Студопедия — Часть 9. РПЦ как рассадник антисемитизма.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Часть 9. РПЦ как рассадник антисемитизма.






 

Как отмечал ещё в 2003 году Вячеслав Лихачёв в своём мини-исследовании «Антисемитизм, православная Церковь и государство в современной России» http://www.jcrelations.net/ru/?item=1791, внутри РПЦ МП отчетливо выделяются три основных идеологических направления, условно называемые: «церковные либералы», «православные фундаменталисты» и «номенклатурно-клерикальный центр».

Наиболее многочисленны в лоне РПЦ «правые», «фундаменталистские» элементы. С их стороны тоже звучит порой весьма резкая критика по отношению к священноначалию за «модернизм». Патриарх и многие иерархи критикуются за соглашательскую позицию, предательство основ бескомпромиссного, воинствующего православия в угоду сиюминутным политическим интересам. Все попытки внести какие-либо изменения в доктрину Церкви «слева», в том числе и в том, что касается отношения к евреям, православные фундаменталисты отвергают как «предательство Веры».

 

Первоначально «ревнители православного благочестия» были заняты только полемикой с инициаторами обсуждаемой обрядово-церковной реформы (перевод богослужения на русский язык, переход на новоюлианский календарь и т.п.), однако постепенно выработали всеобъемлющую идеологически-религиозную систему ответов на вызовы «модерна». Православный фундаментализм оформился в полноценную идеологию. Пока был жив Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (умер осенью 1995), известный ортодоксальностью своих взглядов, он считался общепринятым авторитетом для всех правых радикалов внутри РПЦ. С его смертью среди епископата РПЦ высшего уровня для фундаменталистов подобного харизматического покровителя не осталось. Не имея поддержки со стороны высших церковных иерархов, фундаменталисты опираются на церковную общественность и многочисленные национал-радикальные и антисемитские политические организации.

 

Собственно, фундаменталисты не провозглашают никаких новых идей. Они скорее просто консерваторы, нежели «консервативные революционеры» (хотя есть и исключения). В сфере антисемитизма они даже не особенно пытаются адаптировать классический христианский антииудаизм к современным условиям. Их особенность заключается именно в акцентировании тех тезисов Писания и Предания, которые игнорируются или прямо нарушаются священноначалием РПЦ. Круг этих проблем достаточно широк - начиная от рутинного несоблюдения Соборных Правил о запрете на торговлю в пределах церковной ограды или на взимание священником денег за требы, и заканчивая сомнительной с точки зрения нетерпимой к иноверцам и «еретикам» православной традиции экуменической активностью Московской Патриархии. К этому же ряду относится и «еврейский вопрос».

 

Согласно представлениям церковных ортодоксов, иудеи - сознательные богоборцы, которые ненавидят христианство (особенно православие, как наиболее чистую по форме и содержанию его ветвь), хотя при этом и понимают его правоту. Евреи не приняли Христа, хотя о Его появлении им говорили пророки. В этом смысле ветхозаветная традиция является фундаментом христианства, а вовсе не талмудического иудаизма. С точки зрения христианской ортодоксии, иудаизм после Христа не легитимен.

 

Основными антииудаистскими мифологемами православного фундаментализма являются утверждение о порочном и аморальном характере иудаизма, тезис о народе-богоубийце, идея «кровавого навета» и констатация метафизической противоположности христианству иудаизма, сатанинской сущности последнего.

 

Вкратце, видение иудаизма в рамках историософии христианского радикализма таково. Иудеи, которым был дан завет нести слово о Боге окружающим народам, приняли вторичную идею об их национальной избранности за основную, и не выполнили своей части завета. Поэтому благословение Всевышнего было с них снято, и в мир пришел Сын Божий. Евреи же не признали в Иисусе Мессию, так как опьяненные идеей собственного избранничества ожидали кого-то, кто возвысит их над народами, а не придет спасти все человечество. С тех пор иудеи продолжают упорствовать в своем заблуждении, а избранность перешла на христианскую общину, Новый Израиль («концепция замещения»). Логичным завершением этой идеологемы является отождествление ожидаемого евреями Мессии и христианского Антихриста. Иудейство рассматривается как коллективный «вечный жид», находящийся в немилости у Всевышнего по причине собственной порочности и преступлений. Таким образом, иудаизм предстает полюсом метафизического зла, богоборчества, и, следовательно, сатанизма; евреи являются не только врагами человечества, но и сознательными врагами Божьим. «Слово "жид" означает такого человека, который лично ненавидит Христа», пишет священник РПЦ о. Алексей Кагирин. «Можно абстрагироваться от современного иудаизма и представить себе такого иудея, который ничего не знает о Христе: такой иудей не будет жидом», продолжает он. Эта идея является логичным продолжением традиционного христианского тезиса о еврействе как народе-богоубийце.

