Поведение Пророка,صلى الله عليه و سلم, при усилении его болезни и его завещание близким.От Айши, да будет ею доволен АЛЛАh, сообщается, что Пророк, صلى الله عليه و سلم, когда его постигала болезнь, читал суры, именуемые “аль-му‘аввизат”[740] и дул на себя. Когда болезнь, от которой он умер, усилилась, Айша сама стала читать эти суры Пророку, صلى الله عليه و سلم, дуть на него и обтирать его тело его собственными руками по причине наличия в них благодати. Ибн Шихаб сказал: «Пророк, صلى الله عليه و سلم, дул на свои руки и обтирал ими свое лицо»[741]. В сообщении Айши, приведенном в «Ас-сахихе» Муслима, говорится: «Посланник АЛЛАhа, صلى الله عليه و سلم, когда заболевал кто-нибудь из членов его семьи, читал для него суры “аль-му‘аввизат” и дул на него. Когда же он сам заболел той болезнью, от которой умер, я стала читать и дуть на него, и при этом я обтирала Пророка, صلى الله عليه و سلم, его собственными руками, потому что в них было больше благодати, чем в моих»[742]. Сообщается, что Айша, да будет доволен ею АЛЛАh, сказала: «Как-то раз, когда все жены Пророка, صلى الله عليه و سلم, собрались у него и ни одна из них не покидала его, пришла Фатима, да будет доволен ею АЛЛАh, походка которой ничем не отличалась от походки посланника АЛЛАhа, صلى الله عليه و سلم. Увидев дочь, он приветствовал ее и сказал: “Добро пожаловать моей дочери!” — потом усадил ее справа (или: … слева) от себя, а потом что-то сказал ей на ухо, и она горько заплакала. Увидев, как она опечалена, он снова что-то сказал ей на ухо, и она засмеялась, а я сказала ей: “Что заставило тебя плакать?» Она же ответила: «Я не выдам тайны посланника АЛЛАhа, صلى الله عليه و سلم!» Я сказала: «Еще никогда мне не приходилось видеть радость, столь скоро сменившую грусть». Когда Фатима плакала, я сказала: «Посланник АЛЛАhа, صلى الله عليه و سلم, что-то говорит только тебе в присутствии своих жен, а ты после этого плачешь?! Что сказал тебе посланник АЛЛАhа, صلى الله عليه و سلم?” — Она сказала: “Я не выдам тайны посланника АЛЛАhа, صلى الله عليه و سلم!” А когда посланник АЛЛАhа, صلى الله عليه و سلم, умер, я сказала Фатиме: “Заклинаю тебя тем правом, которое я на тебя имею,[743] расскажи мне, что сказал тебе посланник АЛЛАhа, صلى الله عليه و سلم!” Она сказала: “Да, теперь я могу сказать. Обратившись ко мне в первый раз, он сообщил, что Джибриль каждый год сличал с ним Къур`ан один раз, а сейчас он сделал это дважды, и Пророк, صلى الله عليه و سلم, сказал: “ И, поистине, я считаю это не чем иным, как указанием на то, что срок мой уже близок. Бойся же АЛЛАhа и терпи, ибо стану я для тебя благим предшественником”, — и тогда я, как ты видела, заплакала. Когда же он увидел, что я опечалена, то снова обратился ко мне и сказал: “О Фатима, разве ты не рада тому, что будешь госпожой верующих женщин (или: … госпожой женщин этой общины)?”, — и я, как ты видела, засмеялась”»[744]. В другой версии этого хадиса говорится, что, объясняя причину своего смеха, Фатима сказала: «Пророк, صلى الله عليه و سلم, поведал мне, что я буду первой из членов его семьи, кто последует за ним, и поэтому я засмеялась»[745]. Таким образом, причина, вызвавшая смех Фатимы, да будет ею доволен АЛЛАh, заключалась в том, что она узнала, что будет госпожой верующих женщин и первой из членов семьи Пророка, صلى الله عليه و سلم, кто умрет после него. Что же касается ее плача, то он был вызван сообщенной ей вестью о том, что Пророк, صلى الله عليه و سلم, скоро умрет. Ибн Хаджар, да смилуется над ним АЛЛАh, пишет: «Ан-Насаи передал, что смех Фатимы был вызван двумя причинами»[746]. То есть благой вестью о том, что она будет госпожой женщин этой уммы, и тем, что ей предстоит первой из членов семьи Пророка, صلى الله عليه و سلم, последовать за ним в мир иной. Все ученые единодушны в том, что Фатима была первой из членов семьи Пророка, صلى الله عليه و سلم, включая его жен, которые умерли после него[747]. Сообщается, что Айша, да будет доволен ею АЛЛАh, сказала: «Я никогда не видела, чтобы кто-нибудь страдал от своей болезни так же сильно, как посланник АЛЛАhа»[748]. Сообщается, что Ибн Мас`уд, да будет доволен им АЛЛАh, сказал: «Однажды я зашел к Пророку, صلى الله عليه و سلم, страдавшему от сильной лихорадки, и сказал ему: “О посланник АЛЛАhа, какая у тебя сильная лихорадка!” Он сказал: “Да, и моя лихорадка приносит мне вдвое больше страданий, чем любому из вас”. Я спросил: “Это потому, что тебе предназначена двойная награда?” Он сказал: “Да, это так”. Он сказал также: “Любому мусульманину, которого постигло страдание в виде болезни или чего-нибудь иного (даже если его уколола колючка или постигло что-нибудь хуже этого), АЛЛАh обязательно прощает за это его дурные дела, и он освобождается от своих грехов подобно тому, как дерево освобождается от своих листьев”» [749]. Передают со слов Айши и АбдуЛЛАhа ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими АЛЛАh, что перед самой своей смертью посланник АЛЛАhа, صلى الله عليه و سلم, стал накидывать на лицо покрывало, а когда ему стало трудно дышать, он убрал его с лица и сказал: «Да проклянет АЛЛАh тех иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в места для совершения молитв!» [750] — предостерегая мусульман от повторения того, что делали эти люди[751]. Айша, да будет доволен ею АЛЛАh, сообщила, что однажды они беседовали, находясь возле посланника АЛЛАhа, صلى الله عليه و سلم, когда он болел, и Умм Хабиба и Умм Салама упомянули о церкви, расписанной различными изображениями, которую они видели в Эфиопии. Услышав это, Пророк, صلى الله عليه و سلم, сказал: «Поистине, когда какой-нибудь праведный человек из них умирает, они строят у его могилы храм для поклонения, расписывая его подобными изображениями. В День воскресения такие люди окажутся наихудшими созданиями пред АЛЛАhом!» [752] Передают со слов Айши, да будет доволен ею АЛЛАh, что Пророк, صلى الله عليه و سلم, когда уже болел той болезнью, от которой он умер, сказал[753]: «АЛЛАh проклял тех иудеев и христиан, которые избрали могилы своих пророков местами для поклонения». Айша также сказала: «И если бы не это, то могилу его обязательно сделали бы заметной[754], однако я боюсь, что и ее могут сделать местом поклонения»[755]. От Абу Хурейры, да будет им доволен АЛЛАh, передано, что Посланник, صلى الله عليه و سلم, сказал: «Не превращайте свои дома в могилы и не делайте мою могилу местом массового паломничества. Просите для меня благословения! Где бы вы ни были, оно дойдет до меня!» [756] Сообщается, что Анас, да будет доволен им АЛЛАh, сказал: «Когда Пророку, صلى الله عليه و سلم, стало совсем тяжко и он начал терять сознание, Фатима сказала: “О, как мучается мой отец!” — и тогда он сказал: “После этого дня твой отец уже не будет испытывать скорби!” Когда же он умер, она сказала: “О отец мой, он ответил Господу, призвавшему его к Себе! О отец мой, теперь убежищем для него стали райские сады! О отец мой, мы извещаем Джибриля о его смерти!” А когда его предали земле, Фатима, да будет доволен ею АЛЛАh, сказала: “О Анас! Разве довольны вы были, засыпая землей посланника АЛЛАhа, صلى الله عليه و سلم?!”[757] Выводы из главы: 1. Хадисы, приведенные в данной главе, указывают на желательность лечения болезней путем чтения аятов Къур`ана и специальных молитв из Сунны, особенно же при помощи сур, именуемых «аль-муа'ввизат». Эти суры содержат в себе обращение к АЛЛАhу с просьбой о защите от всех видов неприятностей: зла всех сотворенных Им существ, зла дующих на узлы колдунов, зла завистников и зла искусителя, скрывающегося при поминании АЛЛАhа[758]. 2. Пророк, صلى الله عليه و سلم, проявлял заботу о своей дочери Фатиме и относился к ней с любовью. Поэтому, приветствуя ее, он говорил: «Добро пожаловать моей дочери!» В хадисах сообщается о том, что, когда Фатима приходила к Пророку, صلى الله عليه و سلم, он вставал навстречу ей, целовал ее и усаживал на свое место, а когда он приходил к ней, она делала то же самое. Во время болезни Пророка, صلى الله عليه و سلم, она входила к нему, склонялась над ним и целовала его[759]. 3. Из рассказа о Фатиме можно сделать вывод о том, что мусульмане должны заботиться о своих дочерях, быть добрыми и нежными с ними, проявлять к ним благодеяние, давать им исламское воспитание и выбирать для них праведных мужей, следуя тем самым примеру Пророка, صلى الله عليه و سلم. 4. Дети обязаны, подобно Фатиме, да будет доволен ею АЛЛАh, быть заботливыми по отношению к своим родителям и творить для них благо. Они должны бояться проявить к ним непочтение и тем самым навлечь на себя кару АЛЛАhа. 5. Приведенные хадисы содержат указание на одно из чудес, дарованных Всевышним Пророку, صلى الله عليه و سلم, а именно — на сообщение им о том, что Фатима будет первой из его близких, кто умрет после него. Именно так и произошло, и это еще раз доказывает правдивость Мухаммада, صلى الله عليه و سلم, и то, что он — посланник АЛЛАhа. 6. Глава рассказывает о той радости, которую испытывают праведные верующие в связи с предстоящим переходом в мир вечности, и том, что они любят последнюю жизнь больше, чем земную, так как надеются на встречу с АЛЛАhом. В то же время праведные люди не желают себе смерти по причине постигающих их проблем и трудностей, потому что ценят жизнь как возможность совершить как можно больше праведных деяний. Ведь, как сообщил Пророк, صلى الله عليه و سلم, когда человек умирает, все его дела прекращаются за исключением трех: непрерывной милостыни[760], знания, которым могут пользоваться другие люди[761], или праведных детей, которые станут обращаться к АЛЛАhу с мольбами за него. 7. Больной, чувствующий приближение своей кончины, должен завещать своей семье стойко и терпеливо перенести разлуку с ним. Поэтому Пророк, صلى الله عليه و سلم, сказал Фатиме: «Бойся АЛЛАhа и терпи!» 8. Приведенные хадисы подчеркивают достоинства и преимущества Фатимы, да будет доволен ею АЛЛАh, которая является госпожой верующих женщин. 9. Болезнь, а также всякое несчастье и затруднение, даже самое незначительное, которое постигает верующего, служит искуплением для его прегрешений, а если он терпеливо переносит посылаемые ему тяготы, надеясь на награду Всевышнего, то поднимается на более высокие ступени и умножает запас своих благодеяний. Самым сложным испытаниям подвергаются пророки, потому что они наделены совершенным терпением и надеждой на награду АЛЛАhа, а также прочным знанием о том, что постигающие их беды есть не что иное, как милость АЛЛАhа, потому что посредством них преумножается их награда, выявляется их терпеливость и доказывается их довольство предопределением АЛЛАhа. После пророков наиболее тяжелым испытаниям подвергаются те их последователи, которые обладают наибольшей праведностью, потому что они близки к пророкам, хотя и занимают меньшую, чем они, степень. Чем выше праведность человека, тем сильнее посылаемые ему испытания. Секрет этого, быть может, кроется в том, что величина испытаний соответствует величине милости, дарованной человеку. Чем большая милость оказана человеку, тем сильнее даваемые ему испытания. Именно поэтому меры наказания, предусмотренные шариатом для свободных, строже, чем меры наказания для рабов. По этой же причине, обращаясь к женам Пророка, صلى الله عليه و سلم, которые не таковы, как другие женщины, Всевышний сказал: «О жены Пророка! Если кто из вас совершит явную мерзость, то ее мучения будут удвоены. Это для АЛЛАhа легко» (33:30). На сильного возлагается соответствующая его силе ноша, а к слабому проявляется жалость. В то же время, чем выше становится знание человека, тем легче он переносит определенные для него испытания. Есть люди, которые забывают о тяжести испытаний, когда вспоминают о награде, обещанной АЛЛАhом за них. Еще выше стоят те, кто относится к посылаемым им испытаниям не иначе, как к решению Всемогущего Властелина, который волен распоряжаться в принадлежащем Ему царстве, как пожелает. Поэтому они всецело покоряются Его воле, довольны Его решениями и не помышляют о том, чтобы как-то возражать им[762]. 10. В данной главе содержится строгое предостережение от возведения мечетей на могилах, от захоронения кого-либо внутри мечетей и помещения в них изображений. Проклят тот, кто совершает подобное. Делающие это — худшие из людей перед АЛЛАhом в Судный день. Предостережение от чрезмерного почитания могил и превращения их в места поклонения — один из величайших заветов Пророка, صلى الله عليه و سلم, произнесенных им за пять дней до смерти[763]. Глава двадцать седьмая
|