Студопедия — Развитие общественной мысли в странах Азии и Африки
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Развитие общественной мысли в странах Азии и Африки






В XX в. проявились и продолжали действовать две мощные, но противоположные по характеру обще­человеческие тенденции: интеграция к планетарно­му суперобществу и сопротивление могущественных дезинтеграционных сил. Сложились мировой ры­нок и единое информационное поле, существуют международные и наднациональные политические, экономические, финансовые институты и идеологии. Народы Востока активно участвовали в этом процессе. Бывшие колониальные и зависимые страны получили от­носительную независимость, но стали вторым и зависимым компо­нентом в системе «многополюсный центр — периферия». Это было определено тем, что модернизация восточного общества в колониаль­ный и постколониальный периоды проходили под эгидой Запада.

Впрочем, в силу неравномерности развития компонентов миро­вой системы под влиянием меняющихся потребностей научно-тех­нического и технологического прогресса, экологических ограниче­ний на хозяйственную деятельность неизбежно перемещение мировых центров — экономических, финансовых, военно-полити­ческих. Тогда, возможно, наступит конец евро-американской на­правленности эволюции мировой цивилизации, а восточный ком­понент станет направляющим фактором многонациональной культурной основы. Но пока доминантой складывающейся миро­вой цивилизации остается Запад. Его сила опирается на сохраняю­щееся превосходство производства, науки, технологии, военной сферы, организации экономической жизни в целом.

Страны Востока, несмотря на различия между ними, в большин­стве своем связаны сущностным единством. Их объединяет, в част­ности, колониальное и полуколониальное прошлое, а также пери­ферийное положение в мировой экономической системе. Их объединяет также то, что по сравнению с темпами интенсивного восприятия достижений научно-технического прогресса и универ­сализацией, особенно в сфере материального производства, сбли­жение Востока с Западом в социокультурном отношении происхо­дит относительно медленно. И это, естественно, потому, что менталитет народа, его традиции в одночасье не меняются. Иными словами при всех национальных различиях страны Востока до сих пор роднит наличие определенной совокупности ценностей мате­риальной, интеллектуальной и духовной жизни.

Повсюду на Востоке модернизация имеет общие черты, хотя каж­дое общество модернизировалось по-своему и каждое получило свой результат. Но при этом западный уровень материального про­изводства и научных знаний остается для Востока критерием со­временного развития. В разных восточных странах происходили проверку как западные модели рыночной экономики, так и вульга­ризированные социалистические. Соответствующие воздействия ис­пытывали идеология и философия восточных обществ. Причем со­временное не только сосуществует с традиционным, образует с ним синтезированные и симбиозные формы, но и противостоит ему.

Одна из особенностей общественного сознания на Востоке зак­лючается в мощном влиянии религии, религиозно-философских доктрин, традиций как выражения социальной инертности. Выра­ботка современных взглядов происходит при противоборстве це­лей и идеалов, при противостоянии традиционного, обращенного в прошлое шаблона жизни и мысли с одной стороны, и современ­ного, ориентированного на будущее, отмеченного научным рацио­нализмом — с другой.

Осмысление результатов взаимодействия между Востоком и За­падом остается крайне важным для восточной общественности. За­падный образ жизни и мыслей все более становится нормой для городских жителей в странах Востока.

Соотношение между традиционным и современным неоднознач­но. Новое не только усваивается или отвергается обществом. Оно сосуществует со старым и при этом утрачивается четкость прису­щих им особенностей. Одни традиции умирают, другие остаются как органический элемент жизни общества. Заимствованные идеи, теории, нормы, сохранив или утратив изначальную форму, обычно принимают новое содержание, отражающее специфику места и вре­мени. Стереотипы индивидуального и группового сознания и по­ведения синтезируются так, что интернациональное все больше ста­новится частью национального. При этом мыслящей элитой и генератором новых идей в странах Востока является нацио­нальная интеллигенция. Ее большая часть старается объективно, взвешенно подходить к культурным ценностям двух миров в инте­ресах прогрессивного развития своего общества при сохранении на­ционального своеобразия. Она сознает, что национальная культу­ра несет в себе частицы иных культур и потому объективно отражает ценности общечеловеческой цивилизации.

Так, например, в 1975 г министр информации Филиппин в сво­ем циркуляре констатировал, что филиппинская культура — это итог многовековых внешних влияний, которые смешивались, при­обретая филиппинскую природу. Это малайская матрица, на кото­рую наложились элементы индийской, китайской, арабской, испан­ской, мексиканской и североамериканской культуры.

Роль религии как веры и ритуала по-прежнему велика не только на Востоке, но и на Западе. Но для Востока в значительно большей степени важна еще одна составляющая часть религии — как идеологии и системы ценностей, кодекса социальной справедливости, идеологии, вы­полняющей социальный заказ. Во многих странах религиозная мысль значительно продолжает определять состояние обще­ственного сознания.

В настоящее время отмечается некоторый рост влияния религи­озного фактора на восточное общество. Это ответная реакция об­щественного сознания на избыток модернизации и секуляризацию предшествующего периода. Но в целом религиозные установки пе­рестают быть критерием истины. Традиционные, в том числе рели­гиозные предписания, утратили роль единственного или главного регулятора отношений между людьми.

«В нашу жизнь вторгся современный мир, который увлек за со­бой молодежь, а теперь у нее не осталось времени на религию», — заявил знаменитый монах — езид Баба Шауши. Ученые монахи в Таиланде утверждают, что многие буддийские монахи любят рос­кошь, не придерживаются не только буквы, но и духа канонов, что большинство из них пришли в сангху, чтобы решить свои экономи­ческие проблемы, а не взыскуя истины. Газета радикальной мусуль­манской ориентации в Турции сетовала (начало 1980-х гг.): «В то время как 95% турецких газет пропагандируют западный образ жиз­ни, материальную заинтересованность, азартные игры, алкоголь, секс, может быть только 5% изданий отстаивают исламский образ жизни, но противник и этого не может перенести».

В этих утверждениях много преувеличений. За атеизм часто при­нимают результат секуляризации сознания, хотя это необязатель­но одно и тоже. На деле же для образованной молодежи, новой ин­теллигенции характерно представление о непротиворечивости, мирского и священного, Разума и Веры.

Секуляризм как совокупность идей, суть которых — освобож­дение государства, общества и личности от господства духовен­ства, был результатом модернизации. В Европе секуляризация была функцией естественного развития буржуазного общества, на Востоке — функцией направленной модернизации. Поэтому на Востоке она относительно слабо выражена, принимает различные формы, лишена радикализма.

Отличительная черта современного Востока — подъемы и спа­ды влияния религии и религиозных институтов на человека, обще­ство, политику. Попытки осуществить модернизацию по западно­му образцу почти повсеместно сопровождались заметным упадком влияния религии, особенно в 1950—1960-е гг. В ходе борьбы за сво­боду национализм оттеснил религиозный фактор за кулисы поли­тической сцены. Народы Востока боролись за независимость пре­имущественно под националистическими, а не религиозными лозунгами, и в освободившихся странах были установлены светс­кие, а не теократические режимы. Для религии как регулятора об­щественной жизни, казалось, не оставалось места. Дж.Неру считал религию крайне консервативной и даже реакционной силой, и не желал ее вмешательства в политику. Иракский лидер Саддам Ху­сейн утверждал, что баасизм — идеология Партии арабского соци­алистического возрождения — является новой светской идеологи­ей, признающей свободу совести и считает недопустимым вмешательство улемов в политику.

С конца 1970-х гг. интерес к религии резко возрастает, с одной стороны, на неправительственном уровне как религиозной вере и комплексу морально-этических норм, с другой стороны, на офици­альном уровне как санкция социально-экономических программ и политического курса.

В Юго-Восточной Азии повысилось внимание к культу святых, появились новые христианские и буддийские секты. В Японии так­же наблюдался повышенный интерес к религии. Из 3 тысяч опро­шенных в 1979 г. 41% считали, что религия необходима, чтобы че­ловек жил счастливо. Особенно показателен рост влияния исламского фактора. Еще в середине 1960-х гг. духовенство не вну­шало ни малейшего уважения арабской молодежи. В конце 1970-х исламисты пришли к власти в Иране и Судане; во многих мусуль­манских странах идет исламизация общественной жизни. Выборы в Алжире в 1995 г. принесли победу радикальной исламской Партии спасения. На парламентских выборах в Турции в 1996 г. большого успеха добилась исламиская Партия благоденствия.

Несмотря на относительно быстрое распространение научного знания и современного образа мыслей традиционные религии до сих пор остаются основой для значительной части мировоззренчес­ких концепций и социальных теорий. Общественно-политические взгляды нередко облекаются в традиционную форму или как-то со­относятся с религиозной доктриной.

Огромное влияние на общественно-политическую мысль в странах Востока оказала реформаторская деятельность новой интеллигенции. Суть религи­озного реформаторства — переосмысление тради­ционных представлений под лозунгом возврата к первоосновам религиозной доктрины или религиозно-философс­кого учения с позиций рационализма через очищение от многове­ковых наслоений и искажений.

Реформаторство отражало назревшую необходимость трансфор­мации религиозного сознания, с тем чтобы оно могло безболезнен­но приспособиться к быстро меняющимся условиям жизни вос­точных обществ. В богословско-юридическом отношении почти все последователи и приверженцы реформаторства являются фун­даменталистами: они отталкивающая от основополагающих религиозных текстов или древних канонических книг и часто отказы­ваются от тех толкований, которые давались позднесредневековыми авторитетами. Но в социально-политическом отношении они де­лятся на «модернизаторов» и «охранителей» антагонистов и в социальном и в политическом плане.

«Модернизаторы» пытаются примирить науку и религиозную веру, социальные идеалы и морально-этические предписания ре­лигиозных доктрин с действительностью через освящение научно­го знания священными текстами и канонами. Они — поборники про­гресса с национальной спецификой. «Модернизаторы» нередко призывают к преодолению антагонизма между религиями и допус­кают возможность их сотрудничества.

Напротив, задача фундаменталистов «охранителей» переос­мысление действительности, современных социокультурных и по­литических структур в духе священных текстов. Их апологеты ут­верждают, что не религии должны приспосабливаться к современному миру с его пороками, а общество должно строится так, чтобы соответствовать основным религиозным принципам. Фундаменталистам -«охранителям» присущи нетерпимость и «по­иск врагов». Во многом успехи радикальных фундаменталистских движений объясняются тем, что они указывают людям на их конк­ретного врага, «виновника» всех его бед.

Реформаторские идеи распространены преимущественно среди образованных городских слоев населения. Ниже в общем виде при­ведены характерные черты реформаторско-модернистского направ­ления в некоторых религиозных системах.

В последней четверти XX в. произошел феноменальный всплеск политического значения ислама При этом надо учи­тывать исключительность исламской доктрины, основанной на абсолютном единобожии и предлагающей верующему всеохватный кодекс поведения.

Последователи мусульманского реформаторства ищут все новые аргумен­ты, чтобы доказать совместимость веры и разума.

По мнению египетских богословов-реформаторов противоречия между наукой и религией не может быть, потому что Бог сотворил и веру и науку. Предлагается даже допустить в качестве аргумента цитирования Корана в на­учных трудах. В такой форме наука якобы станет доступной всем. Но встреча­ются и парадоксальные суждения. Например, согласно концепции «антропо­логической теологии», выдвинутой одним из лидеров левых мусульман в Египте Хасаном Ханафи, Бог — это аспект бытия человека: он не есть, но как бы есть, проявляя себя только в деятельности людей. Бог — это прогресс.

Радикального фундаментализма модернизаторского толка придерживается ливийский лидер Муамар Каддафи. Единственной основой ислама он счита­ет Коран, подлежащий интерпретации в духе времени и обстоятельства жизни общины. Более того, Каддафи заявляет, что приверженность священным текстам не является обязательным условием веры, потому что у каждого че­ловека свое отношение к Богу и обществу.

Как «модернизаторы», так и «охранители» опираются на коранический принцип «шура» (совещательность). Но первые толкуют его как предписа­ние избрать представительный образ правления, конституционализм, демок­ратию современного типа и т.д. «Охранители» же отвергают все формы запад­ной демократии (как и вообще все западное), поскольку «суверенитет — у Бога», из чего следует никчемность законодательных институтов, неприятие секуля-ризма, недопустимость деятельности политических партий.

Среди «охранителей» есть умеренные и радикалы-максималисты. Первые ориентируются на проповедь фундаменталистского ислама, нравственную ре­волюцию в духе Корана, моральную подготовку для гипотетического госу­дарства по раннеисламскому образцу. Вторые стремятся к власти, очищению общества от скверны и установления господства шариата (мусульманское право, сложившееся в IX в.) с помощью» разнообразных методов политичес­кой борьбы, подчас террора.

Общая точка зрения исламистов — «охранителей» фундаменталистского толка отражена в позиции, получившей широкую известность организации «Братья-мусульмане». «Братья» руководствуются мнением Хасана аль-Бан-ны, что цикличное движение истории вступило в фазу, когда мусульмане бу­дут руководить миром, ибо как сказано в Коране, мусульмане — суть реко-мендатели для слабого человечества».

Модернизаторская тенденция в индуизме отмечена Дея­тельностью Махатмы Ганди. Ему, как никому другому, уда­лось сделать древние принципы основой концепции борьбы индийцев за со­циальную справедливость и политическую независимость. Отталкиваясь от представления о том, что в каждом человеке есть частица Высшего Духа, Ган­ди говорил о равенстве всех перед Богом, который сливается у него с мораль­но-этическим идеалом и совершенной истиной. Ганди учил, что в стремлении к Богу (Истине) человеку необходимо самосовершенствование на пути само­пожертвования, борьбы с несправедливостью, терпимости и ненасилия.

Современные последователи реформаторов в духе времени расширитель­но толкуют традиционные представления индуизма. В частности, менее кате­горичными стали их утверждения о приоритете духовного начала над мате­риальным, о незыблимости кастовой системы, подвергается сомнению уче­ние о переселении душ, которое объективно сдерживает стремление к изменению жизненных условий, переосмысливает понятие кармы, посколь­ку-де человеку воздается по заслугам уже в земной жизни. Вообще индуизм, ориентированный на индивида, по существу, выводящий человека за преде­лы интересов общества, толкуется как социальное учение, даже с признанием особого достоинства физического труда, подчеркивается общественная зна­чимость социально-активной личности.

Последователь М.Ганди Винаба Бхаве толковал положение индуизма об услугах низших каст высшим как установку для верующего оказывать услуги всем людям; положение о карме, которая в классическом индуизме связана прежде всего с ритуальными действиями, как долг человека совершать доб­рые дела для всех; положение о Брахмане как о высшей и всеобъемлющей реальности, как принцип всеобщего равенства, бхати (любовь к богу) как лю­бовь к человечеству.

В конце XX в. эту линию продолжил видный философ и политик Сарве-палли Радхакришнан. Он выдвинул концепцию вечной и универсальной «ре­лигии веры» мистического богопостижения. Философ исходил из того, что су­тью всех религий является духовность, достижение такого состояния, когда духовное начало в человечестве или человеке соединяется с универсальным духом, высшим источником, первоэлементом божественного или Бога, кото­рый есть суть духовного опыта. «Религия духа» по мнению Рахакришнана, полностью согласуется с наукой, дополняет ее и будучи идеальной, основан­ной на категориях любви и ненасилия становится «социальным цементом», источником импульсивной активности.

Модернизация — это один из аспектов возрождения буддиз­ма, которое началось в конце XIX в. и получило новый тол­чок в связи с отмечавшимся в 1954—1956 гг. 2500-летием со дня смерти Будды. Если «охранители», неотрадиционалисты, приверженцы консервативного те­чения в возрожденческой мысли интерпретируют современность с позиций классического буддизма, не ждут обретения мудрости и духовного освобожде­ния в земной жизни, то «модернизаторы», напротив, дают современное науч­но-рациональное толкование основных положений учения, стремясь к тому, что­бы буддийский мир стал современным миром. Они особенно внимательны к тем сторонам учения, которые совместимы со светскими идеями и прогрессив­ным развитием общества. «Модернизаторы», преодолевая упорное сопротив­ление «охранителей» выступают за упрощение и удешевление ритуала.

Традиционно монахам запрещается заниматься политической деятельно­стью. Однако кампучийские буддисты, объясняя свою активность в 1970-х годах заявляли: «Монахи должны подражать Будде, а Будда трудился не толь­ко ради своего благополучия, достижения нирваны, но ради счастья всего мира. Для революционеров Лаоса не существовало противоречия между учением Будды Гаутамы, указывающим путь, который позволяет человеку избежать страданий и революцией во имя народного счастья.

Кульминацией буддийского возрождения на Шри-Ланке стало движение Сардовайя Шрамадана, возникшее в 1958 г. под влиянием учения М.Ганди. Его цель состояла в построение общества на буддийско-индуистских прин­ципах равенства, взаимности, любви, духовного пробуждения личности как условия духовного пробуждения общества и мира. Универсальное учение Будды члены общества использовали с тем, чтобы снять межобщинную на­пряженность в стране. В буддийских храмах, в христианских церквах, в мече­тях, переходя из деревни в деревню, они служили литургии, включая в них компоненты разных религий.

Один из главных постулатов буддизма — не убий. Чтобы оправдать ис­пользование препарата ДДТ против насекомых в пособии говорилось, что после обработки помещения насекомые умирают сами по себе и человек не виновен в их гибели.

Но несмотря на такие уступки стремление традиционистов вписаться в современность с грузом старинных представлений, приводит к столкновению их с «модернизаторами», которых они осуждают как людей по меньшей мере заблуждающихся.

В последние десятилетия отмечаются попытки возрожде­ния конфуцианства. С начала XX в. китайская интеллиген­ция настороженно относилась к конфуцианству: с ним прочно связывалось представление о застойности, засилье бюрократии, консерватизме. В 1960-х го­дах, когда в КНР проводилась кампания под лозунгом «Пусть расцветают сто цветов», в дебатах по проблемам истории конфуцианская концепция «жэнь», что можно перевести как гуманизм, рассматривалась с марксистских позиций.

Во время культурной революции 1966—1976 гг. конфуцианство подверга­лось критике со стороны радикалов, считавших его опорой всего старого, от­жившего. Но в конце 1970-х и в 1980-х годах одним из важнейших предметов дискуссий стала традиционная культура. Власть апеллировала к ней в интере­сах укрепления своих позиций, интеллигенция -в поисках национальной иден­тичности. Традиционное наследие, прежде всего конфуцианское учение, пере­сматривается в духе времени. Это явление описывается формулой американского ученого китайского происхождения Ли Цзэкоу. Он считает, что сочетание дос­тижений западной цивилизации с китайской традицией это и есть тот путь, ко­торый может привести к развитию западного цивилизационного ядра.

Сейчас в Китае есть решительные противники конфуцианства. Например, известный писатель Шао Янсан в 1988 г. призывал полностью отказаться от этого первоэлемента национальной культуры и психологии, чтобы расчистить путь к прогрессу, созданию сильного и богатого демократического и цивилизованного Китая. Но есть и решительные защитники конфуцианства. Исследователь тра­диционной философии ЧжанДайянъ писал в 1991 г., что конфуцианство мо­жет сильно способствовать процессу модернизации страны, потому что в нем делается упор на нравственное воспитание человека, на идею сплочения людей, социальном долге и личной ответственности каждого за положение дел в стране.

Специфическую форму приняло реформаторское движе­ние в иудаизме. Оно зародилось в Германии как хаскала — еврейское просветительство. Его цель состояла во включе­ние еврейской культуры в общемировую, сохранение древнееврейского язы­ка и\литературы, распространение светского образования наряду с религиоз­ным и т.п. Движение реформаторов иудаизма ориентировано не на пересмотр религиозной догматики, а на решение мирских проблем евреев. В его основе лежала идея, согласно которой иудаизм, чтобы сохранится в качестве живой религии, должен изменяться в духе времени.

«Мы можем сказать без колебаний, — заявил один из лидеров реформа­торского движения, — что подлинным импульсом к приведению религиозной жизни в соответствие с требованием времени, является необходимость не столько удовлетворить религиозные требования времени и потребности ве­рующих, сколько обеспечить соответствующее представительство евреев без иудаизма и без иудаистской культуры».

Процесс модернизации религиозного сознания, неравномерный, с понят­ными движениями, — характерная черта нашего времени. При всем том бе­зусловную власть над массами сохраняют традиционные формы религии. Принципиальные противники перемен в богословско-юридической сфере, вы­нуждены на практике допускать их, прибегая к казуистике- и расширенному толкованию священных текстов и древних книг.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 596. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия