Студопедия — Красные красители. Марена (крапп) - краситель, содержащийся в корнях травянистого растения марены (Rubia tinctorum), известного с глубокой древности во всех частях света
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Красные красители. Марена (крапп) - краситель, содержащийся в корнях травянистого растения марены (Rubia tinctorum), известного с глубокой древности во всех частях света






Марена (крапп) - краситель, содержащийся в корнях травянистого растения марены (Rubia tinctorum), известного с глубокой древности во всех частях света. Грекам и римлянам марена была известна под названием Erytrodamus и Vorentia.C середины ХVШ века марена была широко распространена во Франции, огромные плантации ее имелись в Голландии, Баварии, Бельгии, на Кавказе. Для крашения употреблялись только корни марены, которые тщательно промывали водой, просушивали и измельчали (толкли).

Марена содержит несколько красителей, основными из которых являются ализарин и пурпурин в виде глюкозидов. Применение марены в крашении основано на способности ализарина и пурпурина давать стойкие и яркие "лаки" с различными оксидами металлов. С оксидом железа образуются "лаки" черного или фиолетового цвета, с глиноземными протравами - ярко-красного или розового цвета, с оловянными протравами - огненно-красного цвета.

Мареной окрашивали шелк, шерсть, лен, хлопок. Окрашивание хлопка в кумачовый цвет проводили с помощью масляной протравы. Для этой цели сначала применяли оливковое (турнаптовое) масло, способное давать хорошие эмульсии. Такой эмульсией до 10 раз пропитывали ткань, после чего она приобретала способность соединяться как с минеральными солями, так и с красителями, в частности с ализарином. Окраска получалась яркая, живая, ткань мягкая, с блеском. Таким образом окрашивали кумач на ситцевых фабриках России. Турнантовое масло во второй половине XIX века постепенно вытеснялось касторовым маслом, получавшим название ализариновое масло.

- 10 -

В России, особенно в северных районах, наряду с широко распространенной мареной для окрашивания одежды и бытовых тканей использовали корень подмаренника, содержащий те же красители, но в незначительных количествах.

К концу ХIХ века искусственный ализарин, полученный в 1870 году, полностью вытеснил марену, культивирование и сбор которой постепенно потеряли свое значение.

Синтетический ализарин сохранил прекрасные прочностные свойства натуральной марены, но уступил ей по красоте даваемого цвета.

Кошениль - краситель, получаемый экстракцией высушенных самок насекомого Coccus cacti семейства червецов (Coccldae), распространенного прежде в Мексике на кактусах Opuntia coccinellipera (а затеи разводившегося в Алжире, Тунисе, Марокко, Испании на тех же кактусах, вывезенных из Южной Америки). Наиболее ценной является мексиканская кошениль, известная в Мексике как краситель с древних времен. Из 140 000 насекомых можно выделить 1 кг сухой кошенили. Собранных насекомых умерщвляли горячей водой или воздействием высокой температуры, помещая их в закрытых коробках в сильно нагретые пекарные печи. Внешний вид сухой кошенили похож на зерно и покрыт сероватым налетом, который состоит в основном из воска кокцерина. В XVI веке этот краситель считали продуктом растительного мира, среди других названий бытовало и название "канцелярское семя". Истинная природа красителя была описана голландским ученым Румером в 1729 году. Красящим веществом кошенили является карминовая кислота. Кошениль окрашивает шерсть и шелк по алюминиевой, оловянной, цинковой протравам, образуя яркие, удивительно красивые красные цвета, достаточно прочные к стирке и свету (уступающие, однако, по прочности окраске мареной).

При кипячении кошенили с водой в присутствии квасцов выпадает осадок, состоящий в основном из алюминиево-кальциевой соли карминовой кислоты, известной под названием кармин. В Европу кармин попал после завоевания Мексики испанцами в 1510 году, а изготовление из него краски началось в Голландии только в XVII веке. До сих пор кармин применяется в качестве акварельной краски, а также как пищевой и парфюмерный краситель.

- 11 -

Кермес - краситель, известный еще до открытия Америки и добываемый из самок червеца Cuccus ilicis, живущего на листьях кустарникового дуба Quercus ilex (Европа, Северная Африка).

Кермес заменил пурпур, но впоследствии сам был вытеснен мексиканской кошенилью. Существует несколько разновидностей кермеса: польский кермес, или немецкая кошениль Coccus poloncus, обитающий на подземных корнях Scelarantus perennis; русский червец Coccus uva urse, обитающий на корнях клубники и ежевики; восточный кермес, или армянская кошениль Porphyraphora Hamelii,распространенная на корнях злаковых растений в солончаках Араратской долины.

Сбор червеца происходил в июне-июле (возможно, отсюда и названия месяцев: июнь у поляков - червец, у чехов и словаков - червень, июль в Древней Руси именовался червень, а в Чехии и Словакии - червенец).

Красящее вещество извлекали из насекомых так же, как из кошенили. Краситель - кермесовая кислота, близкая карминовой.

В XVШ-XIX вв. кермес находил применение во Франции, Испании, Турции, России для окрашивания в основном шерстяных тканей в красный цвет. В Турции его использовали специально для окрашивания фесок. В кермесе содержится меньше красителя, чем в кошенили. Цвета, даваемые кермесом, не обладают такой яркостью, как цвета, полученные при крашении кошенилью, но отличаются сравнительно большей прочностью.

Из кермеса готовился "кармин", но более низкого достоинства, чем из кошенили.

Со времени начала ввоза мексиканской кошенили значение кермеса непрерывно снижалось, и в конце XIX века его расходовалось очень незначительное количество;

- 12 -

Орсейлъ - краситель, добываемый из лишайников Rоссеllа tinctoria и tecanora tartarea, которые произрастают на морских побережьях Европы и Африки; применялся для крашения без протрав шелка (шелкового бархата) и шерсти в пурпурные цвета. Орсейль была введена в красильное дело в самом начале ХIV века во Флоренции и имела чрезвычайно большое значение в красильном деле средневековья как заменитель античного пурпура. В конце ХVIII века краситель ввозили в Гавр, Марсель, Гамбург миллионами фунтов. В России имел широкое применение до XX века.

Красящее вещество растения - орссин - осаждали аммиаком из водного экстракта лишайников и отделяли при нагревании в виде густого фиолетового осадка. В древности лишайники обливали загнившей мочой и оставляли на воздухе для брожения, затем высушивали и растирали в красильный порошок.

Благодаря удивительной красоте окраски и несмотря на низкую светостойкость, орсейль употребляли на протяжении ХIV-ХIХ веков во всех европейских странах в значительных количествах.

Сафлор (Carthamus tinctorius) - однолетнее растение, родиной его является Египет и Ливан; культивировалось во многих странах Европы и на юге России ради семян и цветов. В семенах содержатся до 20% сафлорового масла. В крашении использовали цветы. Собранные лепестки перетирали между жерновами, промывали, прессовали и высушивали в тени. Сафлор содержит два красителя - желтый (непрочный) и красный. Для повышения содержания красного красителя - картамина - лепестки часто опускали в соленую воду, куда переходил желтый краситель.

Красный краситель сафлора - картамин - окрашивает хлопок и шелк в прекрасный розовый цвет с очень характерным золотистым отблеском rose carthame. Окраска малопрочная к свету, но подкупает своей исключительной красотой.

В Европе сафлор начали применять лишь в середине ХVII века, на Востоке он был известен издревле. В России растения сафлора культивировали в значительных количествах до конца XIX века в Саратовской, Астраханской, Таврической губерниях и на Кавказе.

Красный сандал - краситель (сантамин), содержащийся в древесине сандалового дерева Pherocarpus santalinus, родина которого Африка, Ост-Индия, Цейлон.

Сантамин нерастворим в воде, поэтому его экстрагировали из измельченной древесины щелочным раствором, а затем осаждали кислотами. Сандал применяли для окрашивания хлопка в коричневый цвет (по хромовой протраве), в синевато-красный цвет (по глиноземной и оловянной протраве). Шерсть окрашивали сандалом непосредственно, однако обычно и в этом случае краситель закрепляли по хромовой протраве. Довольно красивый красный оттенок на шерсти получался при предварительном пропитывании шерсти винным камнем и хлоридом олова. Устойчивость окраски сандалом к свету очень низкая.

Краситель применяли с ХVII до начала XX века. В Россию ввозили из-за границы в больших количествах.

- 13 -

Фернамбук - бразильское дерево, или цезальпиния (Caesalpinia), относящееся к семейству Раbасеае и произрастающее в Америке и Ост-Индии.

В продаже имелось несколько сортов фернамбука, отличающихся местом произрастания и оттенком даваемого цвета.

Красящий бесцветный пигмент дерева - бразилен - экстрагировали водой из размельченных древесных стружек,- а затем экстракты под действием кислорода окрашивались в красный цвет, так как бразилен окислялся в окрашенный бразилеин.

Прежде перед крашением измельченной стружке давали претерпеть ферментативный процесс, в результате чего окраска всегда была более яркой и интенсивной.

Для крашения шерсти (реже шелка) применяли соли алюминия, олова и хромовой кислоты, а еще чаще их смесь, и при этом получали довольно яркие оттенки красного цвета. Крашение вели в кислой среде.

В конце XIX века фернамбук применяли только в ситцепечатанье, причем окраски отличались очень низкой прочностью к свету и мылу. Протравами служили соли олова и алюминия. Часто красное дерево применялось в смеси с мареной для окрашивания тканей в различные оттенки красного цвета.

- 14 -







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 670. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия