьируются в своих черепных указателях от 72 до 77. Серии из Киевской губернии, скифского центра, имеют среднее значение 73[407]. Серия из 18 сарматских черепов с Волги, хотя и в остальном такая же, как и остальные, имеет черепной указатель 80,3[408]. Однако вряд ли стоит считать ее типичной для сарматов в целом, ибо как аланы[409], так и древние осетины[410] были длинноголовыми. Первые сохранили первоначальный скифский нордический тип до IX века н.э.

Особенно интересен богатый курган в районе погребений царских скифов[411] возле Александрополя; он был одним из наиболее впечатляющих курганов России не только из-за своих размеров, но и из-за количества золота, сопровождавшего мертвого царя, и животных, принесенных в жертву для его удобства. Курган содержал пять черепов в первичном погребении; один из них принадлежал большому мужчине шнурового типа[412]. Другой – это брахицефал со сводом, особенно широким сзади, с широким лицом и узким носом, напоминающий тюркский или, возможно, тип культуры КК. Еще два черепа – это узкие черепа обычного скифского нордического типа, в то время как пятый, занимающий царское место, – умеренной величины, длинноголовый, с низким сводом, покатым лбом, высоким, выдающимся носом, с широкими выступающими скуловыми дугами. Скулы большие, и поэтому в этом отношении есть небольшое указание на монголоидность. Однако нельзя только на основании этого свидетельства отождествлять царский клан с тюрками или монголами.

Мы очень мало знаем о росте скифов. Девять мужских скелетов из польской Украины, связанные с черепами стандартного скифского типа, имеют среднее значение более 170 см[413].

Заманчиво искать происхождение скифов в предшествующем населении южнорусских равнин. Серия черепов бронзового века с нижней Волги идентична, по крайней мере по указателям, более поздней скифской группе, и такова же серия культуры полей погребений Украины. Три черепа так называемых «киммерийцев» таким же образом не демонстрируют значительных отклонений[414].

Далее, важная серия черепов раннего железного века из севанской области Армении, возможно, датируемая первой половиной I тысячелетия до н.э., и, следовательно, более древняя, чем европейские скифы, или по крайней мере не старше их первого появления, в точности соответствует более долихоцефальному элементу скифской группы, и явно является нордической. Свод, как и у скифов, низкий, нос лепторинный, лицо лептенное, с более сжатыми скулами[415] (см. приложение I, кол. 38). Морфологически эти армянские черепа характеризуются средним наклоном лба, умеренным развитием мышц и надбровных дуг; умеренно глубоким переносьем и прямым или слегка выпуклым профилем носа; выступание затылка наиболее отчетливо в нижнем сегменте и сопровождается некоторым ламбоидным уплощением; в скуловой области присутствует типичное сжатие. Эта серия служит двойной цели: показать, что нордический тип вошел в современный армянский сплав, и определить иранский нордический тип, который мог быть таким же образом вовлечен в заселение Персии и Индии[416]. Далее, она очень похожа на древнегерманскую группу черепов как метрически, так и морфологически, и эта практическая идентичность сводит вместе две географически крайние точки изначально единой семьи.

Мы увидели, что скифы и сарматы, хотя и, без сомнения, включали в себя множество отдельных людей различной политической принадлежности, тем не менее составляли вполне устойчивый расовый тип, который был в своей основе иранским подтипом нордического. По своему типичному низкому своду, как и по другим чертам, он напоминает более древнюю восточноевропейскую и центральноазиатскую нордическую форму. По своей сути он был членом расового кластера, связанного с распространением сатемной индоевропейской речи как в Восточной Европе, так и в Азии.

 

 







Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 628. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия