Студопедия — Традиционная русская семья
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Традиционная русская семья






В русской традиции на протяжении многих веков сложился образ ОТЦА как человека, воплощавшего закон и долг, которому дано право определять жизнь детей, принимать решения, обеспечивающие их счастье и благополучие, наказывать и миловать: «Как Бог до людей, так отец до детей», — говорит русская пословица. Именно поэтому отец, не вмешиваясь в мелкие домашние заботы и хлопоты, всегда выступал на первый план в ответственные моменты жизни своих детей и выполнял роль судьи последней инстанции в спорах.

Общественное мнение требовало от отца в воспитании детей прежде всего строгости. Мужчина, проявлявший к своим детям «ласкоту», то есть нежность, мягкость, заботливость, не мог считаться хорошим воспитателем. В обязанности отца входило наказание детей: «ненаказанный сын — бесчестье отцу». Однако отцу не полагалось наказывать сына или дочь сгоряча, когда попадутся под руку.

МАТЬ должна была не просто произвести ребенка на свет, но вырастить его и воспитать: «Умел дитя родить, умей и научить». Под материнской опекой проходили обычно первые 5 — 7 лет жизни ребенка. Она кормила детей, купала, укладывала спать, лечила, играла с ними, пела им песенки, рассказывала сказки. Когда дети подрастали, мать начинала в большей степени заниматься воспитанием девочек. Она старалась подготовить дочерей к будущей жизни, в которой им придется быть женами, матерями, хозяйками. Мать учила их жать, сгребать сено, теребить и обрабатывать лен, прясть, ткать, шить, вышивать, приготавливать обед, то есть помогала им освоить круг традиционных женских занятий. Мать тратила много сил на то, чтобы ее дочери считались желательными невестами: были хорошо одеты, имели богатое приданое, отличались нравственным поведением.

По русским представлениям, СЫН является продолжателем «рода-племени», наследником семейного имени и имущества, опорой семьи, защитником семейной чести, заместителем отца в случае его смерти или болезни, кормильцем родителей в старости. Поэтому его появление на свет воспринималось как особенно радостное событие.

Считалось, что между отцом и сыном сразу же после рождения младенца устанавливается внутренняя связь: они начинают «понимать» друг друга. В реальности же отец вступал в контакт с сыном только после того, как тот миновал стадию младенчества. Отец начинал делать для него «мужские» игрушки, изредка брал сына на колени, рассказывая, каким хорошим мужиком он будет, когда вырастет. В период отрочества контакт сына и отца становился более тесным. Подросший сын должен был освоить все то, что знал отец: как надо пахать, сеять, косить, ухаживать за лошадьми, охотиться, рыбачить, работать топором, долотом, сверлом, а также строить свои взаимоотношения с людьми.

На матери лежала ответственность за нравственный климат в семье, поддержание в ней согласия и покоя. Она должна была предотвращать проявления насилия в семье, унимать поссорившихся, регулировать внутрисемейные конфликты. По народным представлениям, это ей удавалось только в том случае, если она сама относилась ко всем членам семьи с добротой, лаской, была спокойной и уравновешенной, не позволяла себе брани.

Сыну полагалось также перенять отцовское отношение к жизни, его манеру поведения, то есть все то, что считалось в обществе «правильным поведением».
Взаимоотношения сына и матери строились по несколько иному сценарию. Сын находился в полном распоряжении матери до семи-восьми лет. Она его кормила, поила, купала, лечила, учила ходить, говорить, защищала от внешнего мира, предохраняла от порчи, которой, по народным представлениям мальчик более поддавался, чем девочка. После вхождения в отрочество сын должен был «отлепиться от матери», чтобы стать настоящим мужчиной. Мальчик, который продолжал демонстрировать всем свое предпочтение матери перед отцом, получал прозвища: «маменькин сынок», «запазушный ребенок», «маткич».

В обыденной жизни русской деревни отношения братьев и сестер, как правило, базировались на взаимопомощи и поддержке, моральной и материальной. Народная пословица гласит: «Брат за брата пуще каменных стен». Принцип «брат за брата» побуждал старшего защищать младшего и наказывать обидчиков, участвовать в его трудовом воспитании, опекать. Положение старшего брата в семье было особым. Родственники знали, что при определенных обстоятельствах ему придется взять на себя функции отца, хозяина. После смерти родителей нередко именно старший брат принимался руководить всем двором. С разрешения общинного правления старший брат мог стать главным в доме и при живых родителях, если те уже не были способны сами справляться с хозяйством. Старшие братья способствовали полноценной социализации младших — служили посредниками в их знакомстве со взрослым миром.

Положение разновозрастных сестер в семье также было неодинаковым. Старшую сестру считали ближайшей помощницей матери, ее «заместителем». В домашних делах она нередко полностью заменяла мать. Известны случаи, когда незамужней старшей сестре приходилось возглавлять весь женский состав семьи, выступая в роли «большухи» — хозяйки двора. Поэтому отношение старшей сестры к младшим детям в семье было сродни материнскому: позаботиться, уберечь, научить.

С раннего возраста старшая сестра погружалась в заботы о младших братьях и сестрах. В крестьянских семьях девочки считались полноценными няньками уже лет с 6-ти и часто проводили с малышами целый день. По мере отлучения младенца от материнской груди, он все больше переходил под опеку пестуньи-сестры, так как няньку со стороны нанимали не часто и только те, кому это было по средствам. В обязанности старшей сестры входил не только уход за детьми (одеть, накормить, убаюкать), но и умение развлечь, обучить.

Старшая сестра выполняла функции посредника, проводника между миром детей и миром взрослых. Малышам она открывала пространство за пределами порога дома: первые прогулки на улице, игры в компании соседских ребят проходили в ее сопровождении. Для подросших сестер она служила провожатым в сферу взрослых занятий и отношений: многим видам работ девочки обучались под руководством старшей сестры, под ее присмотром отпускались на молодежные гулянья. Преемственность и опека, составлявшие суть отношения старшей сестры к младшей, породили пословицу: «Первую дочь родители замуж отдают, вторую — сестра».







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 465. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия