Студопедия — Социально-психологические механизмы театрализованного праздника и обряда
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социально-психологические механизмы театрализованного праздника и обряда






 

Театрализованные праздники и обряды — это многогранное общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом. Являясь неотрывной частью социальной жизни, они соизмеряют с ней жизнь личности и выступают как особый вид человеческой деятельности, выражающей гармонию человека и обществ или стремление к ней.

Для каждого человека праздник связан с особым праздничным состоянием, которое и побуждает его к участию в том или ином театрализованном празднично-обрядовом действии. Ощущение праздничности — это ощущение радости, бодрости, приподнятости духа. Однако этого недостаточно для полной характеристики праздничности. Чрезвычайно важны социальные мотивы. Понятия «праздник» и «праздничность» неразрывны и представляют со бой диалектическое единство. Праздничность или праздничное настроение есть конкретный отклик каждого человека на праздничное событие.

Это положение чрезвычайно важно подчеркнуть, так как некоторые буржуазные ученые-идеалисты отрывают друг от друга эти понятия, рассматривая «праздничность» как особую духовную реальность, существующую независимо и первичную по отношению к празднику. Вопрос, таким образом, поставлен с ног на голову: праздничное настроение многих людей, появившееся неизвестно откуда, создает явление праздника, а не наоборот.

Это в корне неверно, ибо нельзя поставить перед человеком цель — испытай то или иное чувство. Такого прямого пути к чувствам нет, он идет косвенно через переживания, через создание такой психологической ситуации, которая способствует возникновению отношения человека к явлению, событию. Именно в такой психологической ситуации у человека проявляются ситуативные эмоциональные потребности, которые в данный момент занимают, волнуют, приковывают к себе внимание, побуждают к участию в действии.

Многолетние наблюдения, анализ и систематизация мотивов участия в том или ином театрализованном действии позволяют выделить основные такие потребности. Прежде всего это стремление к всеобщему ощущению, к одной цели. Праздники и обряды всегда связаны с переломными, этапными моментами в жизни природы, общества, человека. Именно эти моменты, выраженные в конкретных театрализованных праздниках и обрядах, и создают специфическую праздничность. Чем значительнее событие, лежащее в основе праздника, тем больше потребность у человека ощутить свою причастность к нему, выразить свое отношение, объединить свои чувства с чувствами других людей, своего народа, всего человечества. Ощущение личной причастности к событию — побудительный стимул к действию вместе со всеми, с массой.

Это ощущение в свою очередь рождает у человека потребность в широком социальном общении, которое основано на причастности к празднику и представляет собой возможность проявить себя в театрализованном действии. Потребность в широком социальном общении в рамках конкретной событийной общности — другая важная черта праздничности как особого состояния человека.

Наконец, праздничность характеризуется особым общественным настроением торжества, радости, оптимизма, которое вызывается коллективными эмоциями, возникающими в праздничном общении и рождающими заряд созидательной энергии масс. Общественное настроение накладывает отпечаток на поведение значительных слоев общества, классов и даже народов. Оно создает одновременно и атмосферу праздничности, и определенный психологический настрой, окраску праздников и обрядов, что оказывает существенное влияние на сам момент их реализации, на выбор жанра театрализованного действия.

Анализируя пути реализации праздничной ситуации, т.е. ее превращения в театрализованное действие как особый вид социально-культурной деятельности, следует обратить внимание на феномен праздничного общения, который исследован пока еще недостаточно. Очевидно, в дальнейшем он будет одним из центральных в проблематике социально-психологического изучения праздников и обрядов. Общение в условиях празднично-обрядового действия имеет свою специфику, которая выражается, в частности, в своеобразном сочетании массового и межличностного, регламентированного и свободного общения.

В самом деле, праздник — это всегда событие для каждой отдельно взятой личности. В структуре психического настроя личности, выдвинутой Б. Д. Парыгиным, нас особенно интересует ситуативный настрой, тесно связанный с условиями повседневной жизни и деятельности человека, с потоком жизненных событий и впечатлений и, что очень важно, окрашенный эмоционально 113. Ситуативный настрой в значительной степени влияет на самооценку и оценку личностью того или иного события, получаемой информации, окружающих его людей. Нетрудно заметить, что по отношению к празднику ситуативный настрой может выражать праздничную ситуацию на уровне отдельно взятой личности. При этом большое значение имеет социальная позиция личности, связанная уже не с ситуативным, а с константным психическим настроем, влияющая на отношение к театрализованному действию и создающая установочную ориентацию.

Итак, установка и психический настрой личности каждого будущего участника являются основой праздничного общения. Они актуализируются в сходном комплексе ожиданий и создают общность отношения к данному событию — ситуативную общность, стимулируя тем самым взаимодействие участников праздника, т. е. их общение.

Речь идет прежде всего о свободном личностном общении, зависящем от склонностей и характера каждого. Известное положение о том, что в праздник хочется быть на людях, поделиться своими чувствами, каждый реализует по-своему, выбирая себе объект для общения среди родных, друзей, товарищей по работе, учебе, отдыху и т. д.

Общность участников театрализованного действия во время праздника как макроструктура предполагает множество микроструктур, являющихся средой личностного общения. В качестве таких микроструктур выступают семья, трудовой или учебный коллектив, общественная или культурно-просветительная организация, группа, объединенная сходными интересами, типом совместно проводимого досуга, наконец, группа, которая, кроме общего отношения к празднуемому событию, объединяется особым отношением, связанным со сходным социальным опытом, например ветераны войны.

Организаторы театрализованного действия обязательно должны учитывать необходимость личностного общения как его основы и предусматривать условия для такого общения. Именно в силу этого важным требованием к замыслу театрализованного действия является дифференцированный подход к участникам праздника не только по возрасту, социальному положению, образованию, но и, насколько это возможно, по интересам, типу досуга, жизненному опыту. Сценарист и режиссер должны ясно представлять себе социально-психологический настрой празднующей ситуативной общности и опираться на ее потребности при рождении замысла театрализованного действия.

Своеобразие праздничного общения состоит в том, что оно сочетает межличностное общение с массовым. Массовое общение в театрализованном действии — не механический момент. Оно не рождается простым суммированием общающихся людей, а предполагает общность их социальных позиций и эстетических переживаний, в первую очередь в общественном настроении. Феномен общественного настроения имеет первостепенное значение для социально-психологической ситуации празднично-обрядового действия, ибо в основе последнего всегда лежит именно общественное настроение большой группы людей.

Акцентируя еще раз внимание на том, что общественное настроение всегда социально и носит групповой характер, так как связано с общественной жизнью людей и идеологией, подчеркнем, что оно является важнейшим фактором, побуждающим людей к деятельности. По сути своей театрализация как раз и представляет собой тип социально окрашенного и художественно оформленного праздничного действия больших человеческих общностей под влиянием сложившегося общественного настроения.

Сочетание личностного общения с групповым и массовым предполагает в каждом празднике сложную внутреннюю систему контактов. Мы видим, что праздничное общение — это чрезвычайно широкий, многоплановый процесс. В рамках театрализованного действия оно отличается от общения в театре, проходящего в основном лишь по линии сцена — зритель и не предполагающего межличностных и групповых контактов. Успех празднично-обрядового действия в очень большой степени зависит от того, насколько предусмотрены в его сценарно-режиссерском замысле возможности общения, межличностных и групповых контактов. Именно активное общение превращает зрителей в участников театрализованного действия во время праздников и обрядов.

Понимание театрализованного действия в рамках праздника как взаимовлияющего и взаимодействующего синтеза межличностного и массового общения позволяет ставить вопрос о широком использовании механизма социально-психологического или эмоционального заражения в празднике как об организованной, а не стихийно-бессознательной форме коллективного поведения людей.

Конечно, многократное усиление эмоционального настроя всегда таит в себе известную опасность манипулирования. Однако здесь большое значение приобретают отмеченные нами выше моменты установки и ситуативного психического настроя личности, рождающие потребность в эмоциональном контакте с другой личностью, в сознательном приобщении к коллективной и эмоциональной деятельности.

Нельзя также забывать, что общение в театрализованном действии всегда ценностно ориентировано и несет в себе наряду с определенной информацией предписания в отношении к ней. С точки зрения пропагандистского воздействия, театрализация представляет собой программирование социально значимых идей, выработку типа поведения по отношению к ним и создание условий для стимулирования конкретной реакции.

Эмоциональное восприятие идей усиливается атмосферой коллективизма, превращающейся, в свою очередь, в мощный стимул психологического воздействия на массы. В этих условиях предметом передачи в процессе социально-психологического заражения становится не спонтанно возникающая абстрактная эмоция сама по себе, а осознанное отношение к определенной ценности, волеизъявление масс, оценка тех или иных событий, которые стали основой праздничной ситуации.

Для сценаристов, режиссеров и организаторов праздника из всего сказанного следует несколько очень важных выводов.

Прежде всего социально-психологическое заражение осуществляется через восприятие при непосредственном общении человека с окружающими людьми, а также через эмоционально окрашенные переживания. Стремление превратить эмоцию по поводу того или иного события в средство воздействия на других людей всегда было заметной педагогической и сценарно-режиссерской тенденцией в театрализованных праздниках. Чем ярче, масштабнее и значительнее личность героя или героев праздничного действия, тем большую симпатию вызывает она у аудитории, тем больше потребность в подражании или идентификации с героями праздника, превращающая заражение в более осознанный социально-психологический процесс. Причем у театрализованного празднично-обрядового действия здесь чрезвычайно большой диапазон возможностей — от использования реальных героев до превращения в героев целого коллектива людей.

Стремление многократно усилить и передать через реально действующих лиц чувство солидарности, радости, скорби — важная социально-психологическая тенденция праздника. Она требует превращения самой празднующей общности в коллективного героя театрализации. При этом театрализованное действие всегда имеет реальную основу, использует реальных героев, а задача сценариста и режиссера состоит в том, чтобы все это художественно оформить, эмоционально усилить звучание реального образа.

Эта задача имеет свою теоретическую предпосылку, вызываемую специфической природой социально-психологического заражения. Анализируя механизм заражения, исследователи справедливо подчеркивают, что присутствие других людей не создает эмоциональной реакции, а лишь облегчает, усиливает, взаимостимулирует ее 114. Естественно, что эта первичная реакция как основа заражения не привносится извне, а вызывается определенной ситуацией, которая связана с той или иной эмоцией или переживанием, т. е. имеет реальную основу. Следовательно, реализуя праздничную ситуацию в театрализованном действии, мы должны опираться на эту реальную основу эмоциональных переживаний личности, а в качестве основных действующих лиц выбирать саму эмоционально настроенную массу — ситуативную общность, особо выделяя из нее тех, кто наиболее ассоциируется с празднуемым событием. Расхождение театрализованного действия с реальной основой служит исходной точкой для возникновения ощущения фальши. Именно по этой причине можно часто наблюдать, как включенное в праздник либо обряд театральное действие или игровой эпизод даже при очень высоком художественном качестве оставляет людей равнодушными, не вызывает коллективной эмоциональной реакции, а появление участников того или иного празднуемого события, шествие героев торжества, даже недостаточно ярко и интересно художественно оформленные, вызывают эмоциональный взрыв.

Следует, однако, сказать, что сама по себе личная эмоциональная настроенность многих людей не создает эффекта заражения. Необходим толчок для эмоционального взаимодействия массы. В качестве такого толчка выступает индукция эмоций. По мнению выдающегося ученого-психолога В. М. Бехтерева, «прямая индукция является одним из факторов, которые действуют в каждом собрании, как в едином коллективе, объединенном одним общим настроением или одним лозунгом» 115. Именно индукция устанавливает подобие, представляет собой объединяющий фактор, синтезирует эмоциональную реакцию массы.

Понимание механизма индукции чрезвычайно важно для сценариста, режиссера и организатора театрализованного действия. Многолетние наблюдения дают возможность сделать вывод о том, что праздничная ситуация, вызывая в человеке особый настрой, не всегда, однако, делает его социально активным. Очень часто эмоциональный настрой формирует в человеке внутреннюю готовность, предрасположение к определенной реакции на происходящее, к определенному действию, однако не саму реакцию, не само действие. Прямая индукция как дополнительный стимул, способствующий переходу эмоциональной готовности в праздничное действие, побуждает к той или иной реакции, к тому или иному виду социально окрашенного действия, призывает объединить и выразить те же чувства, что и окружающие люди.

Участвуя в течение ряда лет в практической организации театрализованных праздников ленинградской молодежи, автор убедился, что для такой однородной аудитории, со сходной установкой, как актив комсомольской организации, бойцы студенческого строительного отряда, учащиеся профтехучилищ, молодые рабочие, необходимо предусмотреть в сценарно-режиссерской разработке приемы, позволяющие реализовать готовность к действию, праздничную активность массы, особенно в рассредоточенном пространстве улицы, площади, стадиона, дворца спорта, большого концертного зала. Так, многократно в различных вариантах был использован прием театрализованного рапорта-переклички, как раз и выполнявшего роль прямой индукции, вызывающей и многократно усиливающей потребность в едином коллективном действии. Очень часто в качестве прямой индукции, содержащей предписание действия, может выступать удачно выбранное стихотворение, песня, фрагмент из спектакля или кинофильма.

Обычно подобного рода театрализованные действия программируются сценарным замыслом в прологе либо финале праздника и выполняют, кроме своего прямого индуктивного назначения, еще и важную интегративную функцию, усиливая групповую сплоченность празднующей массы.

Рассмотрение процесса социально-психологического заражения в театрализованном действии требует акцентировать внимание на том, что, стимулируя и интегрируя эмоциональную реакцию аудитории, необходимо в дальнейшем ее постоянно интенсифицировать. В этом плане большое значение для организатора массового праздника приобретает среди других механизм круговой реакции. Его следует рассматривать как взаимостимуляцию, при которой эмоциональная реакция одного человека стимулирует других и, возвращаясь к нему же обратно, усиливает его собственные эмоции. Принимая круговую форму, такая взаимостимуляция путем отражения чувств друг друга интенсифицирует эти чувства.

Наблюдения показывают, что механизм круговой реакции особенно эффективно проявляет себя в условиях театрализованного праздника, в больших человеческих общностях, когда уже самой его исходной точкой является не столько эмоциональная реакция индивидуума, сколько коллективная эмоциональная реакция одной из групп внутри празднующей общности, обладающей большой силой воздействия,

В празднике социально-психологическое заражение посредством круговой реакции происходит по линии: личность — группа — общность. Оно заключает в себе множество взаимовлияний, контактов, интегрирующих эмоциональный настрой и обеспечивающих праздничное общение. Причем основные механизмы заражения обязательно должны учитываться в сценарном замысле театрализованного действия и реализовываться в процессе его режиссерского воплощения.

Социально-психологическое заражение — чрезвычайно эффективное пропагандистское оружие в руках сценаристов и режиссеров театрализованных праздников и обрядов. Однако история знает много примеров его успешного использования в целях пропаганды, самых реакционных идей. Именно поэтому на организаторах празднично-обрядового действия лежит огромная идеологическая ответственность.

Праздник одновременно обращен ко всей массе участвующих в нем людей и к каждому из них в отдельности. Участники его, как правило, ощущают себя органичной частью данной общности и почти синхронно реагируют; на происходящее действие и предлагаемую информацию. А это, в свою очередь, позволяет опираться в методике театрализации не столько на индивидуальность каждого, сколько на типичное и уникальное, что отличает конкретную общность людей.

В своем предельно широком смысле общность предполагает единство общечеловеческих признаков и охватывает любую совокупность индивидов, способных к общению друг с другом. В более же узком понимании такая общность — это объединение различных групп людей в; какие-то постоянные или временные формы совместной социально-психической деятельности (аудитория публичной лекции, зрители в театре, на концерте, в кинотеатре, болельщики на стадионе, пассажиры в автобусе и т. д.).

Нас интересует еще более узкий смысл общности, обозначающий уже не случайную совокупность общающихся индивидов, а группы людей, объединенных устойчивыми социальными признаками, безотносительно к тому, наблюдается или не наблюдается между ними непосредственная межличностная связь (народы, классы, люди одной профессии, праздничные коллективы и т. д.). В понятие общности в этом смысле вкладывается и характеристика внутренней духовной солидарности общающихся, уровень их единения и взаимопонимания.

Степень интеграции, сплочения, внутригрупповой солидарности, взаимопонимания и взаимодействия членов общности находится в прямой зависимости от целевых установок, порождающих совместную деятельность, от единства интересов, стремлении, духовных ценностей, стимулирующих сплочение людей и создающих на короткое праздничное время ситуативную коллективную общность людей116.

Разумеется, в силу комплексного характера самого театрализованного празднично-обрядового действия его складывающаяся общность неоднородна. В нее могут входить и те, кто просто ищет развлечения в красивом зрелище, и те, кто составляет праздничную толпу. Однако лицо ситуативной общности определяют не эти случайные образования, а основная группа участников, объединенная целью в театрализованном действии, стремящаяся к коллективной организации на основе праздничной ситуации. Такая ситуативная коллективная общность, являясь героем и главным участником того или иного театрализованного действия, не только предопределяет его структуру, но и оказывает большое воспитательное воздействие на сопутствующие общности.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 779. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия