КЛАССИФИКАЦИЯ ОРДЕРОВВ архитектуре античной Греции были выработаны три разновидности архитектурного ордера: дорический, ионический, коринфский. В архитектуре Древнего Рима греческие ордера были модифицированы в отношении трактовки общей формы, пропорций и рисунка деталей. Был добавлен тосканский ордер. В поздней римской архитектуре появилась модификация коринфского ордера, названного сложным или композитным. Поэтому архитекторы Итальянского Возрождения, воспринявшие античное наследие, разрабатывали каноны пяти архитектурных ордеров (тосканский, дорический, ионический, коринфский, композитный). Как и Витрувий, итальянские теоретики все размеры в ордерах определяют при помощи модуля. У Виньолы модуль равен нижнему радиусу колонны и делится в простых ордерах (тосканском, дорическом, ионическом) на 12 парт (частей), в сложных (коринфском, композитном) – на 18 парт. У Палладио модуль равен нижнему диаметру колонны и делится на 60 минут (частей) в тосканском, ионическом, коринфском и композитном ордерах, а в дорическом ордере модуль равен нижнему радиусу колонны и делится на 30 минут. Далее приводятся ордера Виньола, как наиболее удобные в методическом отношении для показа закономерностей построения в связи с унификацией их отношений. Так антаблемент во всех ордерах составляет по высоте ¼ высоты колонны, а пьедестал относится к колонне как 1:3 (см. рис. 5 приложение 1). Канонические (римские) ордера: а) Тосканский ордер (см. рис. 6 приложение 1) – наиболее простой по своим формам и деталям и наиболее тяжелый по пропорциям, имеет гладкую колонну и несложный антаблемент. Высота колонны равняется семи диаметрам или 14 Мо, соответственно высота антаблемента 3 Мо 1/2, а пьедестала 4 Мо 2/3. Утонение фуста составляет 1/5 Мо, т.е. верхний диаметр колонны равняется 4/5 нижнего. Остальные отношения и характер начертания ясны из чертежа. б) Дорический ордер – довольно редко применяющийся в римской архитектуре (театр Марцелла, Табулярий в Риме и храм Геркулеса в Коре – единственные сооружения в этом ордере, дошедшие до нас). Дорический ордер существует в двух разновидностях: дорический ордер с зубчиками (см. рис. 7 приложение 1) и с модульонами (см. рис. 8 приложение 1) – в зависимости от характера поддерживающей части карниза. Диаметр колонны составляет 1/8 часть высоты. Утонение колонн равно 1/6. Стержень колонны гладкий или имеет ряд продольных выемок (каннелюр). По всей окружности дорической колонны располагается 20 каннелюр. Особенностью дорического ордера является фриз, разработанный своеобразными пластическими элементами – триглифами, чередующимися с метопами. Все триглифы, не исключая и угловых, помещались по осям колонн. На выступающей части карниза размещаются модульоны, иначе мутулы (см. рис. 8 приложения 1). в) Ионический ордер обладает более лёгкими пропорциями. Его колонна с диаметром, составляющим 1/9 часть высоты, имеет утонение 1/6. Ствол колонны разработан 24 каннелюрами, между которыми оставлены узкие промежутки, принадлежащие основному стержню колонны – дорожки. Наиболее характерной частью ионического ордера является капитель с её волютообразными завитками. Ионическая капитель отличается от всех других тем, что сбоку имеет другой характер, чем с фасада. Завитки волют образуют по бокам капители два валика – балюстры (см. рис. 9 приложения 1). Существуют разновидности ионической капители: угловая капитель и диагональная. В ионическом ордере карниз развит за счет усложнения поддерживающей части, в которой, кроме каблучка и четвертного вала, имеется пояс зубчиков и дентикулей. г) Коринфский ордер – наиболее пластически разработанный и стройный по пропорциям (см. рис. 10 приложения 1). Диаметр его колонны составляет 1/10 часть высоты, утонение – 1/6 часть. В римской архитектуре ордер применялся для самых больших храмов (например, храм Кастора и Поллукса и храм Веспасиана в Риме). Стержни колонн либо оставались гладкими, либо имели 24 каннелюры. Капитель ордера – диагонального типа, благодаря чему имеет одинаковый вид со всех четырёх сторон. Капитель имеет скульптурный характер и несёт ряды листьев акантов (см. рис. 2 приложения 2). Все обломы карниза, не исключая даже слезника, часто бывают орнаментированы порезками. В общем, структура карниза такая же, как в ионическом ордере, но с включением нового элемента – модульонов в виде кронштейнов под слезниковой плитой. На софите слезника в промежутках между модульонами находятся углубления – кессоны, обработанные мулюрами. д) Сложный ордер, созданный римлянами, является сочетанием ионического и коринфского ордеров, поэтому его называют ещё составным или композитным ордером (см. рис. 11 приложения 1). Капитель представляет сочетание ионического и коринфского ордеров. Остальные детали скомпонованы по образцу коринфского и так же богато орнаментированы. Этот ордер нашел себе применение в триумфальных арках и в крупных общественных сооружениях римлян. Пропорции его те же, что и в коринфском ордере.
|