 

Поскольку иудеи, ожидающие Антихриста-Машиаха, в некотором роде могут быть названы сатанистами, то христианство должно противостоять этим врагам Христовым. С точки зрения фундаменталистов, «православие - это единственная вера, которая не просто не имеет ничего общего с иудаизмом, но и прямо противопоставляет себя жидовству». Соответственно, вполне естественной в рамках этой логики представляется идея, согласно которой ненавистники Христа обратили свои эмоции в основном именно против православия, как наиболее «чистой» и последовательной христианской конфессии. В частности, эта идея была озвучена непререкаемым религиозным авторитетом фундаменталистов - вышеупомянутым митрополитом Иоанном. «Вся тяжесть ненависти народа-богоубийцы закономерно и неизбежно сосредоточилась на народе-богоносце», пишет он в своем основном и наиболее популярном сочинении «Самодержавие духа». Если исходить из этого тезиса, то легко понять побудительные мотивы евреев, неустанно плетущих заговор против России. «Ни одно из подобных столкновений ни по ожесточенности борьбы, ни по своим последствиям не может сравниться с религиозной войной, вот уже два тысячелетия упорно и непрерывно ведущейся иудаизмом против Церкви Христовой. Духовные начала двух сторон совершенно противоположны и непримиримы», утверждает Иоанн в другом месте.

 

Естественным продолжением этой мысли для православных фундаменталистов является констатация проникновения евреев и иудействующих в церковную иерархию. Концепция «пятой колонны» внутри РПЦ является весьма популярной как во вполне ортодоксальных кругах самой Церкви, в том числе и среди священнослужителей, так и (даже в большей степени) среди верующих, ориентированных на «альтернативное православие». Непоследовательные и осторожные экуменические и либеральные тенденции последних лет внутри РПЦ весьма болезненно воспринимаются ортодоксами. Естественно, виновные находятся в лице евреев, которые якобы массово переходят в православие не с целью спастись, а с целью «спасти» церковь от истинного учения. Конечно, этот упрек скорее направлен против «церковных либералов», нежели против всего священноначалия. «Менять порядок богослужения, "переводить" церковно-славянский язык на современный уличный, опускать имена "неприемлемых" святых и даже "неудобные" части Вероучения - для них не составляет труда», - пишет лидер фундаменталистского Союза «Христианское возрождение» Владимир Осипов в документе с характерным названием «Церковь в осаде». Правда, Осипов, кажется, считает (и подтверждает свой тезис примером о. Александра Меня), что опасность евреев-священнослужителей не в их сознательном деструктивном намерении, а в менталитете, «в органическом неприятии всего того "исторического", т.е. канонического Православия, которое они заклеймили как "черносотенное"». Сходное утверждение содержится в классическом произведении христианского антисемитизма - книге дьяконаАндрея Кураева «Как делают антисемитом». Согласно Кураеву, евреи в силу национального характера своей религиозности, даже воцерковленные, все равно не ставят перед собой цели спастись, примкнув к Церкви, но пытаются «спасти» саму Церковь от «ереси» (на их взгляд), справа или слева. Позиция Кураева заслуживает внимание еще и потому, что вполне может считаться почти официальной точкой зрения Церкви. Правда, сам автор пишет: «На этой книге нет официального благословения. Это значит, что за все, что в ней написано, отвечаю лишь я, а не Русская Православная Церковь». Однако А. Кураев - фигура знаковая; он практически единственный человек в Церкви, озвучивающий ее позицию по злободневным вопросам, регулярно выступающий по телевидению и активно публикующий разъяснения по поводу разнообразных проблем. Внутри Церкви он воспринимается (возможно, за неимением лучшего) практически как официальный авторитет. Насколько известно, ни разу со стороны церковной иерархии не прозвучало ни осуждения, ни сомнения в верности его трудов. Скажем, по отношению ко многим фундаменталистским лидерам таковые высказывания были. Кураев, похоже, выражает позицию «правого центра» в РПЦ.

 

Согласно другой, более радикальной точке зрения, проникновение евреев в клир является частью глобального плана по захвату власти в мире, «строится строго по схеме, предписанной великими раввинами» и преследует «цели, определенные талмудическими законами». Характерно, что эта позиция принадлежит руководителю Опричного братства во имя святого Иосифа Волоцкого Анатолию Макееву, «катакомбнику».

 

Всякие попытки со стороны иерархов РПЦ наладить доброжелательный контакт с иудеями встречают крайне настороженную и болезненную реакцию в реакционных православных кругах. В первую очередь, имеется в виду известное обращение патриарха Московского и всея Руси Алексия II к американским иудеям в 1992 году («Наши пророки - ваши пророки...»), вызвавшее чуть ли не раскол в РПЦ. Резонанс от этого выступления был чрезвычайно широкий. Патриарха называли «еретиком», напирали на его «нерусское» происхождение и фамилию Редигер, и т.п. Образовалось даже направление «непоминающих» - т.е., часть священников исключила из Литургии упоминание Патриарха Московского и всея Руси, тем самым как бы демонстративно отстранившись от его «экуменической» линии. Правда, поняв, что «непоминанием» создается предпосылки для разрыва канонического общения и раскола, в большинстве приходов вскоре отказались от этой практики (угроза раскола - один из факторов, серьезно сдерживающих внутрицерковную «правую» оппозицию). Однако очевидно, что все последующие высказывания Патриарха, декларирующие его терпимость и благожелательное отношение к иудаизму и другим религиям вообще, были куда более осторожны и менее провокационны.

 

Характерно высказывание прихожанина РПЦЗ Константина Касимовского, бывшего главного редактора газеты «Штурмовик»: «Когда Патриарх Московский и всея Руси говорит жидам: "Шалом вам, братья, мы веруем в одного Бога и у нас с вами общие пророки и Боги", то это заслуживает того, чтобы Патриарха лишить сана и вообще отлучить от церкви».

 

Стремление же предстоятеля РПЦ продемонстрировать свое благожелательное отношение к иудаизму рассматривается фундаменталистами, даже находящимися в лоне РПЦ, как попытка «превратить Православие в иудаизм с христианским "постскриптумом"». Идея примирения христианства и иудаизма воспринимается ими как попытка компромисса, которого в вопросах веры принципиально быть не может: «Или - или. Или Святое Православие или христоненавистнический талмудизм».

 

В праворадикальной религиозной околоцерковной печати зачастую встречается классическое обвинение евреев в ритуальных убийствах. Это обвинение, «освященное» традицией, вполне вписывается в логику православного антииудаизма. Иногда, правда, в практике ритуальных убийств обвиняется не иудаизм в целом, а лишь еврейские секты (как правило, хасиды): «Хочу успокоить простых евреев, для которых убийство ребенка - это такой же тяжелейший грех, как и для любого другого человека. Никто не обвиняет в этих злодеяниях еврейский народ. Но есть иудейские секты, которые занимаются сатанинскими ритуалами, используя при этом кровь христианских младенцев» - пишет наиболее «авторитетное» в вопросах ритуальных убийств издание - газета «Черная сотня». Зачастую в православно-монархической публицистике утверждается, что убийство Николая II также было ритуальным. Последовавшая за падением самодержавия политика государственного атеизма с точки зрения идеологии околоцерковных правых радикалов, была продиктована на самом деле основными движущими мотивами «богоборческих антирусских сил» (т.е., евреев) - стремлением ниспровергнуть православие. Разрушение церквей и убийство священников во время советской власти было якобы предписано иудейскими священными книгами и совершалось в точном следовании этим предписаниям.

 

Сретенское подворье в центре Москвы, возглавляемое Архиепископом Тихоном (Шевкуновым) (циркулировали неподтверждённые слухи, что он был духовником президента В.Путина), имеет одно из крупнейших церковных издательств с собственным вебсайтом "Православие.Ру". С использованием также газеты и радиостанции "Радонеж" отсюда активно распространяются православно-фундаменталистские взгляды.

 

Итак, православие среди христианских конфессий занимает наиболее консервативную (ортодоксальную) позицию и не торопится реагировать на идущие с Запада «веяния времени», выражающиеся, в частности, в пересмотре традиционного христианского взгляда на иудаизм. Можно утверждать, что, несмотря на некоторые либеральные и «филосемитские» тенденции в русском православии, в целом Церковь продолжает придерживаться средневековой позиции, которая с некоторой долей утрирования может быть охарактеризована как христианский антисемитизм. Кроме того, внутри РПЦ и за ее пределами сильны ультра-реакционные элементы, которые уделяют особо пристальное внимание «еврейскому вопросу». В православии антииудаизм и антисемитизм являются органичной и неотъемлемой частью мировоззрения, и в ближайшее время это положение вряд ли изменится.

 

 

 

 

Часть 10. Заключение.

Власть царска веру охраняет,
Власть царску вера утверждает;
Союзно общество гнетут:
Одно сковать рассудок тщится,Другое волю стерть стремится;
«На пользу общую», - рекут
.

Русский писатель и философ Александр Николаевич Радищев (1749-1802).

Ода «Вольность» (1781)

 

Из приведённых выше фактов, можно сделать однозначный вывод, что РПЦ и зависимые от неё общественные институты, в которых она играет решающую роль, как и тысячу лет назад, стараются навязать всему российскому обществу «единственно правильное», по их мнению, миропонимание, толкование истории и понимание божественного. Рассматривать идеологическую линию иерархов РПЦ сегодня невозможно отдельно от сегодняшней политики руководителей государства. Институт РПЦ, узурпируя право людей на самостоятельную критическую оценку событий, использует свои тесные связи в органах государственной безопасности. Современная РПЦ, которая создавалась под прямым руководством КГБ и тирана Сталина, стремится сегодня воплотить на законодательном уровне своё доминантное, привилегированное положение в российском обществе. Православие служит активным проводником тоталитарных идей, являясь душителем самого ценного для человека - свободы выбора. Это можно и нужно рассматривать как попытку реванша тоталитаризма и средневековой инквизиции.

 

Сращивание религиозного института РПЦ и государства является опасной тенденцией, грозящей отнять у людей основные свободы и де-факто оформить РПЦ в тоталитарный институт подавления прав и свобод человека и гражданина. 8 июля 2009 года председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев, по итогам встречи с патриархом Кириллом, заявил, что правящая партия "Единая Россия" намерена привлекать РПЦ для обсуждения проблем социальной сферы. Он также отметил, что теперь «Единая Россия и РПЦ будут ежемесячно обсуждать проекты законов с представителями РПЦ, чтобы избежать недопонимания».

 

 

Для оправдания доминирующей роли РПЦ в госполитике, патриархи РПЦ часто дезинформируют население нереальными цифрами процентного соотношения православных к другим религиям и конфессиям. На самом же деле, регулярно посещают православные храмы и участвуют в их религиозных обрядах обряды всего-навсего 1.5% граждан России.

 

"Более 2,1 млн россиян приняли участие в рождественских богослужениях, состоявшихся минувшей ночью. Об этом ИТАР-ТАСС сообщила пресс-секретарь Департамента охраны общественного порядка МВД России Ольга Шклярова.

Население России составляет 140 млн. человек. Рождественское богослужение посетили 2,1 млн. человек, что составляет 1,468 %.

Несмотря на это, РПЦ, используя привилегированное положение в доступе к средствам массовой информации, подконтрольных в России правительству, проводит массированную пропаганду своих тоталитарных идей, чуждых большей части российского общества.

 

 

На лицо сращивание государственного репрессивного аппарата с непомерно раздутым, во многом существующим на средства российских налогоплательщиков, штатом РПЦ. Представляя интересы мизерной части населения РФ, влияние РПЦ на формирование тоталитарной идеологии в РФ непропорционально велико. Исторически являясь проводником идей нетерпимости, оплотом царской, имперской тирании, РПЦ продолжает уничтожать остатки русской доимперской, свободной, демократической культуры, сохранившиеся в славянских землях, являясь фактически оправданием вертикали власти, служа её духовной, если слово «духовность» здесь вообще применимо, опорой. Православная инквизиция сегодня проникла в законодательные органы власти и начинает уже открыто проявлять свои тиранические традиции. Такими темпами до официально провозглашённой инквизиции, что называется рукой подать.

 

Список использованной литературы.

 

1. Бердников И. С. Краткий курс церковного права. Т. 2. - Казань, 1913. - С. 973, 981; там же ссылки на конкретные документы - РИБ. Т. 12, № 233
2. Тальберг Н. История христианской церкви. - М., 1991. - С. 140, 306
3. ПСРЛ. Т. 10. - С. 94
4. Памятники литературы древней Руси: XIII век. - М.: Художественная литература, 1981. - С. 83
5. Православное Обозрение. - 1876. - Кн. 3. - С. 88‑89
6. Памятники древнерусского канонического права. - СПб., 1880. Ч. I. Памятники XI‑XV вв. - С. 145‑146
7. ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. - С. 91; ПСРЛ. Т. 8. - С. 109
8. ПСРЛ. Т. 40. - С. 134
9. ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. - С. 36; ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. - С. 103, 306
10. Древнерусские княжеские уставы: XI‑XV вв. - М.: Наука, 1979. - С. 15
11. Сказание о новой ереси новгородских еретиков: Алексея протопопа, Дениса попа, Федора Курицына и других, то же исповедующих // Иосиф Волоцкий. Просветитель
12. ПСРЛ. Т 28. - С. 337
13. Скрынников Р. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: Т. 2. - Смоленск: Русич, 1996. - C. 56, 224, 313, 418, 42814.
14. А. Богданов. Перо и крест: Русские писатели под церковным судом. - М., 1990. - С. 55
15. ПСРЛ. Т. 6. Ч. 2. - С. 244
16. Петрей П.. История о великом княжестве Московском // О начале войн и смут в Московии. - М.: Рита-Принт, 1997. - С. 269
17. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. - М., 1869. - С. 611
18. ПСРЛ. Т. 14. - С. 9, 39, 58
19. Флетчер Д.. О государстве Российском // Накануне смуты. - М., 1990. - С. 586
20. Соловьёв С. История. Т. 8, гл. 2; История. Т. 11; История. Т. 13
21. ПСРЛ. Т. 34. - С. 204
22. История Сибири. Первоисточники. IV вып. - Новосибирск, 1994. - С. 204, 255‑256
23. Новомбергский Н. «О волхвах впервые упоминается» // Русские заговоры. - М.: Пресса, 1993. - С. 299, 302, 303, 377
24. Соборное уложение 1649 года // Хрестоматия по истории государства и права России. - М.: Проспект, 2000. - С. 52, 143
25. Буганов В. Мир истории: Россия в XVII столетии. - М., 1989. - С. 112‑113
26. Богданов А. Русские патриархи. Т. 1. - М.: Терра, 1999. - С. 417‑418; Т. 2. - М., 2001. - С. 36
27. Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича // Подгот. публикации проф. Г. А. Леонтьевой. - М., 2000. - С. 140, 141, 146‑147
28. История Сибири. Первоисточники. IV вып. - Новосибирск, 1994. - С. 197
29. Мейерберг А. Путешествие в Московию России // Утверждение династии. - М., 1997. - С. 75
30. Коллинс С. Нынешнее состояние России // Утверждение династии. - М., 1997. - С. 196; автор жил в России в 1659‑1666 гг.
31. Рейтенфельс Я. Сказания о Московии // Утверждение династии. - М., 1997. - С. 327, 370; автор жил в России в 1671‑1673 гг.
32. Замалеев А., Овчинникова Е. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. - Л., 1991. - С. 207
33. Зеньковский С. Русское старообрядчество. - М.: Церковь, 1995. - С. 279, 328, 330, 332, 335, 399, 403
34. Извет старца Серапиона царю Алексею Михайловичу на вязниковских пустынников // Сборник документов по истории СССР. Ч. 4. - М.: Высшая школа, 1973. - С. 35
35. Брюховецкий Иван Мартынович // Энциклопедический словарь: Брокгауз-Ефрон. Т. 2. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1992. - С. 611
36. Материалы по истории СССР. Вып. 3. Народные движения XVII в. - М.: Высшая школа, 1989. - С. 291‑292; 317
37. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. - М., 1869. - С. 627
38. Акты исторические: Собранные и изданные Археографической комиссиею. Т. 5. 1676‑1700. - Спб., 1842. - № 75
39. Описание возмущения московских стрельцов // Рождение империи. - М., 1997. - С. 391
40. Ключевский В. О. Лекции по русской истории, читанные на Высших женских курсах в Москве 1872‑1875. - М.: ВЛАДОС, 1997. - С. 601; Костомаров Н. Царевна Софья // Исторические монографии и исследования: в 2 кн. - М., Книга, 1988; Повесть о страдавших в России за древлецерковные благочестивые предания // Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. - М.: Терра, 2001. - С. 287
41. Мельников Ф. Е.. Краткая история Древлеправославной (старообрядческой) Церкви
42. Привилегия Московской академии // Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. - М., 1985. - С. 239‑240
43. Сельский С. Ссылка в Восточную Сибирь замечательных лиц // Русское слово. - 1861. - № 8. - С. 4
44. Хьюз Л. Царевна Софья. - СПб.: Гранд, 2001. - С. 161, 162
45. Викторовский С. История смертной казни в России и современное ее состояние. - М., 1912. - С. 202; ПСЗ. Т. 2. - Спб., 1830. - С. 647‑650
46. Михайлова Н. О старообрядчестве // Сайт журнала «Москва»
http://www.moskvam.ru/blessed_fire/04_2000/mihailova.htm
47. ААЭ. Т. 4. - СПб., 1836. - С. 420‑421
48. Лилеев М. И. Из истории раскола на Вятке и в Стародубье XVII-XVIII вв. - Казань, 1895. - С. 8
49. Татищев В. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах // Жажда познания. - М.: Молодая гвардия, 1986. - С. 356‑357. - (написано в 1733 г.)
50. Иоаким. Духовное завещание // А. Богданов. Российские патриархи. Т. 2. - М., 1999. - С. 309, 313
51. Цветаев. Дело Кульмана // ЧОИДР. - 1883. - Кн. 3. - С. 144, 149
52. Тихонравов Н. С. Квирин Кульман // Русский вестник. - 1867. - № 12. - С. 592‑593
53. Гаврилов А. Проповедники немецкой веры в Москве и отношение к ним патриарха Иоакима // Странник. 1873. Т. 1. - С. 140
54. Доброклонский А. П. Руководство по истории русской церкви. - М., 2001. - С. 348, 674. (автор - профессор церковной истории, его труд написан в конце XIX в.)
55. Тихонравов А. Квирин Кульман // Русский вестник. - 1867. - № 11. - С. 183; Богданов А. Российские патриархи. Т. 2. - М., 1999. - С. 230
56. Богданов А. Российские патриархи. Т. 2. - М., 1999. - С. 227; ЧОИДР. - 1871. - кн. 3. - С. 187
57. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. - М., 1869. - С. 652; Желябужский И. Дневные записки. - М., 1997. - С. 269
58. Буганов В., Богданов А,. Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви. - М., 1991. - С. 454, 455
59. Дело о дьячке Василии Ефимове, казнённом в Новгороде сожжением за ложное чудо в 1721 // Русский архив. - 1867. - № 12. - С. 1708‑1720
60. Семевский М. Слово и дело: 1700‑1725. - М., 1991. - С. 86
61. Берхгольц Ф. Дневник камер-юнкера // Неистовый реформатор. - М.: Фонд Сергея Дубова, 2000. - С. 457‑458; 509‑511
62. Смилянская Е. Б. Волшебники. Богохульники. Еретики: Народная религиозность и «духовные преступления» в России XVIII в. - М.: Индрик, 2003. - С. 207, 218, 221
63. Смилянская Е. Б. Колдун и ведьма в контексте русской культуры XVIII в. ВОПРОСЫ И КОММЕНТАРИИ // Сайт «Kennan Alumni»
http://www.kennan.yar.ru/seminars/smilian-28112000-discuss.html
64. Богомяков В. Запрещенное и отреченное чтение для крысоватых женщин и хомяковатых мужчин среднего возраста // Сайт «Топос: Литературно-философский журнал». - (автор -доктор философских наук, профессор. Зав. кафедрой Политологии в Тюм.ГУ).
http://www.topos.ru/cgi-bin/article.pl?id=899
65. ПСЗ. Т. 8. № 5761. - С. 446
66. Дело Якова Ярова хранится в архивном фонде Синода РГИА - ф. 796, Оп. 21, Д. 328, 1740 г.
67. Цит. по Викторовский С. История смертной казни в России и современное ее состояние. - М., 1912. - С. 204
68. Пыляев М. Старый Петербург. - СПб., 1889. - С. 155
69. Русская старина. - 1878. - Т. 23. - С. 309
70. Костомаров Н. Анна Иоанновна http://www.sedmitza.ru/index.html?did=5436
71. В борьбе за власть: Страницы политической истории России XVIII века. - М.: Мысль, 1988. - С. 81; в качестве примеров Е. Анисимов ссылается на проповеди архимандритов Дмитрия Сеченова и Кирилла Флоринского
72. Павленко Н.. Анна Иоанновна. - М., 2002. - С. 225
73. Дело хранится в архивном фонде Синода РГИА - ф. 796, Оп. 19, Д. 323, 1738 г.
74. Гернет Н. Смертная казнь. - М., 1913. - С. 1
75. Колчин М. Ссыльные и заточенные в острог Соловецкого монастыря в XVI‑XIX вв.: Исторический очерк // С пред. А. С. Пругавина. - М., 1908. - С. 77
76. Ломоносов М.. Гимн о бороде // Жажда познания. - М.: Молодая гвардия, 1986. - С. 406
77. Записки Штейнгеля В. И. // Общественные движения в России в первую половину XIX века. Т. 1. - Спб., 1905
78. Русский архив. - 1865. - С. 818

79. Богданов "Подвиги христианских пастырей".

80. Голубинский Е.Е. "История русской церкви".

81. Прошин "Чёрное воинство", "Второе крещение".

82. Рыбаков "Язычество древней Руси".

83. Хомяков П.М. «Россия против Руси. Русь против Росси».

84. Особая благодарность Евгению Олеговичу Шацкому - Московский ГУ культуры и искусств.

85. Кагирин А., священник. « Ненавидящие сиона»// Русский вестник, № 7, 1999.

86 Беседа А. Штильмарка со священником Алексеем Астафьевым// Черная сотня, № 8-9 (38-39), 1996. С.12-13

87. Остаев А., священник. Отповедь неоязычникам// Черная сотня, №2 (32), 1996. С.5.

88. Осипов В. Церковь в осаде// Национальная газета, спецвыпуск №4, 1997.

89. Кураев А., дьякон. Как делают антисемитом. - М.: Одигитрия, 1998. С.79-83.

90. Макеев А. Еврейский вопрос в Церкви//Царский опричник, № 3, 1998.

91. Сендеров В. Русская Православная Церковь и ее отношение к антисемитизму - Диа-Логос, Выпуск I. 1997. С.123-137

92. Васильев А. В. По следам святых преступлений. М: Молодая гвардия, 1988.

93. Гордиенко, Н. С. Современное русское православие. -Л.: Лениздат, 1987.

94. Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. - Академия наук СССР. Научно-популярная серия. М.: Наука, 1964.

95. Дешнер Карлхайнц. Криминальная история христианства. В 4-х тт. / Пер. с нем. В. Хмары. - М.: Terra, 1996. - 464 с

96. Никольский Н. М. История русской церкви - 3-е изд. - М.: Политиздат, 1985. - 448 с (монография)

97. Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., А. И. Клибанов. - М., 1989. - 719 с. ISBN 5-250-00246-3

98. Чудновцев М. И. Церковь и театр конец XIX-начало XX в. - Академия наук СССР. Научно-популярная серия. - Москва: Издательство «Наука», 1970.

99. Шацкий Е. Русская православная церковь и сожжения // Библиотека о. Я. Кротова

100. Шацкий Е. Террор русской православной церкви.

101. Шацкий Е. Церковь, наука и просвещение в России XIX в. // Библиотека о. Я. Кротова

102. Уайт, Э. Д. A History of the Warfare of Science with Theology in Christendom. 2 vols. (1896) (англ.) (на русском языке: Уайт, Э. Д. Борьба религии с наукой / Пер. Д. Л. Вейса. М.-Л.: 1932)

103. John William Draper. The origin of Cristianity. Its transformation on attaining imperial power. Its reletions to science / History of the Conflict Between Religion and Science. - New York: D. Appleton, 1874.(англ.) («История борьбы между религией и наукой»)

И другие открытые источники в Интернете.

 

 

Составители доклада:

Владислав Почепинский, Олег Трошкин

 

     

 

 

 

 
 
 

 

 

 
   
 

The release is prepared by ARTGLOBALS.COM, Sunvas and AS

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 439. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия