А. Мома Из гностических текстов II века. Заметки о "Тексте без названия" из Кодекса БрюсаЕсть смысл посвятить отдельные заметки Тексту без названия из Кодекса Брюса. Надо сказать, что, несмотря на то, что этот текст рафинированно-космологический, т.е. почти начисто лишенный антропологии (1), собственно гностической дуалистической философии (2), этики и христологии (3) и связанной с ней сотереологической доктрины (кажется, вся она заключена в хвалебных гимнах), как гностико-космологический текст он нам интересен в меньшей степени (но всё же интересен), чем, например, подобные тексты из Кодексов Наг Хаммади или Pistis Sophia. По трем причинам. Во-первых, его "недостатком" является как раз его рафинированность. Во-вторых, мы вынуждены констатировать изрядную запутанность его повествования. (4). И, в-третьих, все собственно космологические категории и находящиеся в последних его главах постепенно "вырастающие" из них гимнические фрагменты (кстати, именно они, при общей хорошей сохранности текста, сохранились довольно плохо) не несут в себе почти ничего принципиально нового - того, с чем бы мы уже не сталкивались, разбирая тексты из Наг Хаммади. Однако почти не несут. Отличием данного трактата (5) от других космологических текстов является четкая акцентация на числе 12, а также то связанное с ней обстоятельство, что в тексте даются конкретные характеристики 12-ти Глубин и 12-ти Отцовств, покоящихся в Плероме и отвечающих за множественные Эманации. В других гностических эти Глубины и Отцовства обычно только упоминаются вскользь. Итак, вот как описываются у нас 12 Глубин, служащие, видимо, некими неприступными вратами, точнее, рвами перед замками Эннеад Отца (не Превышнего, но Отца - Первого Демиурга), присутствующих и в прочих космологических текстах: Чуть позже из текста мы "достоверно" узнаем, что над всеми этими Глубинами есть еще и Безмерная Глубина. У этой Глубины есть Сердцевина, причем самое сердце ее превосходит мощью и величием Плерому в целом: "И в Сердцевине Безмерной Глубины пребывает Пять Сил, которые названы следующими именами: Что касается Отцовств, то они эманируют, по-видимому, из Эннеад, общим числом 12: сначала появляются Три Эннеады, инспирируемые, по всей видимости, Все-Матерью (о ней чуть ниже), затем каждая из них эманирует еще по три, итого - 9, всего и получается 12 Эннеад, "по числу месяцев в году". Таким образом, первая из этих Эннеад вообще не учитывается. Итак, вот характеричстики Отцовств: Интересно нам также и то обстоятельство, что в тексте жестче, чем в других трактатах делается акцент на позитивно-созидательной роли Женского Начала Космоса (и речь не только о том, что все Божества здесь андрогинны). В этой связи стоит напомнить, что для гностиков в целом привычная нам Христианская Троица, во-первых, включает в себя совсем другие Божественные Сущности (6), а во-вторых, часто, как и в нашем случае, отождествляет, так сказать, Бога - Духа Святого с "Богом-Матерью" (здесь она названа Все-Мать), т.е. Святой Дух, как мы с этим еще столкнемся в Апокрифе Иоанна (7) и далее, у гностиков обычно женского рода. Интересно, что многочисленные повторы собственно в космологических частях текста одних и тех же, по сути, Имен и пассажей совсем не походит на ошибки и домыслы переписчика или (и) переводчика с греческого на коптский, как это подозревают, например, в случае с Пистис Софией многие исследователи последней. В нашем тексте такие повторы как будто специально призваны гармонировать с такими же повторами Имен (иногда тех же, иногда других) - с целью подчеркнуть уважение молящихся к ним - в гимнических частях Текста без названия. Более или менее о том же самом мы могли бы говорить в случае с Зострианом и Марсаном - текстами, опирающимися, скорее всего, на среднеплатоническую традицию в античном эзотеризме, но из-за их плохой сохранности можем только предполагать это. В заключение позволим себе одну очень субъективную гипотезу. Кодекс Брюса в целом, хотя два текста оттуда сохранились лишь очень фрагментарно, и мы даже не знаем их названий, скорее сотереологический, чем космологический; даже в Книгах Иеу космология носит скорее иллюстративный характер (8). То обстоятельство, что наш т.н. Текст без названия оказался именно в этом Кодексе - не случайность, а желание составителя уравновесить содержание остальных текстов оттуда этим строго космологическим трактатом, подобно тому, как составители, например, III Кодекса из Библиотеки Наг Хаммади уравновесили, наоборот, космологические Апокриф Иоанна в его краткой версии, Евангелие Египтян, а также связанные между собой Блаженный Евгност (9) и Софию Иисуса с одним, но по объему сопоставимому с остальными, текстом рафинированно сотереологическим: Диалогом Спасителя.
|