Студопедия — Символизм
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Символизм






Древнегреческим словом «символ» изначально называли монету, разделенную надвое. Однако с течением времени, символ из простого опознавательного знака превратился в одно из самых сложных, емких, глубоких понятий мировой культуры искусства и философии.

Символизм - одно из крупнейших направлений в искусстве, возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России.

Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением символистов, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Всё «природное» представлялось лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения.

Впервые заявили о себе русские живописцы-символисты в 1904 году в городе Саратов, где прошла выставка «Алая роза».

Выставка была открыта 27 апреля 1904 года в колонном зале Саратовского Дворянского собрания. Инициаторами выставки были учащиеся Московского училища ваяния и зодчества Павел Кузнецов и Пётр Уткин. Ещё в конце 1890-х годов Павел Кузнецов и Пётр Уткин объединили вокруг себя группу единомышленников. Вскоре после объединения их группа получила название Алая роза, причём роза была выбрана как символ чистоты и целостности.

На выставке экспонировались работы художников Анатолия Арапова, Николая Сапунова, Мартироса Сарьяна, Сергея Судейкина, Николая Феофилактова. Почётными участниками стали В. Э. Борисов-Мусатов и М. А. Врубель.

Именно Михаил Врубель стал первым символистом в русском искусстве. Могучая фантазия автора создавала причудливые мистические и поэтические образы, воплощение которых отличалось пластическим совершенством.

В основе врубелевского символизма лежал неоромантизм. Он освобождал художественный образ из-под власти бытовой реальности ради создания символа, вбирающего в себя большие человеческие чувства, страдания и надежды своего времени.

Врубель всегда мечтал об искусстве, устремленном к «стилю прекрасному», которое «должно будить душу от мелочей будничного величавыми образами», стремился к соединению правды и вымысла, реального и фантастического.

Например в полотне «К ночи» [см. приложение 1] обыденная сельская сцена превращена в ночную мистерию; автор стремиться выразить непознаваемую душу природы: горят красные цветы чертополоха, пасущиеся кони настороженны, когда к ним приближается загадочное существо.

Цветы - излюбленный объект художников символистов. Например у того же Врубеля в картине «Сирень» [см. приложение 2] передан особый символический смысл растений, стихия цветения, терпкий запах кустов с загадочной девичьей фигуркой, словно выросшей из сиреневого пейзажа.

Позже творчество символистов стало угасать, уступая свое место новым художественным стилям. Так в 1900 годах появляются первые модернисты.

Модерн – стиль, получивший распространение в Европе и США в 1890-1905 годах. Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре). Главный нерв модерна - культ красоты.

Общие характерные черты модерна это: культ линии и органической силы растений и орнаментов, акцент на национальном стиле страны, подчеркнутый растительный мотив, линейный декор или строгая композиция, имеющая строгую символику. «Визитной карточкой» этого стиля стала вышивка Германа Обриста «Удар бича» [см. приложение 3].

Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства.

В развитии стиля участвовали и живописцы, увлеченные японским искусством, эффектом асимметрии, дерзкими разрывами в композиции. Характерно преобразование растительных мотивов, особая плавность форм, вытянутость фигур, подчеркнутость контуров, игра линиями.

Распространенный стереотип модерна – нимфа, русалка, принцесса и даже женщина-вамп. В нем как бы бессознательно пародируется средневековый культ прекрасной дамы, теперь главное не духовность, а чувственность, греховность и демоничность.

Ведущие представители модерна: О. Бердслей, А. Гауди, А. Муха, Ч. Макентош, А. де Тулуз-Лотрек, Э. Мунк и др.

Среди русских модернистов можно выделить две яркие личности: Бориса Кустодиева и Зинаиду Серебрякову.

Борис Михайлович Кустодиев известный живописец, мастер жанровых картин на темы народных гуляний, купеческого и патриархального быта.

Художник выявил русский вкус и национальную эстетику. Центральный образ Кустодиева - пышнотелая купчиха, в которой воплотились народные представления о прекрасном.

В картине «Купчихи» [см. приложение 4]изображены местные «царицы», которые пышут здоровьем и сытостью. Художник воплощает в них народные, сказочные представления о красоте. Так же в картине «Красавица» [см. приложение 5] мы вновь видим идеал женской красоты, воспетый в русских былинах и песнях. Он сочетал простоту сюжетов с размышлениями о национальной неповторимости, народном фольклоре.

Зинаида Серебрякова, так же как и Б. Кустодиев, внесла огромный вклад в разработку национального стиля. Она изображала крестьянские сюжеты в формах неоклассицизма. Современники называли её «дочерью серебряного века». Характерные особенности стиля Серебряковой: обобщенная выразительность силуэтов и четкие контуры, строгие цветовые сочетания и тяготение к монументальности.

Для нее были привлекательны образы «гармонически совершенного человека».

В картине «Купальщица» [см. приложение 6]показан культ человека во всей его не только духовной, но и физической, телесной красоте, как это было в искусстве Античности.

В картине «Баня» [см. приложение 7] разрабатываются мотивы пластики обнаженного женского тела, здоровья, естественности самобытных национальных образов.

В русской эстетике «модерн» означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль конца XIX — начала XX века, поэтому необходимо различать эти два понятия, с тем, чтобы избежать путаницы.

Модернизм — совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого — середины двадцатого столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были импрессионизм, модерн, экспрессионизм, нео- ипостимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. А также более поздние течения — абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм.

В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень авангардизма, начало пересмотра классических традиций. Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год — год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников.

В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка.

Цель модернизма – самовыражение индивидуальности художника, т.е. выражение художественными средствами его чувств и настроений.

Ярчайшим представителем стиля модернизм, который у всех на слуху, К. С. Малевич. Беспредметность в живописи – главное открытие Малевича. Беспредметное искусство стремилось к созданию «чистой формы, освобожденной от предметной изобразительности». Труды К. Малевича «О новых системах в искусстве», «Супрематизм» послужил теоретической основой для новых авангардных исканий.

Одна из знаменитых картин Малевича «Черный квадрат» [см. приложение 8], самая обсуждаемая картина в русском искусстве. В этой работе художник исследовал возможности цвета и композиции. Картина входит в триптих, в составе которого так же присутствуют «Черный круг» [см. приложение 9] и «Черный крест» [см. приложение 10]. Искусство продолжает бурно развиваться, и не останавливается на достигнутом. Таким образом появился новый вид- посмодернизм.

Постмодерниизм (фр. postmodernisme — после модернизма) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве.

Проще говоря постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию.

Постмодернистское искусство отказалось от попыток создания универсального канона со строгой иерархией эстетических ценностей и норм.

Единственной непререкаемой ценностью считается ничем не ограниченная свобода самовыражения художника, основывающегося на принципе «всё разрешено». Все остальные эстетические ценности относительны и условны. Они необязательны для создания художественного произведения, что делает возможным потенциальную универсальность постмодернистского искусства, его способность включить в себя всю палитру жизненных явлений, но также зачастую приводит к нигилизму, своеволию и абсурдности, подстраиванию критериев искусства к творческой фантазиихудожника, стиранию границ между искусством и другими сферами жизни.

Постмодерн в общем и целом не признает пафоса, он иронизирует над окружающим миром или над самим собой, тем самым спасая себя от пошлости.

В настоящее время уже можно говорить о постмодернизме как о сложившемся стиле искусства со своими типологическими признаками.

 

Заключение

В процессе изучения материала мы убедились в том, что двадцатый век был достаточно многолик. Именно в серебряном веке мы видим развитие изобразительного искусства во всех его проявлениях.

Художники вводят новые тенденции в изобразительном искусстве, что несомненно продвинуло нашу страну на уровень европейских стран за небольшой отрезок времени.

Мифологизированное мышление завоевало всё более прочные позиции в изобразительном искусстве. Расширение сферы его действия определило смену традиционных ориентиров, поворот от классического наследия к различным формам примитива, что позволяло автору по-своему преображать реальность.

Молодые художники, писавшие в стиле модерн, модернизм и постмодернизм, завоевали признание публики. Теперь невозможно представить наше изобразительное искусство без знаменитых картин Михаила Врубеля, Зинаиды Серебряковой и Константина Малевича.

Открываются всё больше художественных школ, издаются новые книги и пособия по изобразительному искусству.

В двадцать первом веке художники рисуют не только на бумаге, теперь холстом для творения может служить всё что угодно, начиная со стен домов и заканчивая человеческим телом.

Так же актуальны стали рисунки с помощью новых технологий, например рисунки лазером, светящимися красками и так далее.

Этот пример показывает то, что искусство не стоит на месте. Оно развивается всё быстрее и быстрее. Мы можем наблюдать, всё более оригинальные выставки молодых, талантливых художников, от которых захватывает дух и наталкивают на различные размышления.

 

Список литературы

1. «Все шедевры русской живописи». М: «Издательство «Олимп», «Издательство АСТ»,2001

2. «Изобразительное искусство. История зарубежной, русской и советской живописи: учебное пособие для вузов» Г. Л. Васильева-Шляпина. М: Академический проект; Фонд «Мир», 2007

3. «С веком наравне. Рассказы о картинах» том 2. Составитель Вл. Порудоминский. Издательство ЦК ВЛКОМ «Молодая гвардия», 1969

 

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 631. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия