Студопедия — Лекция II. Традиции и обрядность автохтонных религий Африки, Америки, Океании, Австралии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Лекция II. Традиции и обрядность автохтонных религий Африки, Америки, Океании, Австралии






На ранних этапах родового строя основным объектом религиозного поклонения была природа. Племена, занимавшиеся собирательством и примитивным земледелием, поклонялись растениям и небесным светилам, охотничьи племена – диким животным. В древних религиозных верованиях отразились также социальные отношения. Например, смена матриархата патриархатом сопровождалась заменой женских духов мужскими. Отправление культа также стало мужским занятием. В эпоху раннеродового строя люди не знали иерархии духов. В культовой деятельности преобладали магические обряды и инсценировки, в которых участвовали все члены племени. Колдуны, шаманы, заклинатели духов ещё не были жёстко отделены от массы верующих. В процессе углубления социальной дифференциации внутри племён происходила сакрализация вождей и усиление их роли в жизни племени.

Самобытность и оригинальность древних африканских религий. Мир традиционных африканских религий весьма разнообразен. В этом многообразии есть и объединяющее начало, универсальные типические черты духовной культуры Африки доколонизаторской эпохи. Одной из характерных черт африканских верований является их консерватизм, позволяющий сохранять в традиционных верованиях религиозные древнейшие пласты первобытного общества до сих пор. В качестве религиозной модели, представляющей наиболее ранние стадии человеческой цивилизации, могут быть племена коренных африканцев – бушменов. В их мифах присутствуют мотивы, характерные для любой мифологии – космогония и теогония, возникновение человека и появление в мире смерти, работа бога-демиурга и пантеон подчинённых ему богов, культурные герои и трикстеры. Существует несколько мифов, объясняющих устройство мира. По одному мифу бушмены верят, что солнце когда-то было человеком со светящимися подмышками. Он поднимал руку, земля озарялась солнечным светом, ложился спать – всё погружалось во тьму. Люди забросили его на небо. По другому мифу бушменов жил на земле человек огонь со светящейся головой и приносил удачу на охоте, но требовал лучший кусок мяса. Люди убили его, отрезали голову и швырнули на небо. Так, появилось солнце, которое проходит путь с востока на запад в поисках своего тела на земле, но не может его найти. Луна представляется бушменам сандалией человека «древнего народа», то есть жившего до них. Дочь этого человека сушила мокрые сандалии и слишком близко положила их к огню. Один сандалий сгорел наполовину, другой, до пепла. Отец рассердился и кинул полусгоревшую сандалию вверх. Она стала луной. Его дочь бросила пепел вверх. Он превратился в звёзды и млечный путь. Солнце преследует луну и, отрезает у неё куски мяса. Когда луне удаётся вырваться, она понемногу опять обрастает мясом[14].

Древний миф бушменов образно объясняет и появление всех остальных небесных светил, летающих насекомых. Считается, что млечный путь, красные и белые звёзды на небе появились потому, что девушка, рассердившись на мать за то, что та дала ей мало зрелых и молодых кореньев, превратила их в древесную золу и подбросила в небо. Вместе с золой она забросила в небо и кожуру корня куисси, от которой возникла саранча[15].

В мифологии бушменов верховный бог выступает в образе кузнечика-богомола Цагн, создавший солнце, луну, ночь, звёзды, горы, животных, птиц. По одному из мифов бушмены в древности были антилопами, и Цагн превратил их в людей, научил охотиться, делать капканы, оружие, петь песни и ритуальный «танец крови», при котором девушки и сегодня изображают черепах и антилоп. Цагн установил табу, открыл людям названия местностей и пр.

Кроме преклонения перед Цагном, у бушменов существует культ предков, поклонение духам и останкам умерших родственников, потому что они считают, что человек бессмертен и имеет множество душ. После захоронения возникает двойник умершего (гауа). Он также охотится за пищей, а утомившись, возвращается в могилу.

У африканских народов развит и фетишизм как особая форма первобытных религиозных верований, определивших неповторимое яркое искусство Африки. Только здесь можно встретить знаменитые ритуальные маски и барабаны, а также множество других высокохудожественных предметов. Среди этих предметов особую ценность имеют пластические и графические изображения африканских культов. К ним относятся скульптурные портреты из камня и обожжённой глины, терракотовые статуэтки примерно V века до н.э.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1651. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия