Студопедия — Пояснительная записка. Цельюданного курса является подготовкателеоператоров к их дальнейшей профессиональной деятельности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Пояснительная записка. Цельюданного курса является подготовкателеоператоров к их дальнейшей профессиональной деятельности






Целью данного курса является подготовкателеоператоров к их дальнейшей профессиональной деятельности. Специальные дисциплины, основной из которых является операторское мастерство, должны создать теоретическую базу и дать практические навыки, которые необходимы для дальнейшей работы на телевидении или в структурах, имеющих в своём составе фото- и видеостудии, а также заложить основы знаний, необходимых для научно-исследовательской и преподавательской работы по данной специализации.

Задачами изучения дисциплины являются:

1. освоение теоретических и практических основ операторского мастерства;

2. знакомство с опытом, накопленным в данной профессии на примерах лучших экранных работ;

3. получение представления о месте оператора в структуре телевидения, о принципах его взаимодействия со всеми производственными службами;

4. ознакомление с различными видами и жанрами телевидения и освоение специфических навыков работы в них;

5. знакомство с принципами предъявления профессиональных требований к оператору на всех этапах производства;

6. получение представления о тенденциях и перспективах развития профессии.

В результате изучения дисциплины «Операторское мастерство» обучаемый должен

знать:

4. о становлении, формировании и развитии операторского искусства в кинематографе и на телевидении;

5. о роли оператора в формировании образных выразительных средств экрана;

6. об изобразительной природе кадра;

7. о классификации съёмочных планов;

8. о технических особенностях и творческих возможностях телефильма;

9. о выразительных возможностях телевидения, о жанрах на телевидении;

10. о композиционном построении литературного сценария, о разработке режиссёрского сценария;

11. об освещении в студии (характер, виды, схемы и др.);

12. об оптике, экспонометрическом контроле;

13. о технических характеристиках съёмочной аппаратуры, её функциях;

14. о видах и приёмах съёмки, о панорамировании, съёмки с движения;

15. об особенностях специальных видов съёмки;

16. о требованиях к источникам света для павильонов и телевизионных студий;

17. о технологических этапах производства фильма;

18. о поисках изобразительно-выразительных средств нелинейного монтажа;

19. об идеологии и экологии экранных искусств.

уметь:

9. использовать приобретённые знания и навыки при производстве теле- видеопродукции различных жанров;

10. совершенствовать свои знания и умения, повышать профессиональную квалификацию, соблюдать профессиональную этику.

Телеоператор, опираясь на теоретические знания и сравнительный анализ экранных, теле- и видеоработ мастеров, должен иметь навыки разработки операторской экспликации, раскадровки, монтажных построений фильмов и программ разных жанров.

Становление профессии телеоператора тесно связано с кинематографическим мастерством. Именно его основы, с учётом специфики и возможностей малого экрана, являются базовыми в подготовке будущих специалистов телевидения.

Лекционный курс должен дать представление о роли оператора в процессе создания экранного произведения, об изобразительно-выразительных средствах и приёмах, выработанных кинематографом и телевидением, познакомить с историей возникновения профессии и дать представление о нормах профессиональной этики при работе с журналистами, режиссёрами, членами съёмочной группы.

На практических занятиях особое внимание уделено знакомству с лучшими фильмами мирового и советского кино. В процессе просмотров и последующих обсуждений фильмов студенты получают наглядную демонстрацию теоретических положений, данных на лекционных занятиях. Кроме того, они имеют возможность практически воплотить их затем в своих съемочных работах. Этой же цели служит и работа над рефератами, в процессе которой студенты проводят самостоятельную работу по исследованию отдельных аспектов операторского мастерства. Чтение и обсуждение рефератов происходит в учебной аудитории, лучшие представляются на студенческих научно-творческих конференциях.

Таким образом, основной задачей курса «Операторское мастерство» является воспитание и подготовка телеоператора широкого профиля, формирование художника, владеющего техническими и, прежде всего, художественными средствами изобразительного решения современного телевизионного фильма.

Типовая учебная программа по дисциплине «Операторское мастерство»максимальнорассчитана на 938 часов (8 семестров), в том числе 436 – аудиторных: из них 50 лекций, 196 – практических, 190 индивидуальных.

Форма академической аттестации: экзамен – 1, 3, 7 семестры, зачёт – 4 семестр, дифференцированный зачёт – 2 семестр, дифференцированный зачёт (показ) – 5 семестр.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Название раздела, темы Всего аудитор-ных часов Лекцион-ные Практи-ческие Индиви-дуальные
ПЕРВЫЙ КУРС Первый семестр
1. Становление и основные творческие методы работы оператора в кино и на телевидении.        
2. Тенденции развития операторского искусства.        
3. Перенесение реальности на экран.        
4. Документальная форма вымысла и факта.        
5. Творчество Дзиги Вертова.        
6. Творчество операторов периода немого кино.        
7. Зарождение Советской школы операторского искусства.        
8. Советская операторская школа.        
9. Эстетика документальности в игровом кинематографе.        
10. «В луче света».        
11. Творчество Сергея Урусевского.        
12. Фотографические и живописные фоны.        
13. Выбор натуры. Пейзаж.        
14. Тональность. Виды освещения. Характер освещения.        
15. Интерьер.        
  Практические занятия (съемка на фото):        
1. Репортаж событийный и наблюдения.        
2. Фактуры.        
3. Городской пейзаж (ведута).        
4. Промышленный (индустриальный) пейзаж.        
5. Архитектурный пейзаж.        
6. Ночной городской пейзаж.        
7. Сельский пейзаж (пастораль).        
8. Пейзаж с радугой.        
9. Лунный пейзаж.        
10. Пейзаж в различные времена года.        
11. Пейзаж с водной поверхностью (марина).        
12. Фантастический пейзаж.        
  Итого        
Второй семестр  
1. Художественная форма и содержание экранного произведения.        
2. Обращение к условности.        
3. Народная тема в различных национальных вариантах.        
4. Эффект присутствия.        
5. Крупности планов.        
6. Особенности работы с трансфокатором.        
7. Резкость изображения. Световая насыщенность эпизода.        
8. Динамичные приёмы съемки.        
9. Работа со светом в павильоне.        
10. Грег Толанд.        
11. Анализ операторской работы.        
12. Раскадровка литературного сценария.        
13. Светофильтры.        
14. Художественная форма и содержание экранного произведения.        
15. Обращение к условности.        
  Практические занятия (съемка видеокамерой в павильоне и на натуре):        
1. Стояние кадра.        
2. Съемка со штатива.        
3. Наезды, отъезды.        
4. Съемка с движения.        
5. Панорама сопровождения.        
6. Переброс взгляда.        
7. Обзорное панорамирование.        
8. Репортаж.        
  Итого        
ВТОРОЙ КУРС Третий семестр  
1. Взаимовлияние кинематографа и телевидения.        
2. Формирование телевизионного изображения.        
3. Стабилизация изображения.        
4. Оптико-фоническая целостность экранного произведения.        
5. Глубина кадра.        
6. Съёмки в неблагоприятных погодных условиях.        
7. Съёмки в экстремальных условиях.        
8. Перспективные и оптические искажения.        
9. Образный язык изображения.        
10. Выбор оптимальной крупности плана.        
11. Работа телеоператора с журналистом.        
12. Телевизионная публицистика.        
13. Скрытая камера.        
14. Съёмка детей и животных.        
  Практические занятия:        
1. Просмотры и обсуждение фильмов.        
2. Написание литературного сценария.        
3. Динамическое панорамирование.        
4. Совместная работа с режиссёром над видеозарисовкой.        
5. Съёмка репортажа (на фото).        
  Итого        
Четвёртый семестр
1. Работа оператора над информационными блоками и общественно-политическими программами.        
2. Особенности съёмки спортивных сюжетов, фильмов.        
3. Фильмы и сюжеты военной тематики.        
4. Научно-популярные фильмы, передачи.        
5. Жанровое разнообразие телевизионной экранной продукции.        
6. Телевизионное интервью.        
7. Протокольные съёмки.        
8. Съёмка документов, изобразительного материала.        
9. Раздельное освещение фигуры и фона.        
10. Значение первого пространственного плана.        
11. Ассоциативный цвет.        
12. Цвет как выразительное и изобразительное средство.        
  Практические занятия:        
1. Подготовка и съёмка видеоролика.        
2. Видеосъёмка репортажа.        
3. Телеинтервью.        
4. Просмотр фильмов.        
  Итого        
ТРЕТИЙ КУРС   Пятый семестр
1. Цветное освещение.        
2. Имитация спецэффектов на натуре.        
3. Открытия, эстетические и драматургические приёмы.        
4. Ритм.        
5. Художественно-документальный фильм.        
6. Особенности съёмки телеспектаклей, фильмов-балетов, фильмов-спектаклей.        
7. Современное операторское искусство.        
8. Специальный репортаж.        
9. Законы и правила профессиональной этики.        
  Практические занятия:        
1. «Цветное освещение».        
2. Видеоочерк, постановочный игровой этюд.        
  Итого        
  Шестой семестр  
1. Многосерийный телефильм.        
2. Документальные сериалы.        
3. Телевизионный театр.        
4. Игровой многосерийный телефильм.        
5. Освоение декораций.        
6. Творческая группа. Технический персонал.        
7. Компьютерная графика.        
8. Выбор объектов съёмки.        
  Практические занятия:        
1. Монтаж ролика по заданию «Цветное освещение» (6,5 минут), озвучание.        
2. Монтаж видеоролика по комбинированным кадрам и спецэффектам, озвучание.        
3. Совместная работа с режиссёром над курсовой учебной работой (игровой этюд).        
  Итого        
ЧЕТВЁРТЫЙ КУРС   Седьмой семестр  
1. Экранизация белорусской литературной классики.        
2. Национальное наследие в визуальных интерпретациях.        
3. Звуковые средства и способы их выражения.        
4. Работа оператора с композитором.        
5. Шумовое озвучание.        
6. Работа со звукооператором.        
7. Съёмка музыкальных клипов.        
8. Съёмка рекламных роликов.        
9. Новейшие современные технологии.        
10. Перспективы развития национального телевидения.        
  Практические занятия:        
1. Звуковое оформление экранных учебных работ.        
2. Подготовка и утверждение дипломного проекта.        
3. Подготовка и съёмка дипломной экранной работы.        
  Итого        
  Восьмой семестр  
  Практические занятия:        
1. Дипломное проектирование (съёмка, монтаж и озвучание дипломной работы).        
  Итого        
  Всего        

Не включаются внеаудиторные часы.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Учебно-воспитательный процесс по «Операторскому мастерству» для специализации «Телеоператорство» включает в себя следующее:

1. Лекционный курс (теория).

2. Практические занятия (учебные съёмочные работы различных жанров, авторские и совместно с режиссёрами).

3. Информационно-методическая часть:

a. письменные контрольные работы;

b. рефераты;

c. творческие семинары.

4. Практика в структурах телевидения:

a. учебная (ознакомительная);

b. производственная;

c. преддипломная.

5. Защита дипломной работы (проекта) с демонстрацией экранного произведения.

6. Список рекомендованной литературы.

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 358. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия