Студопедия — Глава 18. ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ТЕЛЕФОННАЯ ПОМОЩЬ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 18. ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ТЕЛЕФОННАЯ ПОМОЩЬ






В этой жизни нет прямого необратимого развития: мы движемся не по твердым ступе­ням, чтобы остановиться у последней, — от младенческой бессознательности, через бездум­ную веру детства, через сомнение подростка (всеобщий жребий), скептицизм, а затем и неверие к задумчивому отдохновению зрелости, которое знаменуется словами «если б». Нет, пройдя одну ступень, мы описываем круг еще и еще раз и всегда остаемся одновременно и младенцами, и детьми, и подростками, и мужчинами с вечным «если б».

Герман Мелвилл «Моби ДиК»

Только змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями не схожи,
Мы меняем души, не тела.
Память, ты рукою великанши
Жизнь ведешь, как под уздцы коня,
Ты расскажешь мне о тех, что раньше
В этом теле жили до меня.

Николай Гумилев «Память»

Телефонное консультирование ориентировано на психологическую помощь людям любого возраста[28]. Каж­дый из периодов жизни человека имеет неповторимые особенности, накладывающие свой отпечаток на перелсиваемые психологические проблемы. Поэтому в теле­фонной беседе важно не только эмпатически вникнуть в проблемную ситуацию, но и непременно увидеть за ней этап жизни, переживаемый абонентом.

Как полагал Э.Эриксон, становление Я представля­ет собой длительный процесс, результатом чего явля­ется обретение эго-идентичности — переживание сво­его Я как действительно уникального Я, отличного от столь же неповторимых других (Эриксон, 1996).

Эго-идентичность формируется как результат слож­ного полифонического взаимодействия индивида со средой и культурой. Процесс идентификации никогда не достигает окончательной завершенности, ибо нельзя остановить или ограничить расширение представлений человека о себе, самопознания. При формировании эго-идентичности важное значение имеет осознание чело­веком того, как на него реагируют окружающие: они моделируют этот процесс, помогая Я осознавать суще­ствующую идентичность. Еще Уильям Джемс (1911/ 1990) полагал, что Я состоит из двух родов отноше­ний: отношения Я к себе и отношения других к этому Я. Если эти отношения соответствуют друг другу, че­ловек находится в состоянии психического благополу­чия. При их несоответствии возникают замешательство или внутренний конфликт, стимулирующие последую­щее исследование и поиск новых возможностей. Эго-идентичность включает в себя внутреннюю уверенность в направлении своего жизненного пути и способность к восприятию конкретных ситуаций как отдельных зве­ньев единого непрерывного процесса. Ее нельзя обрес­ти раз и навсегда, сложные жизненные коллизии мо­гут не раз приводить к ее утрате и возникновению си­туации Гамлета («Распалась связь времен»). Она является инструментом, с помощью которого человек органи­зует внешнюю информацию, проверяет восприятие ок­ружающего и себя самого, выбирает воспоминания, уп­равляет адаптивностью и целесообразностью действий, интегрирует способность к ориентации и планированию поведения. Эго-идентичность дает чувство «непрерывной самотождественности» и благополучия: человек чувству­ет себя тем, кем хотел бы быть, а то, что он делает, соответствует его желаниям и потребностям.

Развитие личности — это, прежде всего, формирова­ние эго-идентичности. По Эриксону, оно протекает в восемь стадий, каждая из которых порождает внутрен­ние конфликты и приводит к возникновению изменя­ющих личность базисных качеств. Эти новые позитивные качества свойственны всем людям и преимущественно формируются в определенном возрасте. Если социокуль­турное окружение не поддержало возможность их появ­ления в срок, это еще не значит, что они не возникнут позже, но путь их обретения будет, несомненно, труд­нее, а развитие личности станет дисгармоничным. Нако­нец, может возникнуть момент, когда эти качества уже не смогут найти себя в человеке. Место позитивного ба­зисного качества прочно займет его антипод.

Орально-сенсорная (или инкорпоративная) стадия охватывает период с рождения до одного года[29]. В это время ребенок живет в соответствии с «принципом удо­вольствия» и преимущественно взаимодействует с мате­рью, являющейся носительницей определенных ценно­стей общества. Эти отношения порождают у него либо базисное доверие к миру, к тому, что его потребности могут и должны быть удовлетворены, либо ощущение недоверия из-за страха потерять то, чего он желает и чем обладает. Доверие возникает, когда ребенок научается выделять из окружающей среды людей и объекты, ког­да появляется первое смутное ощущение, что он явля­ется отдельным существом. Оно является сильным каче­ством, и человек, по Эриксону, может подпитываться всю жизнь из этого источника надежды вместо колодца печали. Доверие является основой для формирования положительного самоощущения, желания приобретать новый опыт, осваивать новые виды деятельности и витальной способности верить вообще. В окружении, рас­полагающем к доверию, младенец чувствует себя люби­мым и принятым, и это придает смысл всему его конк­ретному опыту. Критерием сформированное™ доверия к миру является способность ребенка спокойно перено­сить исчезновение матери из поля зрения. В этот период резкая потеря материнской любви может привести к острой детской депрессии или к более мягкому, но хро­ническому состоянию печали, способному придать ме­ланхолическую окраску всей последующей жизни чело­века. При всех благоприятных условиях эта стадия вво­дит в психическую жизнь чувство отлучения и смутную, но универсальную ностальгию по утерянному раю.

Мышечно-анальная стадия охватывает возраст от од­ного до 3 лет; содержание кризиса выражается в терми­нах «автономия—стыд и сомнение», а итогом продуктив­ного его разрешения — сильная воля. В это время ребе­нок учится самостоятельно передвигаться, есть, говорить, контролировать свои телесные функции, осознает свое индивидуальное начало (автономную волю) и себя как активно действующего субъекта. Главным его стремлени­ем становится борьба за автономию, за овладение своим существом в противовес сдерживающим силам, будь то земное притяжение или желания родителей. На этой ста­дии он проходит путь от полной зависимости к относи­тельной самостоятельности, и это дает ему основание осознавать себя автономным существом, способным со­вершать определенные действия. Отсюда детские: «Я сам, я сам!». Разумеется, эта активность наталкивается на не­одобрительное отношение взрослых, стремящихся ее ог­раничить. Ребенок же не знает запретов, пока их не на­рушит. Эта коллизия порождает первые семейные конф­ликты, которые являются диалектическими. С одной стороны, если твердо и последовательно запрещается только то, что совершенно недопустимо, конфликты сво­евременно разрешаются и ведут к развитию автономии. С Другой стороны, если родительские запреты становятся всеобъемлющими или ими злоупотребляют, это приво­дит к появлению зависимости и неуверенности, излишней застенчивости и сомнений. Эти качества снижают са­мооценку ребенка. Если он подвергается чрезмерному дав­лению, у него появляется злость на собственную неуме­лость, он ощущает себя глупым и пристыженным. Испы­тывая же стыд, он начинает не доверять своей правоте и сомневаться. Попытки родителей часто пользоваться чув­ством стыда и неуверенностью ребенка довольно быстро обесцениваются и могут породить негативизм, а в буду­щем — человека, не желающего считаться с обществен­ным мнением. В это время ребенок нуждается в благоже­лательности и поддержке, фигура отца становится более заметной. Разрешая конфликты, дети и родители приспо­сабливаются, «притираются» друг к другу. В задачи роди­телей входит поощрять стремление к самостоятельности, не позволять возникнуть чувствам стыда или неловкости от неудачных действий, сомнениям в ценности детей для окружающих. Стыду следует противопоставить твердость и терпимость, дать возможность ребенку испытать радость от автономии. Доверие у ребенка является прежде всего следствием уверенности его матери, точно так же авто­номия основывается на чувстве собственного достоинства родителей. Автономия, как и доверие, повышает само­оценку ребенка: он чувствует себя не только окруженным теплом и заботой, но и уверенным в своей компетент­ности. Как правило, чем больше автономия, тем сильнее ощущение собственной ценности. Часто ее критерием являются самостоятельность и степень познавательного интереса к окружающему миру. Автономия всегда пред­полагает определенные ограничения активности ребенка, но они не должны быть осуждающими, волюнтаристс­кими, слишком трудными для понимания и соблюдения. Локомоторно-генитальная (или, по Фрейду, эдипо­ва) стадия проходит с 3 до 6 лет в так называемом иг­ровом возрасте. Ее содержание — противоречие «иници­атива и вина», результируемые в жизненной цели. Ос­новной деятельностью ребенка в это время становится ролевая игра, посредством которой осваивается окру­жающий мир. Через множество ролей в игре как модель­ной ситуации (1) развиваются отношения с другими людьми через систему отождествлений в игровых ролях; (2) изучаются типично человеческие эмоции, с кото­рыми дети, возможно, еще не сталкивались в реальной жизни; (3) исполняются желания, в ходе чего принцип удовольствия компенсируется и из стиля жизни посте­пенно превращается в вероятностное явление и (4) пре­одолевается скука. Будучи основным видом деятельнос­ти, игра не является продуктивной в том смысле, что ее мотив заключен в самом процессе. В это время ребе­нок свободно передвигается, достаточно владеет речью, задает вопросы, осмысливает события, фантазирует, расширяет окружение и определяет границы дозволен­ного. За всем этим стоит новое базисное качество ини­циативы, которое порождает любознательность, необы­чайно энергичную и настойчивую познавательную дея­тельность. Родители собственным примером, рассказами о жизни и о том, что значит для них великое прошлое, передают детям инициативу в форме подражания иде­альным типам людей, часто настолько завораживающим ребенка, что они в состоянии заменить детям героев волшебных сказок. Свою первую инициативу ребенок проявляет дома, выражая страстный интерес к родите­лю противоположного пола, но, испытав разочарова­ние, может начать бороться против братьев и сестер за любовь своих родителей. В дальнейшем инициатива не­сет в себе предвосхищающее соперничество с теми, кто оказался первым и потому может занять то поле дея­тельности, на которое исходно была направлена ини­циатива ребенка. Для родителей очень важно препятство­вать появлению в ребенке чувства вины за любознатель­ность и активность. Вина может подавлять инициативу и любознательность, формировать надолго сохраняюще­еся осуждающее самосознание. В это время предметом идентификации ребенком себя со взрослыми становит­ся не только мать или отец, но другие значимые взрос­лые люди.

Стадия латентности приходится на младший школь­ный возраст с 6 до 12 лет, в основе кризиса лежит про­тиворечие «трудолюбие—неполноценность», а формируемым базовым качеством является компетентность. В эти годы ребенок включается в систематическую орга­низованную деятельность в школе, которую осуществ­ляет самостоятельно или во взаимодействии с другими. Впервые осуществляя работу, приносящую свои пло­ды, ребенок стремится к признанию и одобрению. В этой деятельности он осваивает символы культуры, раз­личные схемы, инструменты и стандарты активности, формируя трудолюбие и способность к самовыражению. Если со стороны окружения нет признания или одоб­рения полезной активности ребенка, то не возникает стимула для дальнейшего овладения продуктивными на­выками. Неумелость или плохое качество исполнения, особенно в совместной деятельности, ведут к чувству неполноценности. Ребенок может разувериться в себе, в том, что он в состоянии освоить окружающий мир. Более того, расширение круга общения, прежде всего со взрослыми, приводит к сравнению своих скромных достижений с их взрослыми успехами, что также чре­вато чувством неполноценности, поскольку взрослые знают и умеют больше. Поэтому главная задача этого возраста состоит в том, чтобы у ребенка не возникло убеждение, что ему предстоит столь многому научить­ся и так много сделать, что нет смысла даже пытаться охватить это, а лучше махнуть на все рукой. Необходи­мо развивать его трудолюбие, решимость добиваться успехов, экспериментирование во всех областях. К кон­цу этой стадии на первый план выходит проблема ком­петентности. В школе она может стать особенно острой из-за необходимости освоения большого объема зна­ний. Освоить их — значит стать компетентным, стать компетентным — значит сохранить положительное са­мовосприятие. Лишь постепенно ребенок научается из­бегать ситуаций, где может оказаться некомпетентным. Чем человек моложе, тем больше требований для него обязательны и безоговорочны. У ребенка еще нет дос­таточной свободы действий, и он обязан выполнять то, что предписано. Поэтому ему часто приходится призна­вать свою некомпетентность, в том числе и публично, что снижает самооценку и приводит к чувству непол­ноценности. Очень важно подчеркнуть временный ха­рактер некомпетентности и сделать ее поводом для того, чтобы чему-либо научиться, а не объяснять неудачли­востью или, хуже того, непоправимым дефектом лич­ности. Овладевая основами знаний, дети идентифици­руют себя с представителями отдельных профессий.

Стадия полового созревания охватывает подростковый и юношеский возраст и длится с 12 до 19 лет; содержа­ние кризиса — «эго-идентичность—ролевое смешение», и продуктивный результат — верность (преданность). К ее окончанию формируется эго-идентичность, проти­вовесом которой является ролевая спутанность (диффу­зия идентичности по: Эриксон, 1996). Эта стадия порож­дает вопросы: «Кто я?», «Как жить?», «Чему верить?», «Как относиться к себе?», «Как оценивать других?». Ис­точником формирования эго-идентичности, как уже упоминалось, становятся различные идентификации, часто уходящие в детство. Вначале образцами для под­ражания становятся родители с их ценностями и нор­мами, затем спектр ценностей и норм существенно рас­ширяется и усложняется, в его орбиту вовлекаются бра­тья и сестры, сверстники, значимые взрослые. Цепь идентификаций, являясь и защитным механизмом и руководством к действию, приводит к формированию «Я-идеала», после чего возникают дальнейшие возмож­ности интенсивного развития личности. По Эриксону, эго-идентичность формируется в 4 этапа:

• Неопределенность идентичности: подросток еще не избрал для себя никаких определенных убеждений или профессионального направления, ему предстоит решить
вопрос, принять ли ему тот стиль жизни и карьеру, которую бы хотели его родители, или он выберет их сам, а если так, то что следует избрать.

Предварительная идентификация: подросток ста­вит перед собой определенные цели и выдвигает убеж­дения, являющиеся отражением выбора, сделанного
Другими, он как бы примеряет на себя одежду, удобную и опробованную другими.

• Психологический мораторий или кризис идентич­ности: подросток активно исследует возможные вари­анты идентичности в надежде отыскать тот единствен­
ный, который сможет считать своим (ролевое экспери­ментирование). Нерешительность и запутанность выбора часто приводят к тому, что молодые люди цепляются
друг за друга (как в стае или клане), возникает фено­мен подростковых групп. Они находятся в своеобраз­ном подвешенном состоянии между «моральностью,
выученной ребенком» и «этикой, которая должна быть у взрослого». Эту подвешенность, неспособность к вы­бору идентичности Эриксон называет «мораторием».
Это необходимый для преодоления такой неспособно­сти переход от юности к дальнейшему взрослению. Причиной «моратория» является сочетание физической
зрелости и социальной незрелости. Социальному поло­жению и ожиданиям свойственна естественная неопре­деленность, а необходимость принимать на себя роли
взрослого человека (например, отделиться от родите­лей, создать семью) еще более усугубляет неуверенность в себе. Еще одной причиной «моратория» может явиться
необходимость выбора поприща или стиля поведения на фоне противоречивых ценностей или ограниченно­сти жизненного опыта {Эриксон, 1996).

• Достижение идентичности: продвигаясь к той или иной цели, индивид выходит из кризиса и находит свою вполне определенную идентичность, на основе
которой определяет для себя род занятий и ориента­цию в мире. Исторический контекст является, по Эрик­сону, немаловажным. В средние века выбор идентифи­кации был крайне ограничен, сегодня же он практи­чески неисчерпаем.

Спутанность идентичности в предельных случаях предполагает целесообразность применения соответству­ющих психотерапевтических воздействий. Основанная на бунте и отрицании, она приводит к своеобразным проявлениям патологии идентичности: (а) регрессии к инфантильному уровню со стремлением отсрочить об­ретение взрослого статуса: подростки оказываются неспособными строить планы на будущее, это связано с боязнью взросления и изменений, так как они боятся и не верят, что время способно принести изменения, и в то же время опасаются, что перемены могут все-таки произойти; (б) смутному, но устойчивому состо­янию тревоги: оно порождено сочетанием физической зрелости и социальной незрелости подростка и часто приводит к эмоциональной неустойчивости, демонст­ративное™, вспыльчивости, импульсивности и неурав­новешенности. Перемены в настроении, по Эриксону, приводят в действие следующий механизм. Вначале под­ростки, стремясь утвердить независимость, проявляют неуступчивое поведение, дерзость и доводят родителей «до ручки». Далее из-за боязни неминуемого наказания, они становятся дружелюбными и ищут примирения. В результате этого их взаимоотношения с родителями выравниваются, вновь появляется эмоциональная бли­зость и привязанность и, как следствие, отождествле­ние себя с образом ребенка. Последнее вызывает есте­ственный протест, стремление разрушить эту иденти­фикацию и вновь утвердить свою независимость. Таким образом, этот механизм превращается в подобие по­рочного круга; (в) чувству изоляции и опустошеннос­ти: подросток избегает близких отношений и тесных контактов из-за боязни утратить в них собственную эго-идентичность, что приводит к стереотипным и формальным отношениям с окружением; (г) ожиданию чего-то такого, что может внезапно изменить жизнь: преобладанию магического мышления, надежде на «чудо»; (д) страху перед общением; (е) боязни проти­воположного пола; (ж) враждебности и презрению к существующим общественным ролям: подросток не может эффективно использовать свой потенциал в ра­боте или учебе; любая деятельность требует личной вов­леченности, а он стремится защититься от нее, что проявляется в неспособности сосредоточиться или в Увлеченности с головой чем-то одним с пренебреже­нием к другому; (з) презрению к отечественному и переоценке всего иностранного; (и) поиску «негатив-г ной» идентичности, стремлению стать «ничем» как единственному способу самоутверждения; индивид стремится найти эго-идентичность, прямо противопо­ложную той, которой отдают предпочтение значимые другие, и выражает презрение и враждебное отноше­ние к предлагаемым вариантам {Эриксон, 1996).

Как правило, результатом этой стадии является пол­ное освобождение от детской зависимости, человек за­ботится о себе и отвечает за свои поступки. У него возникает собственная система жизненных ценностей, о которой он судит как взрослый. Исчезают эмоцио­нальные колебания, мешающие формировать глубокие человеческие отношения. Он полностью осознает и принимает свою половую роль и физический облик, приобретает устойчивые личностные качества, кото­рые с этих пор будут меняться не скачкообразно, но медленно модифицироваться под влиянием накоплен­ного опыта.

Стадия молодого взрослого возраста, или ранней зре­лости,продолжается с 20 до 25 лет. В основе кризиса лежит конфликт интимности и изоляции, разрешаемый в чувстве любви. Интимность заключается в том, что на­шедший свое Я делит его в глубоких дружеских отно­шениях или становится самовлюбленным и фиксиро­ванным только на себе. Кроме того, интимность реа­лизуется созданием семейных связей. В настоящей интимности обязательно присутствует взаимность, стремление к разделенной с другими идентичности. Если любовь и секс не отделены друг от друга в чело­веческих отношениях, то есть возможность создать именно такую любовь, которая может быть разделена другим человеком и возвратится миру через детей.

Неотъемлемой частью интимности является дистан-цированность, готовность человека отвергать, изолиро­вать и, если необходимо, разрушать те силы или лю­дей, которые кажутся ему опасными. Потребность в укреплении и защите границ своей интимности из ес­тественной, рационально обусловленной может превра­титься в предубежденность, фанатизм или чрезмерную готовность жертвовать собой или убивать других. Изба­вить от этой неблагоприятной метаморфозы может только своевременное определение личных границ на основе взрослой ответственности.

Стадия взрослости занимает следующую четверть века жизненного цикла (25 лет—50-60 лет), содержание кри­зиса описывается понятиями «творчество—застой», а «сильной» стороной является формирование заботы. Творчество в качестве дальнейшего внутреннего само­развития личности означает появление у человека (вне себя или семьи) жизненно важных интересов и потреб­ностей, приводящих к формированию его уникально­сти. Оно проявляется в стремлении воспитывать подра­стающее поколение или улучшать общество. Человек, поднимаясь над своей эго-идентичностью, обретает уникальную способность стать самим собой.

Если взрослый человек живет только для удовлетво­рения своих личных потребностей, для приобретения удобств и развлечений, то эта альтернатива именуется застоем. Место творчества в семейной жизни или вне ее занимает регресс к навязчивой, однообразной потреб­ности в псевдоинтимности. Возникает скука, становяща­яся почти экзистенциальной, оскудевают межличност­ные контакты. Суть существования заключается в повсед­невном потворстве самому себе, как если бы человек или семейная пара превратилась в своих собственных детей. Излишне говорить, что в этих условиях довольно быстро развивается изношенность, телесная или психо­логическая инвалидность. Последствия выбора этой не­гативной альтернативы проявляются в следующем поко­лении в форме еще большего отчуждения.

Стадия поздней зрелости начинается после 50—60 лет. Содержание кризиса — противоречие интеграции и от­чаяния, а формирующаяся сильная сторона — мудрость. Базовое качество, приобретаемое человеком в это время называется эго-интеграцией. Это сильное чувство це­лостности собственного Я и ценности прожитой жизни проявляется во внутреннем покое и внешней уравнове­шенности. Основой эго-интеграции является мудрость, характеризующаяся при всем своем многообразии преж­де всего тщательно обдуманными суждениями и глу­боким всеобъемлющим пониманием. При личностной одаренности мудрость редко бывает собственной, чаще ее сущность составляет традиция. Эго-интеграция прояв­ляется также склонностью к порядку, значимости, готовности взять на себя лидерство или, при необходи­мости, отречься от него. Интегрированная личность от­личается прежде всего принятием жизни как одного-единственного цикла, определенного круга лиц, состав­ляющих его окружение, личной ответственности за происходящее, собственной интегративности, которая существует и исчезнет вместе с ее носителем. Интенсив­ность этого чувства определяется отношением к прожи­той жизни, которая принесла удовлетворение.

Если жизненный опыт человека не принимается сле­дующим поколением, то возникает разочарование в жизни, когда человек серьезно рискует впасть в безыс­ходное отчаяние и столкнуться со страхом неминуемой смерти. Судьба не принимается как обрамление жизни, а смерть — как ее последняя граница. Именно это от­чаяние скрывается у пожилых людей за мизантропией, хроническим недовольством существующим порядком вещей, отвращением или презрением к окружающему.

Таким образом, и к концу жизни человек оказыва­ется перед все тем же, хотя и меняющим время от вре­мени облачения, сопровождающим его выбором, в котором состоит психологическая сущность кризиса идентичности.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Адлер А. Индивидуальная психология: теория и практика / Пер. с нем. М.: Издат. группа «Прогресс», 1996.

Велешко Е., Гладкий М., Евтушенко К, Кондрат Д., Ми-: ронович А., Стамбольский Б. Периодизация развития личности по Э.Эриксону: телефон доверия и компью­тер // Вестник РАТЭПП, 1995. № 1. С. 74-78.

Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Детская пси­хология. М.: Педагогика, 1984. Т. 4.

Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1990.

Кон И.С. Дружба. М.: Политиздат, 1987.

Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988.

Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение,

1989. Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Пер. с франц. и англ. М: Педагогика; Пресс, 1994.

Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития / Пер. с англ. Екатеринбург: Деловая Книга, 1998.

Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995.

Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста /

Пер. с англ. СПб.: Ювента, 1999. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ.. М.: Издат. группа «Прогресс», 1996 (а).

Эриксон Э. Детство и общество. М.: Издат. группа «Про­гресс», 1996 (б).








Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 308. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия