Студопедия — Феномен и природа сознания в философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Феномен и природа сознания в философии






Бытие человека в мире всегда связано с сознанием, «нагружено» и пронизано им. Философское понимание феномена и природы сознания является исходным для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека. Проблема сознания остается, пожалуй, наиболее сложной и трудной для человеческого познания в процессе ее философского, научного и религиозного постижения. Каковы же, собственно, философские аспекты его изучения? С одной стороны, каждый человек как бы находится в скорлупе своего сознания. Все в мире - предметы, тела, вещи, процессы, отношения и т.п. и даже сами акты сознания даны человеку в сознании, благодаря сознанию и самосознанию. И в этом смысле исходный принцип Декарта «Я мыслю, следовательно, существую», действительно неоспорим.

Но с другой стороны, встают вопросы поистине всеобщего, философского характера: что есть само сознание по своей природе и внутренней сущности? Откуда, когда и каким образом появилось? Что представляет сознание в субстанциональном плане и субстратном наполнении, в своем строении? Каковы отношения и взаимозависимости сознания и материи, души и тела, сознания и мозга, сознания и психики, сознания и мышления? Весьма занимательный вопрос о формировании человеческого самосознания в его онтогенезе и открытие индивидуального самосознания «Я» в филогенезе. Как сделать предметом исследования феномен сознания и особенно самосознания, помыслить самую мысль? Ведь никто не может вспомнить и рассказать о том, когда, каким образом и в каком возрасте он начинает говорить о себе, о своем «Я», выделять себя из природы, среды, из сообщества других людей, осознавать себя как личность.

С глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена духовно-душевной жизни человека, его психики, сознания, мышления. Приходится признать, что общепринятого ответа ни с научной, ни с философской точки зрения нет до сих пор и вряд ли когда будет. Данная проблема стоит в ряду «вечных» философских вопросов. Каковы же основные линии размышлений и философских представлений о сознании, его происхождении и сущности?

Основные религии мира и различные направления идеалистической философии рассматривают сознание как момент проявления величественного божественного разума, или как нечто изначальное, являющееся основой всего сущего. И сознание можно объяснить только из самого себя. Сознание вместе с человеком и со всей Вселенной создано Богом - Творцом одноактно и в завершенной форме путем творения или путем направленной эволюции. Сознание существует до материи, вне материи, независимо от материи. Дух-демиург вещей, особая субстанция, которая порождает природу. Природа - частица духа, материя - продукт духа. Человеку изначально присуща особая и сверх естественная сила духа и души, которая является носителем и причиной сознания. Более того, именно благодаря духовно-душевной достоверности и определенности человек есть то, что он есть по своей сути, в своей уникальности и неисчерпаемости - как боготварное, богоподобное по образу и разумное существо, наделенное свободой воли.

Вторая линия рассуждений считает сознание случайным результатом эволюции живой природы и производным от материи. Эволюционные прорывы природы простираются от камня и царства минералов к растительному, а затем к животному миру, а через них и к человеку с его сознанием. Но завершилась ли естественная эволюция на человеке, или он выступает лишь переходной ступенью к более совершенному существу? Выдвигается предположение, что главнейшим фактором дальнейшей эволюции человека и мира становится само сознание, образуя собой особую сферу разума - ноосферу. Идея существования мыслящей психической оболочки вокруг земли, ноосферы, была выдвинута В.И. Вернадским (1863-1945).

Эволюционно-натуралистическому воззрению на природу сознания противостоит целый ряд серьезных возражений. Сознание неслучайно, это не просто слепое порождение материи. Ж. Ж. Руссо приходил к выводу: «Я вижу в мире то единство замысла, которое... заставляет меня признать единое начало». Вряд ли составятся случайно, сколько бы вы ни раскладывали типографский шрифт, допустим, «Илиада» Гомера или «Полтава» Пушкина. Если взять в отдельности все наличные части и узлы современного скоростного самолета, топливо и т.д., то любые вихреобразные и естественные манипуляции не создадут и тем более не поднимут самолет в воздух. Вероятность же возникновения жизни, согласно математическим просчетам, практически равна нулю, а точнее, одному шансу из 10 в 21-ой степени.

Широкое распространение имеет и такой взгляд. Сознание есть атрибут, то есть неотъемлемый признак всего существующего, космоса в целом. Вечно существует космос, вечно существует и сознание. Индивидуальное сознание - это частица вселенского, космического разума, космической души. Подобную позицию обосновывал знаменитый русский хирург Н.И.Пирогов. Определенное основание для этого и некоторую аналогию дает современная голография с ее методом получения трехмерного изображения, так называемые голограммы. В результате квантово-механических взаимодействий Вселенная предстает единой, бесконечной во времени и пространстве, в которой энергоинформационный обмен имеет всеобщий характер. Каждый фрагмент и даже точка энергоинформационного поля имеет свое «представительство» во всех других частях всеобъемлющего целого. Более того, чем меньше вырезанный фрагмент, тем яснее с помощью лазерного луча в нем проявляется не часть, а весь снятый объект, получается обобщенный образ целого. В определенной мере это подтверждает догадку гилозоизма о всеобщности разумности в известной степени всей материи. Б. Спиноза, например, считал, что сознание является столь же необходимым атрибутом (свойством) всей природы, как и протяжение, телесность: «Тело человека есть частный случай бесконечной протяженности», «ум человека - одна из форм бесконечной мысли». По его рассуждению и всадник, и лошадь, и даже шпоры - все обладают сознанием, хотя и в различной степени.

Конечно, вся материя обладает всеобщим свойством отражения как способностью определенным образом отвечать на внешние воздействия. И это свойство родственно ощущению, но не тождественно ему. Нельзя игнорировать качественное различие между неживой и органической, прежде всего, мыслящей частью природы, каковой является человеческая жизнь. Сознание - не материально, не вещественно, не физично, не энергийно, его нельзя свести и к информационной основе. Но оно обладает способностью материализоваться, воплощаться, выражаться в знаках, словах, символах, запечатлеваться в информации в ее вещественном или энергетическом субстрате - битах, файлах и т.д. И в этом смысле сознание обладает материальной силой, несет в себе «энергию» мысли. Но все же не эти моменты выражения составляют сущность сознания. Так что же такое сознание? В каких параметрах и сущностных моментах можно философски зафиксировать этот таинственный феномен?

Генетические предпосылки сознания в виде отражения как всеобщего свойства всех материальных систем заключаются в эффектах материального взаимодействия и определенного изменения в тех или иных свойствах и признаках объектов, предметов и явлений. След воздействия отражаемого предмета его физическое подобие можно наблюдать и увидеть в неживой природе, например, в камне. Другое дело - живые растения, простейшие организмы, а тем более неисчерпаемое разнообразие видов и особей животного мира. На уровне живой природы мертвенно-зеркальное отражение - взаимодействие приобретает характер отображения, активного информационного взаимодействия, появления специфических реакций раздражимости и чувствительности, формирования особой материальной структуры - нервной ткани и образование сложной нервной системы. Диалектика внутренней активности заложенных и закодированных программ в живом организме под внешним воздействием условий и факторов среды получает свое развернутое выражение на стадии психики.

Непосредственно для человека психика выступает в виде явлений так называемого субъективного мира - его ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств. Особенностью психики человека является осознание действительности, предвидение событий, планирование своих действий, мыслительная деятельность специфически человеческими способами и формами отображения действительности в виде субъективных образов.

Субъективный образ материальной и духовной реальности объективного мира, его многообразных проявлений, фрагментов, частей, сторон присущ именно человеку. Он есть результат отношения и взаимодействия человека с внешним миром. Психический образ представляет собой своеобразную модель, отображение, превращение объективной реальности, в проекцию и схему возможного поведения в той или иной ситуации. Сознание человека выражается и проявляется в удивительной способности мгновенно синтезировать, связывать, сворачивать множество различных сторон, предметов и явлений в целостный и единый их образ.

(В качестве практического задания для понимания сущности, содержания, специфики и морфологии построения психологического образа можно предложить студентам самостоятельно набросать «эскиз» и выстроить схему, механизм формирования образа какого-либо предмета или явления в научно-познавательной, художественной, религиозной, мифологической, в жизненной, практической, допустим, в хозяйственно-экономической сферах).

Следует иметь в виду, что нельзя отождествлять понятия психики, сознания и мышления. Не все психические процессы у человека в каждый данный момент включаются в сознание, тем более, входят в состояние самосознания и мышления. Установлено, что у людей примерно 97% психической деятельности протекает на уровне бессознательного и только 3% - на осознанном уровне. Соотношение психики, сознания и мышления обычно представляют как пересечение большого, среднего и малого кругов. Поле психики обнимает всю ткань психических процессов и их проявлений, начиная от высших степеней ясности сознания и четкости мыслительных актов до бесконечных глубин бессознательного.

Материализм в решении проблемы сознания исходит из позиций единства явлений сознания и объективного мира, выводит духовное из материального как его порождение и закономерный результат, итог. Дух рассматривается как «высший цвет материи», продукт природы, свойство материи, но не всей, а только высокоорганизованной, мыслящей материи - человеческого мозга. Материализм не допускает «безмозглого сознания», сознания вне человека, вне специфических способов человеческой жизнедеятельности, вне общества. Взаимосвязь сознания и мозга изучается наукой на протяжении столетий. XIX-XX века дали блестящую плеяду гениев в области исследований головного мозга (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, П.К.Анохин, Чарльз Шеррингтон, Джон Экклз, Карл Прибрам). И в конце своей жизни ученые приходили к религиозному или мистическому взгляду на природу сознания.

Ч. Шеррингтон писал, что мозг - «волшебный ткач», это, наверное, последняя из тайн природы, которая когда-либо откроется человеку». Человеческий мозг - поразительно сложное образование, тончайший нервный аппарат. Современная физиология и нейропсихология проникли довольно глубоко в структуру, содержание и функции материальных процессов головного мозга. Но тайны здесь не меньше, чем во всей Вселенной.

Разум, как идеальный побудитель человеческой активности, нечто большее, чем сам мозг, его нельзя свести к чисто физиологическим процессам, нельзя объяснить разум на основе только биохимических и нейронных процессов. И в то же время оторвать сознание, мыслительную деятельность от физиологических процессов, протекающих в человеческом мозгу, и, в особенности, в коре больших полушарий, никак нельзя. Доказано, что левое полушарие мозга человека связано с центрами речи, мышления. А правое полушарие головного мозга больше «отвечает» за настроение, образы и эмоции. Оно же «заведует» и ориентацией в пространстве. На сегодня выявлено около 2000 различных структурных зон головного мозга.

Но как бы глубоко мы ни проникали в законы живого тела, мозга, его структуры и тайны, но биологи, нейрофизиологи и даже психологи не найдут там ни добра, ни зла, ни истины, ни заблуждения, ни ума, ни глупости. В мозге нельзя обнаружить самой мысли, какой бы она яркой, светлой или темной она ни была.

Нарушения нормальной жизнедеятельности мозга, повреждения его вследствие травм, заболеваний приводят к расстройству психики. Сознание связано с биохимическими и нервно-физическими процессами мозга и не существует помимо них. Но не они составляют сущность сознания, как считали вульгарные материалисты подобно Иосифу Дицгену: «Дух не больше отличается от стола, света, от звука, чем эти вещи отличаются друг от друга». А мозг будто выделяет мысль, как печень - желчь или желудок - сок. (Вульгарный материализм - философское течение, возникшее в Германии в середине XIX в. Его представители (Бюхнер, Фогт, Молешотт) считали сознание не только продуктом материи, но и ее своеобразной разновидностью. Продолжатели вульгарного материализма сегодня пытаются отождествить мысль с особым видом энергии, биополей, потенциалов, информации и т.д.)

Ряд ученых (И.Мюллер, Гельмгольц) видели источник содержания и самую структуру сознания в физиологических свойствах мозга и органов чувств. Физиологический идеализм основан на абсолютизации структурно-функциональных характеристик физиологического субстрата органов чувств и на признании ощущений не в качестве образа внешнего мира, а лишь как показателя высвобождения неспецифической энергии органов чувств. Ощущения, восприятия и представления они считали результатом «специфической энергии органов чувств», продуктом раздражения специфических нервных устройств, сложившихся в процессе их биологической эволюции. Они воспроизводят не какие-то характеристики мира вещей, предметов и процессов, а свои собственные механизмы и потому первичны по отношению к объективной реальности.

Закономерно встает вопрос: достаточно ли одного мозга для проявления сознания? Может ли он мыслить сам по себе, независимо от воздействия на него окружающего мира, если в него не поступает никакой информации? Ответ будет скорее всего отрицательный. Сам по себе мозг не способен мыслить. По утверждению И.П. Павлова - «это не рояль, из которого можно извлекать всякие арии и все, что захочется». Сознание неразрывно связано с окружающей человека средой и без ее воздействия функционировать не может. Какие же это воздействия и как они к нам поступают? Органы чувств человека выступают как бы открытыми окнами и своеобразными каналами зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных и тактильных ощущений. Они возникают под воздействием объективно существующих предметов, присущим им свойств и признаков. У человека, как известно, пять органов чувств. Но говорят и о так называемых «шестом, седьмом» и т.д. чувствах, которые являются, скорее всего, комбинаторикой основных чувств, присущих человеку. Первичные признаки, свойства и качества предметов окружающего мира воздействуют на органы чувств и в виде полученных раздражений передаются по нервным каналам в кору больших полушарий, где и образуются ощущения. На их основе возникают восприятия, представления, а также понятия и другие формы мысли.

Отражение вещей, их свойств и отношений в сознании не означает, разумеется, их физического, натурального перемещения в мозг человека или образование их физических отпечатков, подобно печати на воске. При этом, конечно, мозг не деформируется, не синеет или холодеет, когда на него воздействуют твердые, синие или холодные предметы. Когда я вижу перед собой другого человека, то это не означает, что он входит в меня физически, своей плотью и кровью. Мною переживается, осознается исключительно образ, который есть нечто субъективное, идеальное, духовное, находящееся в оригинале вне меня.

В сознании человека формируется образ, в котором происходит мгновенная связность, сфокусированность, свертываемость тех или иных предметов, их свойств и отношений и сложное преобразование, в определенную целостность. Образы выступают в виде знаков, символов, смыслов как универсальных форм сознания и мышления человека. В качестве таковых являются, например, слова, определения и научные понятия, формулы, художественные образы, нормы нравственности и права, мифы и религиозные символы. В философском отношении знак можно рассматривать как субъективное образования, как чувственно воспринимаемый предмет, событие или явления, служащее в процессе познания в качестве обозначения или представителя другого предмета, события или явления.







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 795. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия