Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Мал. 1 Проекти минулого та сучасності


Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 620



 

1. Аннерс Э. История европейского права. М., 1994.

2. Антология мировой правовой мысли. Т. I. M., 1999.

3. Белов Г.Ф. Городской строй и городская жизнь средневековой Германии. М., 1912.

4. Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994.

5. Бортник Н.Л. Средневековые города-государства Западной Европы // Вопросы истории. 1975. № 12.

6. Галанза П.Н. Феодальное государство и право Германии. М., 1963.

7. Гуревич А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970.

8. Гуревич Я.А. Средневековой мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

9. Зелигер Г. Социальное и политическое значение вотчины в ранее средневековье: исследование вотчинного права, иммунитета и земельных пожалований. М., 1994.

10. Итальянские коммуны XIV–XV вв. М.-Л., 1965.

11. Колесницкий Н.Ф. Феодальное государство (VI-XV вв.). М., 1967.

12. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

13. Негуляева Т.М. Городское право Страсбурга XII–XIII вв.: датировка и характер // Средневековый город. Вып. 14. Саратов, 2000.

14. Негуляева Т.М. Учреждение и продажа рент недвижимости в Страсбурге в XIII – начале XIV в. // Средневековый город. Вып. 16. Саратов, 2003.

15. Немецкий город XIV–XV вв.: Сборник материалов. М., 1936.

16. Петрушевский Д.М. Очерки из истории английского государства и общества в средние века. М., 1937.

17. Пиренн А. Средневековые города Бельгии. М., 1937.

18. Подаляк Н.Г. Ганза: мир торговли и политики в XII–XVII столетиях. М., 1998.

19. Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (VI-XVII вв.) / Под ред. В.И. Рутенбурга и И.П. Медведева. Л., 1990.

20. Право в средневековом мире. М., 1996.

21. Проблемы романизации, этногенеза и городского устройства (от античности до средневековья). М., 1977.

22. Рогачевский А. Л. К вопросу о концепции городского права в памятниках Магдебургского права XIII – XV вв. // Средневековый город. Вып. 10. Саратов, 1991.

23. Рогачевский А.Л. Суд небесный и суд земной: памятники магдебургского городского права XIV–XVI вв. и правовые взгляды немецких горожан // Средние века. Вып. 57. М., 1994.

24. Солодкова Л. И. Ранний Кельн: социально-экономическое развитие и освободительная борьба горожан (XI – XIII вв.). Саратов, 1991.

25. Средневековое городское право XII – XIII вв.: Сб. текстов / Сост. Т.М. Негуляева, Л.И. Солодкова. Саратов, 1989.

26. Стам С.М. Средние века: город, ереси, Возрождение, Реформация. Саратов, 1998.

27. Стоклицкая-Терешкович В.В. Основные проблемы истории средне­векового города. М., 1960.

28. Тьерри О. Городские коммуны во Франции в средние века. СПб., 1901.

29. Цивилизация Северной Европы: Средневековый город и культурное взаимодействие / Отв. ред. А. А. Сванидзе. М., 1992.

30. Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. М., 1995.

 


 

 

Городское право

средневековой Европы

Хрестоматия

 

Составители:

Арсений Григорьевич Рагунштейн

Олеся Владимировна Харсеева

 

 

Редактор О.В. Харсеева

Дизайн обложки А.Г. Рагунштейн

Электронная верстка: А.Г. Рагунштейн, М.С. Рулев

 

 

Лицензия ИД № 06248 от 12.11.2001 г.

 

Подписано в печать 28.01.2010 г.

Формат 60x84/16. Печать офсетная. Бумага офсетная.

Уч.-изд. л. 4,4. Тираж ___ экз. Заказ № ______

 

 

Издательство Курского госуниверситета

305000, г. Курск, ул. Радищева, 33

 

 

E-mail: [email protected]

 

 

Отпечатано в лаборатории информационно-методического

обеспечения КГУ

 


[1] Поскольку с каждого двора сеньору уплачивали 1 солид чинша (см. выше), то консул платил лишь половину.

[2] Видимо, сами лавки тканей использовались в качестве галереи, где приносилась присяга.

[3] По всей видимости, имеются в виду старшие члены кафедрального капитула.

[4] Епископский казначей.

[5] Очевидно, крепостную церкви.

[6] То есть сеньора.

[7] В тексте, видимо, описка: вместо censuales – census.

[8] Очевидно, речь идет о тех зависимых людях, которые переселились в город, не выплатив сеньору причитающихся с них повинностей.

[9] Очевидно, тот, кто сполна уплатил сеньору.

[10] То есть городскому судье, который должен был вести эту тяжбу.

[11] Речь идет об отмене фуражных сборов,

[12] Следует обратить внимание на то, что размеры штрафа в пользу судьи и пострадавшего вообще не указаны.

[13] Редкое в средневековых документах официальное признание ростовщического процента.

[14] Очевидно, предполагалось, что город Гослар существует при «дворце императоров», ведущем начало от охотничьего домика, построенного еще при саксонских герцогах.

[15] Имеется в виду ратуша во Франкфурте-на-Майне.

[16] В своем поместье.

[17] Шультгейс — заместитель графа и судья по делам графской юрисдикции.

[18] Имеется в виду фогт, который является представителем (заместителем) бургграфа в городском суде в качестве судьи.

[19] Уходом из заседания суда.

[20] Судебный лен вакантен, так как фогт теряет судейские права.

[21] Разносчики не должны торговать в тот промежуток времени, когда поднят флаг.

[22] 30-дневный срок траура.

[23] Сюзереном этого фландрского графа был французский король Людовик VI Толстый.

[24] То есть права владельца присваивать все, выброшенное морем на его землю.

[25] То есть Священной Римской империи.

[26] Один из крупных баронов Франции.

[27] В конце XII – начале XIII вв. Падуя, как один из самых крупных и экономически развитых городов Северной Италии, получила право на самоуправление, что было подтверждено мирным договором с германским императором Фридрихом I в 1183 г.

[28] Высшее должностное лицо в итальянских коммунах. Обычно на этот пост избирался житель другого города. Длительность срока службы подесты в Падуе – один год (1175–1295 гг.) и шесть месяцев (1295–1406 гг.).

[29] Совет Шестидесяти, он же Малый Совет, обсуждал вопросы, выносившиеся затем на утверждение Большого Совета. В Падуе вначале состоял из 40 членов.

[30] Лица, имевшие специальную юридическую подготовку и выполнявшие функции юридических советников при наиболее важных должностных лицах коммуны, обладали правом самостоятельного расследования отдельных дел.

[31] Светские лица, имеющие право на занятие должностей в коммуне (см. ст. 228).

[32] Писцы при должностных лицах коммуны.

[33] Город Падуя был разделен на четыре территориальные части (квартерии), каждой из которых соответствовала определенная территория дистрикта (всей подчиненной городу территории).

[34] Высший законодательный орган городской коммуны, в компетенцию которого входили все наиболее важные вопросы государственного управления. В Падуе, вначале состоял из 400, затем (с 1277 г.) из 1000 членов.

[35] Налог с имущества, которым облагались все жители города и дистрикта; ложился основной своей тяжестью на плечи низших слоев населения: например, с имущества стоимостью в одну лиру взималось 1/20 лиры налога, с имущества в 100 лир – 2,5 лиры.

[36] Граждане Падуанского дистрикта, несшие в зависимости от своей состоятельности конную или пешую службу в падуанском ополчении.

[37] Лира (libra, фунт) состояла из 20 солидов, солид – из 12 малых денариев. На территории Падуанского дистрикта в XIII в. имели хождение венецианские и веронские денарии.

[38] Судебный чиновник.

[39] Статуты делились на две категории. Выполнение одних было обязательным во всех случаях, другие могли быть отменены специальным решением Совета (необязательные статуты).

[40] Должностные лица Коммуны Падуи, следившие за соблюдением общественного порядка и взимавшие мелкие штрафы.

[41] Должностные лица города (анцианы коммуны) и цехов (народные анцианы).

[42] Осужденным на изгнание за долги вообще запрещалось появляться в городе и пригородах (ст. 552); изгнанникам за долги коммуне запрещалось появляться в коммунальном дворце и на прилегающих к нему улицах, преступники же изгонялись вообще за пределы дистрикта.

[43] Мера сыпучих тел.

[44] Одна из высших магистратур коммуны. Консулы занимались расследованием и решением судебных дел.

[45] Сборщик коммунальных доходов. Одновременно наблюдал за выполнением службы другими чиновниками.

[46] Надзиратель за коммунальным имуществом.

[47] Чиновник, следивший за дорогами, каналами, мостами и пр. и разрешавший межевые споры.

[48] Оценщик имущества.

[49] Несвободная женщина.

[50] Должностные лица в сельской местности, исполнявшие судебные и административные функции.

[51] Освобождение Падуи от тирании Эццелино да Романо в 1256 г.

[52] Предыдущий статут был принят до 1236 г.

[53] Арендаторы, державшие землю сроком от 10 до 29 лет, а иногда на несколько поколений на основе либеллярной грамоты.

[54] Арендная плата за землю, установленная договором.

[55] Держание, при котором крестьянин выплачивает господину часть урожая, оставляя остальное себе. Здесь употреблено в противовес господскому праву (ad domnicatum), при котором земля обрабатывается за счет господина, который получает весь урожай и выплачивает работнику поденную плату.

[56] Земельный надел феодально-зависимого крестьянина.

[57] 29 июня.

Т

Москва

«МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»


УДК 341(075.8)

ББК 67.412Я73

Р15

Радбрух Густав

Р15 Философия права. - Пер. с нем. - М.: Междунар. отноше-

ния, 2004. - 240 с.

ISBN 5-7133-1197-Х

Выдающийся немецкий ученый-правовед обосновывает взгляд на пра­во как на культурную ценность. Исходным пунктом его анализа являются приоритет и исключительная ценность личности в праве.

Определяя право как волю к справедливости, Радбрух подчеркивает, что законы, «пожирающие» эту волю, недействительны и не должны ис­полняться. Автор развивает свою мысль, анализируя отдельные институ­ты права: собственность, договор, брак, и указывает пути внедрения своих идей в юридическую практику.

Ставшая классикой философско-правовой мысли, книга Г. Радбруха органично вписывается в традиционную и остроактуальную поныне по­лемику о сущности права.

Для юристов, философов, ученых и практиков, студентов и аспирантов.

УДК 341(075.8) ББК67.412Я73

© C.F. Miiller Verlag, Hiithig GmbH, Heidelberg,

1999 © Перевод на русский язык Ю.М. Юмашева,

2004
© Подготовка к изданию и оформление изд-ва
ISBN 5-7133-1197-Х«Международные отношения», 2004


Оглавление

Предисловие переводчика...................................................................................... 7

§ 1. Действительность и ценность..................................................................... 11

§2. Философия права, как наука о ценности права..................................... 17

§ 3. Научные направления в философии права............................................ 26

§ 4. Понятие права............................................................................................... 41

§ 5. Право и мораль.............................................................................................. 49

§ 6. Право и обычай.................................................................................. .......... 60

§ 7. Цель в праве................................................................................................... 64

§ 8. Философско-правовое учение о политических партиях ... 74

§ 9. Антиномии идеи права................................................................................ 86

§ 10. Действие права.............................................................................................. 92

§ 11. Философия истории права....................................................................... 102

§ 12. Философия религии права............................................................... 109

§ 13. Психология юриста........................................................................... 114

§ 14. Эстетика права................................................................................... 123

§ 15. Логика правовой науки.................................................................... 127

§ 16. Частное и публичное право..................................................................... 141

§ 17. Лицо................................................................................................................ 146

§ 18. Собственность............................................................................................. 151

§ 19. Договор.......................................................................................................... 160

§ 20. Брак................................................................................................................. 165

§ 21. Наследственное право.............................................................................. 173

§ 22. Уголовное право................................................................................. 177

§ 23. Смертная казнь................................................................................... 185

§ 24. Помилование....................................................................................... 190


Философия права

§ 25. Процесс........................................................................................................ 194

§ 26. Правовое государство............................................................................. 198

§ 27. Церковное право....................................................................................... 205

§ 28. Международное право............................................................................ 211

§ 29.Война............................................................................................................ 219

Приложения

1. Пять минут философии права.................................................................... 225

2. Законное неправо и надзаконное право................................................. 228


Предисловие переводчика

Цель предисловия - дать российскому читателю необходимые сведе­ния об авторе данной книги и о круге затрагиваемых в ней проблем.

Г. Радбрух родился в Любеке 21 ноября 1878 г., изучал право в Мюнхе­не, Лейпциге, Берлине и с 1904 года начал преподавать в Гейдельберге, сперва как приват-доцент, а затем и в качестве профессора. В свой «гейдельбергский период» он испытал сильное влияние со стороны со­циолога М. Вебера (1864-1920) и философа Э. Ласка (1875-1915). Г. Рад­брух участвует в Первой мировой войне, в 1919 году вступает в СДПГ и с 1920 по 1924 год является членом Рейхстага от этой партии. Одно­временно он занимал пост министра юстиции в различных кабинетах Веймарской республики (с 1921 по 1923 год), а с 1926 года полностью отдается научно-преподавательской деятельности. С приходом Гитлера к власти его полностью отстраняют от преподавания по политическим мотивам, и он вынужден печататься в основном за границей. После окон­чания Второй мировой войны Г. Радбрух возвращается к преподаванию права в Гейдельберге. Он скончался 23 ноября 1949 г. в возрасте 71 года.

Что касается научной деятельности Г. Радбруха, то его вклад в теорию и философию права трудно переоценить, что, в частности, подтверж­дают 20 томов трудов, публикация которых завершилась лишь в кон­це прошлого века. А его первая книга, переведенная на многие языки, включая и русский, «Введение в науку права»1 появилась в 1910 году. За ней последовали в 1914 году «Основы философии права»> послужив­шие прообразом его «Философии права», которая после опубликова­ния в 1932 году сделала ее автора всемирно знаменитым и которая ныне выносится на суд российского читателя в переводе на русский язык.

В этой книге Г. Радбрух руководствуется идеями неокантианства, фило­софского течения, зародившегося во второй половине XIX века после того, как немецкий философ О. Либман (1840-1912) провозгласил в 1865 году лозунг «Назад к Канту!». Оно достигло своего расцвета (на­ряду с марксизмом) в конце XIX - первой трети XX веков. Наиболь­шую известность получили две школы неокантианства - Марбургская во главе с ее наиболее выдающимися представителями - Г- Когеном (1842-1919), П. Наторпом (1854-1924) и Э. Кассирером (1874-1945), и фрайбургская (баденская, или юго-западная), идейными вдохновите­лями которой были не менее именитые философы - В. Виндельбанд (1848-1915) и Г. Риккерт (1863-1915).

1 См. Радбрух Г. Введение в науку права. - М., 1915.


Философия права

Г. Радбрух относит право к сфере культуры и определяет его как дан­ность, смысл которой - стремиться к идее права. Идея же права не мо­жет быть ничем иным, как справедливостью. При этом он понимает идею не в платоновском смысле как интуитивно постигаемые прооб­разы вещей, а в кантианском - как понятие о «совершенстве, к кото­рому можно приближаться, но невозможно полностью достигнуть».

Анализируя основной вопрос философии права о взаимоотношениях права и морали, он приходит к выводу о конфликте между ними, ко­торый вытекает из внешнего формализма и властной природы права, с одной стороны, и внутренней содержательности и убеждающего характера морали - с другой. Но верный своей концепции примата справедливости, он усматривает одновременно и связь между правом и моралью в том, что право, наделяя индивида субъективными права­ми, позволяет ему защищать свое человеческое достоинство и тем са­мым выполнять моральный долг перед обществом.

Для Г. Радбруха право, благодаря одному из составных элементов идеи права - целесообразности, непосредственно связано с различными государственно-правовыми воззрениями, на основе которых он рас­сматривает с разных точек зрения взаимоотношения между личностью и государством и развивает философско-правовое учение о полити­ческих партиях. Оно не потеряло своей актуальности и в наши дни, особенно для сегодняшней России.

В теоретическом плане книга Г. Радбруха интересна и тем, что он как и Г. Кельзен, вводит понятие «базовой нормы». Однако у Радбруха в соответствии с его приверженностью идее справедливости - этичес-ко-правовая норма изначально подчеркивает ее социальную значи­мость и предполагает невозможность использования для создания «аморальных законов». Именно такое понимание «базовой нормы» позволяет Г. Радбруху обосновать нравственную природу «правового государства» (§ 26), которое «назначается законодателем лишь при ус­ловии, что оно будет считать себя связанным собственными закона­ми» и подчиняться им.

Особенную часть своей работы Г. Радбрух посвящает проверке пра­вильности своей философско-правовой теории на примерах при­менения ее к различным отраслям и институтам права. Речь идет в основном о государственном, гражданском, семейном, наследствен­ном, уголовном, международном и церковном праве. И здесь его ана­лиз оказывается на удивление актуальным.

В договорном праве он отмечает тенденцию к ограничению свободы договоров, что стало повседневной практикой в наши дни. Даже в на­следственном праве его философско-правовой анализ находит под-


Предисловие переводчика

тверждение в современной действительности, особенно в том, что ка­сается хозяйственной сферы. В частности, он подчеркивает важность правопреемства для эффективного функционирования предприятий после ухода их создателей, ибо сознание того, что они будут продол­жать жить в «своих детищах» - «важный побудительный мотив для развития экономики и культуры». Соответственно и принцип право­преемства должен гласить: «К наследству может быть призван лишь тот, кто продолжает дело истинных целей собственника». И этот принцип находит неожиданный отклик в практике современных про­мышленных гигантов, включая и сферу передовых технологий, и даже перерастет в трудно разрешимую проблему, поскольку неудачный выбор «наследника» чреват отрицательными последствиями для про­цветания некогда успешных компаний.

Несомненный интерес представляют и параграфы, посвященные се­мейному и уголовному праву, в которых помимо прочего дается оцен­ка соответствующего законодательства нашей страны первых лет советской власти. Даже церковное право, которому Г. Радбрух уделяет большое внимание, не потеряло своей актуальности, особенно в связи с разработкой конституции Европейского Союза. Наконец, необхо­димо отметить, что при написании своей книги Г. Радбрух придер­живался позитивистских взглядов. Красноречивым свидетельством тому является его анализ деятельности судей (§ 10), которые, по его убеждению, обязаны жертвовать собственным правовым и нравствен­ным чувством во имя высшего авторитета закона. Подобный конф­ликт Г. Радбрух называл «трагическим», поскольку не видел его решения.

Однако включенные в данное издание две небольшие статьи - «Пять минут философии права» и «Законное неправо и надзаконное право» -свидетельствуют о коренной эволюции его взглядов на юридический позитивизм после Второй мировой войны и разгрома фашистской Германии. В последней из них сформулировано положение, которое вошло в историю философии права под названием «формулы Рад-бруха». Ее суть заключается в том, что под влиянием антигуманных (в первую очередь расистских) законов Третьего рейха Г. Радбрух конкретизировал понятие «аморальных законов» и стал отрицать обя­зательность таких законов для судей. Другими словами, судья соглас­но этой формуле обладает правом отказываться от выполнения тех действующих законов, которые столь вопиюще несовместимы со справедливостью, что фактически полностью ее отрицают. И таким законам Г. Радбрух отказывает в правовой природе, так как в них сознательно не признается равенство, составляющее суть справедли­вости. Данная статья считается наиболее влиятельной философско-


Философия права

правовой статьей XX века. А «формула Радбруха» неоднократно при­менялась немецкими судами при денацификации Германии и в отно­шении законов бывшей ГДР.

В заключение этого краткого обзора необходимо отметить еще одну немаловажную деталь, касающуюся изучения и преподавания теории и философии права в нашей стране и за рубежом. Теория и филосо­фия права призваны служить инструментом для более эффективного применения действующего законодательства. В нашей же стране фи­лософия права как научная дисциплина и как учебный предмет носит чисто академический характер и мало приспособлена для нужд прак­тики.

Осталось лишь добавить, что перевод «Философии права» Г. Радбруха сделан с немецкого издания 1999 года, выпущенного в свет издательством C.F. Milller, Heidelberg. Несмотря на прошедшие 70 лет она продолжает оставаться на удивление современной и полной плодотворных идей, учит думать и глубже понимать право. Осознание нашими юристами ее лейтмотива - право должно служить справедливости - будет спо­собствовать укреплению доверия к отечественному праву, основатель­но подорванного и самой властью, и судейским сословием.

В центре этической теории И. Канта стоит человек, его достоинство, его судьба. И все должно делаться во имя Человека. Г. Радбрух закан­чивает свою статью «Законное право» и «Надзаконное право» гимном правовому государству и демократии, которые следует беречь, как зе­ницу ока. В этом смысле он верный последователь И. Канта. Его книга написана в той же гуманистической тональности. Она - классика фи­лософии права. И нельзя не согласиться с авторами послесловия к не­мецкому изданию, что она войдет с нами в XXI век (выпуск книги тем же издательством в конце 2003 года лишь подтверждает эти слова).

В заключение хотелось бы выразить слова самой искренней и сердеч­ной признательности Институту «Открытое общество» и издатель­ству «Международные отношения», без поддержки которых книга не смогла бы увидеть свет, а также поблагодарить выпускников и студен­тов факультета права Государственного университета - Высшая шко­ла экономики Ефременкова И.Н., Косорукова К.А., Скуридину К.В., Терезову Ю.Ю., Вандрушеву О.Ю. и Гаврикову В.В., и разумеется, мою жену Марину.

ЮМ. Юмашев


Каждый раз, когда мы размышляем,

мир рассыпается на мелкие кусочки, И каждый раз как-то незаметно, исподволь

мы создаем прекрасные мосты. Рихард Демель

§ 1. Действительность и ценность

Философия права - часть философии. Поэтому представляется необ­ходимым рассмотреть прежде всего общие философские предпосыл­ки философии права1.

Наш жизненный опыт формируется... объективно существующей дан­ностью, которая служит для него «сырым необработанным материалом» и в которой действительность и «ценность» хаотически переплетены и между ними нет упорядоченной взаимосвязи. Мы воспринимаем (познаем) людей и вещи, обладающие ценностью или не обладающие ею. И при этом не отдаем себе отчета в том, что мы, субъекты наблюде­ния, являемся источником ценностных критериев, а не вещи и люди -объекты этого наблюдения. Лицо человека, подобно нимбу, светится благородством. При созерцании ветвей старого дуба мы ощущаем священный трепет. Мы убеждены в токсичности ядовитого растения и видим в нем моральное зло2.

Первостепенной задачей разума является необходимость выделить собственное «я» из данности, противопоставить себя ей и тем самым отделить «ценность» от действительности.

Разум научается то отключать свое оценивающее сознание, то целе­направленно использовать его. И тем самым мы неосознанно, инстинк­тивно (wertblind) воссоздаем из хаоса данности сперва «царство природы» - ибо природа не что иное, как объективно существующая внешняя среда, данность, но только «очищенная» от вводящих в заб­луждение оценок. И наоборот, когда разум, действуя осознанно, начи­нает устанавливать определенную шкалу ценностей и взаимосвязей между ними, то в данном случае он, как «царство ценностей», проти-

Нижеследующие соображения основаны на философских взглядах Виндель-банда, Риккерта и Ласка. Особенно важную роль для этой книги сыграла «Фи­лософия права» Ласка. См. Lask. Gesammelte Schriften, Bd. 1, 1923, S. 275 ff. Cm. Ed. Spranger. Lebensformen, 5 Aufl.,1925, S. 37.

1 1


Философия права

вопоставляется «царству природы»'". Инстинктивное (интуитивное, неосознанное) поведение с методологической точки зрения является элементом естественно-научного мышления, а оценивающий образ действия, применяемый систематически, характеризует «философию ценностей» в ее трех ипостасях: логики, этики и эстетики.

Однако наряду с инстинктивным и оценивающим поведением существу­ют два промежуточных вида: относящийся к ценности (wertbeziehende Haltung) и надценностный (метафизический) (wertuberwindende). Прежде всего, суть поведения, относящегося к ценности, можно на­глядно пояснить на примере понятий, появление которых непосред­ственно им вызывается.

Понятие науки не идентично ценности истины; наука определенной эпохи характеризуется не только достижениями, но и заблуждениями.

Однако, если мы включаем как неудачные, так и успешные исследо­вания в понятие науки, то получается, поскольку они были нужны и востребованы, что они подпадают под понятие истины. Ведь пред­назначение и суть науки, как объективно существующей данности, независимо от того, приходит она к истинным или ошибочным ре­зультатам, - служить истине. То же самое можно сказать и об искусст­ве, в том смысле, что оно - неотъемлемая часть истории искусства... Однако в данном случае речь идет не о прекрасном в чистом виде, а о смеси стиля и безвкусицы, объединенных одним понятием в инте­ресах удовлетворения всеобщей потребности в красоте. Понятие мо­рали с точки зрения этнографии включает в себя и угрызения совести, но лишь в смысле тех неудач, которые имели место на пути ее стрем­ления к добру. Все эти и многие другие понятия охватываются поня­тием культуры. Оно поэтому имеет ту же структуру'2*1, что и те другие

'" В отношении представленного здесь взгляда на «четверичность» «царств мыслимого» (die Reiche des Denkbaren) см. у Гете касательно числа 4 (по поводу четырех элементов: «Ясное число, содержащее двойную симметрию и вытека­ющее отсюда удобство, делает такую теорию вполне распространенной». -Gesch. d. Farbenlehre (zu Jul. Caesar Scaliger) Bd. 40, S. 179). - О «четверично-сти» см. также Boll Sterngkube und Sterndeutung, 2 Aufl, S. 67. См. также о роли числа 4 в стихосложениии, риторике: Th. Bin. Horaz. - Lieder, Studien. 1925, S. 139-141. - Число 4 имеет почти у всех народов мистический смысл: Hartner-Frankfurt «Zahlen Systeme d. Primitiv-Volker» - Frkft. Ztg. 11. 11. 41. -Против моего понятия права «относящегося к ценности» см. Trentin. La crise du droit et de I'etat. 1935, S. 131 ff. (Эту книгу следует иметь в виду и при про­верке моих идей.)


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Від авторів | Мал. 2 Унікальні розв’язки звичайних речей
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | <== 22 ==> | 23 | 24 | 25 | 26 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.219 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.219 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7