Студопедия — СПАД, СОТВОРИВШИЙ РЕВОЛЮЦИЮ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СПАД, СОТВОРИВШИЙ РЕВОЛЮЦИЮ






В этой книге мы часто упоминаем об исключительно важной роли так называемых подготовительных действий всякого динамического движения. Это действия, изначально организующие наилучшие условия для выполнения следующей стадии упражнения — стадии основных действий. От того насколько эффективными были подго­товительные действия данного упражнения самым существенным образом зависит качество исполнения всего движения. Эволюция техники гимнастических упражнений, взятая в масштабе многих де­сятилетий, это прежде всего, процесс совершенствования именно подготовительной стадии гимнастических упражнений.

Один из лучших примеров, иллюстрирующих этот процесс — ис­тория видоизменения и совершенствования спадов в вис согнувшись на брусьях.

" Заметим, что при переразгибе упомянутые моменты сил действуют, еще больше разгибая локоть и, тем самым, дополнительно повышая надежность упора при перегрузках.


 




               
       


БРУСЬЯ ___________________________________________________________

 

На протяжении многих лет гимнасты не знали иного способа пе­рехода из упора в вис согнувшись, как спад, показанный трис. 55-а. Назовем его «простым». Это, так сказать, наиболее мирный, спокой­ный и именно этим удобный прием соединения махов в упоре и висе


____________________ 59. Спад, сотворивший революцию

согнувшись. Но за эти удобства приходится, увы, платить низкой скоростью маха вперед в висе согнувшись и общей вялостью движе­ния, включая подготовительное сгибание тела. Подобное движение вполне удовлетворит мало продвинутого гимнаста, но для мастера оно явно слабовато.

Но вот в 60-х годах ведущие гимнасты мира нащупали иную тех­нику спада. Было замечено, что если после наскока на концы жердей (это был наиболее естественный подход к такому движению), еще до прохождения телом вертикального упора (рис. 55-в) начать форсиро­ванное движение на спад, то работа резко активизируется, и стано­вится возможным исполнение гораздо более сложных и эффектных упражнений.

Спад стали называть «ранним». Его появление произвело формен­ную революцию в освоении движений под жердями: упражнения, ранее казавшиеся трудными (например, подъем дугой в упор), сразу отошли в разряд расхожих движений и вышли из моды. Впрочем, все это уже давно известно.

Но небесполезно и теперь, по прошествии десятков лет, вдумать­ся: в чем же причина эффективности «раннего» перехода в вис со­гнувшись? Отметим наиболее характерные моменты:

1. В отличие от «простого» спада (рис. 55-а), в «раннем» тело начи­нает движение вниз из явно менее уравновешенного положения, когда его быстро опрокидывает вниз-назад силой тяжести (ср.с нача­лом оборота «не касаясь», 51,185). При этом ОЦТтела, в отличие от движения в «простом» спаде, нарочито удален, «оттянут» назад от оси вращения (рис. 55-в, к.к. 1—4);

2. Тело гимнаста сохраняет выпрямленное положение настолько долго, насколько это только возможно (/с./с. 1—3), «припасая» подго­товительное сгибание на тот критический момент, когда не согнуть­ся уже нельзя, иначе сорвет вниз, и гимнаст попросту встанет ногами на пол. В результате сгибание приобретает резко форсированный, «экстренный» характер и, следовательно, прекрасно подготавливает мышцы-разгибатели к последующей работе в основной стадии дви­жения (к.к. 4—6)\

3. Характерно время полной «складки» в тазобедренных суставах (к. 6): гимнаст «ударяет себя по носу» ногами прежде, чем достигает вертикали, а в нижнем крайнем положении уже начинается стреми­тельное движение стопами вперед-вверх или вверх — в зависимости оттого, что именно делаетсядальше (/с./с. 6—7). Более позднее сгиба­ние (у самой нижней вертикали), которое здесь кажется вполне есте­ственным, встречается редко, так как ускоряет и без того интенсив-


БРУСЬЯ


60. «Поздний» спад: тема с вариациями


 


ное вращение тела назад и провоцирует быстрые, но низкие приходы в упор (61,62).

«Ранний» спад—замечательное изобретение гимнастов, но — при всей его ценности — не абсолютно универсальное. У него есть и недо­четы. Например — подчеркнуто форсированное вращение тела назад, с которым нужно уметь управиться, и это иногда создает проблемы; быстрая «езда» увлекательна, но — смотри в оба!

60. «ПОЗДНИЙ» СПАД: ТЕМА С ВАРИАЦИЯМИ

«Ранний» спад, описанный выше (59), подобен мощной ракете-носителю, предназначенной для «запуска тяжелых спутников».

Но всегда ли надо так расходовать энергию? Нужен ли «ранний» спад при исполнении, скажем, простого подъема дугой в упор на руках или оборота под жердями «в плечи»? Не нужен, и даже может спровоцировать ошибки. Может ли, однако, уважающий себя мастер обращаться в этом случае к «простому» спаду с его мини­мальной амплитудой и общей «анемией» (рис. 55-а)! — Ясно, что — нет.

И гимнасты стали искать формы спада, которые обслуживали бы элементы средней трудности, не требовали бы излишнего форсажа, но выглядели бы достойно, стильно. Так появились различные мо­дификации движения, ведущего свое происхождение от «простого», школярского спада, но более культивированные.

Одним из первых появился спад «высоким углом» {рис. 55-6). Его идея пришла, конечно, из практики исполнения спадов назад из упоров сзади на перекладине и брусьях разной высоты. Там исполни­тели обычно рано сгибаются и идут вниз, гладко вписываясь в траек­торию, ведущую к вису согнувшись сзади. Но идея эта и связанная с нею форма, будучи перенесенной на мужские брусья, развива­лась как дефективный ребенок: отсутствие продольной опоры (то есть реального препятствия) провоцировало гимнастов на низкое движение с опущенным тазом и ранний переход в положение угла (к.к. 2—3), которое приходилось удерживать силой. При этом возни­кают неприятные, сбивающие ритм и нарушающие равновесие, ко­лебания таза вперед и назад (с соответствующими неуместными сгибаниями и разгибаниями тела); продвижение тела назад-вниз те­ряет свободный характер, и нужно его поддерживать искусственно (к.к. 3—5). Главное же — спад не получает ни должного внешнего эффекта (из-за чего загорелся весь сыр-бор), ни энергетической эф­фективности, так как «оттяжка» масс тела от оси вращения получает-


ся незначительной, а подготовительное сгибание вообще отсутст­вует, ибо «израсходовано» с самого начала для демонстрации «высо­кого» (а на самом деле довольно низкого и некрасивого) угла. В ре­зультате гимнаст не получает ничего даже в сравнении с «простым» спадом, где — при небольшой высоте движения—действия строятся гораздо естественнее.

Есть ли выход из положения? Нельзя ли делать достаточно мощ­ный, но спокойный и красивый спад, не нарушая рациональной схе­мы построения движения?

Конечно, есть. Наилучшее решение этой задачи показано на рис. 55-г. Это — «поздний» спад, в котором удачно соединяются ос­новные достоинства «простого» и «раннего» вариантов. Гимнаст дол­жен сделать широкий, смелый мах вперед из упора (к.к. 1—2) и, со­храняя высокое положение выпрямленного или слегка согнутого тела, сразу идти плечами назадввис(к./с. 2—4). При этом сохраняется достаточная «оттяжка» масс тела от оси вращения, а подготовитель­ное сгибание происходит, как и в «раннем» варианте, только после прохождения плечами уровня опоры (к.к. 4—6);и хотя такая «склад­ка» умеренна по мощности, ее активности более чем достаточно для выполнения многих не самых простых элементов. В целом такой спад не только красив, стилен, но и достаточно энергичен и универ­сален. Особенно он хорош для исполнения движений в высокий упор на руках или в стойку на плечах, так как в этом случае почти на про­тяжении всего движения (рис. 55-г, к.к. 3—7и д.) тело гимнаста в целом почти не вращается. Это содействует естественному и точному попаданию в намеченное конечное положение (чего не было бы при «раннем» спаде!).

И в заключение — еще раз о спаде «высоким углом». Нельзя ли, если уж так хочется, сохраняя рисунок этого движения, изба­виться от свойственных ему недугов? Да, до известной степени это возможно. Но для этого нужно ввести данную стилевую форму в тех­нические рамки «позднего» спада (рис. 55-д). Гимнаст должен сде­лать широкий мах вперед-вверх, ни в коем случае не оставляя таз внизу (как на фиг б, к.к. 2—5), а поднимая его выше уровня плеч (фиг. д, к.к. 2—3). При этом все тело сразу отходит назад, в спад, а плотная «складка» оттягивается по времени до перехода из упо­ра в вис согнувшись (к.к. 5—6). Такая геометрия спада позво­ляет получить внешний рисунок спада «углом», но дает широкое, плавное движение, не имеющее ритмических сбоев и обеспечи­вающее значительную общую мощность двигательных действий в подъеме.


 




БРУСЬЯ ___________________________________________________________







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 400. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия