Студопедия — Вопрос № 2. Чувство собственного достоинства. Самоценность.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вопрос № 2. Чувство собственного достоинства. Самоценность.






@ Оптимальное общение означает уважение чувства собственного достоинства. Мы можем определить, чего мы стоим, только сравни­вая себя с другими людьми. Самооценка формируется в процессе общения, когда мы получаем оценку от окружающих нас людей.

& Формирование самооценки проиллюстрируем примером из притчи.

Шел как-то Лев в степи и повстречал дикого зайца. Распря­мил Лев спину, вскинул голову и предстал перед зайцем во всем своем грозном великолепии. «Кто Царь зверей?» — взревел Лев. Зайчишка так и оцепенел от страха. «Вы, Ваше Величество, кто же еще!» — пропищал он. Лев благодушно улыбнулся робкому зайцу. «Ты свободен, ступай», — сказал он, сопровождая свои слова милостивым жестом лапы.

Потом Лев повстречал газель, и весь этот спектакль по­вторился от начала до конца. Снова Лев своим рыком оглушил и

напугал бедняжку и снова услышал то, чего ждал. «Ты свободна, ступай!» — милостиво отпустил он и газель.

Так повторялось еще несколько раз: с оленем, зеброй и жи-^рафом. Все эти животные были меньше или слабее Льва, при­знавали это и соответственно вели себя.

А Лев уже вошел во вкус. Наконец встретил он носорога, с которым обычно избегал встреч, но сегодня... Сегодня дело пред­ставлялось Льву следующим образом.

И снова Лев вскинул голову и взревел: «Кто Царь зверей?!» Обычно носорог не обращал на Льва особого внимания, сейчас он оробел от грозного вида и рыка Льва. «Вы, конечно, господин Лев», — ответил носорог.

А потом Лев встретил еще и слона. С точки зрения Льва, он превосходил слона размерами и силой. А потому и на сей раз он грозно взревел, повторяя все тот же вопрос. Однако слон иначе оценил соотношение сил. Соответствующей была и реакция ве­ликана. Не говоря ни слова, он приподнял ногу и без видимых уси­лий вогнал Льва по горло в песок, после чего, даже не оглянув­шись, продолжил свой путь.

А что же Лев? Отчаянно пытая сь выкарабкаться из песка, он крикнул вслед не спеша уходившему слону: «И спросить уже нельзя?!»

Итак, что же мы видим на примере этой притчи?

1. В сознании каждого из нас формируется определенное представление о самих себе. Это представление мы получаем, сравнивая себя с другими людьми. Осознанно или неосознанно, но мы постоянно находимся во власти вопросов: кто крупнее (сильнее, умнее, лучше, образованнее) и кто мельче — я или он (она)? Или мы одинаковые?

2. В своих действиях мы исходим из этого представления о самих себе. Если мы считаем, что наш собеседник намного пре­восходит нас, то будем вести себя не так, как с тем партнером, которого считаем равным. При этом основанием для наших дей­ствий служит наша оценка, а не реальное положение дела. Ведь для нас собственная оценка той или иной ситуации и есть наша реальность. Пока Лев считал себя самым большим и сильным, он и вел себя соответствующим образом. Но когда ему дали понять, какой он маленький (по сравнению со слоном), Лев тотчас изме­нил свое поведение. Или взять носорога. Он спасовал перед Львом не потому, что был действительно слабее, а потому, что сам себя счел слабее, то есть его представление о самом себе бы­ло неправильным, а самооценка оказалась заниженной.

3. Наше представление о самих себе,наша самооценка могут не соответствовать действительности (схема 23).

В сопоставлении Льва с зайцем и газелью представления дейст­вующих лиц о самих себе соответствовали действительности.

А вот самооценка других действующих лиц с действительно­стью не совпадала. Если реакция со стороны окружающих пока­зывает, что у них другое представление о нас, не совпадающее с нашим собственным, от этого страдает наше чувство собственно­го достоинства.

4. Слишком значительное несоответствие между нашим представлением о самих себе и действительностью вредит наше­ му общению с другими людьми.

Представьте молодого человека в грязных брюках и вызы­вающе лохматого, который считает себя неотразимым. В соот­ветствии со своим представлением о самом себе он ожидает, что девушкам понравится именно в таком виде. Но если девушки да­дут ему понять, что находят его внешность непривлекательной и даже отталкивающей, нормальное общение молодого человека с ними станет невозможным. То же самое относится и ко Льву, ра­зумеется, в конце рассказанной нами истории...

5. Когда не получается нормального общения с другими людьми, оказывается ущемленным наше чувство собственного достоинства.

Ü Чувство собственного достоинства — это центр альная еди­ница нашего бытия, с которой мы соотносим все, что происходит в нашей жизни.

& В. Сатир определяет чувство как понятие «самоценность»: «Человек, чья самоценность высока, создает вокруг себя атмо­сферу честности, ответственности, сострадания и любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует. Он доверяет самому себе, он способен в трудную минуту просить помощи у других, однако он уверен, что всегда способен принимать самостоятель­ные решения и поступки. Только ощущая свою собственную вы­сокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Человек с высокой самоценно­стью внушает доверие и надежду. Он не пользуется правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время он не идет на поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор. И в этом ему помогает интеллект»

Люди, у которых постоянно низкая самоценность, все время ждут насмешки и обмана, оскорбления со стороны окружающих. В конечном итоге они становятся жертвами. Таким людям свой­ствен постоянный страх — неизменный спутник недоверия и одиночества. Страх — это всегда предвидение чего-то неприят­ного в будущем. Как только человек выражает готовность понять, чего он боится в настоящем, его страх исчезает.

Ü Таким образом, самоценность — это отношение и чувство к себе, представление человека о себе. Она проявляется в поведе­нии каждого из нас независимо от нашего желания. Если я люб­лю себя, доверяю себе — я открыт для нового опыта.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 886. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.023 сек.) русская версия | украинская версия