Студопедия — Знай же, что материальная природа и живые существа не имеют начала. Причиной происходящих с ними изменений и источником материльных гун является материальная природа.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Знай же, что материальная природа и живые существа не имеют начала. Причиной происходящих с ними изменений и источником материльных гун является материальная природа.






 

КОММЕНТАРИЙ: Знание, изложенное в данной главе, поможет нам понять природу тела (поле деятельности), и знающих тело (индивидуальной души и Сверхдуши). Тело является полем деятельности и состоит из материальных элементов. Индивидуальная душа, заключенная в теле и наслаждающаяся его деятельностью, - это пуруша, или живое существо, которое является знающим тело, так же как и Сверхдуша. Безусловно, мы должны ясно представлять себе то, что Сверхдуша и индивидуальное живое существо-это разные проявления Верховной Личности Бога. Живое существо является одной из энергий Господа, а Сверхдуша-Его личной экспансией.

 

И материальная природа, и живое существо вечны. Это значит, что они существовали до начала творения. Материальный космос является энергией Господа, так же как и живые существа, с той лишь разницей, что живые существа относятся к Его высшей энергии. И живые существа, и материальная природа существовали до того, как был проявлен материальный космос /мироздание/. Материальная природа находилась в теле Верховной Личности Бога, Маха-Вишну, а когда возникла необходимость, перешла в проявленное состоянии через стадию /посредничество/ махат-таттвы. Живые существа также покоились в теле Маха-Вишну и, будучи обусловленными, отказались служить Верховному Господу, закрыв себе путь на планеты духовного неба. Однако с переходом материальной природы в проявленное состояние, эти живые существа снова получили возможность заниматься деятельностью в материальном мире и подготовиться к возвращению в духовное царство. В этом великое таинство материального творения. Изначально живое существо является духовной частицей Верховного Господа, но восставая против Его власти, оно обуславливается и попадает в рабство к материальной природе. То, как живые существа, частицы высшей энергии Господа, пришли в соприкосновение с материальной природой, не имеет /для нас/ сколько-нибудь существенного значения. Как и почему это произошло, известно лишь Верховной Личности Бога. В писаниях Господь говорит, что живые существа, попавшие в ловушку материальной природы, ведут /вынуждены; им приходится вести/ тяжелую борьбу за существование. Мы же должны уяснить из этих стихов, что причиной изменений, происходящих в материальной природе под влиянием трех материальных гун, является сама материальная природа. Источником всех изменений, которым подвергается живое существо, является материальное тело. Что же касается души, то все живые существа обладают одинаковой духовной природой.

 

карйа-карана-картртвехетух пракртир учйате

пурушах сукха-духкханамбхоктртве хетур учйате

 

карйа-следствий; карана-и причин; картртве-источник возникновения; хетух-орудием; пракртих-материальная природа; учйате-сказано, что является; пурушах-живое существо; сукха-радостей; духкханам-страданий; бхоктртве-в процессе наслаждения; хетух-орудием; учйате-сказано, что является.

 

В писаниях сказано, что природа является причиной /источником?/ всех материальных причин и следствий, а живое существо-причиной радостей и страданий, которое оно испытывает в материальном мире.

 

КОММЕНТАРИЙ: Телами и чувствами различных видов живые существа наделяет материальная природа. Существует 8.400 000 форм жизни, и все это разнообразие является творением материальной природы. Живое существо желает испытать те или иные виды чувственных удовольствий и получает /выбирает/ соответствующий вид материального тела. Попадая в различные формы тел, оно наслаждается и страдает по-разному. Источником материального счастья и страдания /радостей и бед/ является тело, а не само живое существо. По природе своей живое существо исполнено блаженства; это его естественное состояние. Но желание господствовать над материальной природой приводит его в материальный мир. /желая… оно попадает/. В духовном мире, где царит чистая благость, у живого существа нет возможности реализовать это свое желание, тогда как в материальном мире живые существа постоянно борются за свою долю чувственных удовольствий. Если говорить более точно, наше тело является результатом деятельности материальных чувств. Чувства-это инструменты для удовлетворения наших желаний. Все это-тело и чувства, выступающие в роли инструментов -дает нам материальная природа. Как станет ясно из следующего стиха, в зависимости от совершенной в прошлом деятельности и желаний, которые тянутся за нами из прошлых жизней, мы попадает в обстоятельства /условия/, которые делают нас счастливыми или обрекают на страдания. В соответствии с нашими желаниями и прошлой кармой, материальная природа помещает нас в одно и материальных тел. Живое существо само является причиной того, что оно попадает в определенный тип тела и переживает связанные с ним /вызванные им/ радости и беды. Получив то или иное тело, живое существо оказывается во власти материальной природы, поскольку тело, являясь материальным, действует в строгом соответствии с законами природы. В такой ситуации живое существо бессильно что-либо изменить /эти законы/. Предположим, живое существо получило тело собаки. Оказавшись в нем, оно вынуждено вести себя так, как ведет собака. У него нет возможности действовать иначе. Если живое существо попадет в тело свиньи, ему придется питаться отбросами и испражнениями и делать все то, что обычно делают свиньи. Если же живое существо получает тело полубога, оно тоже ведет себя соответствующим образом. Таков закон природы. Однако в любых обстоятельствах рядом с ним находится Сверхдуша. В Ведах ("Мундака упанишад" 3.1.1) об этом сказано следующее: два супарна сайуджа сакхайах. Верховный Господь по Своей не знающей границ милости всегда, в любых обстоятельствах сопровождает индивидуальную душу как Сверхдуша, или Параматма.

 

пурушах пракрти-стхо хибхункте пракрти-джан гунан

каранам гуна-санго 'сйасад-асад-йОни -джанмасу

 

пурушах-живое существо; пракрти-стхах-находясь в материальной энергии; хи-безусловно; бхункте-наслаждается; пракрти-джан-созданными материальной природой; гунан-гунами природы; каранам-причина; гуна-сангах-связь с гунами природы; асйа-живого существа; сат-асат-с добром и злом; йОни -виды жизни; джанмасу- рождаясь.

 

Так живое существо, оказавшееся в материальном мире, следует дорогами жизни, наслаждаясь тремя гунами материальной природы. Находясь в ее власти /соприкасаясь с материей/, оно встречается с добром и злом в различных формах жизни.

 

КОММЕНТАРИЙ: Этот стих дает ясное представление о том, как живое существо переселяется из одного материального тела в другое. Во второй главе "Бхагавад-гиты" говорилось о том, что мы меняем тела, как меняем одежду. Причиной подобной смены тел является наша привязанность к материальной жизни. Очарованное материальным миром, живое существо вынуждено переходить из одного тела в другое. Желание господствовать над материальной природой делает его рабом материальных обстоятельств. Влекомое материальными желаниями, живое существо порою рождается полубогом или человеком, порою получает тело зверя, птицы, рыбы насекомого, или святого мудреца. Это повторяется снова и снова. И каждый раз живое существо считает себя хозяином своей жизни, хотя в действительности является рабом материальной природы.

 

О том, как оно попадает в разные материальные тела, мы узнаем из данного стиха. Причиной непрекращающейся смены тел является взаимодействие живого существа с гунами материальной природы. Поэтому мы должны подняться над материальными гунами и достичь трансцендентного уровня, то есть обрести сознание Кришны. Пока мы не разовьем в себе сознание Кришны, материальное сознание заставит нас переходить из одного тело в другое, подчиняясь диктату материальных желаний, которые существуют у нас с незапамятных времен. Мы должны изменить свое сознание. Сделать это можно, только внимая авторитетам, и лучший пример тому Арджуна, который услышал науку Бога от Самого Кришны. Внимая авторитетам, живое существо избавится от извечного желания господствовать над материальной природой, и постепенно, по мере того, как это желание будет уменьшаться, оно начнет ощущать вкус трансцендентного блаженства. В одной из ведических мантр сказано: когда живое существо, служа Верховной Личности Бога, обретает трансцендентное знание, оно познает вкус вечного бытия, исполненного духовного блаженства.

 

упадраштануманта чабхарта бхокта махешварах

параматмети чапй уктодехе 'смин пурушах парах

 

упадрашта-тот, кто наблюдает; ануманта-тот, кто санкционирует; ча-также; бхарта-владыка; бхокта-верховный наслаждающийся; маха-ишварах-Верховный Господь; парама-атма-Сверхдуша; ити-также; ча-и; апи-действительно; уктах-сказано; дехе-в теле; асмин-этом; пурушах-наслаждающийся; парах-трансцендентный.

 

В этом теле есть еще один, трансцендентный наслаждающийся. Это Господь, верховный владыка всего сущего, который наблюдает за живым существом и санкционирует его действия и которого называют Сверхдушой.

 

КОММЕНТАРИЙ: Здесь сказано, что Сверхдуша, которая всегда сопровождает индивидуальную душу, является представителем Верховного Господа. Она-не обыкновенное живое существо. Последователи философии монизма считают, что существует только один знающий тело, отождествляя Сверхдушу с индивидуальной душой. Чтобы внести ясность, Господь говорит, что Он находится в теле каждого живого существа как Параматма. Будучи пара, трансцендентным, Он отличен от индивидуальной души. Индивидуальная душа наслаждается действиями того или иного поля, тогда как Сверхдуша не является ограниченным наслаждающимся, сопричастным деятельности тела. Она-свидетель, который наблюдает за действиями живого существа и санкционирует их, Она-верховный наслаждающийся. Ее называют Параматмой, а не атмой, и Она трансцендентна к материальному миру. Отсюда ясно, что Параматма и атма отличны друг от друга. В отличие от рук и ног индивидуального существа, руки и ноги Сверхдуши, Параматмы, простираются всюду. И поскольку Параматма это Сам Верховный Господь, Она находится в сердце индивидуальной души, жаждущей материальных удовольствий, и санкционирует все ее действия. Без дозволения Сверхдуши индивидуальная душа не способна что-либо сделать. Индивидуальное живое существо называют бхоктой, тем, кого поддерживают /обеспечивают/, а Господь-это бхокта, или тот, кто поддерживает /обеспечивает/. Живых существ бесконечно много, и Господь находится рядом с каждым из них как его друг.

 

Итак, каждое индивидуальное живое существо всегда остается частицей Верховного Господа и связана с Ним тесными дружескими отношениями /тесной дружбы/. Однако живое существо обнаруживает тенденцию игнорировать волю Господа и действовать независимо, чтобы утвердить свое господство над материальной природой, поэтому /из-за этой тенденции/ его относят к пограничной энергии Всевышнего. Живое существо может находится под влиянием либо материальной, либо духовной энергии Господа. Пока оно обусловлено материальной энергией, Верховный Господь, как его друг, Сверхдуша, всегда находится рядом с ним, чтобы помочь ему вернуться в царство духовной энергии. Господь всегда стремится вернуть живое существо в духовный мир, но, обладая определенной долей независимости, оно снова и снова отказывается встать на путь духовного развития. Злоупотребляя своей независимостью оно обрекает себя на страдания /тяжелую борьбу/ в плену обусловленной материальной жизни. Поэтому Господь всегда готов дать ей наставления, действуя изнутри и извне. Извне Он дает указания так, как это описано в "Бхагавад-гите", а действуя изнутри, старается убедить живое существо в том, что его деятельность в материальном мире не принесет ему настоящего счастья. "Откажись от всего"-говорит Он -"и обратись /обрати свою веру/ ко Мне. Тогда ты действительно обретешь счастье". Поэтому разумные люди, которые вкладывают свою веру в Параматму, Верховную Личность Бога /отдают веру/, вступают на путь, ведущий к вечной жизни в знании и блаженстве.

 

 

йа эвам ветти пурушампракртим ча гунаих саха

сарватха вартамано 'пина са бхуйо 'бхиджайате

йах-тот, кто; эвам-таким образом; ветти-постиг; пурушам-живое существо; пракртим-материальную природу; ча-также; гунаих-гун материальной природы; саха-с; сарватха-во всех аспектах; вартаманах-находящийся; апи-несмотря на; на-никогда; сах-он; бхуйах-вновь; абхиджайате-родится.

 

Тот, кто познал материальную природу, живое существо и процесс взаимодействия материальных гун, как они представлены в данной главе, непременно достигнет освобождения. Он уже не родится в материальном мире, каким бы ни было его нынешнее положение.

 

КОММЕНТАРИЙ: Познав материальную природу, Сверхдушу, индивидуальную душу и их взаимосвязи, человек освобождается из материального плена и переносится в духовный мир, чтобы никогда уже не вернуться назад. Таков результат, который приносит нам знание. Обладая знанием, мы ясно видим, что живое существо случайно оказалось в материальном мире. Поэтому оно должно приложить все усилия, чтобы в общении с авторитетами-садху и гуру-осознать свое истинное положение и, изучив "Бхагавад-гиту" в том виде, в каком ее представляет Верховная Личность Бога, развить в себе духовное сознание, или сознание Кришны. Тогда оно уже никогда больше не попадет в материальный мир, но вернется в духовное царство, где жизнь вечна и исполнена знания и блаженства.

 

дхйаненатмани пашйантикечид атманам атмана

анйе санкхйена йогенакарма-йогена чапаре

дхйанена-медитацией; атмани-в сердце; пашйанти-созерцают; кечит-одни; атманам-Сверхдушу; атмана-умом; анйе-другие; санкхйена-философские изыскания; йогена-занимаясь йогой; карма-йогена-деятельностью, не продиктованной стремлением к результату; ча-также; апаре-третьи.

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 321. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия