Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






c). Skill of oral persuasion


Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 378



Термин "промывание мозгов", предложенный в 1951 году журналистом Эдвардом Хантером, часто используется как синоним контроля сознания. (Hunter Edward. Brainwashing. NY: Farrar, Straus & Gudahy, 1956.) Хантер перевел это слово с китайского /ш пао, (буквально "промывать мозг"), чтобы описать процесс, в результате которого американцы, взятые в плен во время корейской войны, смогли внезапно изменить присяге и признаться в вымышленных военных преступлениях. Как могло случиться, что спустя несколько недель после захвата в плен вышколенный военный персонал признается в преступлениях, которых не было, соглашается с лишением свободы и полностью меняет свои убеждения? В 1950-х годах армейским психологам и психиатрам Маргарет Сингер, Роберту Лифтону, Луису Весту и Эдгару Шайну поручили исследовать феномен трансформации мышления и разработать на будущее стратегию защиты от него.

Как и Лифтон, Эдгар Шайн обратился к программам промывания мозгов, примененным в Китае. Его книга "Принудительное убеждение", которую он создал на основе бесед с бывшими американскими военнопленными, отражает мысли Лифтона о том, что физическое принуждение было, вероятно, важным элементом "промывания мозгов". (Schein Edgar with Schneier Inge & Barker Curtis. Coercive Persuasion. NY: W.W.Norton & Company, 1971.) Однако позднее Лифтон пришел к убеждению, что реформирование мышления фактически могло осуществляться и без физического принуждения или насилия. (Lifton Robert Jay. Destroying the World to Save It: Aum Shinrikyo, Apocalyptic Violence, and the New Global Terrorism. NY: Metropolitan Books, 1999. See also: Zablocki Benjamin. The Blacklisting of a Concept: The Strange History of the Brainwashing Conjecture in the Sociology of Religion // Nova Religio: The Journal of Alternative and Emergent Religions. Vol. 1. No. 1. October 1997; Anthony Dick & Rabbins Thomas. Law, Social Science and the "Brainwashing" exception to the First Amendment // Behavioral Sciences and the Law. Vol. 10. 1992; Robbins Thomas & Anthony Dick, eds. In Gods We Trust: New Patterns of Religious Pluralism in America. Transaction Press, 1990.)

Будучи старшим психологом в армейском госпитале Уолтера Рида в 1950-е годы, Маргарет Сингер изучала реформирование мышления на примере бывших военнопленных корейской войны. Продолжая заниматься изысканиями в сфере культового контроля сознания, Сингер суммирует пятидесятилетний опыт работы с процессами реформирования мышления в книге "Культы среди нас". ( Singer Margaret & Lalich Janja. Cults in Our Midst, Jossey-Bass 1997. ) Она выводит шесть условий реформирования мышления.

Шесть условий реформирования мышления по М. Сингер

10. Установление контроля над временем, в котором существует человек, особенно в периоды размышлений, и над физической окружающей средой.

11. Создание у новичка ощущения бессилия, страха и зависимости при одновременном обеспечении образцами, демонстрирующими новые поведенческие стандарты, следование которым желательно для лидера.

12. Манипулирование поощрениями, наказаниями и переживаниями новичка (в том числе и с использованием измененных состояний сознания) с целью подавить прежнее социальное поведение и социальные установки новичка.

13. Манипулирование поощрениями, наказаниями и переживаниями с целью достижения необходимого лидерам поведения и установок.

14. Создание жестко контролируемой системы с замкнутой на себе логической системой, внутри которой инакомыслящих заставляют чувствовать себя так, будто их сомнения свидетельствуют об их изначальной неполноценности.

15. Новичков держат в неведении относительно контроля их сознания и изменения последнего. Лидеры не в состоянии реформировать мышление человека в условиях полной реализации его умственных способностей и его информированного согласия.

С моей точки зрения, ключевые различия между "промыванием мозгов" и контролем сознания (или реформированием мышления) заключаются в следующем: термин "промывание мозгов", как правило, связывается в людских умах с открытым принуждением, с образом заключенного в руках всесильных тюремщиков. Процесс "промывания мозгов" предполагает изначальное отношение субъекта к "агентам влияния" как к "врагам".

В условиях контроля сознания "агенты влияния" рассматриваются как друзья или наставники. Они добиваются ослабления личностной защиты, делая людей более уязвимыми для манипулирования. Ключ к успеху контроля сознания состоит в его искусности, в том способе, с помощью которого у объекта влияния поддерживается иллюзия контроля над ситуацией. Человек полагает, что "делает собственный выбор", тогда как фактически подвергается мощному социальному влиянию, имеющему цель разорвать связь между его собственным критическим сознанием и способностью к принятию решений. Другими словами, он верит, что решил добровольно отказаться от свободной воли в пользу Бога, лидера или идеологии. Когда человек пытается со стороны оценить масштабы социального влияния, которому он подвергся, степень манипулирования становится весьма очевидной.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
A) Historical Background | Exercise 1
1 | <== 2 ==> |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.198 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.198 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7