Студопедия — АМИР ИБН 'АБДАЛЛАХ АТ-ТАМИМИ 7 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

АМИР ИБН 'АБДАЛЛАХ АТ-ТАМИМИ 7 страница






Фаррух посмотрел на жену, погружённую в свои тревожные мысли, и сказал ей:

— Я привёз тебе, о мать Раби'а, четыре тысячи динаров. Достань же деньги, которые я оставлял тебе. Сложим их вместе и купим на эти деньги сад или участок земли, чтобы прожить остаток жизни на доход, который они будут приносить...

Она не ответила, продолжая думать о своём. Он повторил свою просьбу:

— Ну же... Где деньги, чтобы я положил к ним то, что привёз?

Она сказала:

— Я положила их туда, где им и место, и я достану их через несколько дней, если будет на то воля Аллаха.

Их разговор прервал голос муаззина. Фаррух поспешил к своему кувшину и совершил малое омовение. Потом он поспешил к двери, спрашивая на ходу:

 

 

112 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


— Где Раби'а?

Ему сказали:

— Он опередил тебя, отправившись в мечеть, ещё когда звучал первый азан. И мы думаем, что ты уже не успеешь совершить молитву вместе с общиной.

 

 


Фаррух, добравшись до мечети, обнаружил, что имам уже закончил совершать молитву. Он совершил обязательную молитву в одиночку. Потом он направился к могиле Посланника Аллаха и поприветствовал его.

Потом он остановился в ар-Рауда аш-Шарифа, между могилой Посланника Аллаха и его минбаром. В этом месте, столь дорогом его сердцу, он так давно мечтал совершить молитву.

Он выбрал для себя место, совершил столько рак'атов, сколько пожелал Аллах, и обратился к нему с мольбами.

Он уже хотел покинуть мечеть, но заметил столь многочисленное собрание людей, которые собрались для приобретения знаний, какого ему не приходилось видеть раньше.

Эти люди собрались вокруг своего учителя. Они сидели так плотно, что там негде было ступить. Фаррух обвёл взглядом учеников и обнаружил среди них не только молодёжь, но и пожилых людей в чалмах, а также людей, вид которых свидетельствовал об их знатности, влиянии и благородном происхождении.

Было здесь и множество юношей, которые стояли на коленях с письменными принадлежностями в руках. Они ловили каждое слово учителя, как если бы слова эти были бесценными жемчужинами, и сохраняли эти слова в своих тетрадях, как сохраняют драгоценности. Взоры всех собравшихся были устремлены на учителя. Все они молчали, внимательно слу-

 

 

Раби'а-ар-райй 113

 

 


шая, и сидели, боясь шевельнуться — будто на головах у них сидели птицы. Несколько человек повторяли сказанное учителем слово в слово, чтобы даже сидящие в последних рядах ничего не упустили.

Фаррух постарался увидеть учителя, но он стоял слишком далеко и не смог ничего разглядеть. Его поразило красноречие учителя, ясные, чёткие объяснения, его бьющее ключом знание, его удивительная память. Но ещё больше его поразило то, с каким смирением сидели люди на его собрании.

Закончив свой урок, учитель поднялся, и люди устремились к нему, обступив его, и он покинул мечеть, со всех сторон окружённый провожавшими его людьми.

Тогда Фаррух повернулся к человеку, который сидел рядом с ним, и спросил:

— Заклинаю тебя Господом твоим, скажи, кто этот шейх?

Его собеседник с удивлением спросил:

— Разве ты не из жителей Медины?

Фаррух ответил:

— Да, я из Медины.

Его собеседник сказал:

— Неужели в Медине найдётся хотя бы один человек, не знающий шейха?!

Фаррух ответил:

— Ты уж извини меня, но я не знаю его, потому что около тридцати лет провёл далеко от Медины и вернулся только вчера.

Его собеседник сказал:

— Что ж, понятно... Садись возле меня, я расскажу тебе немного о шейхе. Шейх, которого ты сейчас слушал, — господин последователей сподвижников и один из самых выдающихся мусульман. Он мединский знаток хадисов и факих, и он — имам Медины, несмотря на молодость.

 

 

114 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


Фаррух сказал:

— Как пожелал Аллах, и нет силы ни у кого, кроме как от Аллаха!

Тем временем его собеседник продолжил:

— На его собраниях присутствуют, как ты видел, Малик ибн Анас*, Абу Ханифа ан-Ну'ман, Яхья ибн Са'ид аль-Ансари, Суфьян ас-Саури, 'Абд-ар-Рахман ибн 'Амр аль-Авза'и, аль-Лейс ибн Са'д и многие другие...

Фаррух сказал:

— Но ты...

Но его собеседник не дал ему закончить:

— Он к тому же весьма благородный, скромный, благонравный, великодушный и щедрый человек. Жители Медины не знают человека более щедрого по отношению к другу и сыну друга и более равнодушного к мирским благам и больше стремящегося к тому, что у Аллаха...

Фаррух сказал:

—Но ты не назвал мне его имя.

Его собеседник ответил:

—Ах да... Это Раби'а-ар-райй...

Фаррух повторил с удивлением:

—Раби'а-ар-райй?

Его собеседник ответил:

— Ну да... Его зовут Раби'а. Но учёные и шейхи Медины прозвали его Раб'иа-ар-райй**, потому что, когда они не могут найти текста в Книге Аллаха или хадиса Посланника Аллаха по какому-нибудь вопросу, они обращаются к нему, и он делает иджтихад и проводит аналогию между

 

 


* Имам Малик, основатель мали ките кого мазхаба.

* «Райи» означает «мнение», а всё прозвище, таким образом, — «Раби'а, [имеющий] мнение».

 

Раби'а-ар-райй 115

 

 


теми вопросами, относительно которых есть тексты*, и теми, относительно которых текстов нет. И он выносит для них решение по вопросам, которые вызывают у них затруднения, — такое решение, которое с готовностью принимают души и сердца...

Фаррух сказал взволнованно:

— Но ты не назвал мне его полное имя...

Его собеседник сказал:

— Он Раби'а, сын Фарруха, носившего кунью Абу 'Абд-ар-Рахман. Он родился после того, как его отец покинул Медину, отправившись сражаться на пути Аллаха, а мать занималась его воспитанием и обучением. Перед самой молитвой я слышал, как люди говорили, что прошлой ночью его отец вернулся домой...

Из глаз Фарруха упали две крупные слезы. Его собеседник не догадывался о причине.

Фаррух поднялся и поспешил домой.

Мать Раби'а, увидев слёзы в глазах мужа, спросила его:

— Что с тобой, о Абу Раби'а?

Он ответил:

— Ничего, кроме хорошего. Я видел у нашего сына Раби'а такое знание, почёт и с лаву, которых не видел ни у кого прежде...

Мать Раби'а восспользовалась представившейся возможностью и сказала:

— Скажи, что дороже для тебя — тридцать тысяч динаров или то знание и почёт, которые обрёл твой сын?

Фаррух ответил:

— Клянусь Аллахом, это дороже для меня, и я предпочёл бы это всему богатству, которое только есть в мире!

 


* То есть аяты и хадисы.

 

 

116 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


Она сказала:

— Я израсходовала на него всё, что ты оставил мне. Одобряешь ли ты то, что я сделала?

Он ответил:

— Да... И да воздастся тебе благом — и от меня, и от него, и от мусульман!

 

 

РАДЖА' ИБН ХАЙВА

 

Поистине, в Кинде были три человека, благодаря которым Аллах посылал дождь и помогал против врагов... Одним из них был Раджа' ибн Хайва.

Масляма ибн 'Абд-аль-Малик

 

 

Б ыли в Кинде в век последователей сподвижников трое мужчин, подобных которым их современники не знали. Как будто они встретились в день назначенный и завещали друг другу истину и терпение и договорились придерживаться блага и благочестия и посвятили свою жизнь богобоязненности и знанию. А также служению Аллаху и Его Посланнику, а также простым верующим и влиятельным из их числа.

Это Мухаммад ибн Сирин в Ираке, аль-Касим ибн Мухаммед ибн Абу Бакр в Хиджазе и Раджа' ибн Хайва в Шаме.

Давайте же проведём эти благодатные мгновения в обществе одного из этих прекрасных, благочестивых людей. Это Раджа' ибн Хайва.

 

 


Раджа' ибн Хайва родился в Бисане на территории Палестины в конце правления 'Усмана ибн 'Аффана. Точная дата его рождения неизвестна. Раджа' относился к арабскому племени Кинда. Таким образом, Раджа' был палестинским арабом из племени Кинда.

 

 


Юноша из Кинды с младых ногтей воспитывался в покорности Аллаху. Аллах любил его и внушил Своим творениям любовь к нему.

 

 

118 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 


Раджа' рано начал приобретать знания. Сердце его было прекрасной почвой для полезного знания, и в нём было достаточно места, которое быстро заполнилось знанием, которое прочно закрепилось в нём.

Главной его заботой было тщательное изучение Книги Аллаха и хадисов Посланника Аллаха ,. Разум его озарился светом Корана, а пророческое руководство сняло пелену с его внутреннего взора. Грудь его наполнилась наставлениями и мудростью. А кому дарована мудрость, тому даровано великое благо.

Ему посчастливилось застать многих благородных сподвижников, в том числе Абу Са'ида аль-Худри, Абу ад-Дарда, Му'авию ибн Абу Суфьяна, 'Абдаллаха ибн 'Амра ибн аль-'Аса, ан-Навваса ибн Сам'ана и других. Они стали для него светочами истинного пути и факелами знания.

 

 


Юноша создал для себя свод принципов, которые повторял и которым следовал до конца жизни.

Он говорил:

— Что прекраснее ислама, украшенного верой! И что прекраснее веры, украшенной богобоязненностью! И что прекраснее богобоязненности, украшенной знанием! И что прекраснее знания, украшенного деянием! И что прекраснее деяния, украшенного мягкостью!..

 

 


Раджа' ибн Хайва был визирем при нескольких халифах из династии Омейядов, начиная с 'Абд-аль-Малика ибн Мервана и заканчивая 'Умаром ибн 'Абд-аль-'Азизом.

Однако с Сулейманом ибн 'Абд-аль-Маликом и 'Умаром ибн 'Абд-аль-'Азизом у него была более тесная связь, чем с предыдущими халифами.

 

Раджа' ибн Хайва 119

 

 


Сердца омейядских халифов привязались к Раджа' из-за взвешенности и обоснованности его мнений, его чистосердечия, искренности его намерений и его мудрого подхода к любым вопросам. И наконец, всё это венчало равнодушие к сосредоточенным в руках халифов мирским благам, за которыми охотились очень многие.

 

 


Связь Раджа' с омейядскими халифами стала для них великой милостью и почётом от Всевышнего. Он призывал их к благу и указывал им на пути, ведущие к нему.

И он удерживал их от зла и закрывал перед ними его двери.

И он показывал им истину и побуждал их следовать ей.

И он указывал им на ложное и предостерегал их от следования ему.

И он проявлял чистосердечие по отношению к Всевышнему Аллаху, Его Посланнику, предводителям мусульман и простым мусульманам.

С Раджа' случилась история, которая осветила ему путь в его отношениях с халифами и чётко обозначила его задачу в общении с ними. Он сам рассказывал эту историю:

— Однажды я стоял с Сулейманом ибн 'Абд-аль-Маликом в окружении множества людей и вдруг увидел человека, который направлялся к нам сквозь толпу. У него была благородная наружность. И я не сомневался, что он идёт к халифу. Оказавшись напротив меня, он подошёл. Встал рядом со мной, после чего поприветствовал меня и сказал: «О Раджа'! Поистине, этот человек — твоё испытание». Сказав это, он указал на халифа, а затем продолжил: «В близости к нему много блага и много зла. Сделай же свою близость к нему благом для тебя и для людей. И знай, о Раджа', что занимающий достойное место при султане и передающий халифу просьбы слабых людей,

 

120 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


не имеющих возможности обратиться к нему с этой просьбой самостоятельно, встретит Всевышнего Аллаха для расчёта лёгкого. Помни, о Раджа', о том, что Аллах помогает тому, кто помогает своему брату-мусульманину. И знай, о Раджа', что одно из самых любимых дел для Всевышнего Аллаха — доставлять радость сердцу мусульманина». И пока я размышлял о его словах в ожидании продолжения его речи, халиф позвал: «Где Раджа' ибн Хайва?» Я приблизился к нему и сказал: «Вот он я, о повелитель верующих». И он задал мне какой-то вопрос. Ответив ему, я повернулся к тому человеку, дававшему мне наставление, но никого не обнаружил. Я обыскал всё, но так и не смог найти никаких следов того наставника...

 

 


В жизни Раджа' было немало историй, главными героями которых были помимо него омейядские халифы. Рассказы о его поступках остались на страницах истории, и они передаются из поколения в поколение.

Так, рассказывают, что однажды он был на собрании 'Абд-аль-Малика ибн Мервана, и халифу рассказали об одном человеке, питающем злобу к Омейядам. Ему сказали:

— Он поддерживает 'Абдаллаха ибн аз-Зубайра* и помогает ему...

И доносчик рассказал ему о словах и делах того человека достаточно, чтобы разгневать халифа, и он сказал:

— Клянусь Аллахом, если я доберусь до него, то сделаю с ним то-то и то-то! И я обязательно отрублю ему голову!

И очень скоро Аллах предал этого человека в руки халифа и его привели к нему.

 


* Он был соперником 'Абд-аль-Малика ибн Мервана и тоже претендовал на власть.

 

Раджа' ибн Хайва 121

 

 


Халиф был вне себя от гнева и уже собирался исполнить свою угрозу. Но Раджа' ибн Хайва поднялся и сказал:

— О повелитель верующих! Поистине, Всевышний Аллах сделал для тебя то, чего ты желал, предав его в твои руки. А теперь сделай для Аллаха то, что Он любит, — прости этого человека.

И гнев халифа улёгся. Он простил этого человека, отпустил его и оказал ему благодеяние.

 

 


В 91 году хиджры аль-Валид ибн 'Абд-аль-Малик совершил хадж. Его сопровождал Раджа' ибн Хайва. Добравшись до Медины, они посетили мечеть Пророка. Их сопровождал 'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз.

Халиф изъявил желание расширить мечеть и сделать её шириной в двести локтей. Людям велели выйти из мечети, чтобы халиф мог внимательно осмотреть её.

В мечети не осталось никого, кроме Са'ида ибн аль-Мусайяба, которого стража не посмела выгнать.

'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз, который в то время был правителем Медины, послал к нему гонца, который сказал:

— Было бы хорошо, если бы ты вышел из мечети, как и все остальные люди.

Са'ид ибн аль-Мусайяб ответил:

— Я не покину мечеть до наступления времени, в которое я покидаю её' каждый день.

Ему сказали:

— Ты бы встал и поприветствовал повелителя верующих.

Са'ид ответил:

— Я пришёл сюда, чтобы стоять пред Господом миров.

Когда гонец передал ему слова Са'ида, 'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз, показывая халифу мечеть, старался не подводить

 

122 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


его к тому месту, где сидел Са'ид. А Раджа' старался занять его разговором, зная о вспыльчивости халифа.

Но в конце концов аль-Валид всё-таки спросил их:

— Кто этот шейх? Разве это не Са'ид ибн аль-Мусайяб?

Они ответили:

— Да, это он, о повелитель верующих. И стали рассказывать халифу о его религии, знании, достоинствах и богобоязненности. Рассказав ему немало, они сказали:

—Если бы старец увидел, что здесь повелитель верующих, он, конечно, поднялся бы и поприветствовал его. Однако у него очень слабое зрение.

Аль-Валид сказал:

—Я знаю, что он действительно таков, как вы сказали, и он имеет больше прав на то, чтобы мы сами подошли к нему и поприветствовали его.

И он подошёл к Са'иду и, остановившись перед ним, поприветствовал его и спросил:

—Как поживает шейх?

Са'ид ответил, не поднявшись со своего места:

—По милости Аллаха и Ему принадлежит хвала и благо... А как поживает повелитель верующих, да поможет ему Аллах в том, что Он любит и чем Он доволен?..

И аль-Валид ушёл со словами:

—Это последние из настоящих людей. Последние из праведных предшественников в этой общине...

 

 


Когда власть перешла к Сулейману ибн 'Абд-аль-Малику, Раджа' ибн Хайва занимал при нём даже более почётное место, чем при его предшественниках. Сулейман доверял ему и полагался на него и старался следовать его мнению и в важных, и в незначительных вопросах.

 

Раджа' ибн Хайва 123

 

 


Известно много историй, главными героями которых были Раджа' ибн Хайва и Сулейман ибн 'Абд-аль-Малик. Но, пожалуй, самым важным для ислама и мусульман деянием Раджа' в эпоху халифа Сулеймана стало его отношение к передаче власти по наследству и роль, которую он сыграл в присяге людей 'Умару ибн 'Абд-аль- 'Азизу.

 

 


Раджа' ибн Хайва рассказывал:

— В первую пятницу месяца сафар* 99 года хиджры мы были вместе с повелителем верующих Сулейманом ибн 'Абд-аль-Маликом в Дабике. А он послал огромное войско к Константинополю под командованием его брата Маслямы ибн 'Абд-аль-Малика. Вместе с ним был его сын Дауд и много его родственников. Он поклялся не покидать Мардж Дабик, пока Аллах не предаст Константинополь в его руки или пока он сам не умрёт.

Незадолго до пятничной молитвы халиф совершил малое омовение самым тщательным образом, затем облачился в зелёное одеяние и надел зелёную чалму. После этого он взглянул на себя в зеркало взглядом человека, довольного своим внешним видом и своей молодостью. Ему тогда было всего около сорока лет.

Затем он вышел, чтобы совершить молитву с людьми. А вернулся из мечети он уже с горячкой.

В следующие дни болезнь только усилилась. Он попросил меня быть возле него. Однажды я зашёл к нему и обнаружил, что он что-то пишет. Я спросил: «Что ты делаешь, о повелитель верующих?» Он ответил: «Завещаю власть своему сыну Айюбу». Я сказал: «О повелитель верующих.

 


* Сафар — второй месяц мусульманского календаря.

 

 

124 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


Среди того, что оберегает халифа в могиле и очищает его совесть перед Господом, — назначение им своим преемником праведного человека. А твой сын Айюб — мальчик, не достигший совершеннолетия, и ты не можешь определить, праведным он будет или нет».

Тогда он изменил своё решение: «Это всего лишь написанное мною. Я хочу обратиться к Господу моему, чтобы Он указал мне правильное решение. У меня не было решительного намерения...» И он порвал написанное. Спустя день или два он позвал меня и сказал: «Что ты думаешь о моём сыне Дауде, о Абу аль-Микдам?» Я ответил: «Он отправился вместе с войском в Константинополь, и ты не знаешь даже, жив он или нет...» Он спросил: «Кого бы ты предложил, о Раджа'?» Я ответил: «Решение за тобой, повелитель верующих». Я хотел посмотреть, кого он назовёт, чтобы отвергнуть их одного за другим, пока он не назовёт 'Умара ибн 'Абд-аль-'Азиза. Он спросил: «Что ты думаешь об 'Умаре ибн 'Абд-аль-'Азизе?» Я ответил: «Клянусь Аллахом, я знаю его как человека достойного, безупречного, разумного, набожного...» Он сказал: «Ты прав. Клянусь Аллахом, он такой и есть... Но если я назначу своим преемником его и оставлю ни с чем детей 'Абд-аль-Малика*, то будет смута. Они никогда не позволят ему править собой». Я сказал: «Что ж, привлеки одного из них к участию: назначь его преемником 'Умара». Халиф сказал: «Ты прав. Это успокоит их. И они удовольствуются и примут его». Потом он взял бумагу и написал своей рукой: «С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Это послание раба Аллаха Сулеймана ибн 'Абд-аль-Малика, повелителя верующих, 'Умару ибн ' Абд-аль-

 

 


* Он имел в виду своих братьев.

 

 

Раджа' ибн Хайва 125

 

 


'Азизу. Я назначаю тебя своим преемником и назначаю твоим преемником Язи да ибн 'Абд-аль-Малика. Слушайте меня и повинуйтесь, и бойтесь Аллаха и не разделяйтесь. А иначе коварные и корыстные люди захотят одолеть вас...» Закончив писать, он вручил мне послание. Затем он послал за Ка'бом ибн Хамизом, начальником стражи, и сказал ему: «Вели моим родным собраться и сообщи им, что послание, которое у Раджа' ибн Хайвы, написано моей рукой, и вели им присягнуть тому, кто упомянут в этом послании». Когда они собрались, я сказал им: «Это послание повелителя верующих. Он назначил своего преемника и велел мне принять вашу присягу тому, кого он назначил». Они сказали: «Слушаемся и повинуемся повелителю верующих. И мы обещаем быть покорными его преемнику». После этого они велели мне попросить у повелителя верующих разрешения зайти к нему и попрощаться с ним. Я сказал: «Хорошо».

Когда они вошли к нему, он сказал им: «Поистине, это послание, которое держит в руках Раджа' ибн Хайва, написано моей рукой. Это мой завет моему преемнику. Слушайтесь и повинуйтесь тому, кого я назначил, и присягните тому, кто упомянут в этом послании».

И они присягнули друг за другом. Потом я вышел с запечатанным посланием, содержание которого было известно только мне и повелителю верующих.

Когда люди разошлись, 'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз пришел ко мне и сказал: «О Абу аль-Микдам! Поистине, повелитель верующих хорошего мнения обо мне, и он сделал Мне много добра и неоднократно выказывал своё расположение ко мне... И я боюсь, что он поручил мне что-то из этого дела. И я заклинаю тебя Аллахом и прошу тебя ради нашей дружбы: есть ли в послании повелителя верующих

 

126 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 

 


что-то касающееся меня, чтобы я успел попросить его освободить меня от этой ответственности, пока не поздно?» Я ответил: «Нет, клянусь Аллахом, я не сообщу тебе ни одной буквы из того, о чём ты спрашиваешь!» И он ушёл, гневаясь на меня. Потом ко мне подошёл Хишам ибн Абд-аль-Малик и сказал: «О Абу аль-Микдам! Я знаю о твоём многолетнем уважении и любви ко мне. И я буду очень благодарен тебе, если ты сообщишь мне о том, что в послании повелителя верующих. И если он назначил своим преемником меня, то я промолчу, а если он назначил другого, то я будут говорить, потому что подобного мне не отстраняют от такого дела! И я клянусь тебе Аллахом, что не стану упоминать твоё имя». Я сказал ему: «Нет, клянусь Аллахом, я не сообщу тебе ни одной буквы из того, что доверил мне повелитель верующих». И он ушёл, ударяя рукой о руку и восклицая: «Кому же будет поручено это дело, если меня отодвинут в сторону? Неужели власть уйдёт от детей 'Абд-аль-Малика? Клянусь Аллахом, ведь я лучший из детей 'Абд-аль-Малика!» Потом я зашёл к халифу, который уже лежал при смерти. Как только мне начинало казаться, что душа вот-вот покинет его тело, я поворачивал его в сторону киблы. Но он говорил: «Ещё не время, Раджа'...» Я проделал это дважды, а на третий он сказал: «Сейчас, Раджа'... Если хочешь что-то сделать, то делай... Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха». Я повернул его в сторону киблы, и очень скоро он скончался.

Тогда я закрыл ему глаза, прикрыл его зелёным покрывалом и вышел, закрыв за собой дверь. Его жена послала ко мне кого-то, спрашивая о халифе и изъявляя желание увидеть его. Я приоткрыл дверь и сказал её посланцу: «Посмотри на него, он наконец-то уснул после долгого бодрствова-

 

Раджа' ибн Хайва 127

 

 


ния. Оставьте его». Посланец вернулся к ней и сообщил ей, и она поверила, что он действительно уснул.

После этого я запер дверь, посадил возле неё стражника, которому доверял, и велел ему не двигаться с места, пока я не вернусь, и никого не пускать к халифу.

Я вышел, и люди, встретив меня, спросили, как повелитель верующих. Я ответил: «Он никогда не был таким спокойным, как сейчас...» Они сказали: «Хвала Аллаху». Потом я послал к Ка'бу ибн Хамизу, начальнику стражи. Он собрал членов семьи повелителя верующих в мечети Дабика. Я сказал: «Присягайте тому, чьё имя упомянуто в послании повелителя верующих». Они сказали: «Но мы уже присягнули один раз! Мы что, должны присягнуть ещё раз?» Я сказал: «Это веление повелителя верующих. Присягайте так, как он велел, тому, чьё имя упомянуто в этом запечатанном послании». И они присягнули один за другим. Увидев, что присяга окончена, я сказал: «Поистине, ваш товарищ умер. И поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему возвращаемся». И я зачитал им послание, и когда я упомянул имя 'Умара ибн 'Абд-аль-'Азиза, Хишам ибн 'Абд-аль-Малик воскликнул: «Мы никогда не станем присягать ему!» Я сказал: «Тогда я, клянусь Аллахом, отрублю тебе голову! Встань и присягни». Он нехотя поднялся. Дойдя до 'Умара, он сказал: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему возвращаемся». Он сказал это потому, что власть перешла к 'Умару, а не к братьям покойного халифа — сыновьям 'Абд-аль-Малика. 'Умар сказал: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему возвращаемся». Он произнёс эти слова, потому что власть перешла к нему, несмотря на то, что он не хотел этого.

Это была присяга, посредством которой Аллах вернул исламу его юность и возвысил Свою религию.

 

128 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

 


Блажен халиф мусульман Сулейман ибн 'Абд-аль-Малик. Он очистил совесть свою перед Аллахом, назначив своим преемником праведного человека. И блажен его искренний помощник — Раджа' ибн Хайва. Он был чистосердечен по отношению к Аллаху, Его Посланнику и предводителям мусульман. И да вознаградит Аллах благом его праведное окружение. Через сияние их мнения наилучшие из обладателей власти, которым Аллах оказывал содействие, находят правильный путь...

 

'АМИР ИБН ШУРАХБИЛЬ АШ-ША'БИ

 

Аш-Ша'би обладал обширными познаниями и был очень кратким... и в исламе он занимал достойное место.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 628. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия