Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Умови виникнення та діяльності підприємств. Підприємець: права обов’язки та відповідальність.


Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 741



Текст первого известного в мировой литературе авантюрного (или плутовского) романа сохранился лишь фрагментарно: отрывки 15-й, 16-й и предположительно 14-й главы. Нет начала, нет и конца, А всего, по-видимому, было 20 глав...

Главный герой (от его имени ведется повествование) — поднато­ревший в риторике неуравновешенный юноша Энколпий, явно не­глупый, но, увы, небезупречный человек. Он скрывается, спасаясь от кары за ограбление, убийство и, самое главное, за сексуальное свято­татство, навлекшее на него гнев Приапа — очень своеобразного древ­негреческого бога плодородия. (Ко времени действия романа культ этого бога пышно расцвел в Риме. В изображениях Приапа обяза­тельны фаллические мотивы: сохранилось много его скульптурою)

Энколпий с подобными ему друзьями-параситами Аскилтом, Гитоном и Агамемноном прибыли в одну из эллинских колоний в Кам­пании (область древней Италии). В гостях у богатого римского всадника Ликурга они все «переплелись парочками». При этом тут в чести не только нормальная (с нашей точки зрения), но и чисто мужская любовь. Затем Энколлий и Аскилт (еще недавно бывшие «братцами») периодически меняют свои симпатии и любовные си­туации. Аскилт увлекается милым мальчиком Гитоном, а Энколпий приударяет за красоткой Трифэной...

Вскоре действие романа переносится в поместье судовладельца Лиха. И — новые любовные переплетения, в коих принимает учас­тие и хорошенькая Дорида — жена Лиха, В итоге Энколпию и Гитону приходится срочно удирать из поместья.

По дороге лихой ритор-любовник забирается на корабль, севший на мель, и умудряется там стащить дорогую мантию со статуи Исиды и деньги рулевого. Затем возвращается в поместье к Ликургу.

...Вакханалия поклонниц Приапа — дикие «шалости» Приаповых блудниц... После многих приключений Энколпий, Гитон, Аскилт и Агамемнон попадают на пир в дом Трималхиона — разбогатевшего вольноотпущенника, дремучего неуча, мнящего себя весьма образо­ванным. Он энергично рвется в «высший свет».

Беседы на пиру. Рассказы о гладиаторах. Хозяин важно сообщает гостям: «Теперь у меня — две библиотеки. Одна — греческая, вторая — латинская». Но тут же обнаруживается, что в его голове самым чудовищным образом перепутались известные герои и сюжеты эллинских мифов и гомеровского эпоса. Самоуверенная заносчивость малограмотного хозяина безгранична. Он милостиво обращается к гостям и в то же время, сам вчерашний раб, неоправданно жесток со слугами. Впрочем, Трималхион отходчив...

На громадном серебряном блюде слуги вносят целого кабана, из которого внезапно вылетают дрозды. Их тут же перехватывают пти­целовы и раздают гостям. Еще более грандиозная свинья начинена жареными колбасами. Тут же оказалось блюдо с пирожными: «По­среди него находился Приап из теста, держащий, по обычаю, корзину с яблоками, виноградом и другими плодами. Жадно накинулись мы на плоды, но уже новая забава усилила веселье. Ибо из всех пирожных при малейшем нажиме забили фонтаны шафрана...»

Затем три мальчика вносят изображения трех Ларов (боги-хранители дома и семьи). Трималхион сообщает: их зовут Добытчик, Счастливчик и Наживщик. Чтобы развлечь присутствующих, Никерот, друг Трималхиона, рассказывает историю про солдата-оборотня, а сам Трималхион — про ведьму, похитившую из гроба мертвого маль­чика и заменившую тело фофаном (соломенным чучелом).

Тем временем начинается вторая трапеза: дрозды, начиненные орехами с изюмом. Затем подается огромный жирный гусь, окру­женный всевозможной рыбой и птицей. Но оказалось, что искусней­ший повар (по имени Дедал!) все это сотворил из... свинины.

«Затем началось такое, что просто стыдно рассказывать: по како­му-то неслыханному обычаю, кудрявые мальчики принесли духи в се­ребряных флаконах и натерли ими ноги возлежащих, предварительно опутав голени, от колена до самой пятки, цветочными гирляндами».

Повару в награду за его искусство разрешалось на некоторое время возлечь за столом вместе с гостями. При этом слуги, подавая очередные блюда, обязательно что-то напевали, независимо от нали­чия голоса и слуха. Танцоры, акробаты и фокусники тоже почти не­прерывно развлекали гостей.

Растроганный Трималхион решил огласить... свое завещание, по­дробное описание будущего пышного надгробия и надпись на нем (собственного сочинения, естественно) с детальнейшим перечислени­ем своих званий и заслуг. Еще более этим умилившись, он не может удержаться и от произнесения соответствующей речи: «Друзья! И рабы — люди: одним с нами молоком вскормлены. И не виноваты они, что участь их горька. Однако, по моей милости, скоро они на­пьются вольной воды, Я их всех в завещании своем на свободу отпус­каю<,..> Все это я сейчас объявляю затем, чтобы челядь меня теперь любила так же, как будет любить, когда я умру».

Приключения Энколпия продолжаются. Однажды он забредает в пинакотеку (художественную галерею), где любуется картинами про­славленных эллинских живописцев Апеллеса, Зевксида и других. Тут же он знакомится со старым поэтом Эвмолпом и не расстается с ним уже до самого конца повествования (верней, до известного нам конца).

Эвмолп почти непрерывно говорит стихами, за что неоднократно бывал побиваем камнями. Хотя стихи его вовсе не были плохими. А иногда — очень хорошими. Прозаическая канва «Сатирикона» не­редко прерывается стихотворными вставками («Поэма о граждан­ской войне» и др.). Петроний был не только весьма наблюдательным и талантливым прозаиком и поэтом, но и прекрасным подражателем-пародистом: он виртуозно имитировал литературную манеру со­временников и знаменитых предшественников.

...Эвмолп и Энколпий беседуют об искусстве. Людям образован­ным есть о чем поговорить. Тем временем красавец Гитон возвраща­ется от Аскилта с повинной к своему прежнему «братцу» Энколпию. Измену свою он объясняет страхом перед Аскилтом: «Ибо он обла­дал оружием такой величины, что сам человек казался лишь придат­ком к этому сооружению». Новый поворот судьбы: все трое оказываются на корабле Лиха. Но не всех их тут встречают одинаково радушно. Однако старый поэт восстанавливает мир. После чего развлекает своих спутников «Рассказом о безутешной вдове».

Некая матрона из Эфеса отличалась великой скромностью и суп­ружеской верностью. И когда умер ее муж, она последовала за ним в погребальное подземелье и намеревалась там уморить себя голодом. Вдова не поддается на уговоры родных и друзей. Лишь верная слу­жанка скрашивает в склепе ее одиночество и так же упорно голодает, Миновали пятые сутки траурных самоистязаний...

«...В это время правитель той области приказал неподалеку от подземелья, в котором вдова плакала над свежим трупом, распять не­скольких разбойников. А чтобы кто-нибудь не стянул разбойничьих тел, желая предать их погребению, возле крестов поставили на стра­жу одного солдата, С наступлением ночи он заметил, что среди над­гробных памятников откуда-то льется довольно яркий свет, услышал стоны несчастной вдовы и по любопытству, свойственному всему роду человеческому, захотел узнать, кто это и что там делается. Он немедленно спустился в склеп и, увидев там женщину замечательной красоты, точно перед чудом каким, точно встретившись лицом к лицу с тенями загробного мира, некоторое время стоял в смущении. Затем, когда увидел наконец лежащее перед ним мертвое тело, когда рассмотрел ее слезы и исцарапанное ногтями лицо, он, конечно, понял, что это — только женщина, которая после смерти мужа не может от горя найти себе покоя. Тогда он принес в склеп свой скромный обед и принялся убеждать плачущую красавицу, чтобы она перестала понапрасну убиваться и не терзала груди своей бесполезны­ми рыданиями».

Через некоторое время к уговорам солдата присоединяется и вер­ная служанка. Оба убеждают вдову, что торопиться на тот свет ей пока рано. Далеко не сразу, но печальная эфесская красавица все же начинает поддаваться их увещеваниям. Сперва, изнуренная долгим постом, она соблазняется пищей и питьем. А еще через некоторое время солдату удается завоевать и сердце прекрасной вдовы.

«Они провели во взаимных объятиях не только эту ночь, в кото­рую справили свою свадьбу, но то же самое было и на следующий, и даже на третий день. А двери в подземелье на случай, если бы к мо­гиле пришел кто-нибудь из родственников и знакомых, разумеется, заперли, чтобы казалось, будто эта целомудреннейшая из жен умерла над телом своего мужа».

Тем временем близкие одного из распятых, воспользовавшись от­сутствием охраны, сняли с креста и погребли его тело. А когда влюб­ленный страж обнаружил это и, трепеща от страха перед грядущим наказанием, поведал о пропаже вдове, та решила: «Я предпочитаю повесить мертвого, чем погубить живого». Согласно этому, она дала совет вытащить мужа из гроба и пригвоздить его к пустому кресту. Солдат немедленно воспользовался блестящей мыслью рассудительной женщины. А на следующий день все прохожие недоумевали, каким образом мертвый взобрался на крест».

На море поднимается буря. В пучине гибнет Лих. Остальные про­должают носиться по волнам. Причем Эвмолп и в этой критической ситуации не прекращает своих поэтических декламации. Но в конце концов несчастные спасаются и проводят беспокойную ночь в рыбац­кой хижине.

А вскоре все они попадают в Кротону — один из старейших гре­ческих городов-колоний на южном побережье Апеннинского полу­острова. Это, кстати, единственная географическая точка, конкретно обозначенная в доступном нам тексте романа.

Чтобы жить безбедно и беззаботно (так уж они привыкли) и в новом городе, друзья по приключениям решают: Эвмолп выдаст себя за очень зажиточного человека, раздумывающего, кому бы завещать все свои несметные богатства. Сказано — сделано. Это дает возмож­ность неунывающим приятелям спокойно жить, пользуясь у горожан не только радушным приемом, но и неограниченным кредитом. Ибо многие кротонцы рассчитывали на долю в завещании Эвмолпа и на­перебой старались завоевать его благосклонность.

И снова следует серия любовных не столько приключений, сколь-

ко злоключений Энколпия. Все его неприятности связаны с уже упо­мянутым гневом Приапа.

Но кротонцы наконец прозрели, и нет предела их справедливому гневу. Горожане энергично готовят расправу над хитрецами. Энколпию с Гитоном удается бежать из города, бросив там Эвмолпа.

Жители Кротоны поступают со старым поэтом по их древнему обычаю. Когда в городе свирепствовала какая-нибудь болезнь, одною из соотечественников граждане в течение года содержали и кормили наилучшим образом за счет общины. А затем приносили в жертву:

этого «козла отпущения» сбрасывали с высокой скалы. Именно так кротонцы и поступили с Эвмолпом.

 

ОБЩИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 

 

А

АБИОТИЧЕСКИЕ– несовместимый с жизнью, нежизнеспособный.

АБСОЛЮТНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ (Е) – способность ощущать ед­ва заметные, слабые раздражения.

АБСОЛЮТНЫЙ– ничем не ограниченный.

АБСТРАКЦИЯ (ОТВЛЕЧЕНИЕ) – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлече­нии от других, несущественных. Это выделение какой-либо сторо­ны или аспекта явления, которые в действительности как самосто­ятельные не существуют. Например, когда мы говорим, что пиани­но, скрипка и флейта – музыкальные инструменты, мы отвлекаемся, абстрагируемся от того, что все они имеют разную форму и размеры (как бы забываем об этом не время).

АБУЛИЯ– нарушение воли, частичное или полное отсутствие же­лания и побуждений к деятельности (анорексия, булемия и т.д.).

АВТОМАТИЗАЦИЯ(в психологии) – процесс формирования раз­личных навыков путем упражнения.

АВТОРИТАРНЫЙ– властный, диктаторский.

АВТОРИТЕТНЫЙ – уважаемый.

АГГЛЮТИНАЦИЯ– создание новых образов на основе «склеива­ния», объединения отдельных представлений в единое целое.

АДАПТАЦИЯ (лат. adaptatio – приспособление) – приспособление к внешним условиям, эффективное взаимодействие организма со сре­дой.

АДАПТАЦИЯ(сенсорная) (лат. adaptatio – приспособление) – изме­нение чувствительности, происходящее вследствие приспособле­ния органа чувств к действующим на него раздражителям. Известно, что в темноте наше зрение обостряется, а при сильной освещен­ности его чувствительность снижается.

Адаптация существует и в слуховой сфере (изменение слуховых ощущений в условиях тишины и шума), в сфере обоняния (при дейс­твии сильных запахов), осязания (при сильном холоде или жаре) и вкуса.

АДЕКВАТНЫЙ (лат. adaequatus – приравненный) – соответствую­щий

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ – способность к учению в регламен­тированных условиях (школа, университет). Проявляется в уровне учебной успеваемости. Коррелирует с уровнем развития общего ин­теллекта.

АККОМОДАЦИЯ(от лат. accomodatio – приспособление) – измене­ние кривизны хрусталика глаза в зависимости от удаленности объек­та от сетчатки. Увеличение кривизны хрусталика соответствует ак­комодации на близкое расстояние, а уменьшение – на дальнее. Из­менение кривизны хрусталика осуществляется специальной реснич­ной мышцей.

АКМЕОЛОГИЯ(греч. axis – вершина, пик, оптимум, совершен­ство) – наука, изучающая закономерности и механизмы развития че­ловека на ступени его зрелости, проблемы высших форм самореали­зации личности.

АКСЕЛЬРАЦИЯ– ускорение развития организма

АКТИВНОСТЬ – 1) деятельность, состояние живых организмов как условие их существования в мире; 2) степень энергичности воздейс­твия на внешний мир, преодоление препятствий (волевой компо­нент). Высокая активность у холериков, сангвиников и флегматиков и низкая – у меланхоликов.

АКТУАЛЬНОЕ(лат. aktualis – существующий) – психическое явле­ние, существующее в действительности и противопоставляемое по­тенциальному.

АКЦЕНТИРОВАНИЕ – подчеркивание тех или иных черт, чаще на­иболее существенных, типичных признаков образа.

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА – яркая выраженность группы черт ха­рактера, не приводящая еще к социальной дезадаптации. Акценту­ации накладывают отпечаток на поведение личности, а при небла­гоприятных условиях могут переходить в болезни (психопатии). Акцентуации со временем могут исчезнуть, но могут и проявиться вновь. Акцентуации характера можно расположить на границе меж­ду нормой и патологией. Они отличаются от патологии тем, что:

1) проявляются не всегда и не везде, а только в трудных ситуациях;

2) не нарушают социальной адаптации или нарушение носит вре­менный характер; 3) в определенных ситуациях могут даже способс­твовать адаптации.

АКЦЕПТОР ДЕЙСТВИЯ (лат. acceptor – принимающий) – нейроди-намическая модель результата предстоящего действия, представ­ленная в центральной нервной системе. Включает основные ха­рактеристики действия и участвует в его регуляции. Термин введен П.К. Анохиным.

АЛЛЕГОРИЯ – иносказание.

AM Б И – префикс, означающий двойственность.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ– одновременное переживание противопо­ложных эмоций и чувств (например, радости и горя, смеха и печа­ли).

АМБИВЕРТ– тот, кто достигает равновесия между интроверсией и экстраверсией.

АМНЕЗИЯ – нарушение памяти, возникающее при различных, ло­кальных поражениях мозга; охватывает периоды от нескольких ми­нут до нескольких лет.

Выделяют также формы функционального нарушения памяти: амнезия постгипнотическая и амнезия защитная.

АНАЛИЗ– мыслительная операция разделения предметов и явле­ний на части. Например, чтобы решить любую задачу, надо снача­ла мысленно разделить ее на две части: что известно и что надо уз­нать. Изучая растение, мы мысленно выделяем в нем части: корень, ствол, листья и т.д.

АНАЛИЗАТОР– сложный комплекс анатомических структур. Каж­дый анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела, называемого рецептором (рецептор - это воспринимающая часть анализатора, его основная функция - трансформация внешней энергии в нервный процесс); 2)проводящих нервных путей; 3) кор­ковых отделов анализатора (их еще по-другому называют централь­ными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора.

АНАЛОГИЯ – сходство.

АНКЕТА (фр. enquete – список вопросов) – методическое средство для получения первичной информации.

АНКЕТИРОВАНИЕ – исследование с использованием анкет.

АНОРЕКСИЯневротическая (ан (а) – отрицание + греч. orexis – же­лание есть, аппетит) – отсутствие аппетита, подавление желания есть, возникающее при неврозах в связи с перевозбуждением коры головного мозга.

АНТИЦИПАЦИЯ(лат. anticipatio – предугадывание событий) – спо­собность предвидеть появление результатов действий до того, как они будут реально осуществлены или восприняты («опережающее отражение»), готовность к предстоящим событиям на основе пре­жнего жизненного опыта.

АНТОГОНИСТ– враждебный.

АНТРОПОГЕНЕЗ– развитие человека как вида.

АПАТИЯ (греч. apatheia – бесстрастие) – психическое состояние, проявляющееся в потере интереса, безразличии к окружающему, па­дении активности психики.

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad – при и perceptio – восприятие) – зави­симость восприятия от предшествующего опыта субъекта, от его об­щего содержания, направленности личности, отстоящих перед ним задач, мотивов его деятельности, убеждений и интересов, эмоцио­нальных состояний, то есть восприятие не пассивное снятие копий, слепков с действительности, а активный процесс построения психи­ческих моделей действительности, детерминированный всеми сло­жившимися особенностями личности. Термин введен немецким фи­лософом Г. Лейбницем. Так, опытный психолог заметит больше осо­бенностей воспринимаемой личности, чем не имеющий опыта, в просматриваемом кинофильме каждый человек заметит в большей степени то, что ему интересно, и т.д.

АПРОБИРОВАТЬ – проверив, официально одобрить.

АРТИКУЛЯЦИЯ– работа органов речи при произнесении звука (в языкознании).

АТРИБУЦИЯ(от англ. attributo – приписывать, наделять) (см. Кау­зальная атрибуция) – описание или наделение, особенно приписы­вание конкретной черты или характеристики человеку.

АТТРАКЦИЯ – процесс формирования привлекательности челове­ка для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений.

АРХЕТИПЫ– наследственно передающиеся первичные идеи (идеи Бога, зла и др.). Архетипы проявляются в сновидениях, встречают­ся в виде символов в искусстве, литературе, архитектуре, религии и т.д.

АСТЕНИЧЕСКИЕ эмоции – действуют противоположно стеничес-ким. Эмоции, понижающие активность.

АСТЕНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР – уклонение от любой ответственности, растворение и подчинение собственных потребностей в потребнос­тях других, повышенная эмотивность и др.

АУТИЗМ – нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни, психотропных или иных средств. Уход человека от реаль­ности в мир фантазий и грез. В наиболее яркой форме обнаружива­ется у детей дошкольного возраста и у больных шизофренией. Тер­мин введен врачом-психиатром Е.Блейлером.

АУТИЗМ (греч. autos – сам) – психическое состояние рефлексии, внутреннего внимания, отчужденности от людей. Может быть не только результатом неправильного воспитания или чертой характе­ра – интроверта, но и симптомом заболевания.

АУТИЗМА симптом – утрата больным потребности общаться с ок­ружающими, формирование патологической замкнутости, отгоро­женности, нелюдимости.

АФФЕКТ (лат. affectus – душевное волнение) – эмоциональное про­явление, быстро овладевающее человеком, бурно протекающее, ха­рактеризующееся изменением сознания, нарушением волевого кон­троля. Аффект возникает в экстремальных условиях, когда субъект не находит выхода из возникшей ситуации. В результате аффекта происходит мобилизация всех сил организма. Формы проявления – гнев, восторг, экстаз, ужас, отчаяние или ступор, скованность. Аф­фект имеет этапы и практически не управляем. Сдержать аффект возможно лишь на первом этапе, и зависит это от нравственных осо­бенностей личности.

АФФЕРЕНТАЦИЯ – передача нервного возбуждения от перифери­ческих нервных окончаний к центральным нейронам коры головно­го мозга.

АФФЕРЕНТНЫЙ НЕРВНЫЙ ПУТЬ (лат. afferents – приносящий) – пу­ти, передающие нервные возбуждения от переферических нервных окончаний к центральным нейронам коры головного мозга.

АХРОМОТИЧЕСКИЕ цвета – белый, черный, серый. Ахроматичес­кое зрение использует «палочки».

АЭРГИЧНОСТЬ – слабая выносливость нервной системы.

 

Б

БЕСЕДА – один из методов психологии, предусматривающий пря­мое или косвенное получение сведений путем речевого общения.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ– 1) совокупность психических процессов, ак­тов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; 2) форма психичес­кого отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, со­ставляя нерасчлененное целое.

БИОТИЧЕСКИЙ – важный для жизни, жизнеспособный.

БИХЕВИОРИЗМ – механистическое направление в психологии, возникшее в США в начале XX в. По мнению представителей этой школы, предметом изучения психологии может быть только поведе­ние человека, под которым понимают действия, поступки, порож­денные исключительно внешними причинами, Роль сознания отри­цалась. Основоположники - Д. Уотсон, Э.Торндайк.

БЛАГОДУШИЕ– беспечное и беззаботное эмоциональное состо­яние с оттенком «полного удовлетворения», без стремления к де­ятельности

БОДРСТВОВАНИЕ – функциональное состояние, связанное с на­пряжением физиологических и психических механизмов регуля­ции деятельности. Это оптимальное рабочее состояние, и человек в этом состоянии действует эффективно. Бодрствование способству­ет самореализации личности, но далее переходит в утомление.

БРЕД– расстройство, при котором возникают непоколебимые суждения и умозаключения, не соответствующие действительнос­ти.

БУЛЕМИЯ – патологическое желание постоянно часто и много есть.

 

 

В

ВАЛИДНОСТЬ теста (англ. validate – подтверждать, объявлять действительным) – мера соответствия результатов исследования це­ли тестирования, объективным внешним критериям. Мерой валидности обычно выступает коэффициент корреляции результатов по тесту с результатами по другим валидным тестам или по профессио­нальному критерию.

ВЕБЕРА - ФЕХНЕРА ЗАКОН – закон психофизики, утверждающий, что сила ощущения пропорциональна логарифму величины (ин­тенсивности) воздействия на органы чувств раздражителя (S = к In + С, где S – интенсивность ощущения, к - коэффициент пропор­циональности, зависящий от модальности раздражителя, С – пос­тоянная интегрирования). Главный смысл данной закономернос­ти заключается в том, что интенсивность ощущений возрастает не пропорционально изменению раздражителей, а гораздо медлен­нее.

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – вид деятельности, в котором формиру­ются качественные изменения личности в данный период, напри­мер игра в период дошкольного детства.

ВЕРИФИЦИКАЦИЯ (от лат. Verus – истинный и facere – делать) –точное, экспериментально подтвержденное определение объема конкретного понятия, конкретной категории. Особенностью пси­хологических категорий является то, что многие из них не поддают­ся точной верификации.

ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АППАРАТ– анализатор, позволяющий оцени­вать положение в пространстве и изменение направления движе­ния.

ВИНА – эмоция, возникающая при нарушении моральных и эсте­тических норм. Без принятия общественных норм не возникает. Ви­на выражает осуждение субъектом своего поступка и себя, снижение самооценки, раскаяние и возможность исправиться. Переживание эмоции вины похоже на переживание стыда.

ВЛЕЧЕНИЕ – наиболее примитивная форма направленности. Это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Влечение – переходящее явление, так как представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается и превращается в желание.

ВНИМАНИЕ– направленность и сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнори­рование другой.

ВНИМАНИЕ ВНЕШНЕЕ (ЧУВСТВЕННОЕ) – по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.

ВНИМАНИЕ ВНУТРЕННЕЕ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ) – связано с сосредо­точенностью и направленностью мысли.

ВНИМАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ – не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным потребностям человека.

ВНИМАНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ – возникающее стихийно, не свя­зано с участием воли, носит пассивный характер, так как навязы­вается внешними по отношению к цели деятельности событиями. Проявляется в ориентировочной реакции. Его стимулируют все но­вые, интересные, сильные раздражители.

ВНИМАНИЕ ОПОСРЕДОВАННОЕ – регулируется с помощью специ­альных средств, например жестов, слов, указательных знаков, пред­метов.

ВНИМАНИЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ – вид внимания, который по­является при вхождении в деятельность после произвольного вни­мания. При этом сохраняется целенаправленность деятельности, но снижается напряженность (появляется как бы «второе дыхание»). Это высшая форма профессионального внимания (Н.Ф. Добрынин).

ВНИМАНИЕ ПРИРОДНОЕ – врожденная способность избирательно реагировать нате или иные внешние или внутренние стимулы, несу­щие в себе элементы информационной новизны.

ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ – вид внимания, для которого харак­терно наличие сознательной цели и волевого усилия. Носит актив­ный характер, опосредовано социально выработанными способами поведения и по происхождению связано с трудовой деятельностью. Стимулами являются потребности, мотивы, необходимость и значи­мость стимулов.

ВНИМАНИЕ: СЛАБОСТЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ – нарушение при многих психических заболеваниях и состояниях (астения, гиперметамор­фоз и др.).

ВНИМАНИЕ СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННОЕ – складывается при­жизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным, сознательным реагирова­нием на объекты.

ВНИМАНИЯ КОЛЕБАНИЯ – периодическое кратковременное, не­произвольное ослабление и усиление сосредоточенности. Так, при­слушиваясь к слишком слабому, едва слышному тиканью часов, мы то замечаем звук, то перестаем его замечать. Абсолютного внима­ния не существует. Оно нарушается каждые 8-10 секунд. Колебания внимания легко прослеживаются при восприятии так называемых двойственных изображений. Если в течение нескольких минут смот­реть на изображение усеченной пирамиды, она может ка­заться то обращенной вершиной к нам, как бы выступающей вперед, то обращенной вершиной от нас, как бы уходящей вглубь. Кратко­временные колебания внимания обычно не замечаются и не оказы­вают существенного влияния на характер и продуктивность деятель­ности.

ВНИМАНИЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ – степень или интенсивность сосредо­точенности внимания. Слабая концентрация проявляется в много­численных ошибках на внимание («глупых» ошибках), неспособнос­ти замечать свои и чужие ошибки при проверке и т.д.

ВНИМАНИЯ ОБЪЕМ – число объектов или отдельных элементов стимула, которые могут быть восприняты за время одного корот­кого представления. Объем внимания современного человека – 5-9 ед. Между концентрацией внимания и объемом существует обрат­ная зависимость: увеличение объема воспринимаемых элементов приводит к уменьшению степени концентрации внимания и наобо­рот.

ВНИМАНИЯ ОТВЛЕКАЕМОСТЬ – 1) непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой; 2) нарушение внимания, его устойчивости. Характерно быстрое переключение внимания в свя­зи с появлением новых внешних раздражителей или при возникно­вении случайных ассоциаций. Наблюдается при маниакальных и гипоманиакальных состояниях, а также у людей с поверхностным, легким отношением к окружающему, воспитанным в процессе не­правильного воспитания. Способность к отвлечению (с легкостью) обычно относят к детям, которые легко увлекаются другой задачей или даже другой мыслью, далекими от тех, которыми занимаются. Это возрастные особенности внимания детей.

ВНУШАЕМОСТЬ– предрасположенность личности к внушению, полярное негативизму.

ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ – высший уровень произвольной регуляции. Она характеризуется намерением, целенаправленностью, осознан­ностью, принятием решений, идущих от субъекта. Волевая регуля­ция реализуется в условиях преодоления субъективных и объектив­ных трудностей, изменений в мотивационно-побудительной сфере деятельности и нацелена на совершенствование субъектом своего поведения, деятельности и собственной личности.

ВОЛЯ– процесс сознательного регулирования человеком свое­го поведения и деятельности, выраженный в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправлен­ных действий и поступков.

ВООБРАЖЕНИЕ (ФАНТАЗИЯ) – психический процесс, который заклю­чается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта.

ВООБРАЖЕНИЕ АБСТРАКТНОЕ– создание обобщенных, схемати­ческих, символических образов. Например, искусство импрессио­нистов, кубистов и др.

ВООБРАЖЕНИЕ: АГГЛЮТИНАЦИЯ – создание новых образов на осно­ве «склеивания», объединения отдельных представлений в единое целое. Например, русалка, троллейбус, аккордеон и т.п.

ВООБРАЖЕНИЕ АКТИВНОЕ – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у се­бя соответствующие образы.

ВООБРАЖЕНИЕ; АКЦЕНТИРОВАНИЕ – подчеркивание тех или иных черт, чаще наиболее существенных, типичных признаков образа. При помощи этого приема создаются дружеские шаржи и злые ка­рикатуры.

ВООБРАЖЕНИЕ ВОССОЗДАЮЩЕЕ – вид воображения, в ходе кото­рого у человека возникают новые образы на основе описаний, схем, чертежей, мысленных и материальных моделей.

ВООБРАЖЕНИЕ: ГИПЕРБОЛА – увеличение всех особенностей изоб­ражаемого персонажа, образа или его частей (великан, трехглавый змей, многорукий будда и пр.).

ВООБРАЖЕНИЕ: КОМБИНИРОВАНИЕ– простое перемещение или перегруппировка элементов, не механическое сочетание сторон разных предметов, а результат сложной аналитико-синтетической деятельности, в процессе которой существенно преобразуются и са­ми элементы, из которых строится новый образ.

ВООБРАЖЕНИЕ КОНКРЕТНОЕ – создание реальных, конкретных, единичных, натуральных образов. Например, живопись Шишкина, Репина и др.

ВООБРАЖЕНИЯ КРИТИЧНОСТЬ – определяется тем, в какой степе­ни фантастические образы, создаваемые человеком, сближаются с реальной действительностью.

ВООБРАЖЕНИЕ: ЛИТОЛА – преуменьшение особенностей персона­жа, образа или его частей (дюймовочка, мальчик с пальчик, одногла­зый циклоп и пр.).

ВООБРАЖЕНИЕ ПАССИВНОЕ – протекает у человека спонтанно, без заранее поставленной цели, помимо его воли и желания.

ВООБРАЖЕНИЕ ПРОДУКТИВНОЕ – вид воображения, в котором дей­ствительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.

ВООБРАЖЕНИЕ РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ – вид воображения, в котором наиболее полно и глубоко отражает действительность, предвосхи­щает развитие событий и в максимальной степени воплощает в себе основные, функциональные его возможности.

ВООБРАЖЕНИЯ СИЛА – характеризуется степенью яркости возни­кающих образов.

ВООБРАЖЕНИЯ СХЕМАТИЗАЦИЯ– наиболее существенный способ переработки представлений в образы воображения, идущий по пути обобщения существенных признаков. При схематизации отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходс­тва четко выступают.

ВООБРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ – вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. Т.В. Создает несуществующие объекты, мало вероятные или невероятные.

ВООБРАЖЕНИЕ ФАНТАСТИЧЕСКОЕ – значительно «отлетает» от действительности, создает неправдоподобные образы, элементы ко­торых в жизни несовместимы.

ВООБРАЖЕНИЯ ТИПИЗАЦИЯ – синтез отдельных представлений. Для нее характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.

ВООБРАЖЕНИЯ ШИРОТА – определяется количеством образов, ко­торые способен создать человек.

ВОСПРИЯТИЕ – 1) психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира, действующих на органы чувств в данный момент; 2) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (перцептивный образ); 3) процесс фор­мирования этого образа или система действий, направленных на оз­накомление с предметом, воздействующим на органы чувств.

ВОСПРИЯТИЕ ВКУСОВОЕ– восприятие на основе вкусовой чувс­твительности.

ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ – отражение длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В основе воспри­ятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможе­ния в больших полушариях головного мозга. В восприятии време­ни участвуют различные анализаторы, наиболее важными являют­ся слуховые и кинестезические. Восприятие продолжительности со­бытий в значительной мере определяется характером переживаний и эмоциональным состоянием субъекта. Восприятие времени зави­сит также от характера деятельности, которую человек в данный мо­мент выполняет, мотивации, установок и ожиданий приятных или неприятных событий.

МЕХАНИЗМвосприятия человеком времени часто связывают с биологическими часами – определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в его организме. В качестве биологических часов называют ритм сер­дечной деятельности и метаболизм (обменные процессы) тела.

ВОСПРИЯТИЕ ГЛУБИНЫ – зрительное восприятие мира в трех из­мерениях. Это восприятие удаленности объектов от наблюдателя и восприятие трехмерности самих объектов.

ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ – отражение изменений положения предмета в пространстве и во времени (отражение направления и скорости). Восприятие движения обеспечивается соответствующи­ми движениями глаз, дифференцировкой объекта (фигуры) от фо­на и совместной работой нескольких анализаторов (чаще зрения и кинестезии). Наличие или отсутствие движения в поле зрения кон­статируется нейронами-детекторами движения или новизны, входя­щими в нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции (рефлекса).

НАПРАВЛЕННОСТЬдвижения может оцениваться по направлению перемещения отражаемого объекта на поверхности сетчатки, а так­же отмечаться последовательностью сокращения-расслабления оп­ределенной группы мышц глаза, головы, туловища при выполнении прослеживающих движений за объектом. Связь восприятия движе­ния и его направления с перемещением изображения на сетчатке доказывается существованием иллюзии движения и автокинетичес­кого эффекта.

ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ – восприятие преимущественно в сис­теме зрительного анализатора. Посредством зрения человек сразу воспринимает целый образ предмета. Зрительный аппарат приспо­соблен к тому, чтобы сразу (симультанно) воспринимать сложные формы предмета. Зрительная система человека и животных позво­ляет воспринимать не только отдельные признаки предметов, но и целостные геометрические формы или структуры. Для обеспечения длительности сохранения образа нужны движения глаза (А.Л. Ярбус). Неподвижный глаз слеп. Зрительное восприятие участвует в восприятии пространства и движения.

ВОСПРИЯТИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ (непреднамеренное) - воспри­ятие без намерения, постановки цели. Оно выступает как компо­нент какой-то другой деятельности.

ВОСПРИЯТИЕ ОБОНЯТЕЛЬНОЕ – восприятие на основе обонятель­ной чувствительности.

ВОСПРИЯТИЕ ОСЯЗАТЕЛЬНОЕ – восприятие на основе кожных и двигательных ощущений. В процессе осязательного восприятия предмета постепенно (сукцессивно) поступающая информация от отдельных признаков предмета превращается в его целостный (си­мультанный) образ. Чтобы перейти от оценки отдельных признаков к осязательному восприятию целого предмета, необходимо, чтобы рука находилась в движении, то есть пассивное осязательное вос­приятие заменялось активным ощупыванием предмета.

ВОСПРИЯТИЕ ПОДПОРОГОВОЕ(бессознательное) – феномен, ког­да информация преодолевает физиологический порог, но не дости­гает порога осознанного восприятия. Информация все же воздейс­твует на организм и способна вызвать ответные реакции.

ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ(преднамеренное) – связано с пос­тановкой определенной задачи, цели. Оно характеризуется целе­направленностью, плановостью и систематичностью. В этом случае восприятие выступает как познавательная перцептивная деятель­ность (наблюдение). Произвольное восприятие более эффективно, чем непроизвольное. Произвольное восприятие является высшей психической функцией и присуще только человеку.

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА– отражение пространственных форм вещей, их величины, формы, расположения относительно друг друга и направления. В пространственном восприятии участву­ют все органы чувств человека. Ведущая роль принадлежит совмест­ной деятельности зрительного, двигательного, кожного и вестибу­лярного анализаторов. Важнейшим механизмом зрительного вос­приятия пространства является механизм фузии, лежащий в основе бинокулярного зрения (зрения двумя глазами).

Восприятие размера предметов определяется величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдате­ля. Приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью двух механизмов: аккомода­ции и конвергенции. При восприятии близко расположенных пред­метов происходит мышечное сокращение, в результате чего умень­шается степень натяжения хрусталика и его форма становится бо­лее выпуклой (аккомодация). Конкретное состояние аккомодации вызывает и определенную степень сведение зрительных осей (кон­вергенции), и, наоборот, тому или иному сведению зрительных осей соответствует определенная степень аккомодации. Взаимодействие величины изображения предмета на сетчатке и напряжения глаз­ных мышц в результате аккомодации и конвергенции и является ус­ловно-рефлекторным сигналом размера воспринимаемого объекта. Однако полностью объяснить восприятие расстояния до объекта с помощью этих процессов невозможно.

При восприятии глубины и объемности главную роль играет бино­кулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами).

Восприятие формы предметов обычно осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. К их механизмам относится и врожденная способность нервных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элементы изоб­ражений, имеющие определенную насыщенность, ориентацию, кон­фигурацию и длину. Восприятие формы требует выделения предме­та из фона, а это, в свою очередь, часто требует выделение конту­ра, то есть границы, пространственных элементов фигуры, отлича­ющихся по яркости, цвету, текстуре. Одним из факторов, влияющим на восприятие формы предметов, является жизненный опыт чело­века, получаемый за счет движений руки по контуру и поверхности объектов, перемещения человека и частей его тела в пространстве.

ВОСПРИЯТИЕ СИМУЛЬТАННОЕ – развернутое в пространстве, од­номоментное, обобщенное, целостное.

ВОСПРИЯТИЕ СУКЦЕССИВНОЕ – развернутое во времени, поэтап­ное наблюдение.

ВОСПРИЯТИЕ СЛУХОВОЕ – восприятие в системе слухового ана­лизатора. В процессе социальной истории человечества сложились две системы слухового восприятия: ритмико-мелодическая (или му­зыкальная) система кодов и фонематическая система кодов (или система звуковых кодов языка). Оба эти фактора и организуют вос­принимаемые человеком звуки в сложные системы слухового вос­приятия. Слуховое восприятие представляет собой активный про­цесс, включающий в свой состав моторные компоненты. В слуховом восприятии двигательные компоненты отделены от слуховой систе­мы и выделены в особую систему пропевания голосом для музыкаль­ного слуха и проговаривания для речевого слуха. Слуховое воспри­ятие участвует при восприятии времени.

ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ – процесс психологическо­го познания людьми друг друга в условиях непосредственного об­щения. Специфика по сравнению с восприятием неодушевленных предметов – в большей пристрастности, что проявляется в слитнос­ти когнитивных и эмоциональных компонентов, в ярче выражен­ной оценочной и ценностной окраске, в более прямой зависимос­ти представления о другом человеке от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. При воспри­ятии нового человека главное внимание субъект уделяет внешним проявлениям: физическому облику, оформлению, экспрессии ли­ца и выразительным движениям тела, голосу, интонациям, а также действиям и поступкам.

Выделены (А.А. Бодалев) механизмы восприятия другого челове­ка: 1) идентификация – понимание и интерпретация другого чело­века путем отождествления себя с ним; 2) социальная рефлексия – понимание другого путем рассуждения за него); 3) эмпатия – пони­мание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания; 4) стереотипизация – восприятие и оценка другого на основе сложившихся социальных стереотипов.

ВОСПРИЯТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ– из огромного числа воздейс­твий лишь некоторые выделяются с большей отчетливостью и осоз­нанностью, чем все остальные. Эта особенность характеризует из­бирательность восприятия, которая зависит от интересов, в зна­чительной степени от установок личности, потребностей, знаний, с одной стороны, а с другой – обусловлена особенностями самого предмета восприятия, его «броскостью», контрастностью и пр. Ис­следования А.И. Богословского, проведенные во время Отечествен­ной войны, показали, что восприятие форм существенно повыша­лось, если рассматриваемой фигуре придавалось значение «своего» или «вражеского» самолета.

ВОСПРИЯТИЯ КОНСТАНТНОСТЬ (от лат. constants – постоянный) – свойство восприятия воспроизводить предмет относительно посто­янным образом при изменении условий его восприятия (освещен­ности, удаленности, угла зрения, формы, величины и т.п.). Мы удаля­емся от предметов или приближаемся к ним – они в нашем воспри­ятии не изменяются в размерах. Константность восприятия – это во многом проявление прошлого опыта. Человек, живший долгое вре­мя в лесу, воспринял в степи далеко идущих людей как карликов (ис­следования А.Р. Лурия).

ВОСПРИЯТИЯ ОБОБЩЕННОСТЬ – А.Р. Лурия считал одним из са­мых важных свойств. Оно выражается в том, что восприятие всегда совместное отражение единичного и общего. Этому способствует и название предмета, поскольку слово и обобщает.

ВОСПРИЯТИЯ ОСМЫСЛЕННОСТЬ (категориальность) – осмыс­лить восприятие – значит осознать предмет, который оно отобра­жает, выявить предметное значение его сенсорных данных. В про­цессе осмысления чувственное содержание восприятия подверга­ется анализу и синтезу, сравнению, отвлечению различных сторон, обобщению. Осмысление предмета завершается называнием его словом – понятием, то есть отнесением к определенной группе, классу предметов. Осмысленная информация опознается сущес­твенно быстрее и точнее при зрительном предъявлении. Так, не­сколько бесформенных пятен сразу опознаются как фигура, стоит лишь ее назвать. Единство и взаимопроникновение чувственного и логического составляют существенную черту человеческого вос­приятия.

ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТНОСТЬ – способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с дру­гом ощущений, а в форме отдельных предметов. Все, что человек воспринимает, он воспринимает как фигуру (предмет) на фоне. Это свойственно в равной мере и животным. Исследования американс­ких психологов Лешли и Клювера показали, что, если научить жи­вотное (крысу) реагировать на фигуру черного треугольника на бе­лом фоне, то оно способно сразу же реагировать на белый треуголь­ник на черном фоне, на треугольник, намеченный штрихами или точками. Предметность не является врожденным свойством вос­приятия, а возникает и совершенствуется в онтогенезе на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом (И.М. Се­ченов). Предметность проявляется в выделении воспринимаемого предмета из фона.

ВОСПРИЯТИЯ СТРУКТУРНОСТЬ – расчлененность и специфичес­кая взаимосвязь частей воспринимаемого предмета (его структу­ра). Человек воспринимает абстрагированную из ощущений обоб­щенную структуру. Так, мелодия, сыгранная на разных инструмен­тах, воспринимается как одна и та же. Структурность восприятия проявляется в двойственных изображениях. В них фи­гура и фон могут меняться местами, происходит переструктуриро­вание.

ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ– особенность восприятия, заключаю­щаяся в отражении объектов в совокупности их свойств. Это неко­торое целое, в котором каждая часть зависит от окружения. В про­цессе восприятия образ воспринимаемого предмета может быть полностью не дан в готовом виде (например, тыльная часть вещи), а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы. Нос воспринимается длинным или коротким лишь в составе лица.

Целостность восприятия проявляется также в зрительных иллюзи­ях (иллюзия стрелы и др.)» Образ восприятия имеет высокую избы­точность - некоторые компоненты образа содержат информацию не только о себе, но и о других компонентах и об образе в целом. Поэтому качество восприятия зависит от предвосхищения актуаль­но не воспринимаемых частей объекта. Отечественная психология рассматривает целостность восприятия как отражение целостнос­ти, объективно присущей воспринимаемому, а не как изначальное свойство восприятия в гештальтпсихологии. Целостность не изна­чально заданное свойство, она формируется в предметной деятель­ности человека.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ – процесс извлечения информации, храня­щейся в памяти. В процессе воспроизведения происходит восста­новление первоначальной информации, основанное только на час­тичном припоминании основного материала, путем реконструкции прошлого опыта. Для извлечения информации из кратковременной памяти мозг перебирает всю кратковременную память, пока не най­дется нужная. Это происходит доли секунды. Для извлечения ин­формации из долговременной памяти необходимо найти «ключ» к кодированию (песня, запись, место и т.д.). Извлечение информации может быть на разных уровнях:

· узнавание (при повторном восприятии). Знакомые объекты уз­наются быстрее;

· воспоминание (при отсутствии объекта);

· припоминание (активная форма воспроизведения, требующая усилий).

Воспроизведение имеет ряд особенностей: осуществляется на основе той информационной структуры, в которой запоминалось. Поэтому преподаватель сразу определяет, по какому учебнику сту­дент готовился к экзаменам; воспроизводится меньше, чем сохра­няется (наводящий вопрос преподавателя может помочь студенту вспомнить нужную информацию); воспроизведение – субъективно. Поэтому студенту кажется, что он материал правильно запомнил, а на самом деле он ошибается; воспроизведение улучшается на 2-3-й день (см. Реминисценция); воспроизведение может быть очень точ­ным (см. Эйдетизм).

ВОСХИЩЕНИЕ– высшее удовлетворение, восторг.

ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОСТЬ – свойство личности, выражающейся в до­минировании впечатлений (в частности, межличностных отноше­ний) над познавательной функцией восприятий мира.

ВЫДЕРЖКА (самообладание) – умение сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуман­ных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выпол­нять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хо­чется делать, но что представляется неразумным или неправиль­ным.

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ(ВПФ) – преобразованные под влиянием жизни в обществе, обучения и воспитания психические процессы человека. Понятие введено Л.С. Выготским в рамках куль­турно-исторической теории развития.

ВЫТЕСНЕНИЕ– один из механизмов психологической защиты (в психоаналитической теории личности). Под влиянием вытесне­ния из сознания выводятся в сферу бессознательного сведения (им­пульсы), вызывающие у личности сильные эмоциональные пережи­вания. Вытесненные импульсы, как правило, неприемлемы для со­знания по своим морально-этическим особенностям.

 

Г

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ(лат. hallutinatio – бред, видения) – расстрой­ства восприятия, при которых кажущиеся образы возникают без ре­альных объектов, что, однако, не исключает возможности непроиз­вольного, опосредованного отражения в галлюцинации прежнего жизненного опыта больного. Галлюцинации считаются классичес­кими показателями психического расстройства.

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – психологическое направление, изучающее развитие мышления. Поведение объясняется развитос­тью мышления, которое развивается с детства стадийно (Ж. Пиа­же).

ГЕНИАЛЬНОСТЬ – высшая степень творческих проявлений лич­ности, делающая ее выдающейся в соответствующей области или сфере деятельности. Гений создает новые оригинальные пути в раз­ных областях знания и с высоким уровнем предвидения (Леонардо да Винчи, Циалковский, А.С. Пушкин). Гениальность является обще­ственной оценкой достижений личности.

ГЕНОТИП– совокупность генов или каких-либо качеств, получен­ных человеком в наследство от своих родителей.

ГЕРОНТОЛОГИЯ– психология старости, изучает психологию по­жилых людей и процессы старения.

ГЕШТАЛЬТА ЗАКОНЫ– гештальтпсихологи обнаружили факторы (законы гештальта), влияющие на перцептивную организацию зри­тельного поля, законы, по которым отдельные элементы объединя­ются в единое целое (фигуру) и фигура выделяется из фона. К этим законам относят:

1) закон сходства: в фигуру объединяются элементы, сходные по форме, цвету, размеру, текстуре и пр. Тот факт, что крест восприни­мается мгновенно (фигура) и продолжает видеться неизменно, ил­люстрирует действие того фактора, что крест состоит из качествен­но одинаковых элементов;

2) закон близости: чем ближе (при прочих равных условиях) объ­екты друг к другу в зрительном поле, тем с большей вероятностью они организуются в единые, целостные образы (фигуры). Пары от­резков по этой причине легко организуются так, что две соседние воспринимаются как целое, при этом почти невозможно воспри­нять как целое линии, разделенные большим промежутком;

3) закон продолжения: чем больше элементы в зрительном поле оказываются в местах, соответствующих продолжению закономер­ной последовательности, то есть функционируют как части знако­мых контуров, тем с большей вероятностью они организуются в це­лостные образы;

4) закон «хорошей линии»: фактор определяет избирательность восприятия двух или более пересекающихся или касающихся ли­ний. Воспринимается прежде «хорошая линия» (которую нельзя уп­ростить путем изменения восприятии). В данном случае прежде вос­принимается прямая линия;

5) закон замкнутости: чем в большей степени элементы зрительно­го поля образуют замкнутые целые, тем с большей готовностью они будут организовываться в отдельные образы. Такие замкнутые конту­ры обладают сильным приоритетом в зрительной организации;

6) установка наблюдателя. Если человеку предъявлять изображе­ние, которое с равным успехом может быть принято как число 13 или как буква «В», то, если этот знак предъявляется в ряду чисел, воспринимается как 13, а если – в ряду букв, то как «В».

7) прошлый опыт. Человек предпочитает воспринимать то, что уже ранее воспринимал. Так, хорошо понятная фраза, написанная без пробелов, воспринимается в ее истинном смысле (например, собака ест мясо или кошкаловитмышей), так как легко распадается на знакомые слова. Если то же сделать на незнакомом языке, то, естес­твенно, такой организации не произойдет.

8) внутренняя сопринадлежность частей внутри единой фор­мы.

ГЕШТАЛЬТ (нем. gestalt – целостная форма, образ, структура.

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ– одна из школ современной зарубежной психологии, использующая для объяснения сложных психических явлений принцип их целостности («гештальты»). Это направление, возникшее в Германии в 1-й четверти XX в., выдвинуло в качестве основного объяснительного принципа психологии целостное объ­единение элементов психической жизни, не сводимое к сумме со­ставляющих его частей. Представители: М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер, К. Левин и др. Выдвигая на первый план целостный характер восприятия, гештальтпсихологи ввели ряд новых поня­тий (фигура, фон и др.) и законов. Ими открыто более 100 законов гештальта.

ГИБКОСТЬмысли – умение находить пути решения задачи, ви­деть объект под новым углом зрения, его новые, скрытые стороны (свойства).

ГИПЕРБОЛА – увеличение всех особенностей изображаемого пер­сонажа.

ГИПЕРБУЛИЯ – нарушение поведения в виде двигательной растор-моженности (возбуждения) (импульсивные, стереотипичные дейст­вия и др.).

ГЛУБИНА мысли – способность анализировать, сравнивать, нахо­дить существенное.

ГНЕВ– эмоциональное переживание, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности (боль, ограниче­ние свободы, физические воздействия и т.д.).

Проявляется: на лице вздуваются вены, рот сжат, губы дрожат, сжаты кулаки и т.д.

Гнев обеспечивает мобилизацию всех сил организма для борьбы. У взрослых гнев - редкая эмоция, так как противоречит обществен­ным нормам.

ГНОСЕОЛОГИЯ– философская теория познания.

ГОМЕОСТАЗ(греч. Homeios – подобный, сходный, statis – стоя­ние, неподвижность) - подвижное, но устойчивое равновесие ка­кой-либо системы (биологической, психической). Система проти­водействует внешним и внутренним факторам, нарушающим это равновесие. Понятие введено американским физиологом У.Б. Кэнноном. Например, понижение температуры (фактор, нарушающий равновесие системы) инициирует ряд процессов, таких как дрожь и пр., которые вызывают и сохраняют высокую температуру до тех пор, пока не будет достигнута нормальная температура, то есть рав­новесие (гомеостаз).

ГРЕЗЫ – фантазии, мечты человека, рисующие в его воображении приятные, желаемые картины будущей жизни.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – направление, в котором лич­ность рассматривается как высшее существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению.

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ– относящийся к человеку.

ГУМАНИТАРНЫЙ– обращенный к человеку.

 

Д

ДЕДУКТИВНОЕ РАССУЖДЕНИЕ (дедукция) – распространение обще­го положения на частные случаи.

ДЕЗАДАПТАЦИЯ – процесс, который приводит к нарушению взаи­модействия со средой.

ДЕЙСТВИЕ– относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной созна­тельной цели. Действие может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым в уме.

ДЕЙСТВИЯ ВОЛЕВЫЕ – действия, характеризующиеся следующими особенностями: а) имеющие целенаправленный характер; б) постав­ленная цель осознается (отражается во второй сигнальной системе, то есть обозначается конкретными словами); в) на пути к цели пре­одолеваются внешние (внутренние) трудности.

ДЕЙСТВИЯ ИМПУЛЬСИВНЫЕ – действия, «запущенные» стимулом, совершаемые мгновенно, без обдумывания, они кратковременны и нередко немотивированы.

ДЕЙСТВИЯ ИМПУЛЬСИВНЫЕ – поступки, совершаемые непроиз­вольно и недостаточно контролируемые сознанием.

ДЕЙСТВИЯ КОНТРОЛЬНЫЕ – действия сличения с образцом.

ДЕЙСТВИЯ МНЕМИЧЕСКИЕ – действия запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала.

ДЕЙСТВИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ – действия, совершаемые без поста­новки цели, неосознаваемые, совершаемые под воздействием вос­приятия.

ДЕЙСТВИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫЕ – основные структурные единицы про­цесса восприятия, включающие обнаружение объекта восприятия и соотнесение его с образцами памяти.

ДЕЙСТВИЯ ПРОИЗВОЛЬНЫЕ – действия, совершаемые с постанов­кой цели, свободно выбранные, осознанные и мотивированные.

ДЕЙСТВИЯ УМСТВЕННЫЕ – разнообразные действия человека, вы­полняемые во внутреннем плане сознания. Экспериментально уста­новлено, что в умственные действия обязательно включены мотор­ные, двигательные компоненты.

ДЕМЕНЦИЯ – психопатологический синдром, включающий сни­жение интеллекта в силу нарушения высших корковых функций, па­мяти, внимания, мышления и проявляющийся в нарушениях ориен­тировки, способности к обучению.

ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ – характеристика чувства потери себя или личностной идентификации, ощущение, что человек являет­ся ни чем иным, как простым винтиком в безликой социальной ма­шине.

ДЕТЕРМИНАЦИЯ – генетическая связь явлений (В.Н. Дружинин).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – 1) внешняя и внутренняя активность человека, регулируемая сознательной целью; 2) специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и са­мого человека.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩАЯ – деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологи­ческих новообразований человека на данной ступени развития его личности. В онтогенезе выделяют виды: 1) непосредственное обще­ние младенца со взрослыми; 2) предметно-манипулятивная деятель­ность в раннем детстве; 3) сюжетно-ролевая игра у дошкольников; 4) учебная деятельность младших школьников; 5) общественно полез­ная деятельность подростков; 6) профессионально-учебная деятель­ность в ранней юности; 7) трудовая деятельность в период взрослос­ти (зрелости).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРУППОВАЯ – совместная деятельность группы лю­дей.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ – деятельность отдельного ин­дивида.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСКАЯ – деятельность человека или коллек­тива людей по созданию новых оригинальных общественно значи­мых ценностей.

ДИСКРЕТНЫЙ – разделенный, состоящий из отдельных частей.

ДИСКУССИЯ – спор.

ДИСМОРФОБИЯ (дис + греч. morphe – форма, phobos – страх) –представление о мнимом внешнем уродстве, страх телесных измене­ний. Дисморфобия может носить характер навязчивых, «сверхцен­ных» и бредовых идей.

ДИСПОЗИЦИЯ(англ. disposition - предрасположенность).

ДИССОНАНС КОГНИТИВНЫЙ – эмоциональное состояние, когда у человека одновременно имеются некоторые установки или знания, не согласующиеся между собой, или когда возникает конфликт меж­ду убеждениями или внешним поведением.

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ – сознательное подчинение своего поведения общественным нормам, установленному порядку.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – раздел психологической на­уки, изучающий индивидуально-психологические различия между людьми.

ДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ – умение обоснованно, аргумен­тированно мыслить, вскрывая причины явлений, объяснять их с на­учной точки зрения.

ДОМИНАНТА – преобладающий очаг возбуждения в головном моз­ге человека, связанный с повышенным вниманием или актуальной потребностью. Способность усиливаться за счет притяжения воз­буждений с соседних участков мозга. Это понятие ввел А. Ухтомс­кий.

ДУАЛИЗМ – идеалистическое философское учение, рассматрива­ющее духовное и материальное как равнозначные начала. В наибо­лее развитой форме это учение представлено у французского учено­го Рене Декарта.

Е

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ – понятие и термин, введенные А.Ф. Лазурским: психологический эксперимент, включенный неза­метно для исследуемого в его игровую, трудовую или учебную де­ятельность.

 

Ж

ЖЕЛАНИЕ – осознанная потребность и влечение к чему-либо впол­не определенному. Эта форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

 

ЗАБЫВАНИЕ – процесс, заключающийся в невозможности воспро­изведения ранее запечатленной информации. Этот процесс выпол­няет защитную функцию, дает памяти отдых. Забывание происходит по «закону гиперболы» (Г. Эббингауз): чем больше времени с начала запоминания, тем меньше забывается. Забывается обычно то, что не нужно, не значимо, и часть нужной информации.

На качество запоминания влияют различные факторы: модаль­ность, осмысленность, привычность материала, функциональное и эмоциональное состояние человека (шок, стресс), информация до и после запоминания (см. Проактивное и ретроактивное торможе­ние). 3. Фрейд показал, что травмирующие события забываются че­ловеком как защитный акт. Он утверждал, что в основе этого факта лежит мотив нежелания помнить.

ЗАДАЧА – знаковая модель какой-то прошлой проблемной ситуа­ции. Если в этой ситуации выделить условия и искомые, то она пре­вращается в задачу.

ЗАДАЧА УЧЕБНАЯ – задача, специально подобранная или сконстру­ированная для целей обучения.

ЗАКОН ВЕБЕРА - ФЕХНЕРА – закон психофизики, утверждающий, что сила ощущения пропорциональна логарифму величины (интен­сивности) воздействия на органы чувств раздражителя (S = k In + С, где S – интенсивность ощущения, к – коэффициент пропорциональ­ности, зависящий от модальности раздражителя, С – постоянная ин­тегрирования). Главный смысл данной закономерности заключает­ся в том, что интенсивность ощущений возрастает не пропорцио­нально изменению раздражителей, а гораздо медленнее.

ЗАКОН становления высших психических функций (ВПФ) – вся­кая функция в культурном развитии человека появляется на сцену дважды: сперва в социальном развитии ребенка как интерпсихичес­кая (приобретенная), в затем – во внутреннем плане как интрапси­хическая (своя). Таким образом, ВПФ усваиваются, а не получаются генным путем.

ЗАПОМИНАНИЕ – процесс запечатления воспринятой информа­ции с целью последующего ее сохранения. Качество запоминания зависит от многих факторов: от особенностей запоминаемого ма­териала (его объема, логичности, интересности и др.), характера деятельности с этим материалом (от смысловой обработки, навы­ков и умений деятельности и др.) и особенностей личности запоми­нающего (мотивов, установок, характера и др.). Экспериментально установлено, что лучше запоминаются края ряда, нежели середи­на («Закон края»). В исследованиях Б.В. Зейгарник показано, что лучше запоминаются незавершенные действия (см. Эффект Зейгар­ник).

ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – механизм противостояния трево­ге Специальная регулятивная система стабилизации личности, на­правленная на устранение или сведение до минимума чувства трево­ги, связанного с осознанием какого-либо конфликта. 3. Фрейд выде­лил несколько таких защит.

Уход – физическое или мысленное бегство от слишком трудной ситуации.

Идентификация – процесс присвоения установок и взглядов Дру­гих людей. Человек перенимает установки могущественных в его глазах людей и, становясь похожим на них, меньше чувствует свою беспомощность, что приводит к снижению тревоги.

Проекция – приписывание своих собственных асоциальных мыс­лей и поступков кому-то другому.

Смещение – подмена реального источника гнева или страха кем-то или чем-то (вымещение зла на объекте, не имеющем отношения к ситуации, вызвавшей гнев).


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Підприємство, його суть, головні ознаки та особливості. Види підприємств у ринковій системі. | Об’єднання підприємств , їх форми та принципи діяльності.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | <== 40 ==> | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.354 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.354 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7