Сарасвати подбежала к подушке, на которую указал Прабхупада, и посмотрела под ней. Кришны там не оказалось— А на полке его нет? — подсказал Прабхупада. Сарасвати подбежала к полке. Она озиралась по сторонам, вглядывалась в лица преданных, проверяла их руки, заглядывала за спины, ища Кришну повсюду. Где же Кришна? Пристально глядя на Сарасвати, Прабхупада продекламировал стих о шести Госвами: хе радхе враджа-девике ча лалите хе нанда-суно кутах. — Это настроение Госвами, — сказал он. — Они никогда не говорили: «Я увидел Бога, и теперь я доволен». Нет, они восклицали: «Где же Радха? Где Кришна? Где же Вы? На Говардхане или под сенью деревьев на берегу Ямуны? Где Вы?» Так они выражали свои эмоции в сознании Кришны. В глазах Сарасвати стояли слезы. Тогда один из преданных намекнул ей: — Так где же Кришна, Сарасвати? У кого Он? Глаза Сарасвати распахнулись. — У Прабхупады! — закричала она и побежала к Прабхупаде, уверенная, что именно он взял Кришну. Прабхупада протянул руку за спинку своего кресла и достал маленькое мурти Кришны, похожее на то, серебряное, которое он у нее забрал. — Вот тебе Кришна, Сарасвати, — сказал Прабхупада. Счастью Сарасвати не было границ. Присутствующих преданных поразил обмен духовными эмоциями между Прабхупадой и маленькой девочкой, в которой тот сумел пробудить чувство разлуки с Кришной. После этого Прабхупада продолжил рассказывать верховному судье об этом настроении разлуки. Сотни лет Мадрас сотрясали религиозные и социальные раздоры, и Прабхупада часто обращался к этой проблеме. Один из подобных конфликтов разыгрался между брахманами и не-брахманами. Поскольку рожденные в брахманических семьях узурпировали право на высокие государственные и религиозные посты, не-брахманы создали мощную политическую оппозицию, издав законы, запрещающие, к примеру, религиозные изображения и тому подобное. Толкуя с мирских политических позиций священную «Рамаяну», они тем самым совершали оскорбление Господа Рамы. Беседуя с учениками, Прабхупада рассуждал: — Разве верховный судья — обязательно брахман? Не думаю, он может быть и кшатрием. В любом случае скажите ему, что нам не составит труда разрешить проблему между брахманами и не-брахманами. Мы каждому дадим возможность стать брахманом. Для этого достаточно просто следовать нашим принципам, и мы посвятим его в брахманы. Прабхупада напомнил предсказание шастр, что в Кали-югу в семьях брахманов будут рождаться демоны. Вот где корень разногласий. Так называемые брахманы, став лидерами общества, не удовлетворяют людей. Но всякий, кто следует четырем регулирующим принципам, повторяет «Харе Кришна» и получает посвящение в вайшнавы, может стать брахманом. Тогда эта проблема будет решена. Начать нужно с того, сказал Прабхупада, что сделать брахманом Верховного Судью, Виру Свами. Г-н Вира Свами сам призналася, что страстно желает получить от Шрилы Прабхупады посвящение. Единственной проблемой для него станет отказ от чаепития. Узнав об этом, Прабхупада в порядке исключения обещал дать судье посвящение даже в том случае, если тот будет позволять себе немного чая. Некоторые из мадрасских кастовых брахманов осуждали Прабхупаду за то, что тот посвящает в брахманы низкорожденных жителей Запада, и на встрече в доме одного из местных брахманов кто-то из гостей обратился к Прабхупаде: — Ваши ученики, Свамиджи, плохо произносят санскрит. Даже мантра «Харе Кришна» звучит порой не совсем точно. — Согласен, — ответил Прабхупада, — как раз за этим мы сюда и прибыли: набраться знаний в общении с вами. В Южной Индии Шриле Прабхупаде пришлось столкнуться и с другой затянувшейся враждой — враждой между шиваитами (поклонниками Господа Шивы) и вайшнавами (поклонниками Господа Вишну). Шиваиты традиционно придерживаются имперсональной философии, толкуя Бога как безликое Единое, проявленное во множестве форм, в том числе как Шива и Кришна. А поскольку все проявления Абсолюта, в конечном счете, суть одно, споры по поводу того, какой образ Бога лучше — просто ребячество. Сталкиваясь с приверженцами этой философии, ученики Прабхупады испытывали немало трудностей. Диспут, состоявшийся между Гирираджей и состоятельным шиваитом, г-ном Рамакришной, закончился взаимной обидой. Однако когда Гирираджа встречался с жителями Мадраса, те часто спрашивали у него: «Знакомы ли вы с г-ном Рамакришной? Это очень хороший человек, и к тому же знаток религии». Это устыдило Гирираджу, и он предпринял еще одну попытку завоевать расположение г-на Рамакришны.
|