Стена с мозаикой (апсида).
Торжественный выход Юстиниана. Существа высшего порядка. Из Рима – портреты, одежды. Ритмичные движения, увеличенные глаза.
Напротив – жена Юстиниана Феодора со своими придворными дамами. Всё изображено фронтально.
Крупный план Феодоры.
В центре более мелкая смальта, дальше – крупнее. Перевод живой плоти в абстракцию.
Собор святой Софии в Константинополе (537 г.) Основная задача – соединить базилику и купол: соединение с Богом. Возведен во времена императора Юстиниана. Выдающийся памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Зодчие (архитекторы) – Анфимий из Тралла и Иси́дор из Милета. Построили за 5 лет. Необыкновенная законченность и целостность. Масштаб! Самое главное – купол (чуть меньше, но выше Пантеона). Будто парит (из-за 40 окон; солнце создает вращение купола). София – это аллегорическое понятие (Великая Мудрость). Этот храм – мини космос. Опоры спрятаны, будто подвешены паруса.
В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа. Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом.
Чертеж. Трехнефная базилика. 2-ой этаж – хоры. Свет пронизывает пространство. Движение сверху вниз, от центра к переферии.
В разрезе.
|