Студопедия — Искусство и наука
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Искусство и наука






 

(см. главу 44)

Интересна — с точки зрения выявления аналогий и гомологии в структурах методологии, эстетики и науки — книга «Наука и искусство», вышедшая под редакцией Уго Волли («La scienza e l'arte». Mazzotta, Milano, 1972). Основной тезис ее таков: «Для научной работы и работы художника характерна одна и та же главная черта, а именно: установка на то, чтобы моделировать реальность, осмыслять ее, преобразовывать, иначе говоря, придавать предметам и фактам социальное значение. Все это — семиотика реального».

Ряд работ, написанных во много рук, исходит из традиционного отделения искусства от науки, но лишь для того, чтобы отвергнуть это разграничение, доказать его необоснованность и выявить то общее, что их все больше и больше объединяет, то, чем они занимаются, все более и более схожими средствами. Компьютер, например, служит и математику, и ищущему новые формы художнику. Живописцы, архитекторы и ученые работают сообща в центрах автоматизированного производства пластических форм. Формула Нейка для его «компьютера‑графика» прекрасно подошла бы к «грамматике фантазии». Вот она, я специально ее выписал:

 

“Дадим определенное число знаков “R” и определенное число правил “М”, на основе которых эти знаки будут между собой сочетаться, а также определенную интуицию “I”, которая будет всякий раз устанавливать, какие знаки и какие правила, то есть какие “R” и какие “М”, следует отобрать. Сочетание трех элементов (“R”, “М”, “I”) и составит эстетическую программу”.

 

В которой, подчеркнем мы, "I" олицетворяет случайность. Можно также заметить, что с помощью этого сочетания можно выразить и «бином фантазии», в котором "R" и "М", с одной стороны, суть норма, а "I" — творческое начало. Впрочем, еще Кли, в докибернетические времена, говорил: «В искусстве тоже достаточно места для научного поиска».

 

 


[1]Речь идет о романе Марселя Пруста «В поисках утраченного времени». — Прим. перев.

 

[2]См. А.Валлон. От мысли к действию. М., 1956.

 

[3]Zibaldone (ит.) — «Литературная смесь». — Прим. перев.

 

[4]Per terra по‑итальянски означает и на полу, и на земле; nella terra — в земле. — Прим. перев.

 

[5]Из оперы Верди «Набукко» («Навуходоносор»). — Прим. перев.

 

[6]Роман итальянской писательницы Каролины Инверницио (1851‑1916). — Прим. перев.

 

[7]«Школа взгляда» (фр. — «ecole du regard») — литературное течение, возглавляемое французским писателем и кинорежиссером Алэном Роб‑Грийе, проповедующим сугубо «визуальный» подход к действительности, отказ художника от анализа психологии, внутреннего мира человека. — Прим. перев.

 

[8]Страпарола (1480‑1557) — итальянский писатель, автор «Приятных вечеров», сборника новелл, якобы рассказанных во время венецианского карнавала группой гостей на острове Мурано; в новеллах много мотивов, почерпнутых из народных сказок. — Прим. перев.

 

[9]См. В.Я.Пропп. Морфология сказки. М., 1969.

 

[10]См. В.Я.Пропп. Трансформации волшебных сказок. Сб. Фольклор и действительность. М., 1976.

 

[11]См. В.Я.Пропп. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946.

 

[12]«Обрученные» — роман итальянского писателя Алессандро Мандзони (1785‑1873). — Прим. перeв.

 

[13]Бефана — популярный в Италии персонаж детского фольклора. Согласно легенде, каждый год, 6 января, Бефана, уродливая, но добрая старуха, проникает через печную трубу в дом и хорошим детям оставляет подарки, а плохим — угольки. — Прим. перев.

 

[14]См. Л.С.Выготский. Избранные психологические исследования. М., 1956.

 

[15]Наталия Гинзбург (род. в Палермо в 1910 г.) — итальянская писательница, прозаик и драматург. Одна из наиболее известных ее книг так и называется «Семейный лексикон». — Прим. перев.

 

[16]См. П.Фресс, Ж.Пиаже. Экспериментальная психология, вып. I‑VII. M., 1966‑1976.

 

[17]См. Дж.Брунер. Психология познания. М., 1977.

 

[18]Массимо Бонтемпелли (1878‑1960) — итальянский писатель, основатель «магического реализма», призывал извлекать из повседневной реальности как можно больше фантастического, ирреального. — Прим. перев.

 

[19]Джузеппе Джусти (1809‑1890) — итальянский поэт, прославившийся главным образом своими сатирическими стихами; имена многих персонажей Джусти стали нарицательными. — Прим. перев.

 

[20]См. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 3, с. 393.

 

[21]См. Л.С.Выготский. Психология искусства. М., 1968.

 

[22]См. Л.С.Выготский. Избранные психологические исследования. М., 1956.

 

[23]Пеллегрино Артузи (1820‑1911) — автор знаменитой поваренной книги, многократно переиздававшейся в Италии. — Прим. перев.

 

[24]См. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 4, с. 160.

 

[25]См. Б.А.Успенский. «О семиотике искусства» в сб. Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. Тезисы докладов. М., 1962.

 

[26]См. В.Б.Шкловский. О теории прозы. М., 1929, с. 13 и 79.

 

[27]См. А.К.Жолковский. «Об усилении» в сб. Структурно‑типологические исследования. М., 1962.

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 314. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия