Студопедия — ЯПОНСКИЙ САД
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЯПОНСКИЙ САД






Уместить в несколько страниц рассказ о таком удивительном явлении, как японские сады - задача не из легких. Ключ к пониманию их философии, их благородной изысканности - национальные и религиозные особенности восприятия действительности японцами, историческое и географическое своеобразие этой страны. Религии Японии - дзен-буддизм и синтоизм - учат тому, что созерцание природы или ее уголков, преображенных человеком, помогает приблизиться к постижению основных вопросов бытия. Японцы необычайно чувствительны к природе, некрасивого для них в мире нет. Основой национальной религии стало поклонение водопадам, горам, деревьям. Характерная черта японского менталитета - умение активно воспринимать любой художественный образ, домысливая его и сопереживая вместе с автором. Это объясняет лаконичность и вместе с тем многозначность, символизм, свойственные японским садам. В отличие от европейского сада, где все подчинено воздействию на наши органы чувств посредством цвета или ароматов, японский сад преследует только одну цель: помочь отрешиться от всего суетного и обрести душевное равновесие.

На протяжении тысячелетий сменявшиеся эпохи и идеалы времени порождали различные манеры ландшафтных композиций. Но, несмотря на их разнообразие, существуют определенные каноны создания сада. Он может быть подчинен одной идее - так создаются сады камней, воды, мхов, времен года. Соответственно главным "действующим лицом" становятся расставленные группы камней, или водопад, или различные по цвету и фактуре мхи, или одинокое дерево на невысоком пригорке, или круговращение природы в смене времен года. А есть пейзажные сады. Существуют и смешанные сады, наиболее популярные в настоящее время. Японский сад тесно связан с живописью, только материалом служит природа. Как и живопись, он бывает монохромным и полихромным. И если сады камней скупы на цвет, то пейзажный сад напоминает многоцветный свиток или цветную гравюру.

Сама природа Японии во многом объясняет происхождение стилистики японского сада. Гористая страна с красивым и разнообразным ландшафтом, где можно встретить скалы и ручьи, пологие склоны и озера, а также открытые ветрам морские берега и причудливые формы деревьев, стала достойным образцом для переосмысленных и одухотворенных миниатюрных ландшафтов. И вот на ограниченном участке пространства человеком создается модель мира, которая легче воспринимается именно благодаря небольшим размерам. Происходит это в гармонии трех стихий - камня, воды и растений. Камни отождествляются со скалами, горами, островами. Вода или заменяющий ее песок - это водная поверхность (водоемы ассоциируют с озерами, ручейки - с горными реками), из низкорослых растений составляются композиции, очертания которых повторяют лесные купы.

Структуру сада задают камни, и искусство их расстановки - одно из главных в создании ландшафта. Суть этого искусства в том, чтобы суметь в каждом камне увидеть свое "лицо" и свою "позу", и наделить определенной ролью в композиции: он будетлежать, прислоняться, убегать. По степени декоративной и смысловой нагрузки группы камней расставляют слева направо, так обычно скользит взгляд по картине, так же организовано движение по саду. Камни и валуны означают силу и стойкость. Будучи неподвижными, они излучают покой, а расположенные асимметрично, они наиболее созвучны с природой. Со временем они покрываются патиной, обрастают мхом и лишайником, что делает их еще более органичными. Каменный сад может выглядеть так: подушки мха имитируют мягкие очертания сопок, а волнистые линии на мелком гравии, смешанном с песком, - подернутую рябью водную поверхность с выступающими из нее седыми утесами. Его называют также плоским садом или сухим ландшафтом.

Вода, символ жизни и жизненной энергии, обязательно присутствует в саду. Как наиболее подвижная из стихий, она задает характер и настроение сада. Одно из наиболее любимых японцами творений природы - водопад, перенесенный в традиционный сад. Его устраивают вдали от дома, но так, чтобы был слышен его шум. Выбирают большой неровный камень - это скала, с которой будет стекать вода. По краям кладут камни меньших размеров, образующие русло потока. Пруд, отражающий небо и растения на его берегу, делает малое пространство объемным. Ручей, перепрыгивая через небольшие валуны, играет солнечными бликами и делает сад более динамичным. Берега водоемов всегда изрезаны и живописны: в одном месте они спускаются к воде покрытыми мхом валунами, в другом - травами. В пруду устраивают и острова с различной растительностью, часто соединенные друг и с другом и с берегом разнообразными мостиками.

Но вода необязательно должна быть настоящей. Часто ее заменяет засыпанная песком площадка с вычерченными на ней волнистыми линиями. Рисунок наносится на крупнозернистый песок или мелкий галечник деревянной доской и широкими зубьями. Такая песчаная площадка символизирует, кроме того, тишину и простор и оказывает успокаивающее воздействие на человека.

 

С растениями связана детализация сада. Доминирует зеленый цвет, охотно используются вечнозеленые породы деревьев. Излюбленные растения - сосна - символ долговечности, бамбук и другие злаки, внешняя скромность которых подчеркивает гармонию общей картины. А из вечнозеленых лиственных пород чаще всего встречаются камелия, азалия, магнолия. Цветущие летники и многолетники практически отсутствуют, так как их внешний вид в течение сезона сильно меняется, а пестрота цветков мешает сосредоточиться. Если они и есть, то их яркие пятна немногочисленны (кусты пионов, куртины или заросли ириса, заводь с лотосами, цветущая магнолия, серебристые метелки мискантуса, красные плоды ардизии, падуба или бересклета). Японское топиарное искусство (искусство фигурной стрижки зеленых насаждений) позволяет сохранять композицию неизменной, а периоды цветения, образования плодов и опадания листьев вносят свой ритм в жизнь сада.

 

Растительные композиции созданы с расчетом на различное сезонное звучание, смену одних акцентов на другие: весенние уступают место летним, а затем осенним сюжетным картинам, и все это - на доминирующем зеленом фоне. Весной сад окутывают бело-розовые облака цветущей сакуры, красно-малиново-розовая пелена цветущих азалий. Слива или вишня отцветут и потеряют листву, но укроют ковром лепестков или листьев маленький пруд, а их голые ветки нарисуют красивый узор на фоне осеннего неба или полной луны. Осень заполыхает костром из листвы кленов. Внимание всякий раз привлекает растение, самое интересное в данный момент - это его время, и им любуются, не отвлекаясь на другие. Затем наступает время следующих, не менее красивых.

Дорожки извилисты - многочисленные изгибы удлиняют путь по саду и создают эффект разнообразного пространства. Пейзаж меняется за каждым поворотом: необычная кладка мощения, бамбуковая изгородь, каменное изображение Будды или водный источник, издающий тихое журчание. Размеры камней и их узор задают ритм шагов, рассчитанный на неспешную прогулку. Даже над водой делают зигзагообразные деревянные настилы или переходы из камней, расположенных под углом друг к другу: так легче идти и легче рассмотреть водных обитателей. Характерными элементами японских садов являются мостики: нарочито грубые, выполненные из камней, уложенных на дно потока, или хрупкие, из дерева и бамбука, изящно повисшие над зеркалом воды. В любом японском саду можно встретить каменную пагоду или каменный фонарь, которые выглядят как творения природы, вокруг них идет дорожка, приглашающая вас разглядеть этот предмет.

Сад раскрывается зрителю не только в пространственном, но и во временном объеме. В нем одновременно ощущаешь скоротечность мгновений и величавую поступь времени. Недаром японцы оставляют в садах остовы уже отживших сухих деревьев, которые соседствуют с молодыми цветущими или плодоносящими. Под деревьями - ветхие пни, которые зарастают мхом и папоротниками, а тут же рядом - молодая поросль. Такие композиции демонстрируют красоту естественного хода жизни.

В устройстве японского сада действует принцип асимметрии: ни один из предметов не должен быть равен по размеру другому, как не должны они быть размещены параллельно. Благодаря внимательному отношению к деталям и продуманному расположению необычных и красивых элементов ландшафта (камень или узор дорожек, сухая коряга или растение, ручей или водопад, скульптура или фонарь) художник - создатель сада, рисует пейзаж. Учитывается даже отражение элементов ландшафта в зеркале воды и рисунок тени, которую отбрасывают предметы. Создатели сада любят играть не только цветом, но и фактурой, как, например, в саду мхов. Кроме форм, красок, линий мир полон запахов и звуков: запах чистой родниковой воды, пение цикад в вечерней траве, болтовня ручейка… Звуки, как и запах, используют при создании сада. Часто японцы сажают возле дома растения с широкими листьями, например, банан, чтобы падающие капли доносили до спящего ночью человека музыку дождя.

Согласно буддистской философии, свободное пространство не менее, а более важно и ценно, чем заполненное предметами, так как в нем больше свободы и будущего. В большинстве плоских садов ему отведена важная смысловая роль - создавать ощущение безбрежности и бесконечности мира, дать возможность отрешиться от мыслей во всей полноте. Включение дальних пейзажей в общую картину сада мысленно разрушает внешнюю границу территории сада и создает ощущение его бесконечности. Низкие изгороди храмов и домов, выкрашенные в неброские тона желтого и коричневого цвета, не мешают восприятию садовой композиции, а наоборот, часто служат для нее хорошим фоном.

Особенность, о которой невозможно не сказать - это растворение пейзажа в интерьере. Произойдя из пейзажной китайской живописи, японский сад от рождения рассчитан на взгляд из интерьера. Петляющий ручей протекает сквозь здание дома. Примечательны японские дома с раздвижными бумажными ширмами. Конструкция их стен позволяет легко убрать границу между садом и домом, и природа проникает в комнату, увеличивая объем сада. Оформление комнаты рисунками в едином стиле с открывающимся пейзажем усиливает этот эффект. Виды дома заведомо "кадрированы" правильноугольными пересечениями карниза кровли и столбов веранды. Насквозь раздвижной японский дом - богатый возможностями видоискатель.

Если вы хотите оформить сад целиком или отдельный его уголок в этом стиле, совсем необязательно следовать строгим правилам. Ни климатические, ни почвенные условия не позволят воспроизвести его точную копию. Правильнее было бы найти место в саду для создания тихого, обособленного уголка на природе.

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 871. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия