Студопедия — Искусство в системе культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Искусство в системе культуры






АБСТРАКЦИОНИЗМ – одно из течений в искусстве модернизма, последователи которого отказываются от форм реального мира для выражения своего особого мироощущения, переживания, своего «видения» мира. Его иногда называют «беспредметным искусством», так как в картине художник стремится к гармонизации бесформенных цветовых сочетаний, или к созданию пространственных сочетаний всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий.

БАРОККО (ит. вычурный)– мировоззрение и основное стилевое направление в искусстве Европы XYII в., для которого характерно трагичное восприятие действительности и стремление к созданию искусственного мира особой изысканной («неземной») красоты, причудливости, пышности, но одновременно и напряженного динамизма, контрастности, «капризности» судьбы.

Дадаизм (фр. «конёк», «деревянная лошадка», «бессвязный детский лепет») - модернисткой авангардное течение в западноевропейском искусстве, преимущественно французском и немецком, 1916- 1926 годов. Это протест против традиционализма и условностей в искусстве, выражающийся в применении намеренно алогичных абсурдных выразительных средств. С дадаизмом преемственно связаны сюрреализм и экспрессионизм.

ДЕКАДЕНТСТВО – общее наименование кризисных явлений в европейской культуре конца XIX – начала XX вв., отмеченных упадочническими настроениями: неприятие существующего общества, настроение безнадежности, ярко выраженный индивидуализм.

ИМПРЕССИОНИЗМ – направление в искусстве последней трети XIX - начала XX в., представители которого стремились передать свои впечатления, свое восприятие подвижности и изменчивости реального мира, для чего использовали новые художественные формы, новые различные живописные техники.

ИСКУССТВО – форма культуры, связанная со способностью человека к эстетическому (с точки зрения красоты) освоению мира; процесс и совокупный результат человеческой деятельности, представляющей собой отражение действительности в художественных образах.

КЛАССИЦИЗМ – мировоззрение и направление в европейском искусстве с XYII в., признающими мир разумно организованным и требующим в художественном творчестве сознательного «подражания природе», то есть показывать идеальный порядок мироздания (не то, что реально есть, наблюдаемо в жизни, а то, что должно быть).

Кубизм – одно из направлений в искусстве авангарда. В картинах этого направления множество причудливых кубиков. Главный принцип – деконструирование формы предмета, чтобы выявить в ней её элементарные основания. Главной темой становится поиск скрытых смыслов вещей, передаваемый с помощью различных сочетаний геометрических фигур. На него сильно повлияли ставшие модными в художественных кругах Парижа того времени древние примитивы, африканская скульптура, средневековое искусство, народное творчество.

МОДЕРН – художественный стиль начала ХХ века, стремящийся эстетизировать окружающую среду, усилить ее зрелищность и декоративность с одновременным усилением ее функциональности и использованием новых материалов. Особенно ярко проявил себя в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.

МОДЕРНИЗМ – направление в искусстве конца XIX – первой половине XX вв., противопоставляющее себя искусству прошлых веков, классическому европейскому искусству. Направление объединяло множество своеобразных идейно-художественных систем (абстракционизм, кубизм, сюрреализм и т.д.) отошедших от традиций «внешнего подобия», то есть от изображения окружающего мира в формах этого мира.

Поп-арт (англ. «общедоступное искусство») - модернистское художественное течение, возникшее во 2-й пол. 1950-х годов в США и Великобритании. Отказываясь от обычных методов живописи и скульптуры, поп-арт культивирует якобы случайное, часто парадоксальное сочетание готовых бытовых предметов, механических опий (фотография, муляж, репродукция), обрывков массовых печатных изданий (реклама, промышленная графика, комиксы и т.д.).

Постмодернизм – 1) Новый тип культуры, перелом в истории мировой культуры, поиск путей к преодолению разрыва между элитарной и массовой культурой, традициями и новаторством, Востоком и Западом, эпоха «многомерного диалога» как способа существования культуры и человека в культуре. 2) Совокупность течений в области теоретической мысли, общественного сознания и искусства, появившихся в 70-80 годы 20 века. Постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре, начало нового периода в развитии западной цивилизации. Постмодернизм не считает, что общество и культура развиваются о восходящей линии и всем странам присущи одни и те же формы. Постмодернизм изменяет содержание культуры. Смешение разнообразных принципов и стилей, культивируемая эзотеричность, расцвет иррационалистических движений и сект в конце 20 столетия бросают вызов духу модернистского рационализма. Исчезает культурная иерархия, культура распадается на независимые друг от друга культурные стили, формы и образы жизни. Высокая культура обретает субкультурный статус, массовая культура выдвигается на место господствующей системы ценностей, задающей жизненные стили. Масс-медиа, индустрия досуга, молодёжная субкультура, сами порождённые модернизмом, подрывают и расшатывают его основы, открывая путь к новой эпохе. Культурные стили меняются с калейдоскопической быстротой вместе со сменой поп- и рок-лидеров, рэпа, рейва и пр. (гигантский рост масштабов шоу-бизнеса). Эстетика постмодернизма подрывает целостность мира на отдельные фрагменты, из которых монтируется некий коллаж, состоящий из разношёрстных и разносмысловых кусков. Вместо анализа текста предполагается всматриваться в контекст. Его идеалом служит ассиметрия, карнавал, игра. Постмодернизм провозгласил лозунг «открытого искусства», которое свободно взаимодействует со всеми старыми и новыми стилями. Постмодернизм показал, что в конце 2 тысячелетия именно культура выступает основной сферой, где происходят обновление человечества – и следствие – выдвижение на лидирующие позиции среди всех отраслей социологии культуры.

Рококо (фр. раковина) – художественный стиль, сложившийся в 18 веке во Франции и получивший распространение в Европе. Его появление связано с кризисом барокко. Он отличается причудливой ассиметричной орнаментацией и изяществом форм. Ему характерны лёгкость, грация, утончённой эстетизм, ирония, вольнодумство. Рококо - это наслаждение быстротекущей жизнью. Формировался как аристократический, дворцовый стиль, который ознаменовался появлением европейского фарфора, менуэта, соло на флейте. Стремился к интимности в искусстве. Характерно для рококо пристрастие к миниатюрным и прихотливым формам: ювелирным композициям из хрусталя, перламутра, драгоценных камней, живописи на эмали, поверхностной экзотике)шёлковые ширмы, лакированные изделия, расписные фонарики, затейливые беседки, попугаи и обезьянки в быту и пр.). В живописи предпочитали нежные, «селадоновые» цвета и оттенки серебристо-серые, голубоватые, лимонно-жёлтые и пр. На развитие европейского рококо оказали влияние традиции итальянской комедии «дель арте» и театр К.Гоцци. В литературе рококо получили развитие галантная лирика, различные виды «лёгкой поэзии»: эпиграмма и элегия.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ (РОМАНИКА) – художественный стиль в искусстве средневековой Европы X-XIII вв., преемственно связанный с древнеримской культурой. Особенно ярко проявился в архитектуре оборонительного характера, которая отличилась суровой простотой, монументальностью, рациональностью конструкций (использован тип античной базилики) и т.д.

Романтизм - идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон 18 – 1-й пол. 19 века. Отразив разочарование итогами Великой французской революции, идеологией Просвещения и общественным прогрессом, и выступал за безграничную свободу творчества и создал новую концепцию личности. Вместо просветительской формулы «гражданин и общество» появилась романтическая «личность и Вселенная». Исходная позиция участников романтического движения – неприятие реальной действительности и стремление противопоставить ей романтический идеал. У многих романтиков героика протеста соседствовала с мотивами «мировой скорби», «мирового зла», «ночной» стороны души. Это облекалось в формы иронии и гротеска, поэтику двоемирия. Романтизму характерно ощущение зыбкости и непрочности мира. Он отразил переходное, неустойчивое состояние общества и глубоких перемен в жизни, предчувствие нового. Представители в литературе: Дж.Байрон, Э.Т.А.Гофман, В.Гюго, Э.ПО. М.Ю.Лермонтов, Ф.М.Тютчев и др. В музыке: Ф.Шуберт, Р.Вагнер, Н.Паганини, Ф.Лист, Ф.Шопен. В живописи: Э.Делакруа, У.Тернер, О.А.Кипренский.

Сентиментализм (от фр. sentiment - чувство) – течение в европейской и американской литературе и искусстве 2 пол. 18 – нач. 19 века. Отталкиваясь от просветительского рационализма, объявил доминантой «человеческой природы» не разум, а чувство, путь к идеальной личности, высвобождение и совершенствование «естественных» чувств, отсюда большой демократизм и открытие сентиментализмом богатого духовного мира простолюдина. Сентиментализм предваряет романтизм, но в отличие от романтизма связан с просветительскими идеями. Главные представители6 С.Ричардсон, Л.Голдсмит, Т.Смоллетт; в России вершина сентиментализма – «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина.

СЮРРЕАЛИЗМ – буквально означает сверхреализм; одно из направлений модернизма в искусстве ХХ века, идейными основами которого был, прежде всего, фрейдизм. Главная опора художника – образы сновидений, галлюцинаций, бреда, воспоминаний младенческого возраста или мистических видений. В сюрреализме нет полного отхода от изобразительности, но «реальные формы жизни» дополняются разрушением логических связей мира, изменением реальных свойств и т.д.

Феномен (греч. являющийся) – 1) явление, в котором обнаруживается сущность чего-нибудь; 2) редкое, необычное явлений; 3) выдающийся, исключительный в каком-нибудь отношении человек (уникум).

Эклектизм (эклектика) (от греч. eklektikos – выбирающий) – механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т.п. В архитектуре и изобразительном искусстве – сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иные смыслы и значения.

ЭКСПРЕССИОНИЗМ – направление в искусстве модернизма ХХ века, провозгласившее не изображение действительности, а эмоциональное «выражение» ее сути. Стилистика экспрессионизма включает деформацию реальной картины действительности ради усиления ее эмоционального переживания и оценки. При этом художники могут выражать как протест против социальной действительности (сильны были тенденции пацифизма), так и усиливать позитивное восприятие красоты мира, человека, человеческих отношений и т.д.

 

 

Сводный план 2011 г., поз. 241







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 375. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия