Студопедия — Экономическая мысль Древнего Востока.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Экономическая мысль Древнего Востока.






Экономической науки в Древнем мире не было. Но в процессе добычи средств существования уже тогда у людей, а с возникновением государств и у правителей, возникают размышления о сфере, которая сегодня называется экономикой.

Одни из первых известных нам источников экономической мысли принадлежат к эпохе Древнего Египта. В них нашли отражение многочисленные вопросы организации и управления государственным хозяйством, представления древних египтян о собственности, рабстве, товарно-денежных отношениях.

Наиболее древним источником экономической мысли египетской цивилизации считаются «Наставления гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» (XXII в. до н. э.) Это произведение дает представление о политических и экономических функциях фараона – главы государства, правилах государственного управления и хозяйствования.

В "Речении Ипусера"; (начало XVІІІ в. до н.э.) отстаивается идея централизма, единства древнеегипетского государства. Для государства большой бедой есть нарушение строгой регламентации хозяйства, недостаток контроля за деятельностью производителей, бездеятельностью чиновников.

Одним из древнейших центров человеческой цивилизации была Мессопотамия (Двуречье). В государствах этого региона, в отличие от Древнего Египта, сравнительно быстро развивались частная собственность, товарно-денежные отношения, усиливалось социальное расслоение общества. Это обусловило необходимость государственного регулирования социально-экономических отношений с помощью законодательства. Так, "Кодекс царя Хаммурапи"; (Вавилон), датированный XXVІІІ в. до н.э., предусматривает создание таких условий, при которых "сильный не угнетал слабого", долговое рабство ограничивалось 3-мя годами, ростовщическая эксплуатация ограничивалась 20% прибыли на ссуды, а также предполагалась отсрочка выплаты долга в случае неурожая без выплаты дополнительных процентов. Хаммурапи первым из правителей древнего мира уравнял силу царя с силой закона и признал за подчиненными право самим беспокоиться о своей жизни.

Экономическая мысль Древней Индии представлена религиозными буддистскими и брахманистскими трактатами.

Буддистское учение проповедует отказ от собственности, как необходимого условия достижения конечного спасения - нирваны. Рабство рассматривается как препятствие к достижению нирваны, а долговая кабала - как страшное зло.

Брахманизм основывается на концепции трех целей жизни человека - религиозной обязанности, материальной выгоде и чувственной любви. Известнейшими книгами об обязанности (драхме) есть "Законы Ману", о выгоде (артху) - "Артхашастра", о любви (Каму) - "Камасутра".

"Законы Ману"; (около ІІ в. до н.э. - І в. н.э.) - это сборник религиозных, моральных, политических указаний, которые приписываются мифическому родоначальнику людей Ману. Животноводство, земледелие, торговля и ростовщичество являются сферами деятельности (обязанностью) варны вайшья. Ремесло - судьба варны шудра. Общественным идеалом был экономически независимый хозяин. Хозяйственная самостоятельность рассматривается как одно из главных условий свободы и полноправия человека.

"Артхашастра";(ІV в. до н.э.) в переводе означает "учение о доходах". Это трактат об искусстве политики и управления государством. Его автором считают Каутилья, советника царя Чандрагупты. В трактате говорится о том, что государственное богатство является результатом труда населения, и потому использоваться оно должно прежде всего на государственные нужды. Поскольку основой всех дел государства есть казна, автор придает большое значение решению финансовых проблем и развивает идею активного баланса государственного бюджета - увеличения доходов и уменьшения расходов. В трактате нашла отражение проблема стоимости и цены товаров. Каутилья считает, что величина стоимости вещи определяется количеством дней работы. При этом он различает стоимость и рыночную цену, отмечая, что конкурирующий покупатель увеличивает цену на товар, делая ее выше действительной стоимости. Исходя из того, что цена товара на рынке складывается не только из затрат производства, но и прибыли торговца, Каутилья предлагает ограничить долю торговца в цене товара: 5% от цены на местные товары и 10% на привозные из других мест.

В Древнем Китае ведущим направлением экономической мысли было конфуцианство. Конфуций (Кун Фу-Цзы) (551 - 479 гг. до н.э.) - автор записанного его учениками сборника "Лунь юй" ("Беседы и размышления").

Конфуций развивал выдвинутую впервые в Китае теорию естественного права - социальную, моральную и юридическую философию. Согласно теории естественного права, бог есть лишь первопричиной мира, но не вмешивается в явления общественной жизни, которая, подчинена естественным законам, которые выясняются умом - даром божьим - и охраняются гражданскими законами, образующими естественное право.

Конфуций считает естественно оправданным существование разных форм собственности: большого сообщества (коллективной собственности крестьянских общин), личного владения родовой аристократии и неродовых рабовладельцев. Связывая все существующие разногласия в империи с личной собственностью, он все же отдает ей преимущество. Поэтому Конфуций оправдывает сословное деление общества, рассматривая его как установленное Богом и природой. Но при этом он призывает к моральному совершенствованию, соблюдению естественных правил об уважения старших и дружбе между братьями.

Источником богатства, по Конфуцию, есть труд и богатство правителя основывается на богатстве народа.

Государство, по мнению Конфуция, полностью копирует семью: правитель - это отец народа, подчиненные - "его дети". Он воспитывает их, заботится, чтобы у них были одежда и пища. В семье, - в результате искусства руководителя, - происходит более равномерное распределение богатства, достигается баланс доходов и затрат благодаря "собственной" умеренности.

Учение Конфуция направлено на обеспечение стабильности существующего порядка, укрепление авторитета государства, широкое использование с этой целью традиций и обычаев.

Оппонентами конфуцианства выступили легисты, идеи которых были отражены в коллективной работе "Гуань-цзы"; (ІV в. до н.э.).

Если Конфуций утверждал, что только образованный правитель может наиболее справедливо распределить созданное в обществе богатство, то легисты считали наиболее правильным правление страной при помощи законов, правовых норм. Один из представителей легизма Ли Куй, составил "Свод" всех имеющихся законов, в основу которого была положена идея государственного регулирования хлебного рынка. Государство, как считал Ли Куй, должно регулировать цены на зерно, закупая его в урожайные годы и продавая по твердым ценам из государственных амбаров в годы стихийных бедствий и голода.

В ІV в. до н.э. возникает даосизм, основоположником которого считают Лао-цзы. Понятие "дао" (путь, закон) толкуется как естественное, закономерное движение и изменчивость всего сущего. Это движение не допускает любого внешнего вмешательства. Все социальные беды являются следствием нарушения этого закона, замены его "человеческим дао" из-за несправедливости правителей. Даосизм выступал против социального неравенства людей, угнетения народа, накопления вельможами богатства, разбоя и чванства богатеев.

С критикой конфуцианства выступили и представители школы моистов, основателем которой был Мо Ди. В книжке "Мо-цзы" представители этой школы отстаивают принципы естественного равенства всех людей, выступают против сословного деления общества, осуждают рабство, паразитизм господствующих сословий. Путь к совершенствованию общественной жизни Мо Ди и его приверженцы усматривали в утверждении в отношениях между людьми принципов "общей любви" и "взаимной выгоды".

В итоге к вышесказанному следует отметить, что, несмотря на богатую культуру народов Древнего Востока, не они основали фундамент экономической науки. Рассмотренные нами произведения являются источниками сведений о хозяйственном быте древних народов. Но в них отсутствует обобщение практики, аналитическое обоснование экономических явлений. Последние мы находим впервые у греков около V в. до н.э. Именно греки первыми попытались осмыслить экономические явления и объяснить их. Поэтому и считается, что именно европейская цивилизация, а не египетская, индийская или китайская, создала экономическую науку.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 1516. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия