Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Sequences: Basic Definitions


Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 502



Была ли у Конта наука следствием его утопии или, наоборот, утопия -следствием его научных воззрений или, наконец, наука и утопия у него были независимы друг от друга? Как бы мы ни ответили на этот вопрос, ясно одно: Конт внес важный вклад в становление социологии как научной дисциплины. Он обосновал ее необходимость и возможность. Это обосно­вание было по сути своей и неизбежно философским и, шире, мировоззрен­ческим: очевидно, что изнутри социологии обосновать ее было невозможно, так как в качестве самостоятельной науки она еще не существовала, Конт понимал, что он находится лишь у истоков создания новой науки. Он наметил ее программу и отчасти пытался ее реализовать. Кое-что из этих попыток соответствовало его программе, кое-что ей противоречило.

Конт внес серьезный вклад в формирование онтологических парадигм со­циологического знания, т. е. ключевых представлений о социальной реально­сти. Он доказывал ставший парадигмальным тезис о том, что социальная реальность - часть всеобщей системы мироздания. Он обосновал идею автоно­мии «социального существования» по отношению к индивидуальному. Он од­ним из первых разрабатывал такие парадигмальные понятия, как «социальный организм» и «социальная система». (Правда, он еще не различает общество и человечество, считая, что это одни и те же сущности, развивающиеся одинако­вым образом.) Конт сформулировал эволюционистскую парадигму, доказывая, что все общества в своем развитии раньше или позже проходят одни и те же стадии. Он обосновал разделение обществ на военный и индустриальный типы, которое впоследствии продолжили и развили другие социологи. Его идеи ле­жат в основе разнообразных теорий индустриализма и технократии. Он зафик­сировал выдвижение на авансцену социальной жизни и рост значения новых социальных категорий: предпринимателей, банкиров, инженеров, рабочего клас­са, ученых. Он был родоначальником одной из главных социологических тра­диций-традиций исследования социальной солидарности (обозначаемой также терминами «согласие» и «сплоченность»).

В эпистемологическом аспекте огромное значение имел тезис Конта о том, что структура и развитие общества подчинены действию законов, ко­торые необходимо изучать и на основе которых следует строить социаль­ную практику. Его различение социальной статики и социальной динамики в той или иной форме сохранилось на протяжении всей истории социоло­гии, а также проникло в смежные науки. Сохраняют свое значение и мно­гие из его постулатов, касающиеся методов социологии: наблюдения, эксперимента, сравнительно-исторического метода и т. п. Даже его мисти­ческий «субъективный» метод оказал известное влияние на судьбы социо­логической мысли.

В этическом аспекте важную роль в развитии социологии сыграло обо­снование Контом выдающейся роли ученого в современном обществе. Его вклад в профессиональную этику новой науки состоял прежде всего в доказательстве необходимости преобладания наблюдения над воображе­нием и в громком призыве не «проклинать» и не «хвалить» социальные факты, а изучатьих; тем самым он актуализировал применительно к соци­ологии важнейший для научной этики тезис Спинозы: «Не смеяться, не плакать, а понимать». Правда, сам Конт в своей «субъективной» социоло­гии и «позитивной политике» часто следовал противоположным принци­пам. Но он с такой силой обосновывал этику непредвзятого, свободного от всяких догм, беспредпосылочного исследования, что позитивизм в социо­логии всегда связывался именно с такой этикой. Именно она и стала глав­ной для профессии социолога.

Что касается значения Конта для институционально - организационной стороны развития социологии, то здесь можно говорить не о прямом, а лишь о косвенном его влиянии. Время институционализации социологии при нем еще не наступило. Как говорил сам Конт, «колыбель не может быть троном». В его время социология находилась еще в колыбели. Нельзя ска­зать, чтобы социология когда-нибудь или где-нибудь до сих пор находилась «на троне». Но в том, что она сегодня занимает вполне достойное место среди наук о человеке, заслуга Конта несомненно велика.

Литература

1. Сен-Симон. Избр. сочинения. М.; Л., 1948. Т. 1.

2. Конт О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мыш­лении). СПб., 1910.

3. Маркс А"., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 32.

4. Хайек Ф. Дорога к рабству/ Пер. с англ. Н. Ставиской. Лондон, Нина Карсов, 1983.

 

Модерн

Стиль модерн в архитектуре и дизайне интерьера сравнительно молод по историческим меркам – он ровесник промышленной революции второй половины девятнадцатого столетия. Прогресс шел вперед семимильными шагами, Европу окутала густая сеть железных дорог, океаны пересекали стальные корабли, приводимые в движение не ветром, а паром, писатели-фантасты предсказывали скорое появление летательных аппаратов тяжелее воздуха, подводных лодок и прочих чудес. А городское население тем временем стремительно росло. И не только за счет фабричных рабочих. Так что, новым законодателем моды в городской архитектуре и дизайне квартир стала молодая буржуазия.

Само слово модерн («современный» сразу на нескольких языках) прижилось только в России и Великобритании. Во Франции этот стиль называется «ар-нуво» (новое искусство), в Германии югендстиль (молодой стиль). Как видите, названия разные, но смысл схожий. И, как ни странно, модерн остается молодым, новым и современным и полтора столетия спустя.

Для дизайна интерьера в стиле модерн характерен отказ от острых углов, которые сменили плавные линии – плоскости стен как бы плавно перетекают друг в друга. Немаловажной деталью интерьера стали арки. Другая характерная деталь – ниши, в которых размещаются картины или панно. В отделке преобладают мягкие приглушенные цвета. Популярны и обои с растительными орнаментами. Лепнина под потолком на этом фоне смотрится вполне гармонично. Интерьер в стиле модерн выглядит просто и естественно – ведь создатели этого стиля руководствовались призывом «Назад к природе».

В модерне нет холодной строгости классицизма и вычурной избыточной роскоши барокко и рококо. Этот интерьер мало подходит для аристократических салонов или бальных залов, он прочно ассоциируется с поэтическими салонами начала двадцатого столетия.

Сейчас разделяют два типа стиля модерн – декоративный и конструктивный. Декоративный стиль – это модерн эпохи его расцвета, здесь основное внимание уделяется красоте декоративного оформления – витражи, орнаменты, мебель ручной работы. Конструктивный стиль появился позже – здесь главным становится уже функциональность. Но такие элементы раннего модерна как плавность линий и простота форм никуда не делись. В любом случае модерн – это гармоничный синтез различных видов искусства.

В наши дни стиль модерн не теряет своей популярности – этот стиль, также как и эклектика, позволяет подчеркнуть индивидуальность владельца квартиры или загородного дома. Плавность линий в сочетании с асимметрией, мягкие тона в отделке, использование натуральных отделочных материалов. На протяжении всего двадцатого столетия этот стиль дизайна интерьера неоднократно клеймили как декадентский, мещанский, безвкусный. Но в новом тысячелетии модерн переживает свое второе рождение.

 

Когда говорят о модерне, то очень часто французские или британские дизайнеры используют также название «ар-нуво», а в Германии его называют «югенд-стиль». Австрийцы предпочитают называть стиль модерн также «сенцессионом». Но дело, как говорится, даже не в названии. Изначально стиль модерн был, собственно говоря, придуман для того, чтобы создать художественный стиль в чистом виде. Появление модерна имело своей причиной тяготение дизайнерской мысли к эклектике, чему модерн и был призван противостоять. Если говорить о воплощении модерна в дизайне интерьера, то он обычно выражается в виде растительного орнамента, использованного в отделке мебели. При этом, конечно, обязательна стилизация. Модерн в самых крайних своих проявлениях часто проявлялся в виде пузыреобразных формах на фоне прихотливых очертаний в принципе. Однако, существовал и конструктивный модерн, который предпочитал четкость линий и избавление от излишеств. Такой модерн проявлялся чаще всего в геометрическом орнаменте, довольно простому и безыскусному декору, а также, зачастую, к довольно упрощенному дизайну.

1. Конструктивный модерн - стремится к чистоте форм, выявлению каркасной конструкции, геометрической правильности строгих больших плоскостей.
2. Декоративный модерн - отличается богатством орнаментики растительного характера, использованием криволинейных и "текучих" форм на фасаде и в плане здания, уподобляя здание живому организму.

 

МОДЕРН КОНСТРУКТИВНЫЙ г.Харьков:  
Торговая биржа на бывшей пл. Тевелева (ныне пл. Конституции), арх. А.В. Линецкий, 1925 г. ныне - корпус института искусств.
Здание бывшей мануфактуры "Зильберман и сыновья" по ул. Энгельса, арх. М.Е. Компаниец, 1910-е гг.

 
   
Здание бывшей мануфактуры Кулаковского по ул. Энгельса © 19, арх. А.И. Ржепишевский, Н.В. Васильев, начало XX в.  
Здание крытого Благовещенского рынка по ул. Энгельса © 33 , арх. И.И. Загоскин, 1914 г.    

В начале XX века на базе идей модерна появляются идеи принципиального разрыва с историческим опытом, стремление утвердить новые начала искусства, его всеобщее обновление. Авангардные тенденции в искусстве, обращение к "чистой", максимально геометризованной форме оказывают влияние на новые напрвления в архитектуре. Появляется целый ряд художественных течений, позже получивший обобщенное название "модернизм" (от фр. "modernisme" - "новейший", "современный"). Модернизм провозгласил в архитектуре приоритет функции и конструкции. В русле этого общемирового течения в советской архитектуре 1920-х - 1930-х гг. появилось стилистическое направление, получившее название "конструктивизм". Главной задачей его представители считали осмысление формообразующих возможностей новой техники, "конструирование" формы и окружающей среды. В основе конструктивизма лежат целесообразность, логичность, минимализм, художественная выразительность "чистых форм" и материалов (железобетона, стекла, дерева). Эстетика утилитарной простоты противопоставляется "пошлой роскоши" буржуазной культуры. В композиции преобладает асимметрия, динамика, чёткость и контраст простых геометрических объёмов, глухих и остеклённых поверхностей. Появляются новые типы зданий: дома-коммуны, клубы, театры с многофункциональным и трансформирующимся пространством, "Дворцы Советов", "Дворцы Труда" и др. Активные поиски новых приёмов ведутся также в сфере градостроительства: разрабатываются новые планировочные решения городов и рабочих посёлков, появляется принцип "линейного города".
В начале 1930-х гг. конструктивизм подвергся критике со стороны сталинских властей, творческие организации конструктивистов были ликвидированы под предлогом создания единого творческого Союза архитекторов СССР. В архитектуре был осуществлен переход к помпезным формам "сталинского неоренессанса", призванного величием своих эклектичных форм прославлять силу и могущество великого социалистического государства. Многие здания, построенные в формах конструктивизма, были реконструированы и "переодеты" в новые формы.
В это же время в Европе и США появилось стилистическое направление , получившее название "Ар деко". Для него характерно сочетание чёткой конструктивной основы и декоративных приёмов оформления фасада, опирающихся на исторические прототипы, монументальность, симметрия. Античные и египетские мотивы сочетаются с принципами конструктивизма. Его также называли "нео-классика", "классицистическая дорика", "промежуточный стиль". Архитектура СССР сталинского периода развивалась, в основном, в рамках этого стилистического направления, популярного также в Германии, Италии, США.


Конфликт между конструктивным началом и орнаментализмом в модерне

Конфликт между конструктивным началом и орнаментализмом в модерне вступил в последнюю фазу. Конструкция, древняя, как сам мир, лежащая в основе всего современного строительства и архитектуры, завоевывала позиции в художественно-прикладной промышленной продукции, в том числе в производстве мебели по дизайну ведущих архитекторов и художников, практиков и теоретиков. К началу 10-х гг. XX в. кризис модерна как стиля обозначился со всей определенностью. Первая мировая война подвела черту под достижениями и просчетами модерна.
Стиль, утверждавший приоритет конструкции и функциональности, которую провозглашали американский архитектор Луис Генри Салливен и австриец Адольф Лоос, был назван конструктивизмом и окончательно утвердился в Европе и Америке. Можно сказать, что с самого начала он имел международный характер. Глашатаями конструктивизма были знаменитые архитекторы Анри Ван де Вельде, Петер Бсренс, Герман Мутези-ус, Вальтер Гропиус, другие мастера, присоединившиеся к ним в более позднее время. Они утверждали эстетику целесообразности, рациональность строго утилитарных форм, очищенных от романтического декоративизма модерна, стремились к активному сотрудничеству с промышленными предприятиями.
После окончания Первой мировой войны конструктивизм в мебели продолжает завоевывать позиции. На какое-то время ведущее положение здесь заняла Голландия, где в 1917 г. молодые художники и архитекторы объединились вокруг журнала «Стиль» во главе с теоретиком Тео ван Дус- бургом. В группировку «Стиль» входили живописец Пит Мондриан, скульптор Жорж Вантенгерлоо, архитектор Геррит Томас Ритвелд и др. Их концепция оформления пространства и формы - кубоконструктивизм - находилась под сильным влиянием французского кубизма - художественного течения в искусстве, провозглашенного Пикассо и Браком в 1906-1908 гг. на основе художественных изысканий Сезанна.

Помимо четких геометрических форм это течение привнесло в дизайн мебели новые цветовые сочетания - чистые цвета красного, синего, желтого. В 1917 г. архитектор Геррит Томас Ритвелд изобрел форму необычного кресла и назвал его «аппаратом для сидения». У этого «аппарата» было колористическое название «Красно-синий стул». Он приобрел повсеместную известность как родоначальник конструктивизма и кубизма в мебели. От него ведет отсчет новое направление конструирования мебельных форм.

Выполненный в 1923 г. «Берлин стул» демонстрирует характерные черты дизайнерских концепций Ритвелда как типичного представителя объединения «Стиль». Он еще более лаконичен в конструкции, состоящей из пересечения вертикалей и горизонталей, окрашенных в черно-белый цвет. Ритвелд производил и многие другие необычные варианты новейшей мебели по типовым проектам для массового изготовления.

Огромный вклад в производство современной мебели, основанной на принципах конструкции, внесли мастера Баухауза, созданного Вальтером Гропиусом в 1919 г. Так, будучи еще студентом Баухауза, Марсель Брейер разработал модель кресла в духе «аппарата для сидения» Ритвелда - «Красно- синего стула». Было это в 1922 г., но через четыре года Брейер сконструировал свой знаменитый «Вассили Стул» из полых металлических трубок и красных ремней, дав ему имя собственное в честь известного русского авангардиста Василия Кандинского. Международный успех «Вассили Стула» способствовал тому, что Брейер начал активно работать над типовыми моделями столов и стульев из полых трубок с учетом их фабричного производства. Эти модели у Брейера купили мебельные фирмы Тонет- Мундус.
Двадцатыми годами завершился самый сложный период «лабораторных» поисков, экспериментов в области архитектуры и искусства бытовой вещи. Уникальные предметы и украшательский подход к утилитарной вещи вытесняются по-новому осмысленной, очищенной от посторонних примесей формой, создаваемой на основе триединства конструкции, материала и техники. Здесь уместно привести столь же меткие, сколь и глубокие по смыслу слова Мис ван дер Роэ, произнесенные им в 1923 г.: «Формы ради формы не существует; форма не цель работы, а исключительно лишь ее результат».

В 1924 г. в Мюнхене была устроена выставка под девизом «Форма без орнамента», где все, от сковород до занавесей, было сделано в соответствии с принципами функциональности и рассчитано на массовое производство. В выставленных образцах мебели преобладали три основные формы: блок - объем, навеянный образом каменной глыбы, заключавший всю конструкцию внутри плоского корпуса; коробка, состоявшая из крышек, рамы и ножек, образовывавших комод, письменный стол или буфет; рама, выявлявшая конструкцию и характерная для применения в столах и стульях.
Конструктивизм оказался могучим стилем. Его влияние вышло за рамки архитектуры и дизайна. Идеи конструктивности были живо восприняты такими талантливыми композиторами, как И. Стравинский, А. Шёнберг, П. Хиндемит, А. Онеггер, И. Шиллингер, Э. Кшенек. Новаторские поиски конструктивизма пришлись по душе архитекторам и литераторам, Художникам и деятелям театра.

В рассматриваемый период наряду с главным руслом развития существовало много второстепенных, более или менее ценных художественных течений. Среди них встречаются и очередные «возвраты» к стилевым формам минувших эпох; нередко имеет место причудливое смешение старых и новых форм; в таких странах, как Германия и Италия, в годы фашистского режима усиленно насаждался «классицизм». Однако с точки зрения основных тенденций времени рецидивы подобного рода особого значения не имели. Отдельные талантливые мастера, оторвавшись от главной линии развития, окунулись в мир романтики, пышной декоративности и пряного артистизма; создававшиеся ими «декоративные предметы» и «декоративная мебель» служили изощренным вкусам и потребностям небольшой кучки гурманов (Э. Фаренкамп, П. Л. Троост, К. Пуллих, Э. Пфейфер и др.).

 

Модерн разрабатывался по двум линиям. Конструктивная и декоративная линии различаются первая причудлива, а вторая создаётся помощью прямых линий.

Если рассматривать особенности модерн подробнее, можно отметить любовь к линиям, которые нужно было воспроизводить самыми разными способами. Например, на потолке было принято располагать лепнину, из растительных фрагментов. Речь о плоскорельефном гипсе. В декорированной линии встречаются очень необычные элементы интерьера. Вещам можно придавать любую растительную необычную форму. Главное полный творческий бардак, никакого порядка, вон логику. А растительный орнамент обязательно должен оплести и мебель если речь о модерне декорирующего типа. Если рассматривать конструктивный модерн линии должны быть занудненько ровными, всё должно быть просто, логично, оправданно. Современные мебельные производства охотно имитируют именно это направление. Хороший пример - на следующей фотографии.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Introduction to Sequences | Limit of a Sequence
1 | <== 2 ==> | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.22 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.22 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7