Студопедия — Террористов делают, ими не рождаются: Сотворение террористов посредством социально-психологического обусловливания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Террористов делают, ими не рождаются: Сотворение террористов посредством социально-психологического обусловливания






Интересно подтверждением соответствий концепций социального влияния, манипулятивных методов и принудительного уговаривания между культами и террористами в злоупотреблении этими методами.
Опубликовано Институтом Внутренней (Государственной) Безопасности.
Homeland Security Institute
2900 South Quincy St., Suite 800
Arlington, VA 22206
(703) 416-2000
Институт Внутренней Безопасности представляет себя следующим образом:

«23 апреля 2004, Отдел Внутренней Безопасности (DHS) выбрал Analytic Services Inc, чтобы основать и использовать Институт Внутренней Безопасности (HSI), новый Научно-исследовательский Центр на федеральном финансировании. HSI поможет Отделу в формулировке и адресации к важным проблемам безопасности родины, особенно те, которые связаны с политикой и безопасностью и где требуется научная, техническая и аналитическая экспертиза. http://www.homelandsecurity.org/about.asp »

Источник статьи: http://www.homelandsecurity.org/journal/Articles/stahelski.html

Энтони Стахельски ([email protected]) получил степень доктора философии по социальной и организационной психологии в Университете Калифорнии в Лос-Анджелесе в 1981. Он является профессором в Центральном Вашингтонском Университете и директором магистерской программы по Организационному Развитию, которая обучает лидеров улучшать эффективность и действенность групп и организаций. Его исследовательские интересы сосредотачиваются на различной динамике взаимодействия малых групп, особенно как она проявляется в культах и экстремистских группах. Он преподавал курсы по психологии терроризма и представил семинары по типу мышления террориста персоналу правоприменительной деятельности в штате Вашингтон.

Психологи к настоящему времени оказались неспособны доказать существование универсального профиля террориста на индивидуальном уровне. Это неутешительное открытие делает поиск террористов, которые появляются и действуют обычно в большой массе нетеррористов, намного более трудным. Однако, социологи и социальные психологи обнаружили, что террористические группы используют культоподобные методы обусловливания, чтобы преобразовать нормальных индивидуумов в безжалостных убийц. Предположение этой статьи — что ограниченные глобальные ресурсы контртерроризма должны сосредоточиться на уничтожении тренировочных лагерей террористических групп, где и происходит обусловливание, а не при попытке найти террористов после того, как они были уже обусловлены. Дается описание пяти стадий обусловливания: деплюрализация, самодеиндивидуация, деиндивидуация других, дегуманизация и демонизация. Все стадии обусловливания поддерживаются мощной групповой динамикой, что укрепляют эффективность обусловливания. Представляется, что большинство террористических групп использует все или большинство [механизмов] социального психологического обусловливания и поддерживает процессы, описанные здесь. Так как культово обусловленные изделия этих процессов являются в настоящее время самыми опасными индивидуумами на планете, статья заканчивается несколькими рекомендациями для разрушения и, возможно, устранения групп и средств обслуживания обучения, чтобы остановить производство террористов-исполнителей.

Исследователи терроризма обычно приходили к выводу, что большинство террористов — не первоначально психопаты 1, что большинство террористов — не очевидно или единообразно психически больны 2, 3 и что все же нет никакого идентифицированного универсального образца террористической индивидуальности 4.

Это разочаровывающие открытия. Конттеррористические усилия получили бы сильную основу, если вероятные кандидаты в террористы могли бы быть упреждающе идентифицированы на точном индивидуальном основании.

Однако, менее универсальные усилия при идентификации индивидуальных характеристик террориста были несколько более успешны. В 1970-ых, немецкие и итальянские исследователи имели доступ к захваченным членам и правительственным документам о Фракции Красной Армии и Красных Бригадах. Исследователи идентифицировали некоторые общие черты семейного фона: многие террористы вышли из семей, где отсутствовал отец или, даже когда отец присутствовал, дети проживали раздельно от отца 5, 6. Более свежие наблюдения современных террористических групп указывают, что некоторые террористы выходят из распавшихся семей («сломанных» домов), где отец отсутствует, проживает раздельно или слаб в экономическом и/или политическом отношении 7.

Кроме того, некоторые присоединившиеся к террористическим группам — это индивиды, которые имели трудности с формированием согласованных (совместимых) групповых идентичностей вне дома, типа школьных или связанных с работой 8.

Этот частичный биографический профиль, конечно, не универсален. Например, многие из 9/11 налетчиков были индивидами с высшим образованием, которые вышли из профессиональных, относящихся к среднему классу, семей с двумя родителями. Тем не менее, представляется, что присоединившиеся к террористическим группам из дисфункциональных семейных обстоятельств особенно восприимчивы к соблазнительным посланиям харизматических лидеров, которые предлагают им их первый положительный и значимый групповой опыт. Лидер становится желанной фигурой отца, и группа лидера обеспечивает атмосферу семейства, связанного тесными узами. Многие присоединившиеся — индивиды, отчаявшиеся в стремлении принадлежать «семейной» группе, возможно потому, что настоящие семейные группы не реализовали их эмоциональные потребности присоединения 9.

Эти нереализованные потребности делают некоторых индивидов особенно уязвимыми к культовому обусловливанию.

Исследователи терроризма сравнили террористические группы с культами и заключили, что модель культа применима к террористическим группам 10. Большинство культов центрированы на харизматическом лидере. Харизматические лидеры имеют многие из следующих характеристик: физическое присутствие, интеллект, опыт, образование и эрудиция, способность к словесному и ясно артикулируемому видению и миссии, и, что наиболее важно, сильную эмоциональную привлекательность. Большинство присоединившихся к культам отвечает на послание лидера сначала на эмоциональном уровне, а затем на физическом и интеллектуальном уровнях. Присоединившиеся сообщают, что они, наконец, нашли кого-то, кто имеет ответы на озадачивающие вопросы жизни и кто поэтому достоин их полного обязательства 11.

В обмен на обеспечение присоединившихся значимым существованием и для того, чтобы удовлетворить их аффилиативные эмоциональные потребности, лидер запрашивает и получает несомненное повиновение присоединившихся. Ветераны группы поддерживают давление лидера к повиновению, применяя давление соответствия на новых присоединившихся, чтобы предупредить любое отклонение от миссии группы или ее ценностей. Первоначальная восприимчивость присоединившихся к этому интенсивному повиновению и давлению соответствия делает их чрезвычайно уязвимыми к пятифазовому социально-психологическому процессу обусловливания, который используется в жестоких культах и который резюмируется в схеме 1.

Схема 1: Пять стадий социально-психологического обусловливания

Стадия 1 — Деплюрализация: полное лишение адепта всех иных групповых идентичностей
Стадия 2 — Самодеиндивидуация: полное лишение адепта личной идентичности
Стадия 3 — Деиндивидуация других: полное лишение врагов их личных идентичностей
Стадия 4 — Дегуманизация: идентифицирование врагов как недочеловеков или нелюдей
Стадия 5 — Демонизация: идентифицирование врагов как зла

В сущности, этот процесс сначала устраняет старые социальные и личные идентичности присоединившегося (деплюрализация и самодеиндивидуация) и затем, в случае экстремистских групп ненависти и террористических групп, переобусловливает присоединившихся, чтобы ненавидеть и иногда убивать мирных людей по требованию (деиндивидуация других, дегуманизация и демонизация).

Многочисленные исследования продемонстрировали, что для большинства людей значащее групповое присоединение важно для психологического здоровья 12. В устойчивых, нормальных (некризисных) обществах, большинство людей плюрализированы, то есть они реализуют свои аффилиативные потребности, состоя во множестве групп. Ни одно из этих присоединений, с возможным исключением семейной группы, не является абсолютно существенным для Я-концепции человека 13.

Все культы, включая террористические группы, желают изменить это нормальное состояние плюрализованности, деплюрализируя потенциальных присоединившихся. Культы часто располагаются в изолированных местах. Если присоединившиеся соглашаются жить в этих изолированных местах, то для них становится легче бросить членство в любом их предыдущем групповом присоединении, часто включая их семьи. Прежние групповые присоединения и идентичности уменьшают тотальную приверженность, требуемую культом. Культы не могут эффективно обусловить присоединившихся, если культовая группа не является единственным групповым присоединением 14. Индивид, который имеет только одно групповое присоединение, имеет Я-концепцию и чувство собственного достоинства, которые полностью зависят от удерживающего членства в этой группе. Полностью зависимый человек тогда стремится делать все, что потребуется, чтобы сохранить членство в данной группе.

Хотя культы хотели бы немедленно и полностью деплюрализировать присоединившихся после присоединения, в действительности деплюрализация может произойти несколькими способами спустя разные промежутки времени. Действительно, некоторые люди внезапно вдохновляются культовыми лидерами сразу бросить все их старые групповые присоединения. Однако, другие потенциальные присоединившиеся проходят намного более медленный процесс деплюрализации. Они могут медленно оставлять их присоединение к «господствующей» группе (группе мэйнстрима), присоединяясь к более маргинальным, но все еще в некоторых отношениях «господствующим» группам (группам мэйнстрима). Через некоторое время они оставляют эти маргинальные группы и присоединяются к экстремистскому культу. Таким образом, деплюрализация может произойти в течение нескольких дней или может занимать годы 15.

Как только старые групповые принадлежности и групповые идентичности присоединившегося были устранены, присоединившийся более уязвим для Фазы 2. Самодеиндивидуация устраняет личную (индивидуальную) идентичность человека, как внешне, так и внутренне. Например, многие присоединившиеся к культам отказываются от своей гражданской одежды, и тогда им дается для ношения униформа. Внутренне, все новички, как ожидают, бросят любые ценности, верования, отношения, или образцы поведения, что отклоняются от ценностей и ожиданий группы. Деиндивидуализированные присоединившиеся отказываются от своего личного восприятия того, что правильно и что неправильно, если оно отличается от восприятия лидера. Кроме того, более широкое видение действительности присоединившихся — их взгляд на то, как прошлое, настоящее и будущее, пригодное вместе, чтобы создать современный социальный мир — становится приноровленным ко взглядам лидера. Деиндивидуализированные люди прекращают думать об их собственных уникальных качествах. Они усваивают концепцию, что они — просто анонимные части большего целого, культа 16.

Фаза 3, деиндивидуация других, происходит параллельно самодеиндивидуации присоединившегося. Мы категоризируем наш социальный мир на тех, кто находится в тех же самых группах, что и мы — (на тех, кто «в» группах, на «нас»), и на тех, кто не находится в наших группах («другие», «внешние» группы, «они» 17). Многие культы доводят этот нормальный процесс классификации до следующего шага, идентифицируя определенные «внешние» группы в качестве врагов. Присоединившиеся к культам затем обусловливаются, чтобы деиндивидуализировать членов вражеской группы. Деиндивидуация врагов включает отказ от любых личных отношений с членами вражеской группы, от знания или обращения к любым врагам по индивидуальным именам или от различения любых индивидуальных признаков или особенностей среди членов вражеских [групп]. Все враги становятся гомогенной, безликой массой: они все выглядят одинаковыми, думают одинаково и действуют одинаково 18.

Многочисленные исследования продемонстрировали, что оба типа деиндивидуации увеличивают агрессию против членов вражеских групп 19, 20, открытие, которое явственно связано с фактом, что убийство в сражении является менее травмирующим, если жертва отдалена от убийцы 21. Чем отдаленнее и менее индивидуально опознаваема жертва, тем легче деиндивидуализировать этого человека и поэтому убить его или ее.

Как только присоединившиеся к культу деиндивидуализированы в «нас», и враги культа деиндивидуализированы в «них», начинается негативное стереотипирование врага. Это уже переход к Фазе 4, дегуманизации. Все положительные характеристики (например, моральное достоинство, интеллект, ответственность, честность, способность оправдывать доверие, надежность) приписаны членам «в» группе, и все отрицательные характеристики (моральное вырождение, глупость, безответственность, непорядочность, неспособность оправдывать доверие, ненадежность) приписаны членам «вне» группы 22. Дегуманизация происходит, когда враг и характеристики врага связаны с нечеловеческими объектами, типа животных, паразитов, грязи, и микробов. Нацистская пропаганда в 1930-ых сравнила евреев и их негативные характеристики с крысами и тараканами 23. Члены культов постоянно поощряются использовать эти ярлыки при упоминании врага. Как только эти ярлыки последовательно применены к вражеской группе, члены культа обусловливаются, по прошествии длительного времени, чтобы думать о членах вражеской группы как нечеловеках.

Фаза дегуманизации отделяет экстремистские группы ненависти и террористические группы от ненасильственных культов, которые не дегуманизировали внешние группы. Эта фаза также отделяет террористические группы от организованных вооруженных сил демократических государств. Хотя демократическое вооруженные силы используют деплюрализацию, обе формы деиндивидуации и дегуманизацию, их обусловливание применяется только к вооруженным противникам. Демократические вооруженные силы имеют строгие правила контакта, которые устраняют убийство невинных мирных людей 24, 25. Террористические группы не имеют таких ограничений; поэтому их обусловливание дегуманизации направлено на всех членов вражеской группы, независимо от их боевого статуса.

Хотя дегуманизация рационализирует массовое убийство невинных [людей] членами террористической группы, дополнительная фаза обусловливания помогает предотвращать возникновение раскаяния после акта убийства. Демонизация, пятая фаза социально-психологического процесса обусловливания, происходит, когда члены культа становятся убежденными, что враг — в союзе с дьяволом и космическом злом. Поскольку большинство культур определяют «добро» по отношению к «злу», демонизация — широко доступная стратегия обусловливания. Упоминание Соединенных Штатов как “Большого Сатаны” является примером культурной демонизации. Так как большинство культур также реабилитирует тех, кто борется против зла и уничтожает его, демонизация просто целенаправленна и усилена террористическими группами. Если член террористической группы по-настоящему убежден, что вражеские старики, женщины и дети — злые существа, то убийство их не только естественно; это необходимо, благородно и вознаграждено теми, кого этот адепт уважает.

Подводя итоги, стоит повторить, что пять фаз социально-психологического обусловливания усилены давлением авторитета 26, который не существовал бы без присутствия харизматического лидера. Фактически, исследования культов демонстрируют, что многие культы прекращают существовать, как только основатель или лидер был так или иначе удален от группы 27. Кроме того, дополнительные мощные аспекты групповой динамики усиливают пятистадийный процесс обусловливания. Поскольку когорта присоединившихся одновременно подвергается этим фазам процесса обусловливания, они становятся очень сплоченной группой. Они выносят трудности обучения и идеологической обработки вместе, и этот разделенный опыт усиливает чувство, что группа — теперь абсолютно всё в жизни каждого присоединившегося. Поскольку сплоченность группы растет, усиливается и уровень конформистского давления, которое каждый присоединившийся налагает на других 28. Увеличивающаяся сплоченность и увеличивающееся конформистское давление, наряду с изначальным чрезвычайным положением лидера, помогает делать взгляды каждого присоединившегося более экстремистскими, чем они были первоначально 29.

В ненасильственных культах максимальная угроза, лежащая в основе и подчинения, и конформистского давления, — отторжение от группы. Никто, кто присоединяется к группе добровольно, не хочет быть отторгнутым от нее. Присоединившиеся к культу особенно не хотят быть отторгнутыми от культовой группы. Они, как правило, принесли большие жертвы (отказ от семьи и друзей, карьеры, личного благосостояния), чтобы присоединиться к группе, что увеличивает их зависимость от группы и поэтому делает возможность отвержения группой даже более психологически разрушительной 30. В жестоких культах и террористических группах присутствует дополнительное и более значительное опасение: страх быть убитым или страх убийства группой членов семьи является весьма вероятным, если присоединившиеся слишком «неправильно» себя ведут или серьезно предполагают покинуть группу. Оба этих страха в результате усиливают повиновение присоединившегося и его конформность.

В сущности, каждый присоединившийся противостоит мощной социальной динамике, что делает почти невозможным сопротивляться обусловливанию. Во-первых, соблазнительная мощь харизматического лидера увлекает присоединившегося в культ и помогает присоединившемуся (постепенно) присваивать культовые ценности, в то время как обусловливание вступает в силу. Во-вторых, растущая власть конформности все более и более сплоченной группы укрепляет власть лидера. При этом учтите, что многие присоединившихся часто культурно предобусловливаются в пользу мировоззрения лидера, что обусловливание часто происходит в изолированных местах, что есть подспудное опасение относительно последствий «неправильного» поведения, и сама по себе сила обусловливания, и поэтому вызывает удивление не то, что большинство присоединившихся к террористическим группам обусловливаются, чтобы действительно стать террористами, а то, что некоторые, видимо, этому не поддаются 31.

Что мы узнали о том, что поможет ответственным властям уничтожать терроризм? Первое и самое важное напрашивающееся заключение — значение лидеров для террористических групп. Процесс обусловливания сосредотачивается и строится на власти (силе) харизматического лидера. Если лидер устранен, группа становится существенно слабее. Рассмотрение террористических групп как культов поддерживает стратегии, которые сосредотачиваются на “отсечении головы змеи. ” Во-вторых, чем более изолировано место, в котором происходит процесс обусловливания, тем глубже и длительнее сказываются результаты на членах группы. Настойчивое разрушение тренировочных лагерей везде, где мы их находим, не только наносит оперативный ущерб террористическим группам, это должно сильно уменьшить эффекты обусловливания. Третий вывод прямо относится к фундаменталистским исламским группам. Эти группы используют в своих интересах факт, что фундаменталистские религиозные школы (madrasas) предобусловили существенную часть исламской мужской молодежи последних поколений. Продукты этих школ более податливы к ценностям и программам (целям) террористической группы. Данные выводы поддерживают идею агрессивного преследования и устранения источников финансирования этих школ.

Эти рекомендации могли бы быть быстро осуществлены. Это важно, потому что обстоятельства, которые создают индивидов, восприимчивых к присоединению к террористическим группам, не собираются изменяться быстро; в течение долгого времени будет большое количество потенциальных новобранцев террористических групп. Я надеюсь, что эта статья продемонстрировала, как легко некоторые из этих восприимчивых к культу новобранцев могут быть обусловлены в безжалостных, покорных приказу убийц невинных (людей). Если обусловливание настолько действенно, то стоило бы сосредоточить наши ограниченные контртеррористические ресурсы на разрушении и возможном устранении обусловливающих процессов, производящих террористов.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 254. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия