Студопедия — Мышцы и слово
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Мышцы и слово






Дыхание начинает звук посредством воздействия на го­лосовые связки, заставляет их вибрировать, и, таким обра­зом, возникают звуковые волны. Начальный звук затем расширяется и распространяется по телу и движением или артикуляцией различных органов речи может быть оформ­лен в виде слов.

С помощью дыхательных упражнений вы обнаружили свою свободную голосовую энергию и резонирующие воз­можности тела. Теперь вы должны преобразовать эту энер­гию в слова, ведь именно это воздействует на слушателя. Необходимо понять, как связать голосовую энергию и энер­гию слова. Следующим шагом будет обучение тому, как двигать челюстями, губами и языком, использовать мягкое небо; при помощи их мышц мы произносим гласные и со­гласные звуки.

В любом тексте актер должен найти специфический такт слов и увязать его с особенностями помещения — только тогда его можно будет слушать без труда. Таким образом, вы должны учитывать следующее:

1. Индивидуальные особенности речи. 2. Необходимость приспособить эти особенности к помещению. 3. Правильное положение гласных и согласных, что будет затем влиять на резонанс голоса. 4. Как донести смысл слова до слушателя. В известном смысле упражнение мышц выполнять проще, чем дыхательные упражнения, ибо вы чувствуете от них немедленную помощь и быстрее ощутите новые возможности своего голоса. Действительно, за пять минут вам откро­ется огромная разница между тем, чем вы были и тем, чем вы можете быть. Но, с другой стороны, они сложнее, по­скольку приходится учитывать многие индивидуальные осо­бенности (о чем я говорила ранее). Например, слишком сильное или слишком слабое акцентирование согласных, глотание гласных и конечных согласных, слишком сильные носовые звуки, игнорирование долготы гласных — все это может исказить энергию слова. Хотя это и незначительные погрешности, однако они способны лишить вашу речь нужного эффекта. Часто от малого зависит многое. Подоб­ные маленькие погрешности встречаются и у опытных ак­теров.

Для человека с особенно неясной речью или специфи­ческим акцентом помощью будет правильная концентрация энергии на слове и недопущение монотонного произношения гласных и согласных. Не существует совершенно правиль­ного способа произносить — все это индивидуальное явле­ние. Бели произносить каждый звук совершенно стан­дартно, то звук вовсе не обязательно будет правильным, ибо он формален. Задача не в том, чтобы сгладить индиви­дуальные особенности или регионализмы речи. Проблема в том, как совместить особенности речи с требованиями тек­ста — это очень тонкая вещь. Здесь необходимо найти «зо­лотую середину» — общеприемлемую норму произношения и тем самым связать индивидуальные особенности речи и характер текста. Но вы должны увериться, что это именно приемлемый вариант. Бели у вас хороший слух, вы можете сделать это сами. Конечно, поначалу звучание будет искус­ственным, будет недоставать ритмической свободы. Но чем больше вы будете упражняться, тем легче у вас будет по­лучаться — мышцы автоматически станут работать пра­вильно. Это вроде того, как тренируются спортсмены, готовясь к какому-либо конкретному заданию.

Конечно, задачи у вас могут быть разнообразными, однако с самого начала — вне зависимости от того, имеете ли вы стандартное произношение или нет — необходимо отрабатывать весь комплекс упражнений и уже затем отби­рать для себя одно из них — это вам нужно для того, чтобы найти энергию в тех мышцах, которые ответственны за произнесение гласных и согласных. Действительно, у ак­тера может быть резкий и негибкий голос, но если энергия находится в слове, а слово вбирает в себя эмоции и стрем­ления и связывает их воедино, такой голос может быть привлекательным, и нам приятно его слушать. Это опять-таки двустороннее движение: актер придает словам смысл, и они сообщают ему нечто, если только он слышит, что они говорят. Вы должны исследовать и знать основные правила движения мышц, ответственных за формирование слов, и убедиться в том, что они достаточно развиты и способны производить гласные и согласные звуки с использованием правильной энергии, и достаточно гибки, чтобы реагиро­вать на малейшие нюансы речи. Существует множество способов модулирования, акцентирования и выделения лю­бого слова.

Кроме того, обнаружив энергию этих мышц, вам надо научиться легко приспосабливаться к особенностям аудито­рии. В большом театре или в маленькой студии звуковое выражение вашей мысли и чувства зависит от ясности сло­ва. Очевидно, что происходящее в вашем теле является частью этого. Вы найдете, что в большой аудитории требу­ется большая сила и фрикция согласных, поэтому нужно будет произносить согласные несколько длиннее обычного. Чем мощнее голос вам необходим, тем большее количество согласных надо интонационно разбить в слове. Это легко понять, если вы намереваетесь говорить в каменном зда­нии, например — в церкви. Бели вы увеличиваете гром­кость голоса, вы собьете речь, но, если вы увеличите число согласных — речь станет отчетливой. Именно мышечная энергия в словах позволяет уменьшить громкость до мини­мума и вместе с тем позволяет слышать слова. С другой стороны, в студии от вас требуется большая точность, конт­роль и как можно меньшее интонационное выделение зву­ков. При меньшей громкости вам потребуется большая эла­стичность обычного голосового диапазона — и это весьма трудная задача. Чтобы правильно произносить, мышцы должны быть в высшей степени чувствительными. Естест­венность речи может привести к монотонности произноше­ния.

Обнаружив правильную энергию и установив контроль над этими мышцами, вы поймете, что теперь слова выходят без усилия и подчинены вашей воле. Вы сможете свободно растягивать слова и ускорять ритм речи.

Теперь вы должны понять, где найти эту энергию. Прежде чем обратиться к согласным в этом аспекте, пояс­ним, что такое согласный звук.

Согласный — это звук, на котором останавливается или задерживается поток воздуха или озвученный поток — на губах или языке. Для некоторых согласных необходимо мягкое небо, а положение челюсти всегда имеет большое значение. Когда звуковой поток совершенно останавливает­ся — это взрывной согласный, а если только частично — фрикативный согласный. Кроме того они могут быть звон­кими и глухими. Звонкие — когда затронуты голосовые связки, глухие — когда связки не затронуты.

Все это, конечно, понятно, дело лишь в том, сколько мышечной энергии вы используете. Существует бесконечно много разнообразия в типах воздушного давления, вибра­ции и времени на произнесение согласных.

Гласный отличается тем, что поток воздуха свободно проходит через рот и всегда озвучен. В формировании глас­ного участвуют губы, язык, однако челюсти и положение мягкого неба особо влияют на его качество. Одни гласные называются чистыми, другие — дифтонгами. Одни длин­ные, другие краткие.

Необходимо тренировать каждую мышцу отдельно, для чего необходимо держать рот открытым. В этих целях ис­пользуется специальная распорка. Она должна быть не тол­ще карандаша, ее ставят между зубами, и, таким образом, рот открыт. На ней имеются выемки для установки зу­бов. Размеры распорки самые разнообразные: 7/8 дюйма, 3/4, 5/8 дюйма. При желании можно использовать рас­порку в 1/2 дюйма. Размер следует подбирать индивиду­ально.

Если вы можете пользоваться распоркой и не чувство­вать при этом напряжения в челюстях — используйте ее. В этом случае эффект упражнений значительно возрастет. Если же вам она мешает, можно от нее отказаться, в то же время с помощью зеркала выработать наиболее правильное и удобное положение рта. Для этого растяните немного гу­бы, положив пальцы в уголки рта. Это основной способ изолировать движение мышц рта от движений других мышц.

Распорка используется отнюдь не для отработки произ­ношения. Она предназначена для того, чтобы вы поняли принцип движения мышц. И, наконец, во время выполне­ния упражнений не стоит обращать внимания на механику словообразования, но говорить нормально и свободно.

Выполняя эти упражнения, не нужно торопиться. Потом скорость придет сама. Необходимо только почувствовать действие мышц во всей его полноте. При произнесении со­гласных нельзя злоупотреблять давлением звукового по­тока, равно как и недооценивать его значение. Кроме того, не следует забывать и о том, что мышцы не только отве­чают за физическое оформление слова, но и обладают своей собственной естественной вибрацией и резонансом — это способствует полнозвучию речи. Это особенно заметно при произнесении парных согласных:

п—б

т—д

к—г

с—з

ф—в

ш—ж

Гласные звуки, как и согласные, находятся в прямой за­висимости от мышц — но почувствовать это труднее. По­чувствовать это можно при работе с дифтонгами.

Качество голоса обеспечивается также правильным соче­танием гласных и согласных. В этом случае звук и слово слиты. Упражнения на отработку гласных и согласных зву­ков должны выполняться комплексно.

Как уже указывалось, в формировании гласных и со­гласных задействованы немногие мышцы, однако при про­изнесении отдельных звуков в движении мышц существует определенная специфика (например, это заметно в таких звуках, как «б», «л», «о» и т. п.». При выполнении упраж­нений по артикуляции вы бессознательно двигаете головой, как бы выталкивая наружу звуки. Это, конечно, приводит к напряжению шеи и перекрывает горло, а также напрягает язык и небо.

Энергия, необходимая для произнесения слова — это энергия мышечная: другого усилия не требуется. Любое на­пряжение шеи и горла уменьшает ясность речи. Напряже­ние — пустая, ненужная энергия. Все те мышцы, которые не используются в процессе речи, должны быть расслабле­ны. Слова обладают собственной энергией, поэтому вам нет необходимости выталкивать их. Выталкивая слова, вы ли­шаете их значения, искусственно ограничиваете их.

Звук начинается с дыхания, озвучивается и переходит в слово. Когда идея, звук и слово сливаются воедино, вы до­стигаете ясности. Экономя силы в процессе речи, вы пере­стаете использовать акцентирование слов. Сокращается практика акцентирования согласных, так как это сбивает ритм слова. Отказавшись от подобного рода ограничений, вы открываете для себя, что принцип положительной энер­гии — это твердость без напряжения.

Упражнения имеют несколько уровней. Что касается практического их значения, они необходимы для выработки чистой речи, для произнесения ее в аудитории и для пере­мещения модуляции во внешние органы речи — с тем, чтобы мышцы и резонирующие пространства рта и носа участвовали в формировании звука.

 







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 303. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия