Студопедия — Проблема человека в русской философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проблема человека в русской философии






Тема человека пронизывает и центрирует всю русскую философию, служит фундаментом для самых разных исканий. По Франку, человек излюбленная тема русских размышлений. Духовно-нравственный и ценностный подход к человеку с позиций Православия отличает и характеризует русскую религиозно-философскую мысль.

А.С. Хомяков (1804-1860) на основе своего учения о соборности как цельности, внутренней полноте и множестве, собранном силой любви, веры и жизни в свободное и органическое единство, вводит понятие соборной личности. Соборную личность он противопоставляет одинокому человеку. Одиночество Хомяков считает следствием греха. Человек одинок до тех пор, пока он подчинен своей греховной природе и злой воле: «Мы знаем, когда падает кто из нас, он падает один, но никто один не спасается. Спасающийся же спасется в Церкви, как член ее, и в единстве со всеми другими ее членами. Верует ли кто, он в общении Веры; любит ли, он в общении Любви; молится ли, он в общении Молитвы. Становясь членом Церкви, он соединяется с Христом и всем человечеством, в Церкви пребывающем. Поистине, в едином Боге - мы все братья, все дети его.

Нам ли с созерцательной высоты Православия опускаться в топь рационализма и его утилитарных учений. Мы не способны на подобное безумие». Хомяков А.С. приводит одно из положений катехизиса, наиболее адекватно раскрывающее православное понимание веры: «Мы молимся не в духе страха, подобно рабам, не в духе корысти, подобно наемникам, но молимся в духе сыновней любви, будучи по благодати усыновлены Богу нашим единением с Сыном человеческим».

И.В.Киреевский (1806-1856) утверждает и развивает философию духовно цельной личности, основанием которой служит вера. Ибо человек - есть его вера. Поэтому цельность и полнота человеческой личности заключается в верующем мышлении.

Спустя столетие И.А.Ильин, с присущим ему пророческим даром, напишет: «Скажи мне, за что ты хотел бы отдать свою жизнь, а я скажу тебе, во что ты веришь. Ибо вера ставит каждого из нас перед высшей ценностью жизни, перед последним вопросом бытия, перед нашим существованием в целом: когда смерть вопрошает душу, то душа вопрошает верою».

Духовную цельность. Киреевский выводит из динамики живой божественной личности и личности человеческой: «Поэтому главный характер верующего мышления заключается в стремлении собрать все отдельные части души в одну силу; отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум и воля, и чувство, и совесть, и прекрасное, истинное, и удивительное, и желанное, и справедливое, и милосердное, и весь объем ума сливается в одно живое единство и таким образом восстанавливается существенная личность человека в ее первозданной неделимости».

Философ цельного и живого знания вскрывает самые глубины высших устремлений человека: «Потребность счастья, потребность любви, потребность гармонии, потребность правды, потребность сочувствия, потребность умиления, потребность деятельности, потребность самозабвения, потребность само разумения - все эти законные и существенные потребности человеческого сердца происходят из общего корня жизни, до которого немногие доводят свое самосознание».

Особой высоты и глубины в понимании сущности человека достигает В.С.Соловьев. В противовес однобокому и узкому рационализму Декарта (Я мыслю, следовательно, существую) в своем «Оправдании добра» он утверждает принципиальный этицизм в постижении человека: «Мне стыдно, следовательно, я существую». Жалость и милосердие по отношению к тем, кто ниже тебя, стыд - по отношению к равному тебе, и благоговение ко всему тому, что выше тебя составляют подлинную и единственно приемлемую сущность человека.

Оригинальная и в чем-то даже близкая к марксизму высказывается и социальная характеристика человека. Человек - есть свернутое общество, взятое как бы в миниатюре, а общество можно рассматривать как развернутого, социально раскрытого человека.

Для Ф.М. Достоевского ничего дороже и значительнее человека, хотя, быть может, нет и ничего страшнее человека. Человек - загадочен, соткан из противоречий, но он является в то же время - в лице самого даже ничтожного человека - абсолютной ценностью. Поистине - не столько Бог мучил Достоевского, сколько мучил его человек, - в его реальности и в его глубине, в его роковых, преступных и в его светлых, добрых движениях. Сила и значительность подобного антиномизма у Достоевского в том, что оба члена антиномии даны у него в высшей своей форме. Основная тайна человека, по Достоевскому, состоит в том, что он есть существо этическое, что он неизменно и непобедимо стоит всегда перед дилеммой добра и зла, от которой он не может никуда уйти: кто не идет путем добра, тот необходимо становится на путь зла. Этическая сущность человека, основная его этическая направленность не предвзятая идея у Достоевского, а вывод из его наблюдений над людьми.

Главная проблема философии Н.А.Бердяева - смысл существования человека и в связи с ним смысл бытия в целом. Ее решение, по мнению писателя, может быть только антропоцентрическим - философия «познает бытие из человека и через человека», смысл бытия обнаруживается в смысле собственного существования. Осмысленное существование - это существование в истине, достижимое человеком на путях спасения (бегства от мира) или творчества (активного переустройства мира культурой, социальной политикой). Личность выступает у него как фундаментальный и сущностный центр всего мироздания, который обнаруживается через выявление бесконечности и всеобъемлемости духа конкретного человека. Даже трансцендентное открывается в духе и через дух личности. Однако присущая ей свобода двойственна: она дана человек и от Бога как просветленная свобода к добру, истине, красоте, вечности и от Божественного «ничто», которое заключает в себе возможность зла и отпадение от Бога.

Литература

1.Гёте Иоганн Вольфганг (1749-1832) - немецкий поэт, естествоиспытатель и мыслитель, отстаивающий идею единства теории и опыта, идею единства мира.

2 .Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 18. С. 13.

3.Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1983. Т. 1. С. 288-289.

4.Строение и функционирование знаковых систем изучает семиотика.

5.Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 616.

6. Лосский Н.О. Мир как органическое целое // Лосский Н. О. Избр. М, 1991. С. 68.

 

 








Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 426. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия