Студопедия — Удовольствие тленно, оно проходит, как сон. Познав его, человек в конце встречает смерть (Древнеегипетские нравственные заповеди).
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Удовольствие тленно, оно проходит, как сон. Познав его, человек в конце встречает смерть (Древнеегипетские нравственные заповеди).






Эти постулаты колеблются от идеационально-идеалистического уровня до утилитарно-чувственного, как, например, в моральных прин­ципах Древнего Египта. Но первые три постулата представляют собой разновидность идеалистической этики. Они фактически сливаются с эв­демонистической этикой.

Более того, в течение истории греко-римской и западноевропейской культур то одна, то другая из этих трех систем этики занимала господ­ствующее положение в обществе. Каждая из них доминировала прибли­зительно в те же периоды, когда господствовали идеалистическая, чувст­венная или идеациональная системы искусства и истины. Греческая этика с VIII по V век до нашей эры была главным образом идеациональ­ной — это этика Гесиода, Эсхила, Софокла, Геродота, Пиндара и дру­гих. Иначе не объяснишь "гнева богов" в их драмах и поэзии, их религию. Трагедия пришла к Эдипу не по его вине. Он воистину делал все, что было в его силах, дабы избежать преступлений отцеубийства и женитьбы на своей матери, но рок навязывает ему эту трагедию. С нашей точки зрения последующая кара — совершенно незаслуженная. Видимо, такова и точка зрения Софокла. Однако его идеациональная этика страстно требует искупления за любое нарушение абсолютных моральных принципов, являющихся идеациональными или какими-лиоо другими. Такова и позиция Пиндара, Эсхила, Геродота и господст­вующей религиозной морали того периода. Вместе с Пиндаром гРеК того времени считали, что "человеческое счастье недолговечно" и чт оно далеко не главная ценность. ^

Эта этическая система начала разрушаться в V веке до нашей эр и вытесняться идеалистической этикой Сократа, Платона и Аристоте

ее нормами, о которых мы уже говорили выше. Период с III века до а111ей эры по IV век нашей эры отмечен чувственной этикой в своих более благородных стоических и эпикурейских формах и в грубых фор­мах чистого гедонизма и кодекса Сагре diem1*. Даже на могильных камнях были начертаны такие вульгарные чувственные сентенции, как "Es, bibe, lude, veni"2*; или "Давайте есть, пить и веселиться, ибо завтра мы умрем".

С IV века нашей эры идеациональная этика христианства постепенно достигает главенствующего положения в обществе и культуре, которое остается неоспоримым вплоть до XIII века. Мы хорошо знаем все эти принципы. В самом чистом виде они обобщены в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Исходящие от Бога моральные ценности христианской этики суть абсолюты. Их основной принцип — все­объемлющая, всепоглощающая и всепроникающая любовь Бога к человеку, человека к Богу и человека к человеку. Их пафос и характер происходят из безграничной любви, из божественной милости, долга и жертвенности, заложенных в них. Благословленный божиим даром человек — это дитя Бога, и он освящен этим родством, вне зависимости от расы, пола, социального положения, возраста, он сам по себе наивысшая ценность. Делая свои принципы абсолютными, христианство поднимает человека до высочайшего уровня святости и защищает его от использования в качестве средства достижения цели. Невозможно большее прославление или освящение человека, чем то, которым его удостоила идеациональная этика христианства.

Из этой характерной черты христианской этики следовала сред­невековая (отрицательная и равнодушная) оценка всех ценностей чув­ственного мира как таковых, начиная от богатства, наслаждения и по­лезности до чувственного счастья, если оно отделено от сверхчув­ственной ценности.

"Тот, кто любит Христа, равнодушен к миру сему".

Это отношение подчеркивается средневековым монашеством и аске­тизмом, средневековым воззрением на жизнь как всего лишь на мучительную подготовку для перехода с грешной земли в вечный град Божий.

Эта строго идеациональная система этики уступила место менее жесткой идеалистической системе этики XIII—XV веков. В XIV—XV столетиях вновь возрождается чувственная этика, эра процветания ко­торой наступила в следующее столетие Ренессанса и Реформации. Ге­донизм, чувственность и язычество этики Ренессанса хорошо известны. Общеизвестна чувственность, утилитарность, цинизм и нигилизм в уче­ниях этого периода и в образе жизни его лидеров. Особенно это типично Для Ренессанса во Франции и Италии. Менее сенсуалистической, хотя чувственной и утилитарной, была этика большинства сект Реформации, с возможным исключением аскетической этики Протестантизма (каль­винизм, пиетизм, методизм). Хотя и скрытый за идеациональной фра­зеологией, характер этики Протестантизма был главным образом ути­литарным и чувственным. Умение делать деньги было объявлено при­знаком божьей милости; более того, оно было возведено до уровня первостепенного долга: "Мы должны призвать всех христиан зараба­тывать, насколько они смогут, и сберегать все, что удается; именно
благодаря этому они станут богатыми", — проповедует Джон А вот утверждение Бенджамина Франклина: "Честность полезна Л.И' как она обеспечивает хорошую репутацию; таковы и точность ' тТак долюбие, бережливость, и именно по этой причине, они являются ^ бродетелями... Помните, что время — деньги. Помните, что день° имеют производящую, плодоносящую природу". Подобные взглядИ проповедуются и представителями других протестантских течений, Ран* нее и средневековое христианство провозглашало богатство источником вечных мук: умение делать деньги — summae periculosae1*, выгоду

— turpe lucrum2*, одалживание денег — тяжким преступлением, бо­гатого человека — первым кандидатом на проклятие, которому трудив будет войти в царство Бога, чем верблюду пройти сквозь игольное ушко; или, как выразил эту мысль Анатоль Франс, "сострадание Богово

Периоды 400— 500 н. э. 500- 600 600— 700 700— 800 800— 900 900—1000 1000—1100 1100—1200 1200—1300 1300—1400 1400—1500 1500—1600 1600—1700 1700—1800 1800-1900 1900—1920

— бесконечно: оно спасло даже одного богача". Но Реформация и Ре- нессанс изменили эту точку зрения. По воскресеньям пуританин верит в Бога и Вечность, в будни — в фондовую биржу. По воскресеньям его главная книга Библия, в будни гроссбух становится его Библией. В результате мы наблюдаем параллельный рост протестантизма, па­ганизма, капитализма, утилитаризма, чувственной этики в течение всех последующих столетий. Последние четыре столетия явились свидете­лями главенства чувственной этики в западном обществе. Хотя в ко­личественном отношении, как показывают исследования, доля ее была меньшей, чем доля идеациональной и идеалистической систем, с ка­чественной точки зрения она, несомненно, была господствующей си­стемой, так как многие ее элементы пронизывали и вытесняли фор­мальные принципы идеациональной и идеалистической систем нынеш­них четырех столетий. Следующие сводные таблицы, представляющие соотношение сторонников абсолютной (идеациональной и частично иде­алистической систем) и относительной чувственной этики счастья (ге­донизма, утилитаризма, эвдемонизма) среди других ведущих этических течений, дают нам более точное представление об этих изменениях:

Чувственная этика Абсолютная идеациональная счастья (в %) этика (в %)
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
8.7 91.3
43.5 56.5
38.4 61.6
36.3 63.7
38.0 62.0
43.0 57.0

 

100 75 50 25 0 100 75 50 25 0 75 50 25
"Периоды: 400— 500 500— 600 600— 700 700— 800 800— 900 900—1000 1000—11001100—1?00 1200—1300 1300—1400 1400-1500 1500—1600 1600—1700 1700 -1800 1800—1900 1900—1920

В средние века, как видим, чувственная этика практически отсут­ствовала, однако, появившись в ясно очерченной форме лишь в XV веке, она добилась быстрого роста в XVI веке и, сохраняя с ми­нимальными отклонениями высокий уровень, достигла пика в период ренессанса и Реформации, а также в нынешнем столетии. Следующая диаграмма демонстрирует эти изменения; кривая движения чувственной этики ясно показывает периоды подъема и падения с 500 года до нашей эры по 1920 год.

Диаграмма 3.
-   Этика любви ft   L-w^.
    Этика абсолюта \тг KkJ Vv.
: fW\   Этика счастья ..., / ДАг

580 400 200 0 200 400 600 800 1000 1200 1400 1600 1800

 

Сходная картина представлена в следующих цифрах, которые пока­зывают соотношение сторонников абсолютных и релятивистских (эти­ческих, интеллектуальных и эстетических) ценностей среди выдающихся мыслителей в каждый отдельный исторический отрезок времени.

Релятивизм Абсолютизм
(в %) (в %)
   
   
   
   
   
   
   
   
   
20.8 79.2
23.1 76.9
40.4 59.6
38.0 62.0
36.8 63.2
37.9 62.1
48.6 51.4

 

Таблица показывает, как релятивизм высших ценностей этического summum bonum[319]* до истины и красоты, отсутствуюц °Т в средневековый период, возродился в XIV веке и по мере возрастай*1* с незначительными отклонениями в последующие века, достиг своего максимума в нынешнем столетии. Эти цифры свидетельствуй о прогрессирующей релятивизации всех ценностей, как помяну-г нами в предыдущем повествовании, так и о которых еще будет идт^ речь, релятивизации, которая стремится лишить ценности самой сут И чтобы они не могли далее быть ни нормами, ни ценностями. Одна**' факт количественного преобладания абсолютизма (51.4%) На° релятивизмом (48.6%) не должен вводить нас в заблуждение. Мала^ порция виски или несколько капель яда способны отравить или интоксицировать воду. Следует помнить об этом и применительно к обсуждаемым вопросам. Суть дела, видимо, в относительном увеличении или уменьшении каждого изучаемого направления. Скачок релятивизма, скажем, от 40% до 48% достаточен, чтобы ослабить раздробить, разрушить этические или любые иные ценности. Что же касается всех этих ценностей, то мы живем в век их чрезвычайной релятивизации и разрушения. Они, в свою очередь, являются показателем умственной и моральной анархии, ибо ценность, которая больше не универсальна, становится псевдоценностью, игрушкой фантазий и желаний[320].

2. Идеациональная, чувственная и идеалистическая система права

Идеациональное право. Интегрированные системы права также пред­ставлены идеациональной, идеалистической и чувственной формами. Идеациональный свод законов рассматривается как данный Богом или Абсолютом. Главным образом он — jus divinum, jus sacrum[321]*. Его нормы считаются заповедями Бога. Как таковые, они становятся абсолютными, хотя и не отвергают в принципе утилитарные или некоторые другие соображения. Часто нельзя вносить какие-либо из­менения в эти правила. Вот типичные примеры подобной правовой системы.

Quot;Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я научаю вас исполнять, дабы вы были живы и пошли и наследовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших, дает вам. Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую" (Второзаконие, IV: 1—2).

Quot;Во имя сохранения всего сотворенного, Всемогущий Бог предопределили отдельные обязанности тем, кто произошел из его уст, рук, бедер, ног.- Бог создал... наказание, защитника всех существ, воплощение закона, соста­вляющего славу Брахманов" (Законы Ману, I, 31; VII, 14).

"Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малеиш\ наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим нарече в Царстве Небесном" (Евангелие от Матфея, V:18—19).

Нормы идеационального закона не направлены на увеличение чувст­венного счастья, удовольствия или полезности. Их нужно беспрекослов­но выполнять как заповеди всеведущего и сверхсправедливого Абсолю- та. Мы можем отнюдь не всегда понимать их мудрость, они могут оказаться непостижимыми, как непостижимы пути Провидения. Их муд­рость и справедливость неоспоримы. Будучи таковыми, идеациональные законодательные своды защищают многие ценности, которые, по-види- м0му, не имеют чувственной утилитарности и удовольствия. С другой стороны, они запрещают многие удовольствия, считая их греховодными. 0х нормы всегда содержат большую долю заповедей, относящихся к Абсолюту, к религиозным верованиям, ритуалам, религиозному пове­дению, а также к формам мысли и поведения, которые освящают или очищают все важные события повседневной жизни человека, подобно рождению (баптизм), бракосочетанию (венчание) и смерти (отпевание). Почти все их нормы проникнуты главной идеей содействия союзу чело­века с Абсолютом и его очищения как в случае нарушения заповедей, так и совершения преступления или греховного проступка.

В таких законодательных сводах преступление синонимично греху, так же как и послушание закону тождественно послушанию Богу и спасе­нию. Поэтому в уголовном праве идеациональный свод законов всегда содержит среди наказуемых и запрещенных действий много таких актов, которые нарушают предписываемые правила в отношениях человека к Бо­гу и сверхчувственным ценностям. Предписания, направленные против ереси, отступничества, святотатства, богохульства; нарушения дня воск­ресения или другого святого дня; нарушение религиозных обрядов; несоблюдение святых церемоний крещения, венчания и похорон; наруше­ние священных запретов, относящихся к бракам между родственниками, людьми разной веры, неверующими и т. д., — все эти законы содержат множество санкций против подобных актов. Их система кар таким образом строится не только на чувственных наказаниях, но и на сверх­чувственных. Наказания ранжируются от проклятия грешника, а часто и его потомства, предания его аду или чистилищу и вплоть до полного отлучения его от церкви, лишения таинства исповеди и отправления религиозного обряда захоронения и т. д. Суть кар заключается в боль­шой степени не столько в предотвращении преступления, в перевоспита­нии грешника или в защите утилитарных интересов общества, сколько именно в искуплении греха, совершенного против Бога: любое нарушение абсолютной нормы требует защиты самой нормы и не может обойтись без искупления совершенного греха. Преступник всегда sacer esto[322]*; поэтому он должен быть наказан вне зависимости от того, явится ли с чувственной точки зрения такое наказание полезным для общества или Для обвиняемого. Более того, система судебных показаний такого закона имманентно включает в себя ряд сверхчувственных свидетельств в форме ордалий, "божественных показаний", высказываний оракулов, пророков, пифий и других "сверхъестественных методов" для определения виновности или невиновности обвиняемого. Система судебных показаний основана на признании вмешательства Абсолюта в юридические дела. Почти каждое юридическое действие, будь то обмен или покупка соб- ственности, заключение контракта или выплата долга, расписывается до м?льчайших деталей через декларирование определенных священных Формул, священных действий, не оставляющих какой-либо возможности
изменить что-либо, пусть даже одну-единственную букву или дет в этой сакральной процедуре. Точно так же, как не допускается ника^6, изменение в каком-либо важном религиозном ритуале, никакое изме*06 ние не допускается и в юридической процедуре в интересах вовлеч**6 ных в нее сторон или кого-либо еще. Например, в римском правеСН ранней идеациональной стадии, когда предметом судебного разбипат13 льства было владение определенными типами собственности, истС начинал процедуру, держа в руках специальную палку (vindicta ил** festusa1*), произносил при этом стереотипизированную и неизменную вступительную фразу. Ответчику также приходилось держать слово прибегая к столь же застывшим фразам. Вся юридическая процедура была священным ритуалом, таким же заформализованным, как и все религиозные таинства. Причина такого формализма идеационального закона и юридической процедуры заключается в том, что они суть всего лишь разновидности религии и религиозного ритуала, предписан­ного Богом, и поэтому неизменны. Наконец, судьи в такой системе права прямо или опосредованно всегда одновременно выступают священ­никами, епископами или другими членами священнических ордеров, кото­рым помогают оракулы, пророки, проповедники, святые и т. д. Короче говоря, нормы закона — абсолютны и жестки; формы его применения столь же абсолютные и формальные. Не допускается никакой неяс­ности, неопределенности, относительности, двусмысленности или усом- нения в годности. Юридическое сознание идеационального общества ясно, свободно от всяких сомнений, не допускает критики и обсужде­ния. Оно воплощает в деталях основную посылку идеационального мышления.

Соответственно, идеациональное право совершенно не руководству­ется соображениями пользы, выгоды, целесообразности и чувственного благополучия даже в таких утилитарных делах, как производство, обмен и потребление экономических ценностей — торговля и коммерция, при­быль и прирост, собственность и владение, рента, отношения между предпринимателями и служащими, другие экономические связи и от­ношения собственности. Все они подчинены идеациональным нормам и допустимы до тех пор, пока не противоречат идеациональным цен­ностям. Если они вступают в противоречие с этими нормами и цен­ностями, то они либо отрицаются, либо запрещаются и становятся наказуемыми вне зависимости от их полезности для общества или заинтересованности вовлеченных во взаимодействие сторон. Этим объ­ясняется изгнание Христом торговцев из храма в Иерусалиме с упреком: "Дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников" • А отсюда и запреты, которые накладываются каноническим законом и христианской моралью на одалживание денег, выгоду, посвящение себя "умению" делать деньги и на другие экономические, будь то выгодные и полезные, виды деятельности. Вся подобная деятельность ограничивается или подчиняется идеациональным ценностям. Примени­мо это также и к личным отношениям в браке и семье, ибо брак созда не для счастья. Он рассматривается как священный союз, и поэтому» согласно средневековому христианскому обычаю, развод был невоз­можен, независимо от того, счастливой или несчастной остается пр этом семейная пара. Короче говоря, идеациональные ценности в так законодательных сводах доминировали над всеми другими ценностям







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 323. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия