Студопедия — МАТЕРИАЛИЗМ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МАТЕРИАЛИЗМ






Надеюсь, мне удалось убедительно показать, насколько важно было поддерживать напряжение в игре против Григория Кайданова. Ставки были предельно высоки, поскольку это был решающий тур чемпионата США. Игра протекала очень остро, мы оба горели желанием обострить ее еще больше и броситься в бой очертя голову, но мы прк знали, что следует не спешить и проявить выдержку. возникает закономерный вопрос: как себя чувствуют другие игроки в подобных ситуациях? Нас всех бьет нервная дрожь, или все же есть и те, кто сохраняет ясный ум и холодную голову? Думаю, ответ на этот вопрос кроется в одном из философских подходов к практике шахматной игры. После многих лет, посвященных какому-либо занятию, спрашивали ли вы себя, какова была ваша цель? вы можете играть в шахматы или на гитаре, писать или читать книги, но зачем? чтобы потешить свое самолюбие или ради самосовершенствования? Чего вы ищете: славы или мудрости? И, наконец, что вам дороже: процесс или результат?

В поисках ответа на этот вопрос психологи провели обширные изыскания и попытались выяснить, в какой степени поведение учащихся влияет на их способности и, в конечном счете, на усвоение материала. Доктор Кэрол Двек, ведущий специалист в области эволюционной психологии, с которой мне довелось учиться в Колумбийском университете, различает врожденные и благоприобретенные интеллектуальные способности. Дети, считающие, что они умны от природы, объясняют свой успех или неудачу устойчивым и неизменным уровнем интеллекта. Те, кто обладает благоприобретенными способностями, более склонны описывать свои достижения выражениями вроде таких: "У меня получилось, потому что я много работал" или "Надо было больше стараться". Поскольку цитируемое исследование очень обширное, я не могу изложить его вкратце, достаточно будет только сказать, что, заинтересовавшись трудным материалом, люди с благоприобретенными способностями с большей вероятностью достигнут высокого уровня игры, в то время как люди с врожденным талантом легко разочаровываются и бросают свое занятие.

Я долгое время предпочитал вопросы ответам. Действительно, я не верю по-настоящему в существование безошибочных и однозначных ответов, потому что они всегда открывают ум для более крупных загадок. Я вижу познание как путь от одного вопроса к другому и надеюсь, что вопросы со временем будут становиться все лучше и лучше. Может быть, мы доберемся и до истины в высшей инстанции, но мне все же кажется, что в самом понятии "уверенность" кроется немалая опасность. опасная степень высокомерия в каждом понятии уверенности. Великий китайский философ древности Чжуан-Цзу сказал: "Разум цепенеет, когда приходит признание". Давая неким явлениям или ключевым проблемам не подлежащую пересмотру оценку, мы тотчас же упускаем из виду постоянно меняющиеся нюансы. В шахматной игре мы просчитываем варианты, но вот позиция меняется, и наш косный разум не поспевает за развитием событий. Таким образом искусство шахмат бесконечно важнее нам как средство развития личности, чем как путь к славе. Похвала пуста в сравнении с чувством глубокого удовлетворения, наполнявшего меня после дня напряженной учебы. Возможно, подобный взгляд я усвоил еще в детстве в семье, где царил живой дух нематериальных, художественных ценностей. А может быть, еще участвуя в детских соревнованиях, я понял, что внешний успех ненадежен, потому что всегда найдется кто-то - соперник или само время, - готовый сбросить тебя с вершины славы.

Как бы то ни было, я полагаю, что сама жизнь берет на себя труд сбить спесь с зазнаек. Были случаи, когда я уже чувствовал запах победы, воображение рисовало мне соблазнительные картины торжества после турнира, и я неизбежно продувал партию. Точно так же, если мой ученик за анализом игры вдруг говорит, что уверен в победе, он обязательно допустит промах, даст сопернику собраться с силами и проиграет. Но и когда игроки говорят себе: "Теперь мне конец" или "Эту партию я окончательно продул", они отказываются от борьбы и упускают реальные шансы повернуть игру в свою пользу.

Мечта о победе выбивает нас из колеи - наше сознание уподобляется воздушному змею, ветер подхватывает его, несет, куда вздумается, и разбивает о дерево. Ваша творческая мысль останавливается. Полет прерывается. Ветер дует, он не исчез, но он вам уже не помогает. Представьте себе два паллельных потока времени: в одном пребывает ваше сознание, (подобно воздушному змею), в другом протекает партия (она же ветер). Когда мечты уносят вас вдаль, ваш поток времени как бы останавливается, а позиция на шахматной доске продолжает меняться. Возникшая в результате двойственность чревата опасностью, играть подобным образом все равно, что рыскать наугад в густом тумане. Любопытно, что в подобных случаях игрок боится сделать смелый, но необычный ход, сулящий большую выгоду.

Но как преодолеть более чем естественное желание думать о победе во время игры, когда совершенно очевидно, что конечная цель и есть - победа? Вопрос непростой, и ответить на него однозначно нельзя. Прежде всего, я бы рекомендовал больше ценить в шахматах сам процесс игры и меньше результат. Это отнюдь не значит, что я не стремлюсь к победе, я человек очень азартный и сажусь за доску для того, чтобы выиграть. Возможно, дело в том, что меня привлекает широкая перспектива, которая открывается перед шахматистом, если он умеет сосредоточиться на анализе множества последствий каждого хода. Например, когда мне было всего восемь лет, я проиграл последний тур в моем первом национальном чемпионате. Разумеется, я пережил потрясение, но сейчас я понимаю, что мне несказанно повезло, потому что весь последующий год я работал, как проклятый, чтобы выиграть следующее первенство. Я усвоил урок и понял, что для победы нужно постараться, я стал уважать усердный труд. В то же время я видел массу иных примеров: молодые люди рано и легко добивались значительных успехов, но они никогда не связывали победу с упорным трудом, и когда суровая действительность неизбежно разрушала их мечты, они сдавались и просто опускали руки, потому что не были готовы к борьбе.

Не стоит баловаться шахматами пару-другую недель, а потом забросить их. Углубитесь в игру на несколько лет или проведите всю жизнь, наслаждаясь ее постоянно растущим числом загадок. Искусство шахматной игры немало расскажет вам о вас самих. Если вы начнете учиться, то будете сторицей вознаграждены за свои усилия. Не бойтесь проигрывать, учитесь на своих ошибках; не давайте гордыне овладеть вами, если выиграете. Научитесь смирению настоящего ученика. Шахматы не есть нечто застывшее и законченное, иначе игра потеряла бы загадочность и красоту и быстро перешла бы в область компьютерных расчетов. Люди в состоянии постичь музыку шахмат и создавать ее снова и снова, потому что эта игра - путь самовыражения творческих умов. Только не позволяйте иным мыслям отвлекать вас от развития партии.

Первая игра этой темы - это партия, в которой я сражался с помешанными на победе и не в меру расшалившимися демонами. Я мог бы разгромить их, принять выигрыш, как подарок, или отказаться от него, чтобы начать игру сначала и дать противнику новый шанс. У меня от игры мурашки бежали по коже, точь-в-точь как от фильма Питера Селлерса "Розовая пантера", где инспектор Клузо проваливает самое простое и немудреное дело. Следующие несколько примеров будут взяты из игр моего талантливого ученика Ли Гарднера. Ли недавно победил в турнире "Пан Америкен", он замечательный человек и шахматист. Однако в его манере игры есть одна особенность: Ли оценивает позицию, словно выносит приговор - окончательно и бесповоротно, а потом упускает блестящие возможности, потому просто-напросто каким-то непостижимым образом не верит в их существование. Интересно понаблюдать, как это может быть помехой в совершенно разных ситуациях. Давайте посмотрим.

Эта партия была сыграна зимой 1998 года в шахматном клубе Маршалла, что в Нью-Йорке. Моим противником был Ненад Вуличевич, югослав, которого я знаю уже много лет, и с которым мы сыграли бесчисленное количество партий.


E4 d6

D4 Nf6

Nc3 g6

Bg5 c6







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 296. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия