Студопедия — ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ







 

 


Аккомодация

Акустика звуков речи

Артикуляция

Ассимиляция

Гаплология

Гиперфонема

Диссимиляция

Дифтонг

Дифференциальные признаки

фонемы Диэреза

Дополнительная артикуляция

Звуки гласные

Звуки согласные

Звуки речи

Звуковой символизм

Интонация

Клитика

Комбинаторные изменения

звуков Логическое ударение

Метатеза

Нейтрализация фонем Орфоэпия

Позиционные изменения звуков Протеза

Разновидности фонемы

Редукция

Сингармонизм

Слог

Такт

Типы ударения

Транскрипция

Ударение

Фонема

Фонемный ряд

Фонетика

Фонетическое слово

Фонология

Фраза

Эпентеза

Явление конца слова


 

 


2*
 

АККОМОДАЦИЯ (от лат. akkomodatio — приспособление) — приспособление друг к другу смежных звуков разного качества: гласного — к согласному, согласного — к гласному. В разных языках аккомодация проявляется специфически. В рус. языке, например, чаще гласные аккомодируют согласным: в мать [ ма'т'], мят [м''ат] гласный [а] приспосабливается к мягким согласным: в первом слове [а'] становится более передним и высоким в конечной фазе звучания (регрессивная аккомодация), во втором [ 'а ] — более передним и высоким в начальной фазе звучания (прогрессивная аккомодация). В рус. крыло, укр. крыло [крыло] [л] приобретает несвойственную ему дополнительную лабиализацию под влиянием постпозитивного губного [о]— регрессивная аккомодация. В рус. гульба [гу'л'ба] — две аккомодации: [г] под влиянием губного [у] приобрел дополнительную губную артикуляцию; [у],аккомодируя последующему [л'], стал более передним в конечной фазе звучания (регрессивная аккомодация).


Различают аккомодацию прогрессивную (предшествую­щий звук влияет на последующий) и регрессивную (последующий звук влияет на предыдущий, или иначе: предыдущий звук аккомодирует последующему). Примеры см. выше.

См.:Комбинаторные изменения звуков. Ср.: Ассимиляция. Диссимиляция.

j / /

АКУСТИКА ЗВУКОВ РЕЧИ — совокупность акустических

категорий, характеризующих звучащую речь. При исследовании звуковой стороны языка — сегментных (см.) и суперсег­ментных (см.) единиц — пользуются следующими понятиями акустики: высота, сила, тембр, долгота и др.

Высота звука — это частота колебания упругой среды в единицу времени. Одно колебание в секунду называется герц. Чем больше колебаний в единицу времени, тем выше звук и наоборот. Человеческое ухо способно воспринимать звуки в диапазоне от 16 до 20000 герц. Понятие высоты звука необходимо в лингвистике при изучении интонационной системы, а также некоторых типов ударения (см.), например, музыкального, или тонового.

Сила звука зависит от величины амплитуды колебания упругой среды: чем больше амплитуда, то есть расстояние от точки подъема до точки падения звуковой волны, тем сильнее звук и наоборот. Понятие силы звука необходимо при изучении ударе­ния (см.): известно, что ударный гласный в языках с динамическим или комбинированным ударением — самый сильный, а безударные гласные, в зависимости от их положения относительно ударного слога (предударный или заударный), являются менее сильными.

Тембр — специфическая окраска звука, обусловленная наложением на основной тон или шум дополнительных тонов (обертонов). Гласные и согласные (сонорные и шумные звонкие) различаются тембром.

Долгота (длительность) — это продолжительность звука во времени. Понятием долготы звука оперируют при изучении долготного и комбинированного ударения. В рус. языке, например, ударный гласный является самым долгим.

У

АРТИКУЛЯЦИЯ (от лат. artikulatio < artikulo — произношу членораздельно) — совокупная работа органов речи, необходимая для производства звука речи. Артикуляция любого звука, как гласного, так и согласного, в изолированном произнесении состоит

из трех фаз: 1)приступ, или экскурсия(от лат.excursio — поездка) — подготовка органов речи к производству звука; 2) в ы - д е р ж к а — работа органов речи в момент производства звука; 3) о т с т у п, или рекурсия(от лат. recursio — возвращение) — возвращение органов речи в исходное (спокойное) положение.

В речевом потоке звуки речи взаимодействуют (аккомодируют, см. аккомодация), вследствие чего 1-ая и 3-я фазы артикуляции могут проявляться нечетко, как бы в „стертом" виде.

/

АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. assimilatio — уподобление) — уподобление звуков одного типа (гласного — гласному, согласно­го — согласному), происходящее в результате их влияния друг на друга (т. н. комбинаторные изменения звуков, см.).

Различают ассимиляцию:

1) по к а ч е с т в у, то есть по артикуляционно-акустическим признакам: по мягкости /твердости, по звонкости/ глухости, по месту образования и др.;

2) по степени изменения звука: полная и частичная;

3) по расстоянию влияния взаимодействующих звуков: кон­тактная и дистантная (или дистактная);

4) по направлению влияния взаимодействующих звуков: про­грессивная и регрессивная.

Например, в рус. слове отдать / Лща'т'/ — ассимиляция полная (по звонкости), контактная, регрессивная. Нем. Zimmer < нем. Zimber — ассимиляция полная (по способу образования и акустической характеристике), контактная, прогрессивная. В узб. битта < бир+та 'одна штука' ассимиляция полная (по месту, способу образования и акустической характеристике), контактная, регрессивная. Узб. бугун < бу+кун 'сегодня' ассимиляция частичная (по звонкости), дистантная, прогрессивная. Рус. прост, государ­ство — ассимиляция гласных полная (по ряду, подъему и участию губ), дистантная, регрессивная. Укр. майбутьнш [маибу'т^н'ш] < мает бути —ассимиляция по мягкости, контактная, регрессивная.

Разновидностью ассимиляции (в урало-алтайских, финно- угорских и др. языках) является сингармонизм (см.).

ГАПЛОЛОГИЯ (от греч. harplos — простой и logos — слово, учение) — выпадение одного или нескольких соседних одинаковых или сходно звучащих слогов (см.) как один из видов комби­наторных изменений звуков (см.): рус. знаменосец < знаменоносец, трагикомедия < трагикокомедия.

Гаплология чаще всего возникает на диссимилятивной основе.

ГИПЕРФОНЁМА (от греч. hyper — над, сверх+фонема) — ряд чередующихся звуков, общих для нескольких фонем (см.), при отсутствии сильной разновидности данных фонем в фонемном ряду (см.). Иначе: гиперфонема — общая часть двух или более нейтрализованных фонем при невозможности поставить их в сильную позицию. Например, в рус. слове капуста [кЛпустъ] гласный [Л] может быть экспонентом двух фонем — <а> и <о>, а согласный [с] — представителем фонем <з> и <с>, так как нет возможности проверить — поставить их в сильную позицию. В этом случае выступают две гиперфонемы — < о/а > и < з/с >: <к о/а пу з/ста>.

См.: Нейтрализация фонем. Транскрипция.

/

ДИССИМИЛЯЦИЯ (от лат. dissimilatio —расподобление) — расподобление звуков одного типа, происходящее в результате их влияния друг на друга.

Различают диссимиляцию по качеству, по направлению влияния взаимодействующих звуков и по расстоянию между ними. Диссимиляция свойственна обычно живой, ненор\щрован- ной речи, реже она встречается в кодифицированной речи. В рус. прост, бонда (вм. бомба) [бонбъ], прост, транвай (вм. трамвай) [трЛнваи] — диссимиляция по месту образования, контактная, регрессивная. В рус. прост, и диал. колидор (вм. коридор) [къл'идор] — диссимиляция по месту и способу образования звуков, дистантная, регрессивная.

См.: Ассимиляция. Комбинаторные изменения звуков.

/

ДИФТОНГ (от греч. diphthongos— двугласный) — сложный по а р т и к у л я ц и и (см.) гласный звук, состоящий из двух элементов.

Различают дифтонги истинные (оба элемента являются слогообразующими) и ложные (один элемент гласного является вершимой слога, другой ему сопутствует). Например, в нем. drei [aij 'три', deutsch [oi] — 'немецкий', die Frau [ au]—'женщина', в англ. cake | keik| — 'торт', англ. boy [bai]— 'мальчик' — нисходящие ложные дифтонги.

От дифтонгов следует отличать дифтонгоиды — гласные, имеющие в своем составе призвуки, близкие к основному тону в артикуляционно-акустическом отношении. Например, в абсолютном начале слова рус. звук [о] имеет призвук [у]: осень

\ Ус' с'ьн'], очень [Уо'ч'ьн'|. Дифтонги могут образоваться в Ц результате а к к о м од а ц и и (см.). Так. рус. [э] рядом с мягкими согласными приобретает и-образный элемент: сел [с'эил], сели [с'эил'и].

Гласный звук, состоящий из одного тонового элемента, называется монофтонгом (от греч. monos — один+ phthon- gos — звук).

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ (различительные) ПРИЗНАКИ ФОНЕМ (ДП или РП) - те физические (артикуляционно- акустические) признаки, которые используются говорящими для различения морфем (см.), слов и словоформ (см.).

Американские ученые Р. Якобсон, Г. Фант, М. Халле считают, что в различных языках мира используются 12 пар РП: мягкость - твердость, переднеязычность - заднеязычность, долгота - краткость, участие губ - участие языка, участие носового резонатора (назальность) - участие ротового резонатора (оральность) и др. Например, рус.уголь—угол различаются только мягкостью-твердостью фонем — <л'> и <л>. Нем. derStadt— 'город' и die Staat — 'государство' различаются только краткостью - долготой фонемы <а>. Туркмен, am — 'имя' и am — 'конь' также отличаются долготой -краткостью фонемы <а>. Крымскотат. ба­ба — 'отец' и бала — 'ребенок' различаются согласными фонемами <б> и <л>, которые имеют ДП — соответственно: губной — язычный, шумный — сонорный, взрывной — боковой.

Каждый из языков мира имеет свой набор РП фонем. Например, в рус. языке: смычность - фрикативность, глухость - звонкость, шумность - сонорность, мягкость - твердость и др. Долгота и

краткость звуков для рус. языка фонологически не значимы. у

ДИЭРЕЗА (или выкидка) — выкидка звука, происходящая под влиянием соседних звуков — на ассимилятивной или диссимилятив­ной основе. Например, в рус. сочетаниях согласных -лнц-, -стл-, -рдц-, имеющих сходство в артикуляции (все они переднеязычные зубные), устраняется один из звуков: солнце [сонцъ], счаспыивый [ш'иэсл'ивыи], сердце [с'эрцъ].

В тюркских языках часто подвергаются выкидке, вследствие сильной количественной. редукции (см.), гласные в слабых позициях. Например, в крымскотатарских женских личных именах могут выкидываться предударные гласные: Эмне < Эмине (ср. муж. Эмин), Адле < Адиле (ср. муж. Адиль), Фатма < Фатима,

Анфе < Анифе и др. Такая выкидка гласных — по соседству с сонантом — называется абсорбцией.

Выкидка звуков, гласных и согласных, может происходить и при заимствовании: узб. анкет < рус. анкета, узб. газет < рус. газета; эст. raamat < рус. грамота, эст. rist < рус. крест; фин. 'Герро < рус. Степан; кит. lebd < рус. хлео\ лезг. крандаш < рус. карандаш и др.

Особым случаем диэрезы является гаплология (см.).

См.: Ассимиляция. Диссимиляция. Комбинаторные изменения звуков.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ — не свойственная к.-л. согласному звуку в его изолированном произнесении работа органов речи, накладывающаяся на его основную артикуля­цию (см.). Она возникает чаще всего под воздействием соседних звуков. Различают следующие виды дополнительной артикуляции: палатализацию, лабиализацию, назализацию, веляризацию.

Палатализация (от лат.palatum — нёбо) — подъем средней части спинки языка к твердому нёбу, приводящий к смягчению твердых согласных перед гласными переднего ряда или перед [j]. Обнаруживается в тех языках, в которых имеется корреляция согласных по мягкости-твердости. Ср. рус.: окно [Акно] — окне [А кн'э]; этот [этът] —эти [эт'и].

Лабиализация (от ср.-лат. labialis — губной) — дополнительная артикуляция негубных согласных, состоящая в округлении и вытягивании вперед губ. Возникает под воздействием последующих огубленных монофтонгов [о], [о], [и], [и] или дифтонгов [ои], [а/], [ид]. Лабиализация маркируется маленьким кружком над согласным. Например, рус. суд [сут], дом [дом]; крымскотат. тоз [тоз] — 'пыль', сют [сут] — 'молоко'; тур. fdl [£ol] — 'пустыня', diiz [diiz] - 'ровный'; укр. жовтень [жовтэн'] — 'октябрь', гOMiH [уом'ш] —'говор'.

Назализация (от лат. nasus — нос) — дополнительная артикуляция неносовых согласных, состоящая в опускании небной занавески и выходе воздушной струи через нос и рот одновременно, что придает звукам специфическую носовую окраску. Назализуются обычно звонкие согласные и неносовые сонорные рядом с носовыми звуками. Назализация маркируется маленькой тильдой ~, которая в транскрипции ставится над данным звуком: рус. самбо [самбъ].

Веляризация (от лат. velum — завеса) — дополнительная артикуляция, состоящая в подъеме задней части спинки языка и ее сближении с мягким небом. Ср. рус.лак и лук. (Во втором слове [л] веляризованное).

/ t

ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ (или вокализм, от лат. vocalis — гласный звук) — совокупность звуков, образуемых при участии голоса (голосовые связки дрожат) и отсутствии к.-л. преград в надгортанных полостях. Для образования гласных характерна разлитая напряженность во всем речевом аппарате. Различают монофтонги, дифтонги (см.) и др.

Количество гласных в языках мира колеблется от одного (т. н. моновокалические языки, например, аранта — один из австралийских языков, абазинский — один из абхазских языков) до нескольких десятков. В рус. языке, например, 5 (6) гласных ф о - н е м, которые могут быть представлены в речи 20 звуками. В крымскотатарском языке 8 гласных фонем, в украинском — 6.

Гласные звуки в языках мира характеризуются по следующим признакам: 1) по ряду — по месту образования, 2) по подъему — по характеру артикуляции (см.) активного органа (иначе — по способу образования), 3) по участию — неучастию губ, 4) по участию ротового или носового резонаторов. Например, рус. гласный [у]— звук заднего ряда, верхнего подъема, губной (лабиальный) и ротовой (оральный). Рус. [и], украинский [г], крымскотат. [ы] — звуки переднего ряда, верхнего подъема, негубные, ротовые.

В речевом потоке акустико-физиологические признаки гласных могут изменяться под воздействием соседних звуков (см. сингар­монизм, аккомодация) или их позиции в слове (см. р е д у к- ц и я).

См.: Звуки речи. Звуки согласные. Комбинаторные изменения звуков. Позиционные изменения звуков.

/ /

ЗВУКИ СОГЛАСНЫЕ (или консонантизм, от лат.consonantis — согласный звук) — совокупность звуков, при образовании которых обязательно наличие преграды в различных местах речевого аппарата. Количество согласных звуков (фонем, см.) в языках мира обычно больше, чем гласных. Например, в рус. языке 34 (37) согласных фонем, в украинском — 32, в турецком — 22, в убыхском (абхазо-адыгская семья языков) — 80.

Согласные звуки в языках мира характеризуются по следующим признакам: 1) по месту образования — по активному органу речи в его отношении к пассивному; 2) по способу образования — по характеру работы активного органа; 3) по соотношению голоса и шума (акустическая характеристика); 4) по дополнительной «артикуляции (см.). Например, рус. и укр. |ш], тур. и крымскотат. [/и] являются переднеязычными зубными, смычными взрывными, глухими и твердыми; англ. <j > - [d3] — передне­язычный небный, аффриката, звонкий, мягкий (jar [d3a:] — банка).

В речевом потоке согласные звуки могут изменяться. Различают комбинаторные изменения (см.) и позиционные изменения (см.).

См.: Звуки речи. Звуки гласные.

/ /

ЗВУКИ РЕЧИ — минимальные единицы речевой цепи, выделяемые в целях научного познания звучащей речи. Естественным образом звучащая речь членится не на звуки, а на слоги (см.). Членение речевого потока на звуки осуществляется по характерным для них артикуляционно-акустическим признакам. Так, рус. слово счастье [ш'ас'т'иь] состоит из 6 звуков: [пР], [а], [с'], [т'], [и], [ь].

Звуки речи делятся на два разряда: гласные (см.) и со­гласные (см.). При произнесении гласных воздушная струя свободно проходит через ротовую и носовую полости, при произнесении согласных она встречает препятствия в разных местах речевого аппарата. Гласные состоят из голоса (тона), согласные образуются с помощью шума, к которому могут добавляться и тоны.

Звуки речи изучаются в трех аспектах: 1) физическом, или акустическом (см. акустика звуков речи),2)биологическом (строение речевого аппарата), 3) собственно лингвистическом, или функциональном, или фонологическом. Для лингвистики самым значимым аспектом является третий — фонологический: как звуки речи (в качестве экспонентов фонем) различают звуковые оболочки слов, словоформ, морфем (см.); из каких элементов состоят фонемы (см.: дифференциальные признаки фонем); как изменяются фонемы в разных позициях и др. Круг этих вопросов образует предмет науки фонологии (см.).


ЗВУКОВОЙ СИМВОЛИЗМ — приписывание отдельным звукам способности передавать к.-л. представление, идею, понятие. Проведенные в разноязычных аудиториях лингво-психологические эксперименты показали, что информанты устойчиво связывают с узкими гласными идею маленького или тонкого и длинного, с широкими гласными — идею большого. Этот феномен можно интерпретировать как языковую универсалию, обусловленную артикуляционными особенностями звуков. Со звуками [ / ] и [/'] в европейских языках связывают представления о любви, нежности, ласке. Ср. ряд: рус. любовь, лада, лапочка; нем. lieben, Liebling; англ. love, like, darling и др.

/

ИНТОНАЦИЯ (от ср.-лат. intonatio < intono — громко произно­шу) — система особых фонетических средств, характеризующих звучащую речь: мелодика, темп, пауза, интенсивность и др. М е л о- д и к а как основной компонент интонации — это повышение и понижение голоса в пределах такта и фразы. Темп связан со скоростью протекания речи в единицу времени, а также с различными комбинациями ускорения и замедления речи во времени. Пауза — краткий перерыв в речи, отделяющий один такт от другого или одну фразу от другой. Интенсивность — большая или меньшая напряженность органов речи в процессе речепроизводства, находящая выражение в слабости, вялости, тихости или энергичности, громкости речи.

В интонационном отношении фраза структурирована следующим образом: центр — фразовое ударение, предцентровая и постцентровая части, которые характеризуются особым направлением тона и соотношением уровней тона в каждой из частей. Комплекс данных звуковых средств образует интонационную конструк­цию — ИК. В каждом языке имеется свой специфический набор ИК. В современном русском языке, например, 7 ИК.

Интонация во всей совокупности компонентов или каждый ее компонент в отдельности могут выполнять следующие функции: различать коммуникативные типы высказывания (повествование, вопрос, восклицание и др.), разделять фразу на такты (см.), уточнять смысл фразы, выражать эмоции и др. /

КЛИТИКА (от греч. klino — наклоняю) — безударное слово в составе фонетического слова (см.), состоящего из нескольких грамматических слов. Клитиками чаще бывают служебные слова — союзы, предлоги, послеслоги, артикли и др. Различают проклитики и энклитики.

П р о к л и т и к а (от греч. proklino — наклоняю вперед) — безударное слово, стоящее перед ударным в составе фонетического слова: рус. на земле [нъ-з'иэмл'э], не хочу [н'ь-хАч''у], возле дома [ въз'л'и -домъ]; укр. до мети, eid грипу, до слхз и др.

Энклитика (от греч. enklino — склоняюсь) — безударное слово в составе фонетического слова, примыкающее к ударному сзади: без вести [б'эз-в'ьс'т'и], по небу [пб-н'ьбу]; тур. и крымскотат. эв устюнде— над домом, бет кере — пять раз и др.

КОМБИНАТОРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗВУКОВ — изменения звуков, гласных и согласных, в речевом потоке, обусловленные их взаимным влиянием друг на друга. Различают следующие виды комбинаторных изменений: ассимиляция (см.), сингармо­низм (см.), диссимиляция (см.), эпентеза (см.), акко­модация (см.), д и э р е з а (см.), метатеза (см.), гаплоло­гия (см.).

ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ — выделение во фразе (см.) слова, наиболее важного в смысловом отношении. Оно может падать на любое слово такта (см.) и обнаруживает себя в явном или скрытом противопоставлении. Например, рус.: Не недели, не месяцы — годы расставались... (А. Ахматова).

Разновидностью логического ударения является эмфати­ческое (от греч. emphasis — подчеркнутость, выразитель­ность) — выделение слова, несущего на себе наибольшую эмоциональную и смысловую нагрузку. Эмоции (радость, гнев, страх и др.) могут выражаться в пределах слова различными фонетическими средствами: удлинением ударного гласного или согласного, посложным (по слогам) произнесением слова и др. Например, рус.: У них такой сла-а-а-вный ребенок! Про-ти-вный человек! Я его не-на-ви-жу!

/

МЕТАТЕЗА (от греч. metathesis — перестановка) — один из видов комбинаторных изменений звуков (см.), сущность которого состоит в перестановке звуков (реже — слогов) в пределах слова. Встречается преимущественно при заимствовании слов, в ненормированной и детской речи: рус. мрамор < лат. тагтог, рус. футляр < нем. Futteral, рус. тарелка < нем. Teller, рус. прост. Таждикистан (ср. лит. Таджикистан), рус. прост, и диал. ведмедь (ср. лит. медведь); рус. дет. чамалка < мочалка, масалет < самолет, макейка < скамейка (с одновременным отпадением начального согласного) и др.

См.: Протеза. Эпентеза.

НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ФОНЕМ (от лат. neutralis — не принадлежащий ни тому, ни другому) — совпадение двух и более фонем (см.) в сигнификативно слабой позиции. Так, рус. фонемы <о> и <а> нейтрализуются в безударных слогах: в первом предударном слоге после твердых согласных они представлены одним и тем же звуком [А]. Ср.: сом [сом], сам [сам], но — сома [сАма], сама [сАма]. Пример: Я сама поймала сома. [jа сАма пАималъ сАма].

У /

ОРФОЭПИЯ (от греч. orthos — правильный + epos — речь) — 1) совокупность норм литературного произношения; 2) раздел языкознания, изучающий произносительные нормы.

Произносительные нормы языка обусловлены спецификой его фонетической (фонематической) системы, поэтому орфоэпию интересуют следующие вопросы: количество и качество фонем и их разновидностей (аллофонов); фонетические законы, определяющие изменения звуков в потоке речи; суперсегмен­тные звуковые единицы — дистрибутивные типы слогов, характерные для данного языка, специфические интонацион­ные конструкции, характер ударения (см.) и др.

См.: Интонация. Фонетика. Фонология. Разновидности фонемы.

ПОЗИЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗВУКОВ — изменения звуков, как гласных, так и согласных, в речевом потоке, обусловленные их позицией в слове (под ударением, в безударных слогах, в абсолютном начале слова, в конце слова и др.). Различают два типа позиционных изменений звуков: редукция (см.) и явле­ние конца слова (см.).

См.: Комбинаторные изменения звуков.

/

ПРОТЕЗА (от греч. prothesis — постановка впереди) — приставление звука, гласного или согласного, к абсолютному началу слова. Протетические звуки, как и эпентетические, чаще всего встречаются в ненормированной речи или при фонетической адаптации заимствований: рус. диал. ето [ртъ] (ср. шч.это [этъ]), рус. диал. агромадный [АгрАмадныи] (ср.лит. громадный [грАмадныи]), рус. диал. ишла [ишла] (ср.лит. шла [шла]); узб. прост. ызначок < рус. значок, узб. прост, ышкола < рус. школа; тур. Izmir < греч. Смирна. Иногда протеза отражается в орфографии: рус. восемь < осмъ, рус. гусеница <усеница, рус. вотчина < отчина.

См.: Диэреза. Метатеза. Эпентеза.

РАЗНОВИДНОСТИ ФОНЕМЫ (или аллофоны, от греч. alios — другой + phone — звук) — функционально тождественный ряд звуков, представляющих одну и ту же фонему (см.) в разных ее реализациях.

Аллофоны могут быть разных типов в зависимости от характера позиции — сильной или слабой. В абсолютно сильной позиции выступает основной вид фонемы, например, звук [ а ] в рус. cclh [сам]. В сигнификативно слабой позиции, то есть в позиции нейтрализации фонем (см.), выступают вари­анты фонемы, например, звук [А] в рус. сама [сАма] и сома [сАма]. В перцептивно слабой позиции выступают в а р и а ц и и, то есть такие разновидности фонемы, которые всегда являются экспонентами одной и той же фонемы; например, [а], ['а], ['а'] в рус. мать [ма'т'], мят [м''ат], мять [м''а'т']. Фонема <о> в рус. языке, например, может быть представлена основным видом [о], вариантами — [л], [иэ], [ъ], [ь] и вариациями — [о], [о'], ['о']. Нем. <d> имеет основной вид [d] (danken), вариант [ t ](tod [tot]) и вариацию [ d ] (deutsch). Тур. <b> выступает в основном виде [Ь] (kitabim) и варианте [р] (kitap).

См. работы Р. О. Якобсона, Н. С. Трубецкого, JI. В. Щербы и др.

/

РЕДУКЦИЯ (от лат. reductio — отодвигание назад, уменьше­ние) — изменение качества и количества (долготы) звуков в слабых позициях. Редукции подвергаются преимущественно гласные звуки в безударных слогах. Различают редукцию количествен­ную — уменьшение длительности звука и качественную — изменение акустико-физиологических качеств звука. В рус. языке гласные звуки [и], [ы], [у] редуцируются только количественно ([с'ид'ит'], [сыры], [с'"уда]), остальные гласные — качественно, точнее — качественно-количественно: дома [дАма], село [с'иэло], садовод [съдАвот]. В тюркских языках гласные редуцируются преимущественно количественно: узб. болалар [болалар], крымскотат. эвлерде [эвлерде].

Специфика редукции в разных языках связана с типом у д а - рения (см.): редукция имеет место в языках с сильно­централизованным и подвижным ударением, например, в русском, английском. Однако и в этом^случае редукционная схема может не совпадать: в рус. — 2-1-0-2-2, в англ. — 1-2-0-2-1 (0 — ударный гласный, 1 — слабая редукция, 2 — сильная редукция).

/

СИНГАРМОНИЗМ (от греч. syn — вместе + harmonia — созвучие) — разновидность ассимиляции (см.) гласных, сущность которой состоит в уподоблении гласных аффиксов (см.) гласному корня (см.). Уподобление может происходить но ряду, по подъему, по участию или неучастию губ. Сингармонизм присущ преимущественно языкам агглютинативного^ типа: тюркским, финно-угорским и др. Например, в тур. odd+Taг+da — в комнатах, ev+T^r'+de — в домах, okif+mak — читать, sev+mek — любить, seker+fi— сахарный, siit+tii — молочный — уподобление гласных по ряду, прогрессивное, дистантное; крымскотат. пенджерё+лЪр+\{ — их окна, азбар+^Ьр+ь1 — их дворы — уподобление гласных в аффиксах гласным в корнях по ряду, прогрессивное, дистантное.

См.: Звуки гласные. Языки агглютинативные.

СЛОГ — минимальная звуковая единица естественного, спонтанного членения звучащей речи. Слогообразующими в языках мира выступают гласные звуки, в некоторых языках (например, в чешском) — сонорные согласные. Слог может состоять из одного или нескольких звуков, сочетающихся друг с другом по законам фонетической дистрибуции данного языка и реализуемых как целостный артикуляционный комплекс.

Слоги могут быть классифицированы на разных основаниях: 1) по качеству начального звука слога (прикрытые и непри­крыт ы е) и конечного звука слога (открытые и закры- т ы е), 2) по модели дистрибуции звуков (v, cv, cvc, vcc, ccv, cvcc, cccv и др.), 3) по длине слога (количеству звуков в составе слога) и др. Например, рус. слово костюм [кЛс'т'"ум] членится на два слога, первый из которых [кЛ] является по началу прикрытым, по концу — открытым, имеет дистрибутивную модель cv, состоит из двух звуков; второй слог [с'т''ум] — прикрытый, закрытый, состоит из четырех звуков — ccvc. Укр.барва 'краска' состоит из двух слогов — [ба-рвъ], каждый из которых — прикрытый и открытый. В крымскотат. керек 'надо' — два слога — [к'э-р'эк], первый — прикрытый, открытый, второй — прикрытый, закрытый.

См.: Звуки гласные. Звуки речи. Звуки согласные.

ТАКТ (от лат. tactus — прикосновение, ощущение) — основная единица ритмико-интонационного членения речи, не законченная в смысловом отношении, которая произносится одним непре­рывным произносительным потоком и выделяется паузами. Например, рус. фраза (см.) Как ныне сбирается вещий Олег / отмстить неразумным хазарам / состоит из двух тактов. Нем. фраза Ich weifi nicht / was soli es bedeuten / das ich so traurig bin членится на три такта.

Такт объединяется тактовым ударением (см.), которое обычно падает на последнее фонетическое слово (см.).

/

ТРАНСКРИПЦИЯ (от лат. transcriptio — переписывание) — система знаков (букв и диакритик), предназначенных для записи звучащей речи в целях ее научно-лингвистического изучения. Различают транскрипцию фонетическую, фонематическую и др.

Фонетическая транскрипция — система знаков, предназначенных для адекватной передачи на письме звучащей речи. Основной принцип фонетической транскрипции — однозначное соответствие между знаком и звуком: каждый отдельный звук должен передаваться на письме отдельной буквой, каждый знак должен иметь только одно звуковое значение.

В лингвистике, теоретической и прикладной, пользуются двумя вариантами фонетической транскрипции: международным фонетическим алфавитом (МФА), основанным на латинице, и русским фонетическим алфавитом (РФА), базирующимся на кириллице. МФА используется при обучении иностранным языкам с традиционной орфографией: англ. favour [feivd] — благосклонность, father [fa&})— отец, work [wa:k] — тру^ Образец РФА: Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет [ в'З т'ьр пб-мър''у г'ул*"аьт и-кАрабл'ик пъдгАн''аьт].

Фонематическая транскрипция передает не звуковой, а фонемный состав речи, при этом фиксируются на письме сильные разновидности фонем (см.), а при отсутствии таковых — гиперфонемы (см.). Ср. фонетическую и фонематическую транксрипции одних и тех же слов, записанных с помощью РФА: домашний — [дАмашн'ии] и <домашни]>; вдруг — [вдрук] и <в/фдруг/к>; капуста — [кАпустъ] и <ка/0пу[1]/ста>; лететь — [л'иЭт'эт'] и <л'отэт'>.

См.: Языкознание — прикладное и теоретическое.


УДАРЕНИЕ (акцент) — выделение с помощью различных фонетических средств (силы, долготы, движения тона и др.) одного из слогов (см.) в составе слова или одного слова в составе такта (см.) или фразы (см.).

Выделение речевой единицы (слога, слова) в разных языках достигается разными средствами, которые определяют тип уда­рения: 1) интенсивностью мускульного напряжения (т. н. си­ловое, или динамическое, или экспираторное ударение), 2) долготой гласного звука (т. н. количественное или квантитативное ударение), 3) движением голосового тона в пределах ударного слога (т. н. музыкальное или то­новое ударение). Эти средства могут действовать самостоятельно или в различных комбинациях друг с другом. Чисто тоновое ударение имеется в корейском, китайском, японском языках. Динамическое ударение — в чешском (ударный слог — всегда первый и самый сильный) и во французском (ударным является последний слог). В русском языке ударение комплексное: ударный гласный — самый сильный, самый долгий, и в нем может происходить движение тона — повышение, понижение и др.

Различают ударение словесное, тактовое, фразовое, логи­ческое (см.), эмфатическое; основное и доп о*л нитель- н о е; фиксированное (неподвижное) и подвижное и др. Словес­но е ударение — выделение одного из слогов в составе слова. Различают основное словесное ударение и дополнительное. Так, в русской композите (сложном слове) основное ударение падает на вторую основу, в немецком — на первую. Ср.: рус.мясорубка и нем. der GesselscMftsdirektor. Тактовое ударение — выделение одного из слов такта; оно обычно падает на последнее слово такта. Фразовое ударение — выделение одного слова в составе фразы, передающего новую информацию. В повествовательном предложении оно совпадает с тактовым и падает на последний такт. Например, рус.: Самое дорогое у человека — это жизнью нем.: lch weifi nicht, was soil es bedeuten, das ich so traurig bin.

 

Подвижное ударение — ударение, переходящее с одной части слова на другую в пределах морфологической парадигмы этого слова. Ср. рус. окно — окна, рука — руку — руки. Фикси­рованное ударение — выделение слога, занимающего в слове определенную позицию. Так, в чешском и эстонском языках ударение всегда на первом слоге, во французском — на последнем, в польском — на предпоследнем. В тюркских языках ударение чаще
всего падает на последний слог, но оно подвижное, то есть при образовании словоформ этого слова ударение передвигается на последний слог: узб. ватан (родина) — ватаним (моя родина) — ватанимнинг (моей родины); тур. досик (ребенок) — gocuklar (де­ти) — gocuklarm (детей); крымскотат. ана (мать) — аналар (мате­ри) — аналарымыз (наши матери).

/

ФОНЕМА (от греч. phonema — звук, голос) — наименьшая звуковая единица, способная различать значимые единицы язы­ка — морфемы (см.), слова, словоформы (см.). Ср. звуковые оболочки и значения слов: рус.бор — бар — бур, кот — рот, угол — уголь', крымскотат. ту л (вдова) — тут (держи) — тот (ржавчина); укр. бш — oik — 6io — 6ir, англ. dock [dak] 'док'— dog [dog] 'собака' — doll [dol] 'кукла'.

Фонема представляет собой пучок дифференциальных признаков (см.). Так, рус. фонемы <о> и <а> отличаются по признакам соответственно: заднего ряда — среднего ряда, среднего подъема — нижнего подъема, губной — негубной. В конкретном речевом акте фонема может быть представлена рядом функционально тождественных звуков, которые называются ее разновидностями (см.) или аллофонами.

Фонема выполняет функции: 1) конститутивную — способность представлять форму значимых единиц языка, 2)дистинктивную (т. ж. сигнификативну ю< лат. signum — знак) — способность различать звуковые оболочки и тем самым значения единиц языка, 3) перцептивную (от лат. perceptio — восприятие) — способность восприниматься органами чувств и тем самым отождествлять (или не отождествлять)

единицы языка. /

ФОНЕМНЫЙ РЯД — фонетически обусловленное чередование фонемы (см.) в сильной и слабой позициях в составе одной и той же морфемы (см.). В рус. сад [сат], сады [сады], садовод [съдЛвот], садик [сад'ик] выступают фонемные ряды а// Л //ъ и д//д'//т; в тур. и крымскотат. Шар, китап 'книга', kitabim, китабым 'моя книга' — п//б. Во главе фонемного ряда стоит аллофон, представляющий фонему в сильной позиции.

См.: Гиперфонема.

ФОНЕТИКА (от греч. phonetikos — звуковой, голосовой) — раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка. Звуковая сторона языка состоит из разных единиц, которые принято делить на сегментные и суперсегментные. К сегментным (от лат. segmentum — отрезок) относят звуки речи (см.), к суперсегментным (от лат. super — сверх, над + сегмент­ный) — слог (см.), ударение (см.), интонацию (см.) и др., то есть более крупные единицы, которые как бы накладываются сверху на звукоряд. Суперсегментные единицы называются также просодическими (от греч. prosodia — ударение, припев). К просодическим единицам иногда относят также такт (см.) и фразу (см.).

Звуковая сторона языка, рассматриваемая в функциональном аспекте (для чего используются звуки и другие фонетические единицы? как они обеспечивают выполнение языком его функций? и др.), составляет предмет науки фонологии (см.).

См.: Вариант. Инвариант.

ФОНЕТЙЧЕСКОЕ СЛОВО — совокупность слогов (см.), объединенных одним словесным ударением (см.): рус. вечерний [в'иэч'эрн'ии], до вечера [ дА-в'эч'ьръ]; укр. з1брання — собрание, eid небезпеки — от опасности; крымскотат. акъшама къадар — до вечера.

Фонетическое слово может состоять из одного или нескольких грамматических слов. В последнем случае в составе фонетического слова выделяют к л и т и к и (см.) — прокл-итики (см.) и энклитики (см.).

/

ФОНОЛОГИЯ (от греч. phone — звук + logos — слово, уче­ние) — раздел языкознания, изучающий звуковые единицы в функциональном аспекте. Основные категории фонологии: ф о- н е м а (см.), дифференциальные признаки фонемы (см.), функции фонемы, разновидности фонемы (см.), фонемный ряд (см.), гиперфонема (см.) и др.

См.: Фонетика.

ФРАЗА (от греч. phrasis — выражение, оборот речи) — законченный в интонационно-смысловом отношении отрезок речи, отделяемый от других фраз паузами. Фраза может состоять изодного или нескольких тактов (см.). В составе фразы выделяют ударение (см.) — фразовое, логическое (см.), эмфатическое.

См.: Фонетика.

У

ЭПЕНТЕЗА (от npen.epenthesis — вставка) — вставка одного или нескольких звуков, гласных или согласных, в звуковую оболочку слова, которая происходит чаще всего на диссимилятивной основе, то есть с целью расподобить смежные звуки, имеющие одинаковую или сходную артикуляцию. Эпентетические звуки чаще встречаются в ненормированной речи: рус. диал. ндрав — ср. лит. нрав, диал. радиво [рад'ивъ] — ср. лит. радио, диал. и прост, шпиён [inn'njoH] — ср. лит. шпион. Вставки наблюдаются и при' фонетической адаптации заимствований с







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 1932. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия