Студопедия — Образование 12 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Образование 12 страница






ОХЛЮПЬЮ - верхом на коне без седла.

ОЧУНЕТЬ - очнуться, выз­дороветь.

ОШКАМЕЛОК - огрызок, обрубок, кончик.

ОШУЙНО (некр.) - налево.

 

П

 

ПАДИНА - низменное место.

ПАЖЕЙ ДЕРЖАТЬ - ве­сти судно ближе к берегу реки.

ПАЙ - земельный надел, выделенный казаку из ста­ничного юрта, по достиже­нии им шестнадцатилетнего возраста. Так как земельным владельцем была каждая ста­ница, то величину пая уста­навливало собрание (станич­ный сбор) ее «десятидворных» представителей; она за­висела от прироста населения и размеров юрта; новопосе­ленные станицы наделялись землею из земельного фонда Войска с расчетом по 30 де­сятин на каждого взрослого мужчину; с ростом населе­ния П. постепенно умень­шался, иногда — до пяти де­сятин. По обычному праву вдовы получали половину пая, а вдовы с сиротами — полный пай.

ПАЛ (некр) - выстрел, по­жар.

ПАЛАШ - однолезвийное холодное оружие; почти пря­мой клинок длиною 80-90 см, с заточенным для уко­лов концом. У Казаков также — полоса, па­ласа.

ПАЛИЦА (некр) - палка, трость.

ПАНАИР (некр.) - базар.

ПАНЁВА - полоса плотной материи, служившая казач­кам в качестве юбки; от за­паски отличалась только клетчатым рисунком яркой раскраски.

ПАНСУРА - лицо; тоже что «обличье», но с оттенком насмешливости.

ХПАПА (муж.), ХАПАПА (жен.) - традиционный головной убор служилых казаков — барашковая шап­ка с суконным верхом. В древности Славяне называли П. клобуком, а название П. вошло в употребление позд­нее, так же как трухменка или кабардинка; они связаны с именами кавказских наро­дов папагов, трухменов и кабардинцев. Казаки пользуются разными фасонами П., низкими — с плоским вер­хом или высокими — с кону­сообразным верхом. Донцы и запорожцы в XVI-XVII вв. снабжали П. суконным тумаком, падавшим на бок в виде клина; в него можно было вложить стальной кар­кас или иной твердый пред­мет, для защиты головы от шашечных ударов.

ПАРАЛИК - паралитик.

ПАСИСЬ - берегись, опа­сайся.

ПАТАТУЙКА - птица удод.

ПЕЛЮШКИ - туалет мла­денца, пеленки,

ПЕННЫЙ (некр.) - наказан­ный за проступок, от слова «пеня».

ПЕРВАК - чистый сок, вы­жатый из целого винограда.

ПЕРЕВАЖИТЬ - превзой­ти, перевесить.

ПЕРЕЛИТОЕ - сорт донско­го вина.

ПЕРЕМЕТНЫЕ СУМЫ - прямоугольные мешки для запасной одежды всадника, притороченные сзади седла.

ПЕРНАЧ - знак высшего атаманского достоинства, серебряная позолоченная булава с навершием грушевид­ной формы, которое поделено на восемь долей, похо­жих на птичьи перья; обра­зуемое ими навершие укреп­лено узким концом на око­ванной серебром трости, общей длиною около 80 см. П. вручался новоизбранному Войсковому атаману. Русские цари, после покорения Казаков, иногда жаловали их Войска новыми П-чами.

ПЕРСИ (некр.) - грудь.

ПЕРСТ (некр.) - палец.

ПЕРХИЛЯТЬСЯ - изогну­ться, наклониться, переги­баться.

ПЕСИК - висок.

ПЕСТАТЬСЯ - нянчиться.

ПЕТЕЛ (некр.) - петух.

ПЕЧАТЬ - на рукояти или на перстне, вручалась атаману при выборах. Символ хозяйственной и дипломатической функций атамана. Ею скреплялись все документы. Принадлежала общине и передавалась от атамана к атаману.

ПЕШИ, ПЕШКИ - пешком.

ПЕШИЕ БАТАЛЬОНЫ - см. ПЛАСТУНЫ.

ПИКА - колющее оружие степного воина; П. — «дончиха» с древком саженной длины, с тупым металлическим основанием и трехгранным втульчатым наконечником-остриём, в наше время сох­ранялась еще у всех Казаков, кроме Кавказских; была соб­ственностью каждого строе­вого Казака. На походе П. опиралась кожаным стремечком на подъем правой ноги и висела за правым плечом на петле — «балберке»; при­менялась почтя исключи­тельно во время конных атак.

ПИКАДОРЫ - казаки во­оруженные одними пиками.

ПИРАМИДА - на Дону так называется гора около Усть-Медведицкой станицы. В последней четверти XVII в. у подножья П. возник старообрядческий скит, который разрушен русскими войсками в 1689 г.

ПИРОГ - белый пшеничный хлеб.

ПИХРА - пренебрежитель­ное наименование, слово, вы­ражающее презрение к не­полноценному человеку.

ПИЧКАТНЫЕ САНИ - расхожие розвальни.

ПЛАСТУНЫ - казачьи пе­шие воины. Это название принесли в казачий обиход казаки черноморские; вна­чале они одни были храни­телями боевых традиций знаменитой запорожской пехо­ты и только позднее стали появляться П. у линейцев, донцов и терцев. Таким об­разом, все бойцы пеших ка­зачьих частей стали называться не иначе, как П. В императорской армии из пеших казаков формировались отдельные бата­льоны и попавшие в них призывные были избавлены от значительных расходов при покупке коня и сбруи. Но, несмотря на такое облег­чение, служба в пехоте не очень привлекала казачью молодежь. Она стала уделом малосостоятельных людей по необходимости. В мирное время пластунские батальо­ны выставляли одни кубан­цы. Во время войны их чи­сло утраивалось до 18, для которых Войско имело го­товые кадры опытных ко­мандиров.

ПЛЕМИНУ (некр.) - рода, племени.

ПЛОЙКА - завивка волос или фестонов на ткани при помощи горячих щипцов.

ПЛОТБИЩЕ - пристань для лодок.

РЬПЛУГАТА (муж.) - тот, кто пашет землю; идущий за плугом.

ПОБИРУШКА (некр.) - нищий.

ПОБЫТ - обстоятельства; «таким побытом» — «при та­ких обстоятельствах», «та­ким образом».

ПОГОНЫ - неотъемлемая часть одежды казака строевого возраста. Обязательно носились казаком до выхода «на льготу». Офицерские погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно.

ПОДБОР - низкий каблук казачьего сапога.

ПОДГОЛОСТНИК - певец, выполняющий в казачьем хоре подголосы, партию на высоких тонах; также — дишкант.

ПОДГОЛОСЫ - музыкаль­ная партия при хоровом исполнении казачьей песни, ва­риант ее основной мелодии на самых высоких тонах.

ПОДЖЕНИШНИК - стар­ший шафер па свадьбе.

МКА, ПОДЗЁМКАПОДЗЕ - печь, устраиваемая под кроватью, для обогрева в зим­нее время; низкий ды­моход-лежанка.

ПОДМОРНАЯ (некр.) - бо­лотистая, гнилая.

ПОДОНЬЕ - бассейн Сред­него и Нижнего Дона; де­лилось на западную Крым­скую сторону и Заполье.

ПОДОШЛА ПОД НЕГО (некр.) - приблизилась к нему.

ПОДПИСНЫЕ СТАРИ­КИ - лица наиболее уважае­мые в станицах, избранные обществом для совещаний с атаманом и контроля дейст­вий станичного правления. Вначале они назывались «вы­борными», но так как пере­писка в важных делах шла за их подписями, с сороковых годов XVIII в. их ста­ли называть «подписными». В круг обязанностей П. стариков входила организация обороноспособности своего городка, наблюдение за справедливым распределением очередей в военных коман­дировках, решение вопроса об отставке служивых, высе­ление нежелательных, беглых из России, новоприходцев, улаживание ссор между станичниками и т. п. В актах они иногда называются и «степенными стариками».

ПОДСОБИТЬ - прийти с помощью.

ПОДСОСАЯ КОБЫЛИ­ЦА - кобылица с жеребен­ком.

ПОДХОРУНЖИЙ - обер-офицерский чин, самое старшее военное звание для особенно заслуженных ря­довых. По штату П. занимал в сотне должность вахмист­ра, но в случае нужды мог заменить и строевого офи­цера.

ПОДЫ - земельные наделы в степных юртах на отда­ленных от станицы участках.

ПОДЪЕСАУЛ - обер-офицерский чин.

НЕПОЕЗЖА (только мн.) - участники свадебной процессии.

ПОЖАЛОВАНИЕ - цар­ская милость в награду за услуги. До Петра I царское П. донским казакам выра­жалось в присылке ежегод­ных даров в виде пороха, свинца, запаса зерна, спирта и сукон. Взамен этого ка­зачьи общины вели непре­рывную разведку татарской степи, а иногда, по особым договорам, выступали с бое­вой помощью русским вой­скам. Эта форма отношений с соседями велась по примеру Византии, которая посто­янно выплачивала соседним «варварам» жалование нату­рой и деньгами за мир и помощь против врагов, при­влекая их тем в число своих федератов.

ПОКЕЛЕВА, ПОКЕЛЬ - покаместь, до тех пор пока.

ПОКЛИКАТЬ - позвать.

ПОКОХАТЬСЯ - полю­бить друг друга.

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - издревле укоренившаяся в душах ка­заков надежда на опеку и покровительство Матери Бо­га Живого. День Покрова 1/14 октября всегда празд­новался в станицах дома и в эмиграции особенно тор­жественно, с молебнами о живущих, с панихидами по отошедшим в иной мир, с общественными собраниями, спортивными состязаниями и общими трапезами. Исто­рически такая традиция приурочивалась, к чуду по­ражения турок под Азовом, когда у изнемогавшего от долгой и неравной борьбы, казачьего гарнизона не оста­валось уже никаких надежд и когда видение «жены пре­красной в багряной ризе» вдохновило на новые подви­ги. К первому октября 1641 г. свершилось действитель­ное чудо: город освободился от осады. Но корни особен­ного почитания Богородицы несомненно много древнее, глубже и душевнее. Божия Матерь, это Высшее Начало, матерински нежная, страда­ющая и понимающая страда­ние, вечная Женственность, обнадеживающая посредни­ца между слабым человеком и Всемогущим Господом. Ее образ вызывал в массах во­енного казачьего народа те же чувства, которые питали почитание Пресвятой Девы у средневековых рыцарей, в частности у рыцарей В. кня­жества Литовского, ходив­ших в бой с пением гимна-молитвы «Бога Родица, Де­вица, Благословенна Мария».

Осенний праздник, по­священный П. П. Богороди­цы, отдавал должное памяти погибших и усопших, а од­новременно служил днем благодарения за Божие дары, за те жизненные блага, ко­торые казак-хозяин получил в истекшем году.

ПОКУПНЫЕ КРЕСТЬЯ­НЕ - так назывались крепо­стные крестьяне, купленные богатыми казаками в России и «выведенные» на Дон. Са­мый ранний случай такой покупки известен по акту 1734 г. Но по русским законам до 1775 г. казаки и их старшины не имели права покупать крестьян и владеть ими. Донские старшины получили это право только после того, как стали считаться русскими дворянами. От этого времени постыдный торг людьми начался на ярмарках в ст. Урюпинской, куда помещики центральных губерний России «везли на продажу своих крестьян, ча­сто в оковах, и сбывали, их семьями и даже поодиночке». В 1782 г. из 26.579 кре­стьян, живших на Дону, 1106 человек были покупными; в 1796 г. из общего числа 54.628 — их было уже 3.995 чело­век, в большинстве дворо­вых слуг.

ПОЛАТИ - чердак.

ПОЛИКОВАТЬ - торже­ствовать, радоваться.

ПОЛИПОНЫ - прозвище старообрядцев у православ­ных.

ПОЛК - в древности это слово имело у славян зна­чение тождественное поня­тию «народ»; позднее оно обозначало народное ополчение, собранное для какого либо военного предприятия; встретив противника вооруженные толпы «исполчались», располагались в порядке бо­евой готовности; при этом передовые, фронтовые и фланговые отряды считались отдельными полками. В рус­ских летописях боевые от­ряды черных клобуков, тоже называются полками; их полковая воен­но-административная организация была принята после и у запорожских казаков гетманщины, где полковое начальство объединяло в сво­их руках и военную, и су­дебную, и гражданскую власть. Здесь полк равнялся повету (уезду) с центральным полковым поветовым городом и с сотенными городками и селами. В Сечи полки состояли из нескольких куреней под командой полковника.

Время появления полковой организации у донских ка­заков трудно определить из за ограниченности данных по этому вопросу. Можно предполагать, что в городках военной единицей была ста­ница, а в Главной войске формировались пятисотен­ные полки с полковыми го­ловами. Пятисотенными они были на Дону еще и в на­чале XIX в. Казачий полк позднейшей формации со­стоял из шести сотен с соответствующим обозом, об­щим числом несколько боль­ше тысячи человек при 25 штаб и обер-офицеров. К началу Первой Мировой вой­ны в штаты казачьих полков введены конно-пулеметные команды. Та же организа­ция оставалась без измене­ний на независимом Дону в гг. 1918-19, где и пешие ба­тальоны были сведены в пла­стунские полки.

ПОЛКИ ГВАРДЕЙСКИЕ - 1) Лейб-гв. Сводно-казачий сформирован в конце XIX в. из призывной мо­лодежи части казачьих Войск, пропорционально их численности: уральцы, оренбургцы и сибиряки по 1 сотне, астраханцы, смиреки, забайкальцы, амурцы, уссурийцы и енисейцы по одному взводу. 2) Лейб-гв. Атаманский разрешен фор­мированием в 1775 г., до средины XIX в. находился при атаманах в Новочеркасске. Полк действительной службы комплектовался из донских казаков, красивых блондинов. Последняя фор­ма: заправленные в сапоги серосиние шаровары без лам­пас, мундир василькового цвета и такой же верх фу­ражки или папахи. Имел наг­рады: за войны с Наполеоном — Георгиевское знамя и белый бунчук с георгиевским крестом, на древках серебря­ные орлы; знак на головные уборы: «3а Варшаву 25 и 26 августа 1831 г.». Стоянка в Петербурге, почетный шеф — наследник цесаревич. 3) Лейб-гв. Казачий выделен в 1798 г. из Лейб-гв. Гусаро-казачьего полка; полк дей­ствительной службы ком­плектовался из Донских Казаков, красивых брюнетов. Последняя форма: заправлен­ные в сапоги серосиние ша­ровары без лампас, алые мун­диры и такой же верх фу­ражки или папахи. Награж­ден Георгиевским штандар­том и серебряными трубами за отличия в войнах с На­полеоном. Стоянка в г. Петербурге, почетный шеф — государь император.

Кроме этих П. Г. су­ществовал еще Собственный конвой императора из ку­банцев и терцев (по 2 сотни) и номерная 6-я Донская гв. батарея. На гвардейском положении считался также Варшавский Кубанский ди­визион.

ПОЛОЗИТЬ - ползать.

ПОЛОНЕННИК (некр.) - военнопленный.

ПОЛОНКА - свободное ого льда место на замерзшей по­верхности реки или озера.

ПОЛЬСКИЙ КОТЕЛ - ко­тел для варки пищи в степи на полевых работах.

ПОЛЫННОЕ ВИНО - особый сорт донского вина; бе­лое, очень сухое типа шампанского и с небольшим привкусом полынной горечи.

НИНН, ПОЛЧАПОЛЧА (муж.) - однополчанин.

ПОЛЧАНИН, ПОЛЧОК - сослуживец по полку.

ПОМИНКИ - между XV и XVII вв. так назывались по­дарки крымским ханам в деньгах и мехах, регулярно посылавшиеся из Москвы, для снискания их дружбы.

ПОМОЛЧИ, ЧЕСТНАЯ СТАНИЦА! АТАМАН ТРУХМЕНКУ ГНЁТ! - на казачьих Кругах так есаулы призывали выслушать атамана. Народные собрания на майданах, обычно очень шумные, подчинялись поряд­ку, установленными обычаями. Если атаман хотел выс­казать свое мнение, то молча поднимал вверх папаху сложенную вдвое; тогда есаулы шли в толпу и обращали внимание присутствующих на этот знак. Наступала тишина, и граждане выслушива­ли своего выборного вождя.

ПОНОЧЁВКИ (только мн.) - вечернее развлечение казачьей молодежи, с разговорами, танцами и ухаживанием.

ПООБТЕРХАТЬСЯ - пообноситься, обветшать.

ПОПСАВАТЬ - испортить.

ПОРЕЧЬЕ или ПОРЕШНЯ - особый вид донской выдры; живет около воды, в которой проводит много времени; между пальцами коротких ног имеет плава­тельные перепонки. В старину из ее черного блестящего меха делалась опушка на женских шубах, а также ши­лись женские шапки с атласным верхом.

ПОРОЖКИ - ступеньки.

ПОРТУПЕЙ-ЮНКЕР - в казачьих военных училищах первая и вторая степени начальников из рядовых; млад­ший П. Ю. и старший П. Ю. по положению в строю со­ответствовали мл. и ст. пол­ковым урядником.

ПОРУХА - ошибка, вина; «В этом нашей порухи не было».

ПОСАД - торговое и ремес­ленное поседение при стенах какой-либо крепости, куда жители П-да скрывались в случае нападения неприяте­ля. На казачьей земле поса­дом считался Азов, хотя в его границах находились и прежняя крепость и порт и два предместья.

ПОСЛЯ - после.

ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ — в Московском государстве так называлось министерство иностранных дел. П. П. учрежден вначале царствова­ния Михаила Федоровича (1613-1645), который передал в его ведение дела сношений с независимым Доном. В 1666 г. подьячий П. П-а Г. Котошихин писал о донских казаках: «а как они к Москве приезжают и ни честь бывает такова, как чужеземским нарочным людем». Петр I в 1718 г. прео­бразовал П. П. в иностран­ную коллегию, а дела казаков в 1721 г. передал военной коллегии.

ПОСТАЛЫ - мягкая обувь из сыромятной кожи, особый фасон чевяков; русские — поршни.

ПОСТАВ - посудный шкаф.

ПОСТАВАЛ - производитель войлока и валенок, ва­ляльщик шерсти.

ПОСУДА - запрещенный рыболовный снаряд; веревка ок. 50 м длиною, снаб­женная поплавками и вися­щими на ней большими стальными крючками, укреп­ляется поперек течения реки; проходящая мимо крупная рыба цепляется за крючья, но часто срывается с них и после пропадает, от ран без пользы.

ПОСЫЛЬЩИК - посланец по какому либо обществен­ному делу.

ПОТЕКЛИНКА - впадаю­щий в реку поток вешней воды.

ПОТНИК - войлочная под­стилка под седло; у Казаков П. состоял из трех-четырех листов плотного войлока и был покрыт кожей.

ПОТРОЩИТЬ - помять.

ПОТЫЛИЦА - затылок, загривок.

ПОЧЕТНЫЙ (некр.) - поч­тительный; «У меня сын почетный, завсегда слушается».

ПОЧУНЕТЬ - прийти в себя, опомниться, очнуться.

ВДАТЬПРА - содержать, воспитывать, кормить кого-либо; напр. «правдать общественного бугая».

ПРАВО СЛОВО - верно, верное слово, честное слово.

ПРАЗДНИКИ - нерабочие дни, посвященные памяти какого либо знаменательного события в жизни религиоз­ной, национальной или го­сударственной. Церковные П. делятся по своей значи­мости и по роду богослуже­ния на великие, средние и малые. К первым относятся: а) П. св. Пасхи, день Вос­кресения Христова; б) два надесятые П. — числом двенадцать в году: Рождество Христово, Сретение, Креще­ние или Богоявление, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница (Троица), Воздвижение честного и жи­вотворящего креста, Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение, Успение Пр. Богородицы; в) П. в честь особо чтимых святых; Рож­дество Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла; г) воскресные, седьмые дни недели. Средними считаются П. в честь прославленных икон Богородицы, в честь ангелов и некоторых святых; малыми в церковном смысле признаются П. престольные, храмовые, гражданские, национальные, полковые, ор­денские и т. п. У казаков день Покрова Пресвятой Бо­городицы (14 октября) почитается наравне с великими П-ками.

ПРАПОРЩИК - младший офицерский чин в русской армии; с 1884 г. в строевых частях был упразднен и ос­тавлен только, как «П. за­паса»; во время Первой Ми­ровой войны восстановлен снова.

ПРАХ (некр.) - пыль.

ПРЕДАНИЕ - изустный рас­сказ о каком либо событии, хранящийся в народе из поколения в поколение; одна­жды зачитанное, П. может служить существенным вкладом в отечественную ис­торию.

ПРЕДБУДУЩИЙ - следу­ющий, будущий; «предбуду­щее воскресенье».

ПРЕДВЕЩЕВАТЬ - пред­сказывать.

ПРЕДЛЕЖАТЬ - надле­жать.

ПРЕДМЕР (дон.) - пример, образец.

ПРЕДТЕЧА - предшествен­ник; по-казачьи — Предотеча относилось к Иоанну Крылатому-Крестителю, который своим появлением предварял пришествие Иисуса Христа. Иоанн Крылатый особенно почитался у казаков, как провозвестник торжества Христианской веры, как зна­мение основного христиан­ского Таинства — Крещения. Его имени было посвящено много казачьих храмов, а среди них азовский, заложен­ный не позднее 1637 г.

ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ - догмат православной веры, согласно которому во время литургии хлеб и вино претворяются в истинное Тело и истинную кровь Христову; процесс П-ния называется Таинством Евхаристии.

ПРЕТВОРИТЬСЯ (некр.) - превратиться.

СКАПРИБА - выдумка; пословица, поговорка; меткое изречение.

ПРИБЕГ - прибежал, при­скакал на лошади.

ПРИБОР НА СЛУЖБУ - в Московском государстве пополнение войск путем приема «охочих» добровольцев из вольных людей и каза­ков. Казачьи городовые пол­ки комплектовались по П-ру.

ПРИВАДА - приманка; в частности приманка для ры­бы, которую казаки ловят на удочки «за хлеб или за червяка».

ПРИВИЛЕГИЯ - в Римской империи так назывался за­кон, касавшийся интересов частного лица вне общих законодательных установле­ний. По примеру Рима в В. княжестве Литовском и в Речи Посполитой «привилеем» назывался декрет в. князя и короля, предоставляв­ший особые социальные или имущественные права отдельной этнической группе, классу, общине или частно­му лицу. Напр., запорож­ские казаки, уйдя от татар из Крыма, получили от Польско-литовского короля Сигизмунда I в 1506 г. право беспрепятственно расселить­ся вдоль рек Сулы, Псиола и Врсклы, при чем король, по словам историка Ригельмана, «одарил их вольностя­ми и разными преимущест­вами и на то привилегиею своею им подтвердил». П. это закон для каждого от­дельного случая.

В русском законода­тельстве понятие П. тракто­валось, как право собствен­ности изобретателя на сде­ланное им изобретение, но в бытовой речи оно имело значение какого то преиму­щественного состояния. Напр., остатки казачьих ис­торических прав на землю и особый общественный строй в глазах русских представ­лялись как «казачьи приви­легии».

ПРИКАЗНЫЙ - звание младшего начальника из рядовых бойцов, помощник урядника по поддержанию дисциплины и порядка во взводе, командир отделения; у русских в старину так на­зывались низшие чиновники официальных учреждений — приказов.

ПРИКИДЫВАТЬСЯ - притворяться, выставлять себя в ложном виде.

ПРИКЛАД - в древнеславянской речи понималось, как «пример»; то же значе­ние сохраняется у некрасовцев и черноморцев-кубанцев с ударением на первом сло­ге; с ударением на последнем слоге, в настоящее время — деревянная часть ружья, которая прикладывается к плечу; у портных и сапожников — дополнение к основному материалу: подкладка, пугов­ки и т. п.

ПРИМУЧИВАТЬ (некр.) - принуждать грубой силой.

ПРИНЧ (дон.) - рис; у ка­бардинцев — прунж, у тюрок — биринч, у осетин и ар­мян — бринч.

ПРИПИСНЫЕ КАЗАКИ - иногородние по народному постановлению принятые в замкнутую казачью среду. Если на казачьи земли при­ходили казаки, имеющие доказательства своего казачьего происхождения, то принимали их сразу и считали их при­родными, а не приписными.

ПРИПИСНЫЕ КРЕСТЬ­ЯНЕ - в XVIII в. особый тип поселян на Дону; по большей части запорожские казаки, ушедшие с Днепра и пожелавшие остаться на положении мирных земледельцев. Приписными они назывались по той причине, что каждый из них, явившись на казачью землю, должен был обяза­тельно приписаться к станице или за частным владель­цем отдельного хуторского хозяйства. Вначале это был своего рода надзор за пове­дением новых, незнакомых людей, а с 1763 г., когда для всех П. К-ян был введен «семигривенный» податной оклад, их опекуны (станицы и частные хозяева) стали отвечать за исправное поступление от них податей.

ПРИРОДА (дон.) - происхождение: «Помни свою природу» — не забывай свое­го происхождения.

ПРИСМЫКНУТЬ - затя­нуть узел, привязать.

ПРИСОВЕТОВАТЬ - по­дать совет, уговаривать

ПРИСУГЛАСИТЬ - при­гласить.

ПРИСУД КАЗАЧИЙ - по понятиям предков казаков, земля назначенная Богом (присужденная) в вечное ка­зачье владение; степной бас­сейн Дона, Старое Поле. Русская история трактует П. К., как область подвласт­ную казачьему войсковому суду, территорию, на кото­рую распространялась власть казачьих кругов.

ПРИСУХА - ворожея, кол­дунья.

ПРИСЯГА - всякое торже­ственное обещание перед крестом и евангелием, в част­ности обещание свидетель­ствовать беспристрастно и правдиво на суде или честно выполнять обязательства, принятые на себя, добро­вольно, по принуждению или по гражданскому долгу.

ПРИТВОРЫ - оконные ставни.

ПРИТУГИ - рыболовный снаряд, удочка.

ПРИТЫН - барьер, упот­реблявшийся при скачках с препятствием.

ПРИЧАЩЕНИЕ - в пра­вославной церкви часть дог­матического учения о евха­ристии, по которому верую­щие, вкушая освященные дары, хлеб и вино, под их видом причащаются Тела и Крови Христовой, во остав­ление грехов и в жизнь вечную. П. совершается по за­вету Иисуса Христа: «Сие творите в мое воспоми­нание.

ПРОВА - передняя часть судна.

ПРОГОН (некр.) - дорога.

ПРОЕЗЖИЙ ЛИСТ (некр.) - пропускное свидетельство для продвижения по стране.

ПРОЗВИШША - родовое имя, фамилия.

ПРОКУДНЫЙ - зловред­ный.

ПРОПАСТИШША (дон.) - множество.

ПРОСЛЕДОК - колея, уг­лубленный след проехавших подвод.

ПРОСТРАННО (некр.) - привольно, в достатке: жить пространно — не чувствовать ни в чем недостатка.

ПРОТОИЕРЕЙ - старший священник.

ПРОТОПОП - прежнее наз­вание для протоиерея, те­перь устаревшее и вышедшее из употребления.

ПРОТОПРЕСВИТЕР - по­четное звание протоиерея; П. армии и флота — началь­ник всего военного духовен­ства.

ПРОХУДИТЬ - истрепать, продырявить одежду.

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕ­СЕНЬЕ - последний день масленицы.

ПРЯ (некр.) - спор.

ПРЯЖКА - поясной ремень.

ПРЯМИТЬ - верно служить; это слово встречается в отписках донских казаков московским царям.

ПРЯСЛО - часть плетня.

ПСАЛМЫ - религиозные песнопения из книг Ветхого Завета; их составление относят к 1500-1150 гг. до н. э.

ПСАЛОМЩИК - светское лицо, прислуживающее свя­щеннику во время богослу­жения; иногда вне алтаря частично замещает дьякона.

ПСАЛТИРЬ - собрание псалмов; книга содержит псалмы царя Давида, Моисея, Левитов, Асафа и др. псал­мопевцев.

ПСОТИТЬ - портить.

ПТА (некр.) - птица; мн. ч. — птахи.

ПУШКИ - общее название для артиллерийских орудий. В Европе П. появились по­чти одновременно с изобретением пороха (1330 г.). Уже в 1312 г. ими была воору­жена мавританская крепость в Испании — Алжедирас. В 1399 г. история вспоминает П. Литовского князя Витовта; он пользовался ими при битве с татарами на реке Ворскла. Дальше на востоке они появляются несколько позднее в виде малокалибер­ных «затинных пищалей» и сеящих картечь «тюфяков». В 1475 г. Москва основала пушечную избу, где кова­лись стволы я для тяжелых пушек, «большого наряда». В 1500 г. там же появились мастерские пушечно-литейные.

Казаки стали обладате­лями собственной артилле­рии вскоре после того, как расстались с татарами и Москвой, и возвратились на свои прежние юрты вдоль Дона и Днепра.

Вначале они добывали П. от турок с боя в их при­морских укреплениях, а нес­колько позднее получили возможность приобретать их у кавказских мастеров, в Москве и на Западе.

К концу XVI в. на До­ну и в Запорожье сущест­вовала стройная организация подрывного и пушкарского дела, самостоятельно добывалась превосходная селитра, вырабатывался порох, картечь и каменные ядра. При взятии Азова в 1637 г. и при обороне его от турок в 1641 г. донцы пользовались мно­гочисленной и хорошо снаб­женной артиллерией — «войсковым нарядом». Так же и казачья армия Богдана Хмельницкого имела в своем распоряжении солидную ар­тиллерию, которой командо­вал «войсковой обозный».

В 1738 г., уже под рус­ской властью, некоторым донским станицам пришлось перенести опустошительное нападение татар и тогда из Петербурга, для усиления обороноспособности Дона казакам были присланы 67 пушек. Они были распределены по укрепленным го­родкам.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 311. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия