Студопедия — Можно ли получить шабда-брахму (духовный звук) из аудиозаписей и книг Шрилы Прабхупады?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Можно ли получить шабда-брахму (духовный звук) из аудиозаписей и книг Шрилы Прабхупады?






В связи с тем, что выдвигаются утверждения о том, что это невозможно, предлагаю тщательно проанализировать этот вопрос.

Прежде всего, определимся с понятиями. В своих лекциях и при пословном переводе Шрила Прабхупада объясняет санскритское слово "шабда" как "звук", "слово", "звуковая вибрация" (http://sanskritdictionary.org/sabda), а "шабда-брахма" - как "трансцендентный звук", "звук ведических писаний" (или Харе Кришна маха-мантры) или как "ведическая литература". Дословно это звук Брахмана (или Брахман в звуке). Как в материальном мире звук способен распространяться во всех пяти первоэлементах, начиная с эфира, так и в духовном мире звук способен проникать везде. В философии санкхьи, изложенной Господом Капилой, сыном Девахути, звук определяется следующим образом: "Мудрецы, обладающие истинным знанием, определяют звук как субстанцию, которая передает представление о предмете, указывает на присутствие говорящего, скрытого от наших глаз, и представляет собой тонкую форму эфира" ("Шримад-Бхагаватам" 3.26.33). Из комментария Шрилы Прабхупады к этому стиху:

"Поэтому ведическое знание, которое называют шрути, что значит "воспринятое на слух", известно также под именем апауруша. Апауруша значит "поведанное личностью, имеющей нематериальное происхождение". В начале "Шримад-Бхагаватам" сказано: тене брахма хрида. Звук Брахмана, или Веда, был сначала вложен в сердце Брахмы, первого из мудрецов (ади-кавайе). Каким же образом он обрел знание? Процесс обретения знания предполагает наличие говорящего и акта слушания. Но Брахма был первым сотворенным живым существом. От кого же он услышал Веды? В то время Брахма был один, кто мог стать его духовным учителем и открыть ему трансцендентное знание? В ту пору он был единственным существом во вселенной, и потому Верховный Господь, который в форме Параматмы пребывает в сердце каждого живого существа, Сам вложил знание в его сердце. Ведическое знание было открыто Брахме Верховным Господом, и потому оно не несет в себе изъянов, присущих материальному знанию. Любое материальное знание несовершенно. Слушая обусловленную душу, мы получаем знание, изобилующее ошибками и недостатками. Любое материальное и мирское знание несет на себе отпечаток присущих обусловленным душам склонностей ошибаться, попадать под влияние иллюзии, обманывать других и доверять своим несовершенным чувствам. Но ведическое знание исходит от Верховного Господа, трансцендентного к материальному творению, и потому не имеет изъянов. Поэтому тот, кто получает знание, передаваемое по цепи ученической преемственности, которая восходит к Брахме, получает совершенное знание.

В каждом услышанном нами слове заключен определенный смысл. Звук слова "вода" ассоциируется в нашем уме с веществом - водой. Подобно этому, слово "Бог" также ассоциируется со смыслом, который вкладывается в это слово. Если смысл слова "Бог" объяснит нам Сам Бог, мы получим совершенное знание. Но, когда мы попытаемся понять смысл слова "Бог" на основе собственных умозаключений, наши представления будут далеки от совершенства. "Бхагавад-гита", которая представляет собой науку о Боге, была поведана Самим Господом. В ней заключено совершенное знание".

Итак, шабда означает звук. Из аудиозаписей Шрилы Прабхупады звук, несомненно, исходит; нашими органами чувств мы воспринимаем его слова, передающие абсолютное послание, которое распространяется по ученической преемственности. Стало быть, этот звук духовный, то есть шабда-брахма. Тем более что с точки зрения Господа Кришны всё есть Его энергии; духовные они или материальные – это зависит от нашего уровня восприятия. Преданный Господа высшего уровня, уттама-адхикари, не воспринимает что-либо как материальное, существующее в отрыве от Кришны. Все энергии, согласно философии, сформулированной Господом Чайтаньей, всегда неразрывно связаны с источником энергии, Богом. В случае с наставлениями Шрилы Прабхупады легко понять, что его наставления напрямую связаны с Кришной, посвящены проповеди Его славы, призывают слушателей посвящать свою склонность любить и служить объекту своей любви Кришне. Самоочевидно, что наставления Шрилы Прабхупады, даже записанные на пленку, обладают огромной духовной силой: они вызывают духовные эмоции, убеждают людей предаваться Кришне, из надиктовок на пленку делались транскрипции его наставлений, которые выпускались и выпускаются в виде книг, эффективно убеждавших и убеждающих людей во всем мире становиться преданными Господа. Духовный потенциал, имеющийся в них, очевиден. Таким образом, если аудиозаписи лекций Шрилы Прабхупады издают звук, несущий абсолютную истину и обладающий духовной энергией, значит его на полном основании можно называть шабдой (звуком) и шабда-брахмой (звуком, передающим духовные истины).

Здесь есть один нюанс. Шрила Прабхупада неоднократно говорил, что запись его голоса на аудиопленку можно назвать его отделенной энергией, подобно тому как восемь материальных элементов, о которых Господь Кришна говорит в "Бхагавад-гите", можно назвать Его отделенной энергией. Если прочитать объяснения Шрилы Прабхупады, из них следует, что "отделенная" означает, что она не привязана к Шриле Прабхупаде (ни по времени, ни по месту), в нее нельзя внести изменения. Аудиозапись будет воспроизводить речь Шрилы Прабхупады в том виде, в каком он ее произнес. Вот и хорошо, я думаю, что никто против этого не возражает, я не вижу в этом какой-либо проблемы. Ведь при этом Шрила Прабхупада нигде не говорит, что его аудиозаписи – не шабда-брахма или каким-то образом лишается духовной силы или эффективности. Здесь уместно вспомнить эпизод из "Бхагаватам", когда Господь Брахма, появившись в этом мире, услышал звук "тапа" ("совершай аскезу"), никого при этом не увидев, последовал этому указанию и достиг успеха. Шрила Прабхупада пишет в комментарии: "Он [Брахма] принял этот звук благодаря своему чистому восприятию абсолютной природы Господа. В соответствии со своим правильным видением, он не провел различия между Господом и Его наставлениями. Между Господом и звуковой вибрацией, исходящей от Него, нет никакой разницы, даже если Господь не присутствует лично. Лучший путь постижения истины – последовать таким божественным наставлениям, и Брахма, высший духовный учитель каждого, является живым примером этого процесса получения трансцендентного знания. Действенность трансцендентного звука никогда не снижается из-за того, что источник этой вибрации кажется отсутствующим. Поэтому "Шримад-Бхагаватам", "Бхагавад-гиту" или любое другое богооткровенное писание мира ни в коем случае нельзя считать обыкновенными, не имеющими трансцендентной силы материальными звуками" ("Шримад-Бхагаватам" 2.9.8, комментарий, переведено ближе к оригиналу). Думаю, пояснять ничего не нужно, Шрила Прабхупада всё объясняет ясно. Еще несколько примеров из практики. Сам Шрила Прабхупада, по его словам, физически встречался со своим духовным учителем 4-5 раз общей продолжительностью не более десяти дней за всю жизнь. В таком случае как же он сам получал шабда-брахму? Одним из способов явно было изучение книг духовного учителя. Он учил тому, что практиковал сам: физическое присутствие гуру не так важно, как изучение его вани, наставлений, и следование им. Разумеется, в книгах, записанных ачарьями, точно так же заложена абсолютная истина, как в самих Ведах, и они тоже содержат шабда-брахму, как и проповедь и киртаны, услышанные, скажем так, в режиме онлайн:

"Подобно тому как деревянная кукла танцует, повинуясь чародею, я пишу то, что мне повелевает Мадана-гопал.

КОММЕНТАРИЙ: Таково кредо чистого преданного. Преданный никогда не полагается только на собственные силы, он предается Верховной Личности Бога, и Господь в образе чайтья-гуру, или внутреннего духовного наставника, дает ему указания. Господь всегда готов руководить преданным изнутри и извне. Изнутри Он руководит им, находясь в его сердце как Сверхдуша, а извне — принимая образ духовного учителя".
("Шри Чайтанья-чаритамрита" Ади-лила 8.79)

"Секрет произведения, написанного преданным, заключается в том, что, когда он пишет об играх Господа, Сам Господь помогает ему: преданный не пишет в одиночку. В "Бхагавад-гите" (10.10) по этому поводу говорится: дадами буддхи-йогам там йена мам упайанти те. Поскольку, создавая литературные произведения, преданный служит Господу, Господь изнутри наделяет его разумом в такой степени, что преданный сидит рядом с Господом и в Его обществе пишет свои книги".
("Шри Чайтанья-чаритамрита" (изд. 1975 г.) Ади-лила 8.39, комментарий Шрилы Прабхупады)

"Утверждения Тхакура Бхактивиноды так же хороши, как и писания, потому что он является освобожденной личностью".
(Письмо Шрилы Прабхупады Джанардане, 26.04.68)

"Запрещается считать гуру, духовного учителя, обыкновенным человеком (гурушу нара-матих). Когда Рамананда Рай разговаривал с Прадьюмной Мишрой, тот смог понять, что Рамананда Рай не был обыкновенным человеком. Обличенная полномочиями духовно возвышенная личность, такая как духовный учитель, говорит то, что Верховная Личность Бога диктует изнутри. Поэтому говорит не он лично. Когда говорит чистый преданный или духовный учитель, его слова следует воспринимать как сказанные непосредственно Верховной Личностью Бога в системе парампары".
("Шри Чайтанья-чаритамрита" (изд. 1975 г.) Антья-лила 5.71, комментарий Шрилы Прабхупады)

"Когда говорит чистый вайшнав, он говорит совершенным образом. Как это происходит? Его речью управляет Сам Кришна изнутри его сердца".
("Шри Чайтанья-чаритамрита" (изд. 1975 г.) Мадхья-лила 8.200, комментарий Шрилы Прабхупады)

"Поэтому, если мы вообще хотим, чтобы наша деятельность приносила благо, мы должны действовать сообразно указаниям Верховного Господа. Такие указания приведены в авторитетных писаниях, например, в "Шримад-Бхагаватам" и "Бхагавад-гите", или же их дает духовный учитель, поскольку духовный учитель является представителем Верховного Господа, и его указание – это прямое указание Верховного Господа".
("Бхагавад-гита как она есть" (изд. 1972 г.) 10.3, комментарий Шрилы Прабхупады)

"Зачем проводить различие между воспеванием и распространением книг? Эти книги я начитал и записал на пленку, после чего они были транскрибированы [= перенесены с аудиозаписей на бумагу]. Это записанные киртаны. Поэтому распространение книг - это тоже воспевание. Это не обычные книги. Это записанное воспевание. Любой, кто читает их, он слушает".
(Письмо Шрилы Прабхупады Рупануге дасу, 19.10.1974)

"Поэтому я всегда делаю упор на распространение книг. Это лучшая киртана. Это лучше, чем воспевание. Конечно, воспевание не должно прекращаться, но распространение книг является самой лучшей киртаной".
(Письмо Шрилы Прабхупады Шрутадеве, 24.10.1974)

"Так что продажа книг – это настоящая проповедь. Кто может говорить лучше, чем эти книги? По крайней мере, любой, кто купит, просмотрит их. Если вы должны продавать книги, делайте это всеми способами. Настоящая проповедь – это продажа книг. Вы должны научиться тактике продажи книг, не вызывая раздражения. Что твоя лекция сделает за три минуты? Но если он прочитает одну страницу, это может изменить его жизнь".
(Письмо Шрилы Прабхупады Бали Мардану, 30.09.72)

"Итак, ничего нового я вам не скажу. Всё, что я должен был сказать, я уже сказал в своих книгах. Просто старайтесь понять их и продолжайте идти этим путем. Присутствую я или не присутствую, не имеет значения".
(Шрила Прабхупада, речь по прибытии, 17 мая 1977 года)

Если передача трансцендентного знания не лишается эффективности в случае с книгами ачарьи, это тем более относится и к аудиозаписям, которые сам Шрила Прабхупада начал делать в самом начале своего пребывания в Америке, и это продолжалось до его ухода во Вриндаване в 1977 году:

"О решимости Шрилы Прабхупады свидетельствует покупка его первого записывающего магнитофона, что было для него большим расходом. Он начал записывать свои лекции, киртаны и бхаджаны. Он писал в своем Журнале: "Посетители, приглашенные участвовать в Хари-киртане сегодня вечером в 19.30, не пели вслед за мной. Но я в одиночку провел киртан до 22.00, записывая его на магнитофон". Результатом предвидения Шрилы Прабхупады важности записи его слов стало наследие, состоящее из более чем двух тысяч часов бесценных аудиозаписей".
("Начало: дневник Шрилы Прабхупады в Нью-Йорке, 1966 год", введение)

"Поэтому давай сосредоточимся на тщательном обучении наших преданных науке сознания Кришны из наших книг, магнитофонных записей и путем постоянного обсуждения. Наставляй их самыми разными способами в верном направлении".
(Из письма Шрилы Прабхупады Хамсадуте, 22.06.1972)

"Что касается Вашей просьбы относительно кассет, мы организовали целую службу, отвечающую за распространение моих лекций, записанных на пленку, и Вы можете получить их, написав по адресу: Golden Avatara Productions, 3764 Уотсека Авеню, Лос-Анджелес, Калифорния.

Просто благодаря слушанию философии Сознания Кришны и повторению имён Кришны сердце очистится от всего осквернения".
(Из письма Шрилы Прабхупады Суреш Чандре, 18.06.1973)

"Поэтому я рекомендую тебе читать книги все больше и больше и стараться понять прочитанное с разных точек зрения, постоянно обсуждая это со своими духовными братьями, даже когда ты работаешь для прессы. Когда ты работаешь и не можешь читать, слушай записи моих лекций. Никогда не пренебрегай воспеванием 16 кругов джапы на четках, всегда вставай рано утром без исключений, посещай мангала-арати, совершай омовение и следуй остальным регулирующим принципам. Тогда все будет идти успешно, можешь в этом не сомневаться".
(Из письма Шрилы Прабхупады, 13.06.1972)

Когда Шрила Прабхупада впервые уехал из США в Индию, он написал своим ученикам из Вриндавана:

"Я не могу прекратить свою деятельность в западном мире, поэтому покинул вас всего на шесть месяцев, и после этого или даже раньше я снова приеду к вам. Поэтому продолжайте свою деятельность со всей энергией. Я всегда буду молиться Кришне о вашем устойчивом продвижении, но старайтесь следовать принципам, которые необходимы для укрепления духовного роста. Никогда не думайте, что я не присутствую с вами. Физическое присутствие не является существенным, присутствие послания (или слушание) есть настоящее соприкосновение. Господь Кришна присутствует посредством Своего послания, которое было дано пять тысяч лет назад. Мы всегда ощущаем присутствие наших предыдущих Ачарьев просто благодаря их незыблемым наставлениям. Я надеюсь, что вы поймете меня правильно и сделает все необходимое. Киртанананда говорит, что, судя по телесным признакам, я выздоравливаю. Это соответствует моим ощущениям.
(Из письма Шрилы Прабхупады ученикам, 02.08.1967)

Очевидно, что если Шрила Прабхупада находится за тысячи километров, речь идет о слушании через аудиозаписи и через книги. Еще один пример: есть аудиозапись Шрилы Прабхупады, записанная им в США и отправленная первым ученикам, отправившимся в Англию, специально обращенная к собранию важных гостей в Лондоне. Ее можно найти в архиве лекций Шрилы Прабхупады, и о ней есть упоминание в переписке Шрилы Прабхупады с учениками. Напоследок простой и хорошо известный факт: Шрила Прабхупада широко практиковал в ИСККОН передачу мантру гаятри через проигрывание аудиозаписи его произнесения этой мантры через наушники в правое ухо тому, кто получал второе посвящение. В письмах Шрилы Прабхупады можно найти десятки подтверждений этому. Всё это подтверждает, что Шрила Прабхупада активно использовал аудиозаписи и не считал, что при этом звук лишается духовной силы. Хотя в ИСККОН и гаудия-матхах не все признают изложенные выше факты (при этом какого-либо подробного объяснения предполагаемых изъянов в использовании аудиозапсией мне не встречалось), тем менее даже некоторые гуру ИСККОН соглашаются с тем, что аудиозаписи передают духовные звуки:

"То, что выходит из этой записывающей машины, – больше, чем просто пластиковые пленки (потрясывает кассетой). То, что на самом деле выходит из записывающего магнитофона, – дивья-гьяна, трансцендентное знание".
(ЕС Индрадьюмна Свами - Text COM:1974636, 1999 г.)

"Вани, вибрационное присутствие, содержится в наставлениях, которые мы получаем от духовного учителя. <...> Они могут быть в виде аудио- и видеозаписей. Или могут быть написаны в письме, книге или статье. Не имеет значения, в каком виде даны и получены наставления, они в любом случае полностью активны и действенны".
(ЕМ Санкаршан дас Адхикари, лекция, 9 ноября 2007 г.)

Таким образом, на многих уровнях можно легко доказать, что слушание книг и аудиозаписей Шрилы Прабхупады эффективно, а то, что они не содержат шабда-брахму, – утверждение, не имеющее убедительного обоснования.

 

Бх. Александр Стеганцев, 12.02.2014







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 498. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия