Прабхупада снова посмотрел на отца, который причислял себя к неверующим.— Ваш сын заинтересовался, — сказал он. — Почему отец не интересуется? В чем причина? Вечерний даршан продолжался еще несколько часов. В конце Прабхупада раздал прасад. Когда ушел последний гость, несколько женщин-преданных спросили Прабхупаду об истинном положении его учениц. Он улыбнулся. — Когда женщина становится сознающей Кришну, — сказал он, — ее мозг сам собой увеличивается. Преданные засмеялись. Когда он улыбнулся, преданным все стало ясно: кем бы ни был человек, мужчиной или женщиной – став преданным, он становится разумнее. Прабхупада был выше проблемы прав мужчин и женщин, а потому временные роли людей, основанные на телесных различиях, не мешали ему видеть истину. Он понимал, что критерий разума определяется не материальными понятиями — полом, расой или национальностью — но тем, насколько сильно стремление человека к духовной жизни. В ответ на вопрос одной из преданных на ту же тему, Прабхупада ответил: — Разумеется, ты не женщина. Ты преданная. Шрила Прабхупада согласился встретиться с несколькими профессорами — знакомыми Равиндра-Сварупы. Равиндра получил степень бакалавра по философии в университете Пенсильвании и степень магистра гуманитарных наук в Университете Темпл, где продолжал писать диссертацию на степень доктора. В свое время он ушел из Университета, считая его частью мира майи, и полностью посвятил себя сознанию Кришны, но Прабхупада вдохновил его вернуться и продолжить научную карьеру. Беседуя в Филадельфии с учениками, Прабхупада всегда выступал против индуктивного подхода в науке. На одной из утренних прогулок Равиндра-Сварупа сказал: — Прабхупада, индуктивный метод, подобно вам также подвергали критике Джон Стюарт Милль и Бертран Рассел, но они стали скептиками. Они говорили, что знания вообще не существует. — Это еще одна глупость, — ответил Шрила Прабхупада. — Очередная теория: «Раз у меня не получилось, значит, знания не существует». Доктор Йогеш Патель, индийский ученый, специалист в области буддизма, получивший западное образование, преподавал в Темплском Университете религиоведение. Как-то раз, после полудня, д-р Патель в сопровождении двух аспирантов, зашел к Прабхупаде, когда тот у себя в комнате беседовал с учениками. Равиндра-Сварупа представил гостей. Прабхупада: Вы преподаете индуизм? Д-р Патель: Да. Прабхупада: Что же такое индуизм? Д-р Патель: Не знаю. Вы скажите мне, что такое индуизм. Прабхупада: Как не знаете? Как же вы можете преподавать индуизм, если не знаете, что это такое? Здесь присутствует наш д-р Сварупа-Дамодара. Он тоже доктор наук. Давайте послушаем его мнение. — (Повернувшись к Сварупа-Дамодаре): — Что вы думаете по этому поводу? Он преподает, но не знает, что. Сварупа-Дамодара: Обманщик, Шрила Прабхупада. Такого человека называют «обманщиком». Прабхупада: Итак, вы слышали его мнение? Вы обманщик. Д-р Патель рассердился и повысил голос. Тотчас же между ним и Шрилой Прабхупадой разгорелся горячий спор. Д-р Патель: Научите меня! Если я сказал, что не знаю, что такое религия, тогда научите меня. Прабхупада: Духовный учитель вам не слуга. Сначала обрейте голову, как мои ученики, тогда я вас научу. Вы должны кланяться духовному учителю и предаться ему. Тогда он откроет вам истину. Д-р Патель ответил, что он поклонился Прабхупаде, когда только вошел в комнату. Прабхупада: Тогда мое первое наставление вам таково: прекратите обманывать. К этому моменту оба — и Шрила Прабхупада, и д-р Патель — разговаривали на повышенных тонах. Большинство преданных просто онемели. Некоторые, вроде Брахмананды Свами, почувствовали желание каким-то образом побыстрее закончить эту встречу. Прабхупада: Вы спросили меня, что такое религия. Мой ответ таков: сарва-дхарман паритьяджья. Кришна говорит: религия — это шаранам враджа — полное предание. Д-р Патель: Что вы понимаете под «преданием»? Прабхупада: Вы не знаете, что значит предание? Дайте словарь, посмотрим. Д-р Патель (крича): Нет! Я хочу знать этимологическое значение санскритского слова «предание»! Прабхупада: Вам не нужен духовный учитель. Вам нужен учитель санскрита. Мы не можем больше попусту тратить на вас время. Воспользовавшись удобным моментом, Брахмананда Свами наклонился к д-ру Пателю и попросил его выйти, пока тот «не опустился до оскорблений». Д-р Патель и Брахмананда Свами встали и вместе покинули комнату. Шрила Прабхупада дрожал от гнева. Старшие преданные с упреком смотрели на Равиндра-Сварупу. Как мог он привести такого типа на встречу с Прабхупадой? Равиндра-Сварупа был ошеломлен и напуган. Никогда прежде он не видел Прабхупаду в таком гневе.
|