Студопедия — Идеология и стратегия испанского анархизма в годы войны
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Идеология и стратегия испанского анархизма в годы войны






«Первыми мерами революции,— гласили постановления Сарагосского конгресса, — должны быть отмена частной собственности, государства, принципа власти, классов. Социализированными богатствами управляют организации трудящихся. В каждой местности создается «либертарная коммуна», которая завладевает всем, чт. раньше принадлежало буржуа /171/ (включая одежду и продукты)... Производители должны прямо управлять орудиями и средствами производства в пользу своего коллектива»[27]. Такова была программа, немедленное выполнение которой поставили себе главной целью анархисты в начале войны и за отдельные элементы которой они боролись до последних дней республики.

«Наша революция должна знать лишь один закон, лишь одну преамбулу к нему: объявляется уничтоженной частная собственность», — провозглашала 10 сентября 1936 г. «Солидаридад обрера»[IX].

В июле—августе 1936 г. анархистские лидеры в Каталонии открыто говорили, что их программа будет полностью претворена в жизнь в Каталонии и Арагоне после захвата анархистскими колоннами Сарагосы[28]. Одновременно они ускоренными темпами выполняли её на местах[29]. К правительству Народного фронта и даже к перспективе «рабочего государства» они относились резко враждебно. Последнее было объявлено «началом нового политического рабства»[30]. Ещё в середине сентября анархисты требовали уничтожения остатков регулярной армии, муниципалитетов, правительственной власти на местах[31].

Однако в сентябре 1936 г. началась эволюция программных и тактических взглядов анархистов, закончившаяся признанием полного банкротства официальной анархистской доктрины.

Главные причины этой эволюции заключались в следующем:

1. Война затягивалась, принимая неблагоприятный для антифашистов характер. И пролетарские массы НКТ, бойцы анархистских колонн[32], исходя из непосредственных /172/ потребностей войны, постепенно убеждались в том, что уничтожение государства, армии, централизованной экономики и т. д. вредит успешной борьбе с фашизмом [33].

Одновременно исчез ряд важных политических и социальных условий, породивших и питавших анархизм: широкие народные массы принимали непосредственное участие в политической жизни страны, государство изменило свой характер, господствовала полная легальность. Догмы аполитизма, сектантского заговорщичества и акратии становились беспредметными, обесценивались в глазах масс. Эволюция масс грозила анархистскому движению развалом, если руководство его продолжало бы прежнюю политику.

2. Руководство НКТ-ФАИ быстро осознало, что сохранение верности прежнему «кредо» ослабит анархизм в борьбе за «свой» строй с другими силами антифашистского лагеря. Сознание это крепло по мере усиления центральной власти в стране и разочарования масс в анархистском идеале.

Анархистские лидеры боялись, что, не имея армии, не участвуя в центральном правительстве, они будут «оттерты в сторону».

Их страшил «русский пример» — разгром анархистов пролетарской властью в ходе гражданской войны[34]. А анархистское руководство стремилось единолично использовать плоды победы.

Эта борьба за власть, которую нельзя было ни захватить, ни удержать, опираясь на «либертарные коммуны», разрозненные вооружённые отряды и «группы единомышленников» (ФАИ), была другой причиной изменения «теории», программы, тактики анархистов[35]. /173/

Первым, решающим «грехопадением» было признание ими участия в политике государства, допустимости сотрудничества с ним, поддержки его, а затем и участия в его органах[36], принятие принципа сотрудничества с политическими партиями.

Вторым практическим шагом, вытекавшим из первого, была постановка вопроса об участии в правительстве и вступление в Каталонское правительство (сентябрь 1936 г.).

После неудачной попытки добиться создания Национального совета обороны — первого варианта профсоюзного правительства[37] — 4 ноября четыре руководителя НКТ (в том числе два лидера ФАИ) вошли в правительство Кабальеро [38]. Мир узрел небывалое: министров-анархистов. Анархисты вошли в областное правительство Астурии, в муниципалитеты городов.

Почти одновременно руководство НКТ-ФАИ высказалось за создание регулярной армии. В ноябре же лидеры НКТ выступили против коллективизации собственности мелкой буржуазии и за централизованное руководство войной и экономикой[39].

Наконец, летом 1937 г. ФАИ организационно перестраивается и превращается — во всём, кроме названия,— в анархистскую партию[40].

Целью войны и данного этапа революции провозглашается «режим социалистического федерализма или федералистического социализма», «основанный на уважении к личности» и на /174/ праве «каждой из республик Федерации строить свою жизнь по-своему»[41].

Так «классический анархизм» снова, как и в 1873 г., потерпел полное крушение при столкновении с реальной действительностью. «Без византийской щепетильности испанский народ (т. е. испанский анархизм. — К. М.) повиновался диалектике истории»[42]. «Воля обстоятельств оказалась сильнее, чем индивидуальная или коллективная воля анархистов»[43], — объясняли анархисты это банкротство своих программных, тактических и организационных принципов в 1936-1939 гг.[44]

Коммунисты приветствовали новую ориентацию НКТ-ФАИ, считая, что она благоприятствует единству с массами НКТ, способствует успешной борьбе против фашизма.

Однако на деле условий победы и единства, выдвинутых КПИ, большинство лидеров НКТ-ФАИ не приняло. Декларации о новой тактике не внесли радикальных изменений в действия анархистов на местах. Позиция и политика большей части руководителей ФАИ была противоречивой и зачастую двурушнической.

Два взаимосвязанных фактора лежали в основе постоянного противодействия анархистского руководства политике КПИ. Во-первых, оно по-прежнему ставило превыше всего цеховые интересы своей организации. Поэтому даже в тех случаях, когда анархисты в своей практической деятельности придерживались новых, приемлющих государственность, централизацию и блокирование с другими антифашистскими силами методов, цели их действий оставались прежними.

Участие в государственных органах использовалось анархистскими лидерами для борьбы за свои узкогрупповые цели. Отсюда своекорыстная погоня за постами в правительстве, госаппарате, армии[45] и главное — сектантская, идущая вразрез с требованиями войны политика, проводившаяся ими на этих постах. /175/

Во-вторых, лидеры ФАИ более или менее ясно осознавали, что последовательное проведение новой тактики, осуществление политики единства и сотрудничества всех антифашистских сил страны, использование новых, «современных» средств политической и вооружённой борьбы приведёт в конечном счете к ослаблению групповых позиций испанского анархо-синдикализма. Сила анархистов, успехи их «либертарной революции» коренились в слабости государства, в отсутствии единства народных масс. Почти всё, что усиливало республику, приближало победу в войне — ослабляло цеховые позиции НКТ-ФАИ[46].

Такова была диалектика истории, безжалостная ко всему отжившему свой век.

Анархистские лидеры смутно чувствовали иллюзорность своего идеала, боялись, что не к «либертарному коммунизму» пойдет Испания в случае победы народа.

С точки зрения интересов класса, естественным, единственно правильным выводом из этого было — отбросить до конца мишуру анархистских догм, объединиться с марксистами в борьбе против общего врага. Но весь тяжелый груз анархистской традиции, сектантства, мелкобуржуазной нетерпеливости, цеховых и партикуляристских тенденций, издавней засоренности рядов НКТ и особенно ФАИ мешал прийти к этому выводу большей части руководства НКТ-ФАИ и, что особенно важно, значительной части масс НКТ. Их вывод был другим: если будущее грозит анархизму поражением, то революцию (в её анархистском понимании) нужно делать немедленно[47]. Если это невозможно в стране в целом, то нужно делать это на местах[48]. Нужно готовиться к неизбежному «второму туру» — борьбе с марксистами, так как иначе можно выиграть войну, но проиграть революцию[49]: «Сначала революция — а потом война!» Именно эта политика сплошь и рядом /176/ проводилась на местах до конца войны, независимо от официальной программы НКТ-ФАИ[50].

Каковы же были практические последствия подобных установок?







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 375. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия