Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Лабораторне заняття 5


Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 493



Испорченность в человеческой природе обусловлена грехопадением, причины которого нельзя искать в Боге или его попустительстве, но снова — в слабости человека, которая, однако, входила в проект совершенного мира. Печать первородного греха на людях — следствие «зараженности» им уже в Адаме. Поясняя как это возможно, Лейбниц говорит о преформации — существовании зародышей органических тел от сотворения мира, а также, в некотором смысле, «семенных» душ, находившихся уже в душе Адама и развитых со временем в разумные души в человеческих телах. Причем, подчеркивает Лейбниц, переход греха происходит не от души к душе, но от одушевленного существа к другому существу, т. е. имеет значение наличие тела, причем тела именно такого — «смертного». Сила первородного греха делает души слабыми в делах естественных и — до возрождения — мертвыми в делах духовных, направляя разум к чувственному, а волю к плотскому, так что по природе люди — дети гнева. Однако искры образа Божия не гаснут совершенно, и могут быть возжены для духовной жизни, но так, что только благодать божья производит обращение.

Эта врожденная испорченность человеческой природы не снимает вины человека, который все-таки сохраняет следы подобия Божия, а именно — в прирожденном свете разума и в свободе. Прирожденный свет состоит в простых идеях, записанных в виде закона в наших сердцах, а также доступных постижению из начал, прирожденных уму. Что касается свободы, то она изъята столь же из необходимости, сколь и из принуждения. Предвидение или предустановление божье не налагает необходимости, ибо в идеальном ряде Создатель видит человека с его свободным выбором и его последствиями. Предрасположенность вещей также не нарушает свободы, поскольку, как мы помним, достаточное основание события лишь склоняет, но не принуждает, и, хотя никогда не бывает полного равновесия мотивов, все же всегда человек может найти основание преодолеть страсть, для чего бывает достаточно иногда одной мысли о возможности воспользоваться свободой. Так что действие всегда добровольно и основание его заключено в действующем. Таким образом, выход из лабиринта о свободе и необходимости находится в правильном воззрении на кажущиеся взаимоисключающими вещи, — путем вынесения надмирной точки абсолютного знания, которую занимает Творец, ведающий все возможные следствия наших поступков во всех возможных мирах и выбирающий минимальное зло в соответствии со своим планом спасения.


[1] Из книги: Лейбниц Г.В. Сочинения в четырех томах. Том 1. М.: «Мысль», 1982. С. 413 - 429.

[2] http://krotov.info/lib_sec/12_l/ley/leybniz_2_047.htm

[3] Т.е. Дж. Локк

[4] Котенко А.А. Вопрос о теодицее у Лейбница и Канта / http://anthropology.ru/ru/texts/kotenko_aa/vita01_20.html.

ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Общество, как любая живая система, представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой, обмена веществом, энергией и информацией. Общество обладает более высокой степенью организации, нежели окружающая его среда. И чтобы сохранить себя как целостность, оно должно постоянно удовлетворять свои потребности, в первую же очередь потребности людей, которые имеют объективный и вместе с тем исторически изменчивый характер. Степень удовлетворения этих потребностей – материальных, социальных, духовных – выступает самым наглядным доказательством эффективного функционирования общества как системы.

Общество не может нормально функционировать не удовлетворив своих материальных и духовных потребностей. Важнейшие из этих потребностей: потребность в пище, одежде, жилище, транспорте и т.д. Но все это создается в процессе материального производства, есть продукт этого производства.

Анализ диалектики материального производства, закономерностей этого процесса позволяет осмыслить и теоретически обобщить основные законы развития общества, познать сущность и направления исторического процесса, прогнозировать будущее. Материальное производство дает ключ к пониманию внутренней структуры общества, его взаимоотношений с внешним миром (средой), отношений с окружающей его природой.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Практичне заняття 6 | Порядок виконання робот
1 | <== 2 ==> | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.231 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.231 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7