Черты
| «Кавказский пленник»
| «Бахчисарайский фонтан»
| «Цыганы»
|
1.Байронический герой.
| Пленник – одинокий, разочарованный в жизни человек, ищущий свободы, его прошлое неопределенно, на него в тексте поэмы содержатся лишь намеки.
| Хан Гирей – страстная натура в байроническом духе (по сравнению с остальными поэмами здесь байронический герой явно отодвинут на второй план).
| Алеко – разочарованный, одинокий, с темным прошлым (сообщается, что «его преследовал закон», причина преследования остается тайной), ищет свободы, ради чего бежит в цыганский табор.
|
2.Идея свободы.
| Свобода – единственная цель Пленника («ее одной он искал в подлунном мире»). В поисках свободы Пленник оказывается в плену (мотив плена противопоставлен мотиву свободы).
| Идея свободы реализуется через ее противоположность – Мария пленница в гареме.
| Алеко, как и Пленник, ищет свободу и находит ее у цыган, в живущем по естественным законам цыганском таборе.
| |
3.Экзотическое место действия.
| Кавказ, черкесская деревня.
| Бахчисарай (Крым), ханский дворец.
| Бессарабия, цыганский табор.
| |
4.Люб.треугольник.
| Пленник – Черкешенка – северная красавица.
| Гирей – Зарема – Мария.
| Алеко – Земфира - молодой цыган.
| |
5.Трагический финал.
| Черкешенка бросается в реку и погибает.
| Пушкин не уточняет, чьей смертью заканчивается поэма, однако мотив смерти в произведении представлен весьма выразительно – за счет того, что повествование ведется о далеком прошлом, в эпилоге сообщается, что все действующие лица мертвы за давностию лет.
| Алеко убивает Земфиру и молодого цыгана, своего соперника.
| |
6.Незавершенность сюжета.
| Судьба Пленника неопределенна, известно, что он выбрался к своим, но как сложится его судьба в дальнейшем – неизвестно.
| Неизвестно, что случилось со всеми персонажами, потому что в тексте поэмы содержатся только намеки на их дальнейшую судьбу.
| Неизвестна дальнейшая судьба Алеко: табор уходит, оставляя его сидящим в одиночестве посреди степи.
| |
7.Противопоставление дикости и цивилиз
| Противопоставлены Пленник (христианская цивилизация) и Черкешенка (мусульманская культура).
| Противостоят два мира: Мария (христианский Запад) – Зарема и Гирей (мусульманский Восток).
| Сталкиваются Алеко (цивилизованный мир) и цыгане (дикий народ).
| |
8.Разрушение романтизма.
| Разрушение романтизма на сюжетном уровне: неромантический поступок Пленника (он не бросился спасать Черкешенку или топиться за ней следом). Разрушение на структурно-композиционном уровне: в поэму включены дополнительные материалы (эпилог, написанный в жанре оды и противопоставленный основной части – элегии; отрывки из стихотворений Г. Р. Державина и В. А. Жуковского о Кавказе)
| Разрушение на структурном уровне: в поэму включены отрывки из «Путешествия по Тавриде» (1823) И. М. Муравьева-Апостола и отрывок из письма Пушкина к А. А. Дельвигу от 1820 г., дающие реалистическое описание Бахчисарайского дворца.
| Разрушение на сюжетном уровне: Алеко дискредитирован как романтический герой, ибо совершает преступление, руководствуясь принципом абсолютной свободы. Подчеркивается эгоистичность романтических ценностей – Алеко, как романтический герой, признает право на абсолютную свободу только за собой, лишая этого права остальных.
| |
Цикл имеет обрамляющую композицию – первая и последняя поэмы похожи между собой за счет одного и того же типа героя, близости героя к автору, связи с настоящим временем, относительной завершенности, ведущей роли, которую играет герой в разворачивающемся конфликте. «Бахчисарайский фонтан» занимает центральное положение, т.к. это поэма абсолютно незавершенная с сюжетной точки зрения, описывающая прошлое вместо настоящего, конфликт в ней смещен в сторону от байронического героя и разворачивается между женскими образами.