Студопедия — ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ






 

 

Можно поставить очень простой вопрос: почему необходимо задумываться над теоретическими и явно абстрактными различиями во взглядах, лежащих в основе психотерапев­тической практики? Выражаясь более прагматично, можно спросить: как или почему теория влияет на манеру работы психотерапевтов? Я думаю, ответ состоит не в том, как тео­рия определяет технику работы терапевта, а скорее в том, как она влияет на понимание нами процесса изменения клиента. Это понимание, в свою очередь, формирует практи­ческий подход к работе с клиентом.

За последние двадцать лет в процессе становления в ка­честве самостоятельной дисциплины семейная терапия включила в себя различные «системные» модели (см.: Nicols, 1984; Auerswald, 1987). Все системные парадигмы, несмотря па свою порой противоречивую природу, подчеркивают, что семья — это уникальный организм, не тождественный сумме его отдельных составляющих. Не случайно общий элемент практически всех семейных системных моделей — избегание фокусирования (как в теории, так и на практике) на внутренней динамике отдельных членов семьи.

С другой стороны, в русле человекоцентрированного под­хода традиционно значимой считается именно внутренняя динамика человека. Рост личности, или самоактуализация есть главная цель терапевтической сессии. Несмотря на то, что такой личностный рост неизбежно происходит в контек­сте какой-либо семьи, этот контекст приобретает значение только в том случае, если клиент случайно обнаруживает его в процессе терапии.

Хотя Роджерс (Rogers, 1959, 1961, 1977) иногда упоми­нал о семье и внутрисемейных отношениях, такие ссылки были очень краткими и всегда делались с целью продемонстрировать, какое влияние оказывает взаимодействие между членами семьи — позитивное или негативное — на способ­ность к актуализации отдельного человека. Психология Роджерса, как и психология Зигмунда Фрейда, явно ориен­тирована на отдельную личность, а контекст имеет в лучшем случае второстепенное значение.

Я же выступаю против любого ошибочного противопо­ставления в теоретическом плане индивидуальной и семей­ной терапии, частично обусловленного традиционным инди­видуализмом человекоцентрированного подхода, частично — умышленным разграничением, проводимым теми, кто видел в семейной терапии уникальный антидогматический и рево­люционный подход (Haley, 1963; Jackson, 1965; Minuchin, 1967). Я выступаю за человекоцентрированную терапию, которая с уважением относится к отдельному индивиду, но принимает также во внимание контекст, в котором этот индивид развивается. А таким контекстом практически для каждого из нас является семья.

Семья — живое органичное целое, никогда не остающее­ся неизменным в любой момент времени. Она находится в постоянном движении, потому что любой человек состоит из многих Я-элементов, каждый из которых все время пре­терпевает изменения. Такие изменения отдельных членов семьи обусловлены их личностным ростом. Они, в свою очередь, порождают перемены, часто незаметные, а иногда дра­матичные, в отношениях между Я-элементами одного чело­века и Я-элементами других членов семьи.

Семью можно представить в качестве органического калейдоскопа, состоящего из многих Я, элементы которых находятся в постоянном движении. Хотя целое имеет некий узнаваемый общий вид, оно не остается неизменным. Харак­тер общения между членами семьи постоянно меняется в результате едва ощутимых изменений, вызванных как внешними, так и внутренними силами. Так, существуют по меньшей мере три источника постоянного воздействия на семью: (а) внутренняя динамика каждого отдельного чле­на семьи, которая меняется в результате взросления и накоп­ления опыта; (б) межличностное общение ее отдельных членов и (в) внешние силы (как естественные, так и социаль­ные), воздействующие на семью извне.

Человекоцентрированная теория позволяет нам понять целостность индивида, в то время как семейная терапия облегчает понимание межличностной природы человека и процесса его самоактуализации. Поэтому я считаю, что че­ловекоцентрированная семейная терапия ведет к более глубокому пониманию психологии пар и семей, одновремен­но улучшая наше понимание индивидов, так как самораз­витие происходит в процессе межличностного общения.

Одно из явных упущений человекоцентрированной ли­тературы — это отсутствие объяснения процесса развития Я. Критическим для понимания этого процесса является зна­ние того, как индивид впервые знакомится с обществом. Это знакомство осуществляется с помощью семьи — посред­ника между человеком и обществом. Именно семья «пеле­нает» развивающегося младенца в те условия, которые Род­жерс (Rogers, 1957) считал необходимыми и достаточными для роста и изменения личности, — эмпатию и безуслов­ное позитивное принятие. Эти условия порождают также любовь и доверие и составляют эмоциональную основу семьи (Gaylin, 1991а). Действительно, даже терапевтические отношения бледнеют на фоне способности семьи актуали­зировать и стимулировать личностный рост своих членов (Gaylin, 1990).

Согласно теории человекоцентрированного подхода, в основе терапевтических отношений лежат принципы воспи­тания индивида в семье в первые месяцы и годы его развития. Несмотря на эту параллель между преисполненными любви и доверительными семейными отношениями и теми же самы­ми качествами, обнаруживаемыми в терапевтическом взаи­модействии, человекоцентрированная теория практически игнорирует сложность развивающихся отношений человека с членами его семьи.

Еще одним упущением не только человекоцентрированной или гуманистической литературы, но и поведенческих наук в целом является недостаток внимания к тому, какое влияние на семейные отношения оказывает новорожденный. Каждый человек уникален благодаря уникальности его гено­фонда. Мы все зачаты с различным генетическим набором, определяющим наш темперамент (Thomas, Chess, 1977). Личность формируется при взаимодействии нашего темпера­мента с нашим столь же уникальным и сложным семейным окружением. С другой стороны, с самого рождения каждый из нас оказывает определенное влияние на свое семейное окружение (Bell, 1971). Это сложное двустороннее взаимо­действие начинается с рождения, а возможно, даже с момента зачатия, и продолжается всю жизнь.

Хотя в теории человекоцентрированный подход подчер­кивает уникальность каждого человека, на практике сущест­вует тенденция игнорировать эту уникальность, потому что, согласно теории, во время терапевтической сессии со всеми людьми нужно обращаться одинаково. Часто упускается из виду тот факт, что отношения терапевта с клиентом очень специфичны: каждая пара терапевт-клиент взаимодейст­вует совсем не так, как другие пары. Семейная терапия поз­воляет сфокусировать внимание на отношениях между людьми как центральном аспекте процесса исцеления.

За исключением проблемных семей в основе отношений между взрослыми и детьми лежат забота и любовь, безуслов­ные по своей природе, а также глубокая эмпатия к нуждам ребенка. Эта основа является единственным руководством к действию для семьи, у которой нет теоретических пособий по осуществлению важной задачи воспитания новых членов, и потому семья по-разному относится к каждому своему члену. И с каждым ребенком в семье, начиная с первых меся­цев жизни, обращаются особым образом.

По мере развития ребенка любовь родителей становится обусловленной: она часто зависит от поведения малыша и настроения родителя. Это процесс социализации: ребенок учится жить в согласии с другими, узнает, что существуют права и привилегии, а также долг и обязанности (Gaylin, 1980). Я растущего ребенка возникает и формируется внутри семейного окружения одновременно с чувством собственного достоинства. Индивидуальные различия и соответствующее «качество вписанности» (Chess, Thomas, 1987) в ближайшее семейное окружение оказывают огромное влияние на отноше­ние каждого из нас к себе и окружающему миру на протяже­нии всей нашей жизни.

Эмпатия, по всем показаниям, является врожденным человеческим свойством и проявляется у младенца с рожде­ния (Sagi, Hoffman, 1976). Маленький человек общается с другими посредством эмпатии, и в процессе этого общения постепенно возникает его Я. Возникновение Я человека на­чинается с процесса самосознания и продолжается в про­цессе самодифференциации в течение первого года жизни (Brunner, 1986); Я кристаллизуется в конце второго года жизни (Mahler, Pine and Bergman, 1975). Так, чувствитель­ность и гуманность развиваются посредством эмпатии, в ре­зультате постановки себя на место другого.

В ходе первых двух лет развивается речь ребенка. Его Я изначально определяется в контексте отношений с близ­кими людьми. Это контекстуальное или относительное Я становится сплавом многих суб-Я, которые индивид накап­ливает на протяжении всего жизненного пути2.

 

2 В этой дискуссии намеренно не используется слово «роль» как непродуктивное для понимания развития сложного Я (см.: Gaylin, 1991b).

 

 

Каждый из нас начинает свою жизнь ребенком, явно за­висимым от своих первых опекунов. Зависимое Я ребенка возникает одним из первых вместе с началом процесса осознания себя как действующего и взаимодействующего существа. Вскоре это Я может расшириться в зависимости ОТ состава семьи за счет Я брата или сестры. Так мы начи­наем процесс определения себя через общение и отношения с другими людьми в нашем окружении, который длится всю жизнь. Мы начинаем накапливать набор суб-Я и создаем Я-комплекс (Gaylin, 1991b), посредством которого опреде­ляем самих себя.

Понимание Я-комплекса и трудно уловимых взаимо­действий наших различных суб-Я внутри него является основным для теории психологического здоровья. Наша самооценка в любой момент времени находится под воз­действием этого постоянно меняющегося набора суб-Я, который уникален для каждого из нас и зависит от нашей биографии, внутреннего склада и внешних условий, в кото­рых мы функционируем. Так, на нашу самооценку могут повлиять и наши внутренние состояния (такие, как голод и усталость), и внешние силы (погода, угроза со стороны другого лица и т. д.). Более того, эта самооценка испытывает влияние одного из наших многочисленных суб-Я, преобла­дающего в данный конкретный момент. Например, когда я дома, ведущее значение имеет мое супружеское или роди­тельское суб-Я, а в университете главную роль в моей оценке собственного Я может играть учительское или коллегиаль­ное суб-Я. Эти оценки постоянно изменяются в зависимости от времени иместа, а также от биологического состояния и настроения человека3.

 

3 Эти идеи не новы, не уникальны для человекоцентрированного подхода. В действительности они образуют основу человекоцен­трированного мышления К. Роджерса. Они базируются на поня­тиях теорий «иерархии Я» Уильяма Джеймса (James, 1890), «взаимодействующего Я» Дж. Мида (Mead, 1934) и теории разви­тия Я в общении Г. Салливена (Sullivan, 1953).

 

 

Возникает вопрос: как мы управляем Я-комплексом, как поддерживаем некое ощущение интеграции Я, целост­ности или тождественности самому себе? Именно этот вопрос интересовал многие поколения философов и продол­жает волновать теоретиков психологии. Человек уникален потому, что он помнит прошлое и способен передавать свой жизненный опыт в устной и письменной форме. Это меж­временное осознание тесно связано по крайней мере с двумя нашими уникальными биологическими особенностями: (а) с высоко развитой деятельностью коры больших полуша­рий головного мозга и (б) нашей длительной зависимостью от взрослых в детском возрасте (Gaylin, 1985; 1991а).

Джеймс (James, 1890) говорит об осознании Я и о про­должительности этого осознания во времени как о «потоке сознания», который позволяет нашему Я оставаться неизменным, перетекающим от одного жизненного опыта к другому. Я предпочитаю чуть менее динамичный образ тканого полот­на или шпалеры, основа которой сформирована нашей биоло­гической конституцией, генетической наследственностью и определена самым ранним межличностным опытом, обретен­ным в семье. Эта основа составляет фундамент нашей ткани, а последующий опыт служит в качестве утка. Таким образом, наше ощущение себя как Я подобно ткущемуся полотну, которое сохраняет целостность во времени, несмотря на изме­нения структуры, цвета и дизайна.

В основе человекоцентрированного подхода лежит един­ство постулатов относительно содержания Я и опыта. Как уже отмечалось, Я-комплекс состоит из многих суб-Я, которые развиваются и постоянно видоизменяются в ходе нового опыта общения. Процесс психотерапии — один из видов такого опыта, но этот вид концентрируется непосредственно на процессе переживания как таковом. Находясь в безопасном межличностном окружении, клиент внимательно изучает и вновь переживает аспекты своего Я-комплекса.

Психотерапия — современный научный аналог дру­гих обогащающих человека межличностных отношений, таких, как преисполненные любви семейные отношения, близкая дружба и связь с Богом, способствующие исце­лению и развитию человека. О таких исцеляющих взаимо­отношениях и переживаниях сообщалось и в религиозной, и светской литературе задолго до появления психотерапии. Они и сейчас являются источником утешения для подав­ляющего большинства людей. Возможно, настал момент, когда психотерапии следует поучиться у этих взаимоотно­шений и включить их исцеляющие свойства в свои теорию и практику.

Предпосылкой любой индивидуальной психотерапии является наша способность облегчать эмоциональные стра­дания путем исследования своего жизненного опыта вместе с терапевтом. Насколько более эффективной могла бы быть психотерапия, если бы мы исследовали этот опыт не только с терапевтом, но и с людьми, причастными к нашему эмоцио­нальному развитию и продолжающими делить с нами самое интимное жизненное пространство.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 310. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